УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России
г. Калуга «23» марта 2017 года
|
Резолютивная часть решения оглашена «20» марта 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено «23» марта 2017 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
/………../
|
/………../
|
/………../
|
/………../
|
/………../
|
/………../
|
|
в присутствии: представителя заказчика – ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России /………../ (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО «ФК Сатиком»,
рассмотрев жалобу №25-03з/2017 ООО «ФК Сатиком» по существу, установила:
|
14.03.2017г. в адрес Калужского УФАС Россиипоступила жалоба ООО «ФК Сатиком» на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068217000006), предметом которого является закупка лекарственных средств.
ООО «ФК Сатиком»полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению количества участников аукциона.
Заказчиком – ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО «ФК Сатиком», в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1.06.03.2017г.на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение 0373100068217000006 о проведении электронного аукциона, предметом которого является закупка лекарственных средств (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляет 1 118 775,08рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступалоФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России.
Извещением о проведении Аукциона также установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а именно: 15.03.2017 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО «ФК Сатиком»,по позициям Технического задания № 4 МНН Амоксициллин+[Клавулановая кислота] установленным Заказчиком требованиям в совокупности соответствует единственный лекарственный препарат торгового наименования "Амоксиклав", производства СандозИндастриал Продактс С.А., страна производства Словения, регистрационное удостоверение № П N012124/02 от 29.06.2011. При таких обстоятельствах, Заказчиком нарушены нормы, установленные Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 г. №929, которым предусмотрено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством является поставка лекарственных средств с международным непатентованным наименованием, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.В соответствии с информационной картой аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет сумму - 1 118 775.08 рублей.
В ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Российской Федерации от 17.10.2013 №929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями» установлено предельное значение НМЦК, при превышении которого не могут быть предметом одного контракта лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований - с химическими, группировочными наименованиями). Для случая, когда предметом одного контракта наряду с иными лекарственными средствами является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, предельное значение НМЦК составляет 1 тыс. руб.
В разделе III. Документации «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕна поставку лекарственных средств» указаны следующие лекарственные средства:
№
п/п
|
Международное непатентованное наименование / химическое, группировочное наименование
|
|
Лекарственная форма
|
Дозировка
|
1.
|
Амоксициллин+[Клавулановая кислота]
|
порошок для приготовления суспензии для приема внутрь
|
125 мг+31.25 мг|5 мл, 20 доз, 25 г
|
2.
|
Амоксициллин+[Клавулановая кислота]
|
порошок для приготовления суспензии для приема внутрь
|
250 мг+62.5 мг|5 мл, 20 доз, 25 г
|
3.
|
Амоксициллин+[Клавулановая кислота]
|
таблетки покрытые пленочной оболочкой
|
500 мг+125 мг
|
4.
|
Амоксициллин+[Клавулановая кислота]
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения
|
1 г+200 мг и/или 1,0г+0,2г и/или 1000 мг + 200 мг
|
Заказчик проводит закупку одного МНН Амоксициллин+[Клавулановая кислота] на сумму 1 118 775,08 (Один миллион сто восемнадцать тысяч семьсот семьдесят пять рублей 08 коп.), у которого зарегистрированы в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
В подтверждение своих доводов Заказчиком на рассмотрение жалобы представлен перечень препаратов, зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, с МНН Амоксициллин+[Клавулановая кислота] 11 различных торговых наименований с аналогичнойлекарственной формой и дозировкой, соответствующих указанным в пункте 4 Технического задания:
Торговое наименование лекарственного препарата
|
Лекарственная форма, дозировка, упаковка (полная)
|
НОВАКЛАВ
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг+200 мг - флаконы (10)- пачки картонные
|
Аугментин
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1 г+200 мг - флаконы (10) - пачки картонные
|
Амоксиклав
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1 г+200 мг- флаконы (5) - пачки картонные
|
Амоксициллин +Кл авулановая кислота-Виал
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мгн-200 мг, 1 шт. - флаконы - пачки картонные
|
Амовикомб
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг + 200 мг- флаконы /пачки картонные/ (10)- коробки картонные
|
Вер клав
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг+200 мг- флаконы (50) - коробки картонные
|
Фибелл
|
порошок для- приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг + 200 мг - флаконы (10) - пачки картонные
|
Медоклав
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг + 200 мг, 1,2 г - флаконы (10) - пачки картонные
|
Амоксиван
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг + 200 мг - флаконы (50) - коробки картонные (для стационаров)
|
Амоксициллин
+Клавулановаякислота
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг + 200 мг - флаконы (1) - пачки картонные
|
Фораклав
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения, 1000 мг+200 мг, (1) - флаконы, 1 шт. - / пачки картонные
|
Кламосар
|
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения, 1 г+200 мг, флаконы, 5 шт. / пачки картонные
|
Таким образом, Лекарственный препарат с требуемыми Заказчиком характеристиками по лекарственной форме и дозировке находится в свободной продаже, что исключает ограничение, недопущение, устранение конкуренции при проведении аукциона. Требования Заказчика к лекарственному препарату были адресованы неограниченному кругу потенциальных участников на его поставку.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, помимо возможности заказчика устанавливать в документации потребительские свойства, позволяет указывать также иные показатели (требования к товару), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, в нормахФедерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ императивно закреплено право Заказчика устанавливать в документации о закупке требования к поставляемому товару с учетом его потребностей, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законодательством о закупках не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать в документации свои потребности при установлении требований к товарам, поставка которых является предметом закупки.
Из системного толкования норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗследует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Исходя из положений части 1, части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязанность доказывания нарушенных прав и законных интересов возложена на Заявителя жалобы.
Доводы, изложенные в жалобеООО «ФК Сатиком» документально не подтверждены, опровержение доводов и доказательств Заказчика на рассмотрение жалобы Заявителем также не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «ФК Сатиком».
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО «ФК Сатиком» необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии:
|
___________________
|
/………../
|
Члены комиссии:
|
___________________
|
/………../
|
|
___________________
|
/………../
|
|