«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания


Скачать 198.53 Kb.
Название «как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Автор: Вороновская Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Верещакская СОШ»

Класс, учебник: 1 класс. Окружающий мир. А.А. Плешаков «Школа России»

Тема: «КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?» Урок «открытия» нового знания

Оборудование: различные виды кормушек, таблица «Зимующие птицы», школьный словарик «Птицы России», шапочки для сценки; у учащихся – пакеты из-под молока, ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.
Предметные

Обучающийся научится: различать зимующих птиц на картинках и в природе; распознавать птиц, зимующих в наших краях, их питание зимой; понимать важность заботы о зимующих птицах; обсуждать устройство и формы кормушек и выбирать корм для птиц.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: наблюдать зимующих птиц в окружающем мире; мастерить кормушки и подкармливать птиц.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

 Работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

1.

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне


- Встали, подровнялись, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

– Готовы к уроку?

- На вас надеюсь я, друзья.
Вы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!


Тут зверюшки и пичужки. Игры, песни, все для нас! Пожелаем всем удачи – За работу! В добрый час!

Руки на месте. Ноги на месте. Локти у края. Спина прямая.

Предметные

Обучающийся научится: различать зимующих птиц на картинках и в природе; распознавать птиц, зимующих в наших краях, их питание зимой; понимать важность заботы о зимующих птицах; обсуждать устройство и формы кормушек и выбирать корм для птиц.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: наблюдать зимующих птиц в окружающем мире; мастерить кормушки и подкармливать птиц.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

 Работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Личностные

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз

2.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Индивидуальная форма работы: задание для самостоятельного выполнения, требующее нового способа действия

Тест

Последнее задание с затруднением

Животные и их жилища

- Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.

- Отгадайте загадки. О каких животных идет речь?

- Для чего животным нужен дом?

- Что животным необходимо для жизни?

Как звери готовились к зиме?

- Посмотрите в окно. Какое время года у нас? Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Как звери готовились к зиме? Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.

(Идет кукольный спектакль.)

- На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла?

- Ребята, как же звери готовились к зиме?

- Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли.

- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

- Многие птицы улетают от нас на зиму в теплые края. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.


Самостоятельно выполняют тест.

Фиксируют возникшее затруднение (мотив).

- Что необходимо животным для жизни?

Отгадывают загадки. Соединяют стрелками животное и его жилище.

- В своем жилище животные выводят детенышей, там тепло.

- Пища, воздух, вода, тепло, свет.

Белка. Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.

Мышь. Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.

Лиса. Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна я , бедная, зимой и летом одним цветом.

- Заяц шубу сменил, стал белым, белка была рыжая – стала серая.

(К доске выходят дети, на голове которых шапочки птиц.)

Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная, цапля?

Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают.

Называют перелетных и зимующих птиц по наблюдениям, по таблице и схеме.

Тест

Загадки

Слайд «Животные и их жилища» в электронном приложении

Кукольный спектакль

Инсценирование

Таблица «Зимующие и перелетные птицы», схема

3.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

- Отгадайте загадки Муравьишки.

- Где вы видели этих птиц?

- Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам?

- А можем ли мы им помочь и как?

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

- Прочитайте тему урока на с.74 учебника.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Отгадывают загадки, показывают птиц

- В городе, рядом с человеком.

Морозы жестокие В этом году… Тревожно за яблоньку В нашем саду. Тревожно за Жучку – В ее конуре

Такой же морозище, Как на дворе.

Но больше всего Беспокойно за птиц, За наших воробышков, Галок, синиц: Ведь очень уж холодно В воздухе им. Поможем ли мы Беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда

Им будет легко Пережить холода. Е. Благинина

- О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.

Читают в учебнике:

- Как зимой помочь птицам?




Загадки Муравьишки.

Картинки с изображением птиц.

Стихотворение

Учебник


4.

«Открытие» детьми нового знания

(7-8 мин)

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Беседа, работа по учебнику

- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Зимующие птицы»

- Рассмотрите птиц на рисунке на с. 74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.

- Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие?

- Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.

Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, что это?

Учитель показывает кормушку.

- Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 52).

У. Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание в парах. Проверьте себя по учебнику.


Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Свиристель – птица с хохолком на голове.

Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют – красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.

Красный фрак на птичке этой, И зимой она приметна, Как рябина на снегу. Я ей кормом помогу.

Воробей – маленькая серенькая птичка.

Синица имеет желтую грудку.

Поползень – птица-акробат, лазает по деревьям.

- Сороки, вороны, глухари, рябчики.

- Кормушка.

Учащиеся рассматривают нижний рисунок на с.74 и обсуждают разные виды кормушек.

Рабочая тетрадь. №1 (с. 52).

Работа в парах.

Самопроверка по учебнику.




Презентация «Зимующие птицы»

Учебник

Кормушка

Учебник

Рабочая тетрадь

Учебник

5.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Цель: усвоение нового способа действий

Практическая работа в парах

- Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают

- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой?

- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают?

- Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.

Затем учитель организует выставку кормушек.

Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

- Подкармливать птиц.

Практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм.

Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (с.53, №3)






Рабочая тетрадь.

Схема-инструкция

Выставка кормушек.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4-5 мин)

Цель: интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

- Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц? Выполните задание.

Сценка

- Ребята, вот какой разговор подслушал наш Муравьишка.

- Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.

- Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

- Какой же корм им нужен?

Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит.

Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.

Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.

Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.

Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.

А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.

Беседа, работа по учебнику - Прочитайте текст на с.75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

- А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите?

- Придумайте историю по этому рисунку.

Работа с выставкой книг

- Какие книги представлены на выставке?

- Что нового вы узнали?


Запомнить правила подкормки птиц.

Самостоятельная работа.

Нужно правильно выбрать корм для птиц.

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний – Путешественник-скворец… Вот и зимушке конец.

З.Александрова

Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц.

Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Щегол. Семечки в столовой не давленные. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера семена раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Читают текст, запоминают корм

- Это дрозды-рябинники.

Творческое задание

- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха – тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.

Прикормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Приручите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.





Рабочая тетрадь.

Стихотворение.

Сценка.

Образцы корма.

Учебник

Рисунок в учебнике

Стихотворение

Выставка книг


7.

Включение в систему знаний и повторение

(7-8 мин)

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Слайд №2. Какие птицы прилетают зимой к кормушке?

- Проверим, как вы справились с заданием.

- Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке.

- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм?

Слайд №3. Помощь птицам зимой

- Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.


Выбирают птиц, называют их

Выбирают корм для своей кормушки.




Электронное приложение

Электронное приложение

8.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

(2-3 мин)

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- Ребята, давайте ответим на вопросы учебника (с.75, в рамке).

- Оцените свои достижения на уроке.

Подведение итогов урока

- Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.

- Где можно использовать новые знания?

- Что нужно сделать еще?

Рекомендации для занятий дома

1.Рабочая тетрадь: №2, №4 (с.54).

2.С родителями смастерить кормушку и повесить ее недалеко от своего дома. Положить в кормушку подходящий корм.

3.Найдите и прочитайте информацию о зимующих птицах в школьном словарике «Птицы России», в атласе-определителе «От земли до неба». Поделитесь своими знаниями с одноклассниками. (Эту работу можно провести в группах.)


Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Читают вопросы, отвечают на них.

Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.





Учебник

Знаки для самооценки

Похожие:

«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Как зимой помочь птицам?"
Автор учебника: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, Москва «Просвещение» 2011 г
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Как зимой помочь птицам?
Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Тема: Как зимой помочь птицам
Обучение ууд: регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Урок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Проекта «Зимующие птицы нашего села» выбрана мной не случайно. Ведь...
Проблема: слабые экологические знания о зимующих птицах нашего села, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Учитель – ученик; ученик – ученик
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Урок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Как помочь матери приложить ребенка к груди
Наблюдать кормление ребенка грудью, дать оценку: если мать нуждается в помощи, то помочь ей
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon По первой жизненной дороге. На все вопросы «что?» да «как?»
Добрыми друзьями для ребенка остаются педагоги, которые отдают ему все свои силы и знания. Свое детство мы уже не изменим, а помочь...
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Урок Как Совмещать формы? Урок Как Использовать функцию «Отрежь и Сшей (оверлоком)»
Если Вы хотите хорошо посадить изделие на фигуре, приходится тщательно работать с выкройкой. Особенно хлопотный процесс, когда (с...
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Открытый урок
Решать проблемные ситуации, применять имеющиеся знания на практике, работа в группе
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Урок-путешествие • 9 класс Цель: систематизировать и расширить знания...
«Сера и ее соединения»; рассмотреть свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты; научить учащихся применять на практике...
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Урок по разделу «Кислородсодержащие органические соединения»
Цель урока: обобщить знания о функциональных группах кислородсодержащих органических соединений
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon «Системно-деятельностный подход к обучению школьников фгос второго...
Т традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность,...
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon 1. Методология, метод, техника и процедура как понятия социологического исследования
«Метода», тем не менее стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также...
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания icon Процессуальный аспект
Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением?...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск