Как зимой помочь птицам?


Скачать 80.06 Kb.
Название Как зимой помочь птицам?
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Урок окружающего мира в 1 классе
учителя начальных классов МОУ Гавриловская СОШ
Румянцевой Татьяны Геннадьевны.

УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А.Окружающий мир.1 класс.

Тема урока: Как зимой помочь птицам?

Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.

Оборудование: рисунки зимующих птиц, персональный компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», презентация «Зимующие птицы», кормушка, корм для птиц, Мудрая черепаха;
у учащихся – пакеты из-под молока, ножницы, линейка, верёвочка, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

Пришло гостей немало к нам.
Собраться с духом надо нам.

Улыбнёмся и начнём работу.
2. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы узнали как живут животные.

-Что необходимо животным для жизни? (Воздух, вода, тепло, свет, пища.)

-Откройте тетрадь «Проверим себя» на стр. 22.Выполните задания 1 и 2.

-Как называется жилище бобра?

-Кто приготовил сообщение о жизни животных?

Задание на новое знание.

-С какими группами животных мы знакомы? Таблица «Какие бывают животные.)

-Кто такие птицы?

-Мудрая черепаха принесла нам телеграмму.

Телеграмма

Наши маленькие друзья!

Срочно нужна ваша помощь!

Живём в вашей деревне, рядом с вами.

Зимующие птицы.


-Кто прислал телеграмму? (Зимующие птицы.)

-Каких птиц назовём зимующими?

-Выберите рисунки на которых изображены птицы, зимующие с нами.

3.Проблемное объяснение нового знания.

Самоопределение к деятельности.

-Какое было задание?

-Почему выполнение задания вызвало затруднение?

-Птицы пишут: «Срочно нужна помощь!» Какой возникает вопрос?

(Как помочь птицам?)

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

-Прочитайте тему урока на с.74 учебника. (Как зимой помочь птицам?)

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Научимся

различать птиц, зимующих в наших краях,

делать кормушку,

подбирать корм для птиц.

Работа по теме урока.

1.Беседа с использованием ИКТ. Презентация «Зимующие птицы».

1)Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)

2) Поползень гнездо в дупле делает, но дупла сам не выдалбливает – не умеет. Найдёт он чьё-нибудь старое, заброшенное дупло и поселится там. А чтобы кто чужой в дупло не забрался, замазывает поползень вход глиной, только узенькую лазейку для себя оставляет.
Поползень – нарядная птичка. Спинка у него серая, почти голубая, а брюшко и грудь – белые; от клюва через глаз чёрная полоска идёт. И ещё одна примета: поползень умеет по коре дерева вниз головой бегать.

3) Свиристель-птица с хохолком на голове.

4)Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

5) Красный фрак на птичке этой,
И зимой она приметна,
Как рябина на снегу.
Я ей кормом помогу. (Снегирь.)

-Когда вы видели этих птиц?

-Вспомните, каких ещё птиц вы видели зимой в наших краях.

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись … (дятел).

Бела как снег,
Зелена как лук,
Черна как жук,
Поёт как бес,
Повёртка в лес. (Сорока.)

Работа с атласом – определителем « От земли до неба»

-Определите с помощью атласа-определителя названия птиц.

Клёст – еловик. Клюв у взрослых клестов необычный – с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот – отличное орудие для обработки шишек.

Чьи малыши
в лесной глуши
в холод лютый
раздеты, разуты?

Королёк весит 5-6 граммов! Это самые маленькие из наших птиц.(Воробей в пять раз тяжелее.) Зимой остаются, такие крошки, в наших заснеженных лесах. Очень подвижны эти птички – ни минуты не сидят на месте. Держатся всегда стайками. Ночами корольки садятся все вместе на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.
А почему королёк корольком называется? На голове у этой птички золотая (ярко – жёлтая или оранжевая) полоска. Как будто корона!

-Кроме этих птиц, у нас ещё зимуют птицы кочующие. Они прилетают к нам с севера. Это снегири, чечётки, щеглы, чижи.

Чиж сам маленький, а живёт в вершинах высоких елей. И окраска зеленоватая, под цвет еловой хвои. С осени кочуют они по садам, перелескам, отыскивают семена ольхи, берёзы, сорняков разных.

Чечётка. Птичка маленькая, меньше воробья, буроватая. Но есть в скромной одежде украшение. Красная шапочка, лихо сдвинутая на лоб, чёрное пятно под клювом, как бант у артиста. А у самцов вся грудь красная. Чечёток можно хорошо разглядеть, если осторожно приблизиться к берёзе или ольхе, на которой они кормятся. Птицы эти не пугливы – сразу не улетают.

4.Первичное закрепление

Работа по учебнику.

-Рассмотрите птиц на рисунке на стр. 74. Прочитайте их названия.

-Найдите отличительные признаки каждой птицы.

Свиристель-птица с хохолком на голове.

Снегирь-птица с красной грудкой. Её так и называют - красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.

Воробей-маленькая серенькая птичка.

Синица имеет жёлтую грудку.

Поползень – птица - акробат, лазает по деревьям.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в рабочей тетради.

1)Задание 1 стр. 52.

2) Самопроверка по учебнику.

3) Самооценка.

-Что нужно было сделать в этом задании?

-Удалось получить результат?

-Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?

-Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?

3)Задание повышенной сложности.№2 стр. 52.

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают,
Птички крошки собирают.
Пёрышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют.
Зёрнышки птички клюют.


4.Беседа.

-Почему эти птицы не улетают от нас на зиму?

-Чем питаются зимующие у нас птицы?

-А теперь рассмотрите рисунок на стр.75 учебника.

-Каких птиц вы видите? (Это дрозды – рябинники.) Эти птицы с серыми головками и желтоватыми грудками в чёрных пестринках, шумными стайками налетают на рябину. Это кочующие птицы.

-Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды – рябинники. Пёстрый дятел постучит по стволу дерева носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить.

-Что страшнее птицам зимой: холод или голод?

-Голод. Голодные птицы погибают. А сытому и мороз не страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт.

-Как вы думаете, легко ли птицам зимой отыскать корм?

- Зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две.

-Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам?
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку - в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода. Е. Благинина.

-Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам?

Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, это что? (Кормушка.)

-У кого дома есть кормушки для птиц?

-Из чего вы сделали кормушки?

-Какие птицы прилетают к вам на кормушку?

-Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.

Учащиеся рассматривают нижний рисунок на стр. 74 и обсуждают разные виды кормушек.

Кормовой столик – дощечка с низенькими бортами, установленная на высокой ножке.

Кормушка – домик. Кормушка – булавка.

ИКТ.Кормушки.

-Посмотрите, какую кормушку смастерил Муравьишка.

Практическая работа в парах.

-Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.

-Какие инструменты нам потребуются?

Повторение правил работы с ножницами.

Изготовление кормушки.

Учащиеся делают кормушку по схеме - инструкции в рабочей тетради (стр.53, №3).

Юля читает стихотворение «Новая столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краёв -
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело 7 сорок.

Работа в группе.

-Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц.

-Подберите подходящий корм для птиц. (В коробке у учителя.)

-Что вы выбрали?

Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв.

Просо и пшено любят щеглы, воробьи, свиристели.

Арбузные и дынные семечки - корм для синиц, поползней, дятлов.

Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше подвесить рядом с кормушкой. На этот корм слетятся чечётки, снегири, щеглы, синицы.
Снегири охотно поедят семена конского щавеля, клёна, ясеня, липы.

Ягоды рябины, черёмухи любят снегири и свиристели.

А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся любители.

Жалобы от наших друзей (у Мудрой черепахи).

Поползень. Семечки в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали, что ли.

Сойка. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

Самостоятельная работа в рабочей тетради стр.53 №3 (2).

-Работа по учебнику.

-Прочитайте на стр. 75, какой корм подходит для птиц. Запомните!

Матвей. «Наши друзья».
Каждый день, когда встаём
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушке, сидя, птицы
Чистят крылышки свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры - воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы - снегири.
Все привыкли – не пугливы.
Хоть руками их бери. (Г. Ладонщиков.)

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Рефлексия.

Работа с электронным приложением к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.

-Какие птицы зимуют в наших краях?

-Как можно сделать кормушку для птиц?

-Какой корм подходит для подкормки птиц?

-Оцените свои достижения на уроке.

(Ученики достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Подведение итогов урока.

-Вернёмся к учебной задаче урока.

-Вы научились различать зимующих птиц?

-Вы сможете смастерить кормушку для птиц?

-Сможете правильно подобрать корм для птиц?

В первом классе 1 мальчик и 2 девочки. Все они сегодня на уроке поняли, как зимой помочь птицам. Сколько же детей этого класса постарается с сегодняшнего дня помогать зимующим птицам?

Задание в рабочей тетради №4: развесить кормушки и положить корм для птиц.

Похожие:

Как зимой помочь птицам? icon Тема: Как зимой помочь птицам
Обучение ууд: регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия
Как зимой помочь птицам? icon «как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания
Автор: Вороновская Ольга Викторовна, учитель начальных классов мбоу «Верещакская сош»
Как зимой помочь птицам? icon Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Как зимой помочь птицам?"
Автор учебника: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, Москва «Просвещение» 2011 г
Как зимой помочь птицам? icon Учитель – ученик; ученик – ученик
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним
Как зимой помочь птицам? icon Как помочь матери приложить ребенка к груди
Наблюдать кормление ребенка грудью, дать оценку: если мать нуждается в помощи, то помочь ей
Как зимой помочь птицам? icon Проекта «Зимующие птицы нашего села» выбрана мной не случайно. Ведь...
Проблема: слабые экологические знания о зимующих птицах нашего села, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой
Как зимой помочь птицам? icon Процессуальный аспект
Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением?...
Как зимой помочь птицам? icon Говоря простым языком, это означает, что ребенка укачало. Как можно помочь?
Кинетоз или болезнь движения – так называют врачи такое состояние, когда тошнит в дороге. Говоря простым языком, это означает, что...
Как зимой помочь птицам? icon Положение о проведении краевой экологической акции «Птицы Кубани»...
В образовательных организациях Новокубанского района проводится операция «Птицам наша забота» в рамках акции «Птицы Кубани». Заявки...
Как зимой помочь птицам? icon Как помочь себе и своим близким, друзьям и знакомым в чрезвычайной...
Как помочь себе и своим близким, друзьям и знакомым в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера? Что нужно сделать,...
Как зимой помочь птицам? icon Как я победила рак. Дневник исцеления я победила! И сейчас, благодаря...
Я победила! И сейчас, благодаря этим записям, могу рассказать вам, как прошла этот путь. Я очень хочу помочь всем, кто нуждается...
Как зимой помочь птицам? icon Правила поведения детей во время зимних каникул Главное правило поведения...
Главное правило поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность!
Как зимой помочь птицам? icon Правила поведения детей во время зимних каникул Главное правило поведения...
Главное правило поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность!
Как зимой помочь птицам? icon Памятка для родителей «Как играть с детьми в народные игры»
Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками....
Как зимой помочь птицам? icon Как приучить ребенка читать?
Этот вопрос, пожалуй, нет. Впрочем, есть ряд рекомендаций, которые могут помочь заинтересовать ребенка книгами
Как зимой помочь птицам? icon Консультация для педагогов Подвижные игры, как средство физического...
Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск