Автор: Вороновская Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Верещакская СОШ»
Класс, учебник: 1 класс. Окружающий мир. А.А. Плешаков «Школа России»
Тема: «КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?» Урок «открытия» нового знания
Оборудование: различные виды кормушек, таблица «Зимующие птицы», школьный словарик «Птицы России», шапочки для сценки; у учащихся – пакеты из-под молока, ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.
Предметные
Обучающийся научится: различать зимующих птиц на картинках и в природе; распознавать птиц, зимующих в наших краях, их питание зимой; понимать важность заботы о зимующих птицах; обсуждать устройство и формы кормушек и выбирать корм для птиц.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: наблюдать зимующих птиц в окружающем мире; мастерить кормушки и подкармливать птиц.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
Работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Технологическая карта урока
№ п/п
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Средства обучения
|
1.
|
Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
|
- Встали, подровнялись, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
– Готовы к уроку?
- На вас надеюсь я, друзья.
Вы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
|
Тут зверюшки и пичужки. Игры, песни, все для нас! Пожелаем всем удачи – За работу! В добрый час!
Руки на месте. Ноги на месте. Локти у края. Спина прямая.
|
Предметные
Обучающийся научится: различать зимующих птиц на картинках и в природе; распознавать птиц, зимующих в наших краях, их питание зимой; понимать важность заботы о зимующих птицах; обсуждать устройство и формы кормушек и выбирать корм для птиц.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: наблюдать зимующих птиц в окружающем мире; мастерить кормушки и подкармливать птиц.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
Работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
|
Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз
|
2.
|
Актуализация знаний и мотивация
(4-5 мин)
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
|
Индивидуальная форма работы: задание для самостоятельного выполнения, требующее нового способа действия
Тест
Последнее задание с затруднением
Животные и их жилища
- Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.
- Отгадайте загадки. О каких животных идет речь?
- Для чего животным нужен дом?
- Что животным необходимо для жизни?
Как звери готовились к зиме?
- Посмотрите в окно. Какое время года у нас? Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Как звери готовились к зиме? Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.
(Идет кукольный спектакль.)
- На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла?
- Ребята, как же звери готовились к зиме?
- Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли.
- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
- Многие птицы улетают от нас на зиму в теплые края. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
|
Самостоятельно выполняют тест.
Фиксируют возникшее затруднение (мотив).
- Что необходимо животным для жизни?
Отгадывают загадки. Соединяют стрелками животное и его жилище.
- В своем жилище животные выводят детенышей, там тепло.
- Пища, воздух, вода, тепло, свет.
Белка. Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.
Мышь. Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
Лиса. Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна я , бедная, зимой и летом одним цветом.
- Заяц шубу сменил, стал белым, белка была рыжая – стала серая.
(К доске выходят дети, на голове которых шапочки птиц.)
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают.
Называют перелетных и зимующих птиц по наблюдениям, по таблице и схеме.
|
Тест
Загадки
Слайд «Животные и их жилища» в электронном приложении
Кукольный спектакль
Инсценирование
Таблица «Зимующие и перелетные птицы», схема
|
3.
|
Постановка учебной задачи
(4-5 мин)
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
|
- Отгадайте загадки Муравьишки.
- Где вы видели этих птиц?
- Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам?
- А можем ли мы им помочь и как?
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
- Прочитайте тему урока на с.74 учебника.
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Отгадывают загадки, показывают птиц
- В городе, рядом с человеком.
Морозы жестокие В этом году… Тревожно за яблоньку В нашем саду. Тревожно за Жучку – В ее конуре
Такой же морозище, Как на дворе.
Но больше всего Беспокойно за птиц, За наших воробышков, Галок, синиц: Ведь очень уж холодно В воздухе им. Поможем ли мы Беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда
Им будет легко Пережить холода. Е. Благинина
- О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.
Читают в учебнике:
- Как зимой помочь птицам?
|
|
Загадки Муравьишки.
Картинки с изображением птиц.
Стихотворение
Учебник
|
4.
|
«Открытие» детьми нового знания
(7-8 мин)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
|
Беседа, работа по учебнику
- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Зимующие птицы»
- Рассмотрите птиц на рисунке на с. 74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.
- Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие?
- Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.
Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, что это?
Учитель показывает кормушку.
- Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 52).
У. Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание в парах. Проверьте себя по учебнику.
|
Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе.
Свиристель – птица с хохолком на голове.
Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют – красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.
Красный фрак на птичке этой, И зимой она приметна, Как рябина на снегу. Я ей кормом помогу.
Воробей – маленькая серенькая птичка.
Синица имеет желтую грудку.
Поползень – птица-акробат, лазает по деревьям.
- Сороки, вороны, глухари, рябчики.
- Кормушка.
Учащиеся рассматривают нижний рисунок на с.74 и обсуждают разные виды кормушек.
Рабочая тетрадь. №1 (с. 52).
Работа в парах.
Самопроверка по учебнику.
|
|
Презентация «Зимующие птицы»
Учебник
Кормушка
Учебник
Рабочая тетрадь
Учебник
|
5.
|
Первичное закрепление
(4-5 мин)
Цель: усвоение нового способа действий
|
Практическая работа в парах
- Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают
- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой?
- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают?
- Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.
Затем учитель организует выставку кормушек.
|
Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.
- Подкармливать птиц.
Практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм.
Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (с.53, №3)
|
|
Рабочая тетрадь.
Схема-инструкция
Выставка кормушек.
|
6.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(4-5 мин)
Цель: интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
|
- Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц? Выполните задание.
Сценка
- Ребята, вот какой разговор подслушал наш Муравьишка.
- Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.
- Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
- Какой же корм им нужен?
Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит.
Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.
Беседа, работа по учебнику - Прочитайте текст на с.75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.
- А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите?
- Придумайте историю по этому рисунку.
Работа с выставкой книг
- Какие книги представлены на выставке?
- Что нового вы узнали?
|
Запомнить правила подкормки птиц.
Самостоятельная работа.
Нужно правильно выбрать корм для птиц.
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний – Путешественник-скворец… Вот и зимушке конец.
З.Александрова
Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц.
Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!
Щегол. Семечки в столовой не давленные. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера семена раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Читают текст, запоминают корм
- Это дрозды-рябинники.
Творческое задание
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха – тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.
Прикормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Приручите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
|
|
Рабочая тетрадь.
Стихотворение.
Сценка.
Образцы корма.
Учебник
Рисунок в учебнике
Стихотворение
Выставка книг
|
7.
|
Включение в систему знаний и повторение
(7-8 мин)
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
|
Слайд №2. Какие птицы прилетают зимой к кормушке?
- Проверим, как вы справились с заданием.
- Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке.
- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм?
Слайд №3. Помощь птицам зимой
- Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.
|
Выбирают птиц, называют их
Выбирают корм для своей кормушки.
|
|
Электронное приложение
Электронное приложение
|
8.
|
Рефлексия деятельности
(итог урока)
(2-3 мин)
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
|
- Ребята, давайте ответим на вопросы учебника (с.75, в рамке).
- Оцените свои достижения на уроке.
Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.
- Где можно использовать новые знания?
- Что нужно сделать еще?
Рекомендации для занятий дома
1.Рабочая тетрадь: №2, №4 (с.54).
2.С родителями смастерить кормушку и повесить ее недалеко от своего дома. Положить в кормушку подходящий корм.
3.Найдите и прочитайте информацию о зимующих птицах в школьном словарике «Птицы России», в атласе-определителе «От земли до неба». Поделитесь своими знаниями с одноклассниками. (Эту работу можно провести в группах.)
|
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Читают вопросы, отвечают на них.
Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.
|
|
Учебник
Знаки для самооценки
|
|