Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа № 2
имени Героя Советского Союза П.К. Рогозина»
«Утверждено» «Утверждено»
Протоколом педсовета № 13 директор школы________ / Н.И. Павлович/
от 29.08.2014г Приказ № 414 от 30.08.2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШЬЮ САМА»
направление общекультурное
для обучающихся 4-6 классов
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Автор программы, руководитель объединения
учитель технологии Касьянова О.Н.
Каменка-2014
1.Пояснительная записка
Пошив одежды – одно из древнейших ремесел, ему учили с детства. Каждая девушка должна была приготовить приданое своими руками, и не только сшить, но суметь и украсить. Первое впечатление о человеке складывается по внешнему виду, манере поведения. Одежда несет определенную информацию, код и очень много может рассказать о своем хозяине. Для того чтобы лучше выразить себя в одежде, необходимо, конечно, научиться шить, знать, что тебе подходит, а от чего лучше отказаться совсем.
Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома.
Для того чтобы выполнить швейные изделия качественно, эстетично, на высоком современном уровне, необходимо иметь определенные знания, умения, навыки в технологии изготовления женской одежды, в умении шить на швейной машине.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шью сама», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучащимися основных приемов работы на современных швейных машинах, направлена на социальную адаптацию, служит подготовкой в области изготовления одежды.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучащихся.
Нормативно-правовой базой для образовательной программы дополнительного образования детей являются:
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2013 г);
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)
Закон Российской Федерации "О дополнительном образовании" (2001 г.)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (06.10.2004 г. № ПК-2)
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях от 11.06.2002 № 30-15-433/16.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).
Изменения, подлежащие внесению в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (Утверждена Министром образования и науки РФ 16 апреля 2007 г.).
Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (от 19 октября 2006 г. N 06-1616).
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Рабочая программа внеурочной деятельности«Шью сама» разработана на основе типовых примерныхпрограмм дополнительного образования,примерных программ внеурочной деятельности, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России и программы образовательной области «Технология».
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность изучить современные швейные машины, в том числе поступившие в школу по программе «Школа – Лидер образования XXI века» Воронежской области.
Отличительной особенностью данной программы от программ уже существующих в данной области является то, что в ходе ее усвоения учитывается темп развития специальных умений и навыков учащихся, степень продвижения по образовательному маршруту, уровень самостоятельной деятельности. Программа предусматривает возможность индивидуального подхода к ребенку: детям успевающим, может быть предложена сложная конструкция и технология, менее подготовленным – простая. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, поверить в свои возможности.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Основным дидактическим средством обучения является практическая деятельность.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности технологических операций, освоенных обучающимися. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с физикой (при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий), математикой, информатикой.
Целью данной программы является развитие профессиональных и личностных качеств детей. Данная программа актуальна и практически значима.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
Образовательные задачи:
• формировать систему знаний об истории и развитии швейных машин;
• изучить швейные машины мастерской по обработке тканей;
• познакомить с основными приемами работы на швейной машине;
• научить пользоваться швейными машинами;
• приобретать знаний, умений и навыков при работе на швейных машинах,
• развивать мотивации к работе на швейных машинах;
• развитие познавательного интереса к современному швейному машиноведению;
• формировать техническое мышление;
• развивать познавательный интерес;
• формировать практические навыки работы на швейных машинах.
Воспитательные задачи:
• воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;
• содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
• воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
• воспитывать чувство самостоятельности;
содействовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению;
• воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Развивающие задачи:
• развивать общий кругозор;
• развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
• обеспечить необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
• содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
• формировать потребности в самопознании, саморазвитии;
• развивать творческую деятельность учащегося.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 10-12 лет.
К обучению допускаются все желающие.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шью сама»рассчитана на 70 часов. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа – 45 минут с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит начальные сведения из материаловедения,швейного машиноведения, конструирования, моделирования, правил работы на современных швейных машинах. Практическая часть курса представлена в виде практикумов и творческой работы или проекта.
Учебное занятие в классе по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, возможны также занятия с двумя-тремя учениками и индивидуальные занятия. Все это дает возможность педагогу работать с учащимися эффективнее и больше внимания уделять развитию основных навыков, предусмотренных программой.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, презентация, инструктаж);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, выполнение практических заданий, и др.);
• исследовательский.
Для закрепления материала используются конкурсы, игровые формы, организация деловой игры, имитирующей профессиональную деятельность.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
• групповые – организация работы в малых группах,
• индивидуальные –решение проблем, вызывающими трудности у обучающихся.
Педагогические технологии:
1.Личностно-ориентированный подход;
2.Дифференцированность и индивидуальность обучения.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для создания продуктов труда
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
• культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
получат возможность:
познакомиться:
• с современными швейными машинами и их характеристиками;
• с назначением и устройством применяемых приспособлений, машин;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой ткани.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• составлять последовательность выполнения технологических операций;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием швейных машин;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, ма-шинами;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом материалов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В процессе обучения учащиеся:
познакомятся:
•с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой произ-водства;
• с информационными технологиями в швейном производстве
с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием швейных машин,
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
овладеют:
•культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте;
• навыками организации рабочего места;
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для создания продуктов труда
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
• культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
получает возможность:
познакомиться:
• с современными швейными машинами и их характеристиками;
• с назначением и устройством применяемых приспособлений, машин;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой ткани.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• составлять последовательность выполнения технологических операций;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием швейных машин;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, ма-шинами;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом материалов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов
По окончании реализации программы выпускники должны знать:
• правила техники безопасности на всех занятиях объединения;
• устройство современных швейных машин мастерской по обработке тканей;
• правила работы на швейных машинах.
По окончании реализации программы выпускники должны уметь:
• пользоваться швейными машинами, приспособлениями к ним;
• пользоваться инструкцией по эксплуатации швейных машин;
• изготавливать изделия на швейных машинах мастерской по обработке тканей;
• работать по инструкционной карте;
• в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
• в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности.
Кроме того, обучающийся достигает следующих личностных результатов:
• умеет анализировать сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении работы;
• умеет представлять свой опыт через проектную деятельность;
• умеет быть самостоятельным и ответственным, имеет навыки в самооценке;
• владеет социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
• владеет результатами изучения технологий, применяемых как в рамках обязательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Способы организации контроля:индивидуальный,фронтальный,групповой,коллективный.
Формы подведения итогов:выставки-ярмарки, аукцион поделок школьников,конкурсы,защита творческих проектов,награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Итог работы за год объединения внеурочной деятельности«Шью сама» – проведение выставки творческих, мини-проектных работучащихся.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:
рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
экономно расходовать материал;
владеть правильными приемами обработки изделия;
работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.
Перечисленные умения формируются на основе знаний:
сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий;
требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
основных способов обработки изделий;
видов и причин дефектов изделий, способов их устранения.
Ожидаемые результаты:
получение учащимися представлений о роли швейных машин в создании одежды;
развитие познавательных интересов на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа оценки новой информации;
приобретение опыта поиска информации;
знакомство учащихся с профессиями в области изготовления одежды.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности,
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей,
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные:
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
осознание ответственности за качество результатов труда.
2.Учебно-тематический план
№ п\п
|
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практ.
|
1
|
Введение. Инструкции по безопасности в мастерской по обработке ткани.
|
2
|
2
|
|
2
|
Материаловедение. Работа с образцами тканей.
|
2
|
1
|
1
|
3
|
Швейные ручные работы. Изготовление игольницы
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Машинные работы.
Правила подготовки швейной машины к работе.
|
2
|
1
|
1
|
5
|
История швейного машиноведения. Современные швейные машины. Инструкции по безопасности.
|
2
|
1
|
1
|
6
|
Швейные машины в школьной мастерской.
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Швейные машины в школьной мастерской.
Устройство бытовой швейной машиныBrotherXR-21
|
2
|
|
2
|
8
|
Швейные машины в школьной мастерской.
Устройство бытовой швейной машиныBrotherUniversal 37S
|
2
|
|
2
|
9
|
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья
|
2
|
1
|
1
|
10
|
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья
|
2
|
|
2
|
11
|
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья
|
2
|
|
2
|
12
|
Художественное конструирование одежды.
|
2
|
1
|
1
|
13
|
Художественное моделирование одежды.
|
2
|
1
|
1
|
14
|
Изготовление швейного изделия.
|
2
|
1
|
1
|
15
|
Изготовление швейного изделия.
|
2
|
|
2
|
16
|
Изготовление швейного изделия.
|
2
|
|
2
|
17
|
Изготовление швейного изделия.
|
2
|
|
2
|
18
|
Изготовление швейного изделия.
|
2
|
|
2
|
19
|
Изготовление швейного изделия.
|
2
|
|
2
|
20
|
Изготовление швейного изделия.
|
2
|
|
2
|
21
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
1
|
1
|
22
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
23
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
24
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
25
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
26
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
27
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
28
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
29
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
30
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
31
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
32
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
33
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
34
|
Проектная, творческая работа.
|
2
|
|
2
|
35
|
Подведение итогов. Защита проектов.Выставка работ.
|
2
|
|
2
|
|
Итого часов
|
70
|
12
|
58
|
3. Содержание программы«Шью сама»
|