Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг


Скачать 27.23 Kb.
Название Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг
Тип Документы
Динамика спектров ЭЭГ при коррекции внимания

методом бета-нейротерапии у детей с СНВГ
И.С. Никишена, Ю.Д. Кропотов, В.А. Пономарев

Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург

inna@ihb.spb.ru
Введение. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) является одним из наиболее часто встречающихся расстройств поведения и внимания в детском и подростковом возрасте [1]. Дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по формированию аддиктивных расстройств – алкоголизм и наркомания.

У детей с СНВГ обнаружены нейроанатомические, гемодинамические, обменные нарушения. В ЭЭГ этих детей по сравнению с их здоровыми сверстниками регистрируется увеличение количества волн с низкой частотой (дельта, тета-диапазоны) и снижение мощности бета волн[2-4]. Поэтому, одним из немедикаментозных методов лечения СНВГ является нейротерапия, или биологическая обратная связь, направленная на увеличение мощности быстроволновой активности в диапазоне 15-20 Гц и/или на снижение мощности в низкочастотной части спектра[5].

Целью данной работы было изучение спектров мощности ЭЭГ в ходе курса бета-нейротерапии.

Методика. В исследовании приняли участие 39 ребенка с СНВГ. Все дети прошли курс нейротерапии длительностью 15-20 сеансов. У всех 39 участников ЭЭГ с 19 электродов была зарегистрирована до и после курса нейротерапии, дополнительно, у 22 участников ЭЭГ регистрировалась на одном из сеансов в состоянии отдыха и тренинга. До и после курса нейротерапии было проведено психологическое тестирование Test of Variables of Attention (TOVA)[6].

Результаты.

TOVA. При сравнении данных TOVA до и после курса лечения были получены следующие результаты. Количество ложных тревог на предъявление NOGO-стимула значимо уменьшилось после курса ЭЭГ-биоуправления в обеих половинах теста (Z=2.69, р<0.01 для первой и Z=4.31, р<0.01 для второй частей теста). Время реакции уменьшилось в первой половине теста (Z=2.78, р<0.01). Дисперсия времени реакции также уменьшилась в первой половине теста (Z=2.69, р<0.01). Количество правильных ответов на предъявление GO-стимула в обеих половинах теста статистически значимо не изменялось.

ЭЭГ. Во время тренинга по сравнению с периодами отдыха было получено увеличение мощности в тета- (F(1,119)=5.517, p=0.02), бета1-(F(1,119)=6.117, p=0.02) и бета2 диапазона(F(1,119)=4.1872, p=0.04).

При сравнении мощности ЭЭГ до и после курса БОС нами не было получено наличие достоверного основного эффекта по фактору условий (до и после курса нейротерапии). Однако были установлено наличие статистически значимого взаимодействия факторов условие (до-после курса) и локализации как для записи ЭЭГ при открытых глазах для тета-ритме (F(18,468)=2.66, р=0.001), так и для записи ЭЭГ при закрытых глазах для альфа (F(18,666)=4.05, р<0.001), СМР (F(18,666)=2.19, р=0.05) и бета2 (F(18,666)=2.29, р<0.05) диапазонов, а также для отношения мощности бета1-и альфа-ритмов (F(18,666)=15.67, р<0.001.Полученные результаты говорят о наличии структуры изменения мощности спектра ЭЭГ. В частности, при закрытых глазах отношение бета1-ритм/альфа-ритм увеличивается в проекциях всех отведений, кроме лобных и затылочных. Это увеличение происходит в большей степени за счет снижения мощности альфа-ритма после курса БОС, поскольку мощность альфа-ритма снижается после курса БОС в теменных, центральных и затылочных отведениях. В лобных и затылочных отведениях наблюдается увеличение как бета-, так и альфа ритма после курса БОС.

Заключение. В настоящей работе получены данные, объективно подтверждающие изменение функционального состояния мозга как в течение сеанса БОС, так и после курса тренировок, направленных на улучшение показателей внимания. Так, с одной стороны, при локальной тренировке бета ритма в точка Fz-C3 наблюдается как широко распределенное увеличения бета активности по всем отведениям. С другой стороны, наблюдаются изменения спектров мощности ЭЭГ, вызванные прохождением курса тренировок и, по-видимому, коррелирующие с улучшением состояния пациентов.
Литература:

  1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Desorders 4 ed (DSM-IV ). Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994

  2. Chabot R.J., Serfontain G. Quantitative electroencephalographic profiles of children with attention deficit disorder. Biol Psychiatry. 1996. V.40(10). P.951.

  3. Monastra V.J., Lubar J.F., Linden M. The development of a quantitative electroencephalographic scanning process for attention deficit-hyperactivity disorder: reliability and validity studies// Neuropsychology 2001. V.15(1). P.136.

  4. Clarke A.R., Barry R.J., McCarthy R., Selikowitz M. Electroencephalogram differences in two subtypes of attention-deficit/hyperactivity disorder. Psychophysiology 2001. V.38(2). P.212.

  5. Lubar J.O., Lubar J.F. Electroencephalographic biofeedback of SMR and beta for treatment of attention deficit disorders in a clinical settings // Biofeedback and Self-Regulation. 1984. V.9. P.1.

  6. Greenberg L.M., Waldman I.D. Developmental normative data on the Test of Variables of Attention (T.O.V.A.)// Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. V.34. P.1019.

Похожие:

Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Общество с ограниченной ответственностью "Бета" ООО "Бета"
Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Начальника ахо ООО "Бета"
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Общество с ограниченной ответственностью "Бета" ООО "Бета"
...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Общество с ограниченной ответственностью "Бета" ООО "Бета"
...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Для детей с общим недоразвитием речи
Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Спецификация
Комплекс компьютерный многофункциональный для исследования ээг и вп (16 каналов ээг/ВП, полиграфический канал и канал дыхания)
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon «альфа-бета радиометр для измерения малых активностей умф-2000»
В, бета-излучения 50-3500 кэВ. Диапазон измеряемых активностей альфа-излучающих нуклидов 0,01-1000 Бк, бета-излучающих нуклидов 0,1-3000...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Частота квантования ээг — до 5000 Гц, уровень шума — менее 3 мкВ
Высокая частота квантования позволяет регистрировать высокочастотные составляющие сигнала без характерного «проглатывания» острых...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon К конкурсной документации
Реагент для количественного определения содержания бета-Хорионического гонадотропина в сыворотке крови человека методом твердофазного...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Нормализация физиологического и фонационного
Логопедическая работа над дыханием при коррекции голоса у детей с дизартрией и стертыми ее формами строится по следующей схеме
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский...
Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский сад №4
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной...
Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon 1 Целевой компонент Программы
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении (детей с аллергопатологией,...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Методические рекомендации: интегрированное обучение детей с зпр в общеобразовательном учреждении
Гоу рмэ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения...
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Программа по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша»

Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг icon Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной...
Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск