Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок»


Скачать 136.76 Kb.
Название Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок»
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Муниципаьное бюджетное дошкольное

образоватеьное учреждение №10,

г. Сковородино

Паспотр экологической тропы

на территории детского сада «Медвеженок»
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=310fc5c523ead38668ff73da17f46eb9&n=33&h=215&w=269

Г. Сковородино, 2017 год

Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов    растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

Цели экологической тропы:

  1. Развитие экологической воспитанности, бережного отношения к природе у дошкольников.

  2. Развитие наблюдательности, познавательной активности при работе на экологической тропе.

  3. Воспитание трудолюбия. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

              Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов    растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.  

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные объекты экологической тропы МБДОУ №10:

  1. Лужайка-отдыхайка.

  2. Черемуха душистая

  3. Дед Пенек

  4. Цветочный рай

  5. Птичья столовая

  6. Тополиная роща

  7. Лесная полянка

  8. Райский уголок

  9. Фитогрядка

  10. Две березки

  11. Метеостанция

  12. Экология в книгах (книжная полка, на которой находится дополнительная информация для более тчательного изучения вопросов об экологии).

Краткое описание объектов

Объект №1 Лужайка-отдыхайка

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

Объект №2 Черемуха душистая

На данном объекте представлено растение цветущее и плодоносящее –черемуха, с помощью которого дети смогут наблюдать за превращениями в течении лета за этим растением.

Объект №3 Дед пенек

Здесь представлен трухлявый пень от дерева, на котором уже образовался мох.

Объект №4 Цветочный рай

Это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

Объект №5 Птичья столовая

Цель данного объекта: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Здесь представлены кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.

Объект №6 Тополиная роща

На объекте высажены тополя, за котором дети смогут наблюдать за сезонными изменениями у растения.

Объект №7 Лесная полянка

Это зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми).

Объект №8 Райский уголок

Небольшое озерцо с попугаем отражает элементы естественного природного ландшафта и привлекает своей сказочностью.

Объект №9 Фитогрядка

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Объект № 10 Две березки

На территории ДОУ не растет береза, но мы ее нашли у наших соседей. И теперь с удовольствием наблюдаем за сезонными изменениями белоствольной красавицы.

Объект №10 Метеостанция

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Формы и методы работы на экологической тропе:

  • экологические беседы;

  • экологические экскурсии;

  • уроки доброты;

  • уроки мышления;

  • экологические кружки;

  • экологические конкурсы;

  • КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

  • экологические акции;

  • обсуждение и проигрывание ситуаций;

  • трудовой десант;

  • зелёный патруль;

  • клуб исследователей природы;

  • лаборатория юного эколога;

  • составление экологических карт;

  • ведение «Панорамы добрых дел»;

  • ведение фенологических календарей природы;

  • коллекционирование;

  • экологические выставки и экспозиции;

  • экологические музеи;

  • день (неделя) экологического творчества;

  • экологические праздники и фестивали;

  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

  • экологические сказки;

  • экологические тренинги;

  • инсценировки, театрализации и т. д.

  • создание видеофильмов, презентаций, слайд-шоу.

Экологические наблюдения

Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Экологические экскурсии-экспедиции

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы».

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционирование

Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

Коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природ, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Обсуждение и проигрывание ситуаций

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

  • Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

  • Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.

  • Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.


Муниципаьное бюджетное дошкольное

образоватеьное учреждение №10,

г. Сковородино

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Экологической тропе"

http://gov.cap.ru/userfiles/news/201404/11/84312234912067.jpg


Г. Сковородино, 2017 год
1.   Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.

2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3.   Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4.   Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5.   Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Похожие:

Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Дошкольное образовательное учреждение детский сад «родничок» села...
Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Мбдоу марининский детский сад «Золотой ключик»
Вопросы работы с документами детского сада регулируются настоящим Положением, Уставом детского сада и законодательством Российской...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Создание мест гнездований уток-гоголей в искусственных дуплянках...

Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Рабочая программа воспитателя старшей разновозрастной группы детского...
Детский сад «Солнечный зайчик» филиал мбдоу детского сада «Березка» комбинированного вида
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Пояснительная записка Программа развития детского сада
Программа развития детского сада – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Отчет о результатах самообследования мдоу детского сада комбинированного вида №46
Проведение внутренней экспертизы с целью всестороннего анализа деятельности мдоу детского сада комбинированного вида №46 за 2016-2017...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Методические рекомендации по организации экологической тропы в доу...
Автор – составитель: Иштыкова Е. А., воспитатель, старший воспитатель, высшая квалификационна категория
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Настоящий Устав регламентирует деятельность муниципального дошкольного...
Учреждение, созданного путём реорганизации муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №20 города...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Положение о региональной методической выставке «Современная образовательная среда детского сада»
Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения виртуальной методической выставки «Современная образовательная среда...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Инструкция по охране труда при работе в пищеблоке детского сада иот 045 2014
К работе в пищеблоке детского сада допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие специальную подготовку, обученные охране труда в...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Инструкция по пожарной безопасности мкдоу детского сада «Чебурашка»
Инструкция устанавливает правила пожарной безопасности для всех работников мкдоу детского сада «Чебурашка»
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Рабочая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №216
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста...
В основе данной программы лежит идея реализации в максимально полном объеме образовательного, воспитательного и развивающего потенциала...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Инструкция по охране труда по противодействию терроризму и действиям...
Действия сотрудников доу при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании детского сада и на его территории
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon М. Б. Косьяненко Основная общеобразовательная программа муниципального...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения муниципального детского сада комбинированного вида...
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» icon Годовой план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада №409

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск