Скачать 80.06 Kb.
|
Урок окружающего мира в 1 классе учителя начальных классов МОУ Гавриловская СОШ Румянцевой Татьяны Геннадьевны. УМК «Школа России» Учебник: Плешаков А.А.Окружающий мир.1 класс. Тема урока: Как зимой помочь птицам? Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма. Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц. Оборудование: рисунки зимующих птиц, персональный компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», презентация «Зимующие птицы», кормушка, корм для птиц, Мудрая черепаха; у учащихся – пакеты из-под молока, ножницы, линейка, верёвочка, цветные карандаши. Ход урока 1. Организационный момент. Пришло гостей немало к нам. Собраться с духом надо нам. Улыбнёмся и начнём работу. 2. Актуализация знаний. -На прошлом уроке мы узнали как живут животные. -Что необходимо животным для жизни? (Воздух, вода, тепло, свет, пища.) -Откройте тетрадь «Проверим себя» на стр. 22.Выполните задания 1 и 2. -Как называется жилище бобра? -Кто приготовил сообщение о жизни животных? Задание на новое знание. -С какими группами животных мы знакомы? Таблица «Какие бывают животные.) -Кто такие птицы? -Мудрая черепаха принесла нам телеграмму.
-Кто прислал телеграмму? (Зимующие птицы.) -Каких птиц назовём зимующими? -Выберите рисунки на которых изображены птицы, зимующие с нами. 3.Проблемное объяснение нового знания. Самоопределение к деятельности. -Какое было задание? -Почему выполнение задания вызвало затруднение? -Птицы пишут: «Срочно нужна помощь!» Какой возникает вопрос? (Как помочь птицам?) -Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. -Прочитайте тему урока на с.74 учебника. (Как зимой помочь птицам?) -Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Работа по теме урока. 1.Беседа с использованием ИКТ. Презентация «Зимующие птицы». 1)Маленький мальчишка В сером армячишке, По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей.) 2) Поползень гнездо в дупле делает, но дупла сам не выдалбливает – не умеет. Найдёт он чьё-нибудь старое, заброшенное дупло и поселится там. А чтобы кто чужой в дупло не забрался, замазывает поползень вход глиной, только узенькую лазейку для себя оставляет. Поползень – нарядная птичка. Спинка у него серая, почти голубая, а брюшко и грудь – белые; от клюва через глаз чёрная полоска идёт. И ещё одна примета: поползень умеет по коре дерева вниз головой бегать. 3) Свиристель-птица с хохолком на голове. 4)Спиною зеленовата, Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) 5) Красный фрак на птичке этой, И зимой она приметна, Как рябина на снегу. Я ей кормом помогу. (Снегирь.) -Когда вы видели этих птиц? -Вспомните, каких ещё птиц вы видели зимой в наших краях. В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель!» И ставит подпись … (дятел). Бела как снег, Зелена как лук, Черна как жук, Поёт как бес, Повёртка в лес. (Сорока.) Работа с атласом – определителем « От земли до неба» -Определите с помощью атласа-определителя названия птиц. Клёст – еловик. Клюв у взрослых клестов необычный – с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот – отличное орудие для обработки шишек. Чьи малыши в лесной глуши в холод лютый раздеты, разуты? Королёк весит 5-6 граммов! Это самые маленькие из наших птиц.(Воробей в пять раз тяжелее.) Зимой остаются, такие крошки, в наших заснеженных лесах. Очень подвижны эти птички – ни минуты не сидят на месте. Держатся всегда стайками. Ночами корольки садятся все вместе на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются. А почему королёк корольком называется? На голове у этой птички золотая (ярко – жёлтая или оранжевая) полоска. Как будто корона! -Кроме этих птиц, у нас ещё зимуют птицы кочующие. Они прилетают к нам с севера. Это снегири, чечётки, щеглы, чижи. Чиж сам маленький, а живёт в вершинах высоких елей. И окраска зеленоватая, под цвет еловой хвои. С осени кочуют они по садам, перелескам, отыскивают семена ольхи, берёзы, сорняков разных. Чечётка. Птичка маленькая, меньше воробья, буроватая. Но есть в скромной одежде украшение. Красная шапочка, лихо сдвинутая на лоб, чёрное пятно под клювом, как бант у артиста. А у самцов вся грудь красная. Чечёток можно хорошо разглядеть, если осторожно приблизиться к берёзе или ольхе, на которой они кормятся. Птицы эти не пугливы – сразу не улетают. 4.Первичное закрепление Работа по учебнику. -Рассмотрите птиц на рисунке на стр. 74. Прочитайте их названия. -Найдите отличительные признаки каждой птицы. Свиристель-птица с хохолком на голове. Снегирь-птица с красной грудкой. Её так и называют - красногрудая птица. Прилетает с первым снегом. Воробей-маленькая серенькая птичка. Синица имеет жёлтую грудку. Поползень – птица - акробат, лазает по деревьям. 5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа в рабочей тетради. 1)Задание 1 стр. 52. 2) Самопроверка по учебнику. 3) Самооценка. -Что нужно было сделать в этом задании? -Удалось получить результат? -Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой? -Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? 3)Задание повышенной сложности.№2 стр. 52. Физкультминутка. Птички прыгают, летают, Птички крошки собирают. Пёрышки почистили, Клювики почистили. Птички летают, поют. Зёрнышки птички клюют. 4.Беседа. -Почему эти птицы не улетают от нас на зиму? -Чем питаются зимующие у нас птицы? -А теперь рассмотрите рисунок на стр.75 учебника. -Каких птиц вы видите? (Это дрозды – рябинники.) Эти птицы с серыми головками и желтоватыми грудками в чёрных пестринках, шумными стайками налетают на рябину. Это кочующие птицы. -Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды – рябинники. Пёстрый дятел постучит по стволу дерева носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить. -Что страшнее птицам зимой: холод или голод? -Голод. Голодные птицы погибают. А сытому и мороз не страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. -Как вы думаете, легко ли птицам зимой отыскать корм? - Зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. -Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам? Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку - в её конуре Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода. Е. Благинина. -Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам? Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, это что? (Кормушка.) -У кого дома есть кормушки для птиц? -Из чего вы сделали кормушки? -Какие птицы прилетают к вам на кормушку? -Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц. Учащиеся рассматривают нижний рисунок на стр. 74 и обсуждают разные виды кормушек. Кормовой столик – дощечка с низенькими бортами, установленная на высокой ножке. Кормушка – домик. Кормушка – булавка. ИКТ.Кормушки. -Посмотрите, какую кормушку смастерил Муравьишка. Практическая работа в парах. -Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета. -Какие инструменты нам потребуются? Повторение правил работы с ножницами. Изготовление кормушки. Учащиеся делают кормушку по схеме - инструкции в рабочей тетради (стр.53, №3). Юля читает стихотворение «Новая столовая» Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед Будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду А в четверг со всех краёв - Стаи жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело 7 сорок. Работа в группе. -Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. -Подберите подходящий корм для птиц. (В коробке у учителя.) -Что вы выбрали? Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв. Просо и пшено любят щеглы, воробьи, свиристели. Арбузные и дынные семечки - корм для синиц, поползней, дятлов. Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше подвесить рядом с кормушкой. На этот корм слетятся чечётки, снегири, щеглы, синицы. Снегири охотно поедят семена конского щавеля, клёна, ясеня, липы. Ягоды рябины, черёмухи любят снегири и свиристели. А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся любители. Жалобы от наших друзей (у Мудрой черепахи). Поползень. Семечки в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке. Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят. Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки? Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали, что ли. Сойка. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове! Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Самостоятельная работа в рабочей тетради стр.53 №3 (2). -Работа по учебнику. -Прочитайте на стр. 75, какой корм подходит для птиц. Запомните! Матвей. «Наши друзья». Каждый день, когда встаём Мы с братишкою вдвоём, Взяв крупы и хлебных крошек, На крыльцо бежим скорей. Много ласковых, хороших Прилетает к нам друзей. На кормушке, сидя, птицы Чистят крылышки свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры - воробьи. Ждут нас так же терпеливо И красавцы - снегири. Все привыкли – не пугливы. Хоть руками их бери. (Г. Ладонщиков.) Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Рефлексия. Работа с электронным приложением к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. -Какие птицы зимуют в наших краях? -Как можно сделать кормушку для птиц? -Какой корм подходит для подкормки птиц? -Оцените свои достижения на уроке. (Ученики достают один из знаков и объясняют свой выбор.) Подведение итогов урока. -Вернёмся к учебной задаче урока. -Вы научились различать зимующих птиц? -Вы сможете смастерить кормушку для птиц? -Сможете правильно подобрать корм для птиц? В первом классе 1 мальчик и 2 девочки. Все они сегодня на уроке поняли, как зимой помочь птицам. Сколько же детей этого класса постарается с сегодняшнего дня помогать зимующим птицам? Задание в рабочей тетради №4: развесить кормушки и положить корм для птиц. |
Тема: Как зимой помочь птицам Обучение ууд: регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия |
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания Автор: Вороновская Ольга Викторовна, учитель начальных классов мбоу «Верещакская сош» |
||
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Как зимой помочь птицам?" Автор учебника: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, Москва «Просвещение» 2011 г |
Учитель – ученик; ученик – ученик Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним |
||
Как помочь матери приложить ребенка к груди Наблюдать кормление ребенка грудью, дать оценку: если мать нуждается в помощи, то помочь ей |
Проекта «Зимующие птицы нашего села» выбрана мной не случайно. Ведь... Проблема: слабые экологические знания о зимующих птицах нашего села, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой |
||
Процессуальный аспект Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением?... |
Говоря простым языком, это означает, что ребенка укачало. Как можно помочь? Кинетоз или болезнь движения – так называют врачи такое состояние, когда тошнит в дороге. Говоря простым языком, это означает, что... |
||
Положение о проведении краевой экологической акции «Птицы Кубани»... В образовательных организациях Новокубанского района проводится операция «Птицам наша забота» в рамках акции «Птицы Кубани». Заявки... |
Как помочь себе и своим близким, друзьям и знакомым в чрезвычайной... Как помочь себе и своим близким, друзьям и знакомым в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера? Что нужно сделать,... |
||
Как я победила рак. Дневник исцеления я победила! И сейчас, благодаря... Я победила! И сейчас, благодаря этим записям, могу рассказать вам, как прошла этот путь. Я очень хочу помочь всем, кто нуждается... |
Правила поведения детей во время зимних каникул Главное правило поведения... Главное правило поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! |
||
Правила поведения детей во время зимних каникул Главное правило поведения... Главное правило поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! |
Памятка для родителей «Как играть с детьми в народные игры» Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.... |
||
Как приучить ребенка читать? Этот вопрос, пожалуй, нет. Впрочем, есть ряд рекомендаций, которые могут помочь заинтересовать ребенка книгами |
Консультация для педагогов Подвижные игры, как средство физического... Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить... |
Поиск |