Учебное пособие Оренбург


Скачать 1.94 Mb.
Название Учебное пособие Оренбург
страница 1/16
Тип Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


Острые респираторные заболевания у детей
Учебное пособие


Оренбург

2010 год
УДК 616.24-008.4-036.11-053.2 (075.8)
Литяева Л.А., Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, зав.кафедрой детских инфекций

Ковалева О.В., к.м.н., ассистент кафедры детских инфекций

Денисюк Н.Б., ассистент кафедры детских инфекций

Острые респираторные заболевания у детей. Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских ВУЗов РФ. Дисциплина - детские инфекционные болезни. - Оренбург, 2010. - с. 169

В учебном пособии представлены данные по клинико-патогенетическим, анатомо-физиологическим аспектам респираторных инфекций. Особое внимание уделено ранней диагностике, современным способам лечения и профилактике острых респираторных инфекций у детей. Для закрепления полученных знаний в пособии приведены задания для самоподготовки по каждой теме, ситуационные задачи с эталонами ответов.

Рецензенты:

Гасилина Е.В. зав. кафедрой детских инфекционных болезней СамГМУ, д.м.н., профессор

Михайлова Е.В. д.м.н., профессор, зав.кафедрой детских инфекционных болезней Саратовского ГМУ

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
Содержание


Введение……………………………………………………………………

4

Анатомо-физиологические особенности респираторной системы у детей, методы исследования…………………………………………….


5

Грипп, парагрипп…………………………………………………………

40

Другие ОРВИ……………………………………………………………..

55

Респираторно-синцитиальная инфекция…………………………..……..

56

Риновирусная инфекция…………………………………………………..

62

Аденовирусная инфекция…………………………………………………

64

Реовирусная инфекция…………………………………………………….

73

Энтеровирусная инфекция…………………………………………………

75

Коронавирусная инфекция…………………………………………….….

84

ОРЗ бактериальной этиологии ………………………………………....

87

Микоплазмозы……………………………………………………………..

87

Хламидиоз………………………………………………………………….

97

Легинеллез………………………………………………………………….

99

Гемофильная инфекция…………………………………………………….

105

Современные аспекты терапии ОРЗ у детей……………………….…

112

Ситуационные задачи …………....……………………………………...

126

Ответы к ситуационным задачам……………………………………….

138

Тестовые задания…………………………………………………………...

145

Приложение 1. Задания для подготовки к практическим занятиям….

150

Приложение 2. К каждому практическому занятию студент должен знать и уметь……………………………………………………………..

152

Приложение 3. Алгоритм применения антипиретиков у детей ……...…

154

Приложение 4. Принципы лечения больных с ОРЗ…………………….

155

Приложение 5. Респираторный микоплазмоз……………………………

156

Приложение 6. Хламидиоз………………………………………………..

157

Приложение 7. Дифференциальная диагностика ОРВИ………………...

158

Приложение 8. Топическая диагностика ОРЗ…………………………..

161

Приложение 9. Клинические синдромы при поражении дыхательных путей вирусной этиологии……………………………………………….


165

Приложение 10. Клинические синдромы при поражении дыхательных путей бактериальной этиологии у детей…………………………………


167

Список рекомендуемой литературы……………………………………

169


Введение
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) являются серьезной проблемой здравоохранения из-за их широкой распространенности, как у взрослых, так и у детей. ОРЗ составляют около 90% всей инфекционной патологии детского возраста, это самые частые заболевания в амбулаторной практике: более 80% всех вызовов педиатров на дом обусловлены ОРЗ. Именно участковый врач-педиатр, тщательно собирая анамнез болезни, уточняя эпидемиологические данные и осматривая больного ребенка, ставит или отвергает диагноз респираторной инфекции. Поставленный диагноз обязывает врача обеспечить своевременность проведения противоэпидемических мероприятий, как в отношении семьи, так и в отношении детского коллектива, где находился ребенок до выявления данной инфекции.

Основными возбудителями ОРЗ являются так называемые респираторные вирусы: на их долю приходится до 90% всех заболеваний у детей, в 10% случаев острые респираторные инфекции имеют бактериальную или вирусно-бактериальную природу. Высокая частота инфекций дыхательной системы у детей обусловлена особенностями созревания иммунной системы ребенка, высокой контагиозностью вирусных инфекций, нестойким иммунитетом к ряду возбудителей.

Первые шаги профессиональных действий врача студенты получают на додипломном этапе обучения. Важно знать, что приобретенные знания клиники и особенностей течения различных респираторных инфекций в возрастном аспекте, а также практические умения самостоятельной работы с такими больными во время практических занятий и дежурств – единственно верный путь постановки правильного диагноза. Надеемся, что данное учебное пособие, содержащее анатомо-физиологические особенности дыхательной системы, клинические и лабораторные методы диагностики, особенности ОРЗ у детей послужит в этом отношении большим подспорьем.

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей.
Актуальность темы. Большая частота встречаемости острых респираторных заболеваний в детском возрасте определяет необходимость совершенствования клинической диагностики нозологических форм ОРЗ, что невозможно без фундаментальных знаний особенностей строения и функционирования дыхательной системы у детей. Умение правильно провести методику исследования обеспечивает успешность постановки диагноза и тактики лечения у таких больных.

Цель темы. Углубить знания по вопросам анатомо-физиологических особенностей дыхательной системы в детском возрасте, научиться правильной методике опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации больных с острыми респираторными инфекциями, научиться выделять основные симптомы и синдромы, возникающие при данных заболеваниях у детей.

Содержание темы.

Слизистая оболочка носа богата лимфатическими сосудами. Лимфатическая система носа связана с субдуральными подпаутинными пространствами черепа и с крупными лимфатическими сосудами лица, которые направляются к лим­фатическим узлам подчелюстной области. Наличие богатой кро­веносной и лимфатической сети в области наружного носа спо­собствует быстрому заживлению ран, возникающих в этой облас­ти, приживлению лоскутов кожи после пластических операций и разрешению местных воспалительных процессов, а при опреде­ленных условиях - распространению внедрившейся инфекции по кровеносным и лимфатическим путям. Слизистая оболочка полости носа имеет дыхательную и обонятельную зоны.

Слизистая оболочка дыхательной зоны носа покрыта много­слойным цилиндрическим мерцательным эпителием, волоски кото­рого совершают движения по направлению к хоанам. Рядом с цилиндрическими клетками расположены особые бокаловидные, вырабатывающие слизь, наиболее интенсивно при воспалениях. Слизистая оболочка тесно спаяна с надкостницей и надхрящницей и в различных отделах полости носа отличается только по тол­щине, которая в нижних носовых раковинах достигает 4 мм. Под эпителием в tunica propria заключены ветвящиеся альвеолярно-трубчатые железы смешанного характера.

Особенность слизистой оболочки дыхательной области носа - наличие многочисленных венозных сосудов и венозных сплетений, причем па отдельных участках она приобретает вид и характер кавернозной ткани. Степки сосудов содержат очень большое коли­чество мышечных и эластических волокон. Вследствие чрезвычай­ного обилия пещеристой ткани слизистая оболочка носа под влия­нием физических, химических и психогенных факторов легко на­бухает и также легко спадает. Наполнение и опорожнение сосу­дов осуществляются главным образом под влиянием нервных им­пульсов, исходящих из основного нёбного узла.

В переднем отделе носовой перегородки, а иногда на дне полости носа, у основания перегородки имеется поверхностно расположенная сеть артериальных сосудов, в стенках которых мало мышечных и эластических волокон (Locus Kiesselbachi, Little's area). Вследствие чего эти сосуды легко подвергаются раздражению, что обусловливает появление носового кровотечения. Слизистая оболочка выстилает стенки придаточных пазух; в виде тонкого (до 0,02 мм), относительно бедного железами покрова. Она красноватого цвета различной интенсивности.

Носовая полость выполняет дыхательную, обонятельную и за­щитные функции. Воздушная струя, поступая через носовые, от­верстия, поднимается кверху, к носовому своду и основная масса ее проходит по среднему носовому ходу, после чего опускается кзади и книзу, направляясь через хоаны в носоглоточную полость. Таким образом достигается более продолжительное соприкоснове­ние воздуха со слизистой оболочкой и замедление тока его. встре­чающего на своем пути неровности раковины боковой стенки носа, что создает благоприятные условия для защитной функции носа.

Проходя через носовую полость, воздух согревается, увлаж­няется. Согревание и увлажнение его легко обеспечиваются кровью, наполняющей кавернозную ткань слизистой оболочки носа. Взвешенные в воздухе инородные тела (пыль, бактерии, вирусы и др.) задерживаются еще в ноздрях, благодаря имею­щемуся фильтру из волос. При дальнейшем движении струи воз­духа извилистость носовых ходов и влажность стенок последних создают условия, благоприятные для оседания значительной части (до 40%) содержащейся в воздухе пыли на стенках полости носа. Пылевые частицы вследствие действия ресничек мерцательного эпителия попадают отчасти и в носоглотку. Увлажняется воздух почти до полного насыщения за счет носовой слизи. Слизистая оболочка носа выделяет около. 500 мл влаги в течение 24 ч.

Бактерии, попавшие в нос с воздухом и не удаленные с пыле­выми частицами, в значительной степени обезвреживаются и убиваются действием носовой слизи и содержащегося в ней лизоцима. Но даже в нормальном состоянии в полости носа всегда имеется некоторое количество микробов, которые, однако, но всегда оказывают вредное влияние на слизистую оболочку носа благодаря приобретаемому общему и местному иммунитету. Но­совая полость богато снабжена нервами, которые обеспечивают рефлекторную связь слизистой оболочки почти со всеми органа­ми. Раздражение слизистой оболочки носа нередко ведет к раз­личного рода рефлексам, которые оказывают влияние как на функцию отдельных органов и систем, так и на вест, организм. К защитным рефлексам со стороны полости носа относят чихание и рефлекторное слезоотделение, которое нередко проявляется вне­запным обильным выделением водянистой жидкости, без воспа­лительных изменений. Таким образом, первый барьер на пути инфекционных агентов - слизистая оболочка носовой полости.

Гортань - следующий отдел дыхательной трубки - сверху от­крывается в полость глотки, а внизу переходит в трахею. Она является проводником вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и орга­ном голосообразования.

Слизистая оболочка гортани богата чувствительными и дви­гательными нервными окончаниями симпатического и блуждаю­щего нервов, ядра которых заложены в продолговатом мозге. Каж­дое ядро имеет кортико-бульбарные (пирамидные) и субкорти­кальные волокна от обоих полушарий мозга, что обеспечивает симметричное сокращение мышц гортани. Просвет гортани регу­лируется рефлекторно. Защитная функция ее заключается в не­котором согревании, увлажнении, очищении и обезвреживании проходящего воздуха, а также в предупреждении попадания ино­родных тел и вредных примесей воздуха в нижележащие дыха­тельные пути. Например, при соприкосновении инородного тела или раздражающих газов со слизистой оболочкой гортани насту­пает рефлекторный спазм гортани и голосовой щели, что предупреждает дальнейшее продвижение вредных агентов и защищает органы дыхания от повреждения.

Трахея - непосредственное продолжение гортани - представ­ляет собой начальный отрезок нижних дыхательных путей. Длина ее (от гортани до бифуркации) -11-13 см. Слизистая оболочка трахеи покрыта мерцательным эпителием, ворсинки которого двигаются и краниальном направлении. На поверхности эпителия открываются выводные протоки множества смешанных слизистых желез, располагающихся в подслизистом слое. Слизистая оболочка трахеи в отличие от таковой гортани содержит большое количест­во эластических волокон, образующих густую сеть с преоблада­нием продольно расположенных волокон. Особенность слизистой оболочки трахеи - хорошая всасывающая способность, что ис­пользуется в клинике для введения путем ингаляции различных лекарственных веществ.

Бронхи начинаются от места бифуркации трахеи и продол­жаются, делясь и разветвляясь, до бронхиол, которые являются опорной частью дольки легкого. Диаметр просвета бронхиального дерева постепенно уменьшается сверху вниз - с 9-23 до 1 мм. Причем ширина бронхов подвержена большим индивидуальным колебаниям и зависит от возраста и конституционального строе­ния грудной клетки. Изнутри крупные бронхи выстланы слизис­той оболочкой, состоящей из многоядерного цилиндрического эпи­телия с мерцательным поверхностным слоем. Она содержит арте­риальные, венозные, лимфатические сосуды, нервные окончания и выводные протоки слизистых желез. Последние располагаются в подслизистом слое и имеют большое значение для нормальной деятельности бронхов. Здесь же локализуются сосудистые и нер­вные образования, лимфоидная ткань и лимфатическая сеть, от­водящая лимфу в регионарные лимфатические узлы, (околоброн­хиальные, бифуркационные, околотрахеальные). Подслизистый слой слабо выражен, имеет рыхлое строение, что дает возможность слизистой оболочке бронхов собираться в продольные складки. На слизистой оболочке в мелких бронхах (диаметром 1-5 мм) мно­гоядерный мерцательный цилиндрический эпителий переходит в двурядный, который постепенно сменяется однослойным куби­ческим мерцательным эпителием. Мелкие бронхи бедны железа­ми, но богаты сосудами и лимфатической тканью и могут рас­сматриваться как лимфоэпителиальные органы. В наружном слое крупных бронхов имеется мышечный слой и хрящевой скелет. С уменьшением калибра бронхов хрящевые пластинки умень­шаются в размере и количестве, сменяясь эластическими волок­нами. Мышечный же слой становится более развитым, что обус­ловливает активное участие всех бронхов в процессе ды­хания: при вдохе они расширяются и удлиняются, при выдохе сужаются и укорачиваются. Защитная функция бронхов осуществляется совместной деятельностью слизистых желез, мерцательного эпителия и мускулатуры, что способствует увлажнению слизистой оболочки, уничтожению и выведению микробов и. пыли, попавших в бронхи с током воздуха. При патологичес­ких состояниях происходит разжижение и выведение наружу вязкой мокроты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие Оренбург 2013
Учебное пособие предназначено для додипломного образования по специальностям 060101 Лечебное дело; 060103 Педиатрия
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие Оренбург
...
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического...
Константинова О. Д., Дёмина Л. М., Веккер И. Р., Первушина Л. А., Баева И. Ю., Сенникова Ж. В., Файзуллина Е. К., Черемисин А. Е.,...
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие
Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие
Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие
...
Учебное пособие Оренбург icon Компьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку
Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал...
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие
Г82 Противодействие организованной преступности: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Гурова, B. C. Овчинского. М.: Инфра-м,...
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие для бакалавров
Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,...
Учебное пособие Оренбург icon Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью...
Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации ауц
Учебное пособие Оренбург icon Учебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре и специализирующихся по защите растений

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск