Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений»


Скачать 422.16 Kb.
Название Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений»
страница 1/3
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3


Отдел образования администрации Абатского района

МОУ Назаровская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании Заместитель директора по Директор МОУ

педагогического совета УВР _______Т.А.Крамарук Назаровская СОШ

Протокол от __ «____»______ 2011 _______ О.В.Ситникова «___»_____ 2011 №__ «___»_______2011

Рабочая программа

внеурочной деятельности

научно-познавательного направления

«Маленький гений»

(развитие творческих способностей учащихся начальной школы

для 1 класса


Составитель:

Иванюк Елена Владимировна

педагогический стаж – 24 года,

высшая квалификационная категория


2011

Пояснительная записка
Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову,

нужно только постараться ещё раз к ней прийти.

Гёте

Происходящие в России изменения дали шанс на создание такой системы образования, в центре ко­торой встала задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизнен­ного пути. Рост разнообразия форм жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традицион­ных систем передачи знаний вследствие смены ценностных ориентации у поколения "детей" по отноше­нию к поколению "взрослых" в динамичный период истории России стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Вариативность образования призвана удовлетво­рить потребности детей в познавательном и творческом развитии ребенка.

На фоне выше сказанного возникает объективная потребность переосмыслить деятельность учителя начальных классов, который выстраивает стратегию обучения и воспитания с учётом запросов родителей обучающихся. При этом жизненные задачи самого ребёнка не учитываются в силу его возраста, а его раз­витие на этапе расставания с дошкольным детством, по сути, является зеркалом ценностных ориентиров семьи, а не его собственных.

Цель программы в создании условий для формирования и раз­вития мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и по­требностей детей через развитие основных качеств творческой личности. Проблема школьной мотивации, в том числе и родителей - один из краеугольных камней в современном образовании.

Система дополнительного образования на основе Теории Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ -органично вписывается в это стратегическое направление, так как имеет большой опыт реализации идей педагогики сотрудничества и развития. На реализацию этой задачи направлена комплексная программа «Маленький гений». Основанием для неё стали переработанные мной авторские материалы СИ. Гин, А.А. Гина, Ю.В. Турина, Ю.Г. Тамберга.

Программа рассчитана на 4 года и адресована обучающимся 7-11 лет общеобразовательных учреж­дений. Это могут быть как группы (классы) с постоянным составом, так и группы со свободным набором детей. На 4-й год обучения проводятся индивидуально-групповые занятия и работа по индивидуальному образовательному маршруту. Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги, психоло­ги, родители.

В основу программы положены следующие принципы: • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; • обеспечение ребенка комфорт­ной эмоциональной средой, «ситуацией успеха» и развивающего общения; • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • единст­во и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования; • системная ор­ганизация управления учебно-воспитательным процессом.

Отличительной особенностью данной программы является возможность её использования как в работе с обычным классным коллективом, так и с одарёнными детьми.

Основная идея программы заключается в том, что каждого ребёнка можно обучить: - навыкам творческого мышления, управляемого воображения; - навыкам основных мыслительных операций: срав­нивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рас­суждать и т. д.; - универсальным способам действия и способам регуляции своей деятельности; - рас­сматривать мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной; а так же воспитывать волевые качества.

Достижение таких результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности», а именно:

Информационная компетентность

Планирование

информационного

поиска

Ученик делит информацию на известную и неизвестную;

- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержа­нию, а на сайте по ссылкам

Извлечение первич­ной информации

Ученик проводит наблюдение/эксперимент по плану в соответствии с поставлен­ной задачей

Извлечение вторичной информации

Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным ос­нованиям (1-2 простых по составу источника, содержащих избыточную информа­цию)

Первичная обработка информации

Ученик систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;

- переводит простую (односоставную) информацию из графического представле­ния или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот

Обработка информа­ции

Ученик точно излагает полученную информацию;

-задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонима­ние информации;

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

Коммуникативная компетентность

Письменная коммуни­кация

Ученик оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной ком­муникации простой структуры;

-излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом (текст может включать элементы графики)

Публичное выступле­ние

Ученик готовит план выступления;

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание

Диалог

Ученик воспринимает основное содержание фактической/ оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, при­чинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам;

- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами; -отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диа­лога

Продуктивная группо­вая коммуникация

Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения;

- дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой ра­боты;

- разъясняют свою идею или свое отношение к идеям других членов группы

Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)

Идентификация (оп­ределение) проблемы

Ученик объясняет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем;

- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются

Целеполагание и пла­нирование деятельно­сти

Ученик определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи

Применение техноло­гий

Ученик корректно воспроизводит технологию по инструкции

Планирование ресур­сов

Ученик называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельно­сти

Оценка деятельности

Ученик выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности

Оценка результата/ продукта деятельно­сти

Ученик сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу;

-оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным спосо­бом

Оценка собственного продвижения (реф­лексия)

Ученик указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности; -называет мотивы своих действий


Освоив эти компетентности, ребенок может применять этот результат образования в других видах деятельности. Так, например, освоив деятельность по систематизации информации в рамках одной темы, ученик может впоследствии перенести это сложное умение на другое содержание и систематизировать информацию в той структуре и по тем основаниям, которые адекватны другой информации. Научившись ставить цель, ученик сможет ставить ее не только в рамках специально организованной учителем деятельности, но и в любых других условиях.
Содержание программы




Темы

Подтемы

1-й год I 2-ой год | 3-ий год







Количество часов

1

Стартовая диагностика




1

1

1

2

Противоречия













3




Цвет

1







4




Форма

1







5




Размер

1







6




Количество

1







7




Признаки

1

1




8




Ситуации

1

3




9




Цель - средства




1




10




Свойства характера




2




11




Проблемы общения




1




12




Конфликты




1




13




Урегулирование противоречий




1




14




Обобщающее занятие

1

1

1

15

Подсистемы

Метод маленьких человечков

5 -

2




16

Надсистемы




1







17

Системный лифт




1

1

1

18




Системный оператор

1




1

19

Линия жизни







1




20




Прошлое

2

1




21




Настоящее

2

1




22




Будущее

2

1




23




Обобщающее занятие




1




24

Психология

Что такое психология?




1




25




Внимание

0,5

1




26




Память

0,5

1




27




Мышление

0,5

1




28




Воображение

0,5

1




29




Эмоции

0,5

1




30




Настроение

0,5

1




31

Фантазирование

Понятие










32




Психологическая инерция







2

33




Ассоциативность

1

1

4

34




Приём «Объединение»







1

35




Приём «Морфологический анализ»

2




1

36




Игры со словами







1

37




Конструктор игр







1

38




Придумывание сказок







1

39




Обобщение по приёму «Морфологиче­ский анализ»







1

40

Объекты

Признаки объектов







1

41




Действия объектов







1

42




Метод фокальных объектов







1

43

Приёмы фантазирова­ния

«Круги по воде»







1

44




«Бином фантазии»







1

45




«Что потом?»







1

46




«Творческая ошибка»







1

47




Обобщение приёмов Дж. Родари







1

48




Приём «Оживление»







1

49




Приём «Увеличение - уменьшение»







1

50




Приём «Ускорение - замедление»







1

51




Метод Робинзона







1

52




Прием «Наоборот»







1

53




Прием «Связки антонимов»







1

54




Обобщение приемов фантазирования







1

55

Сказки










1

56

Фантазирование и прогнозирование










1

57

Итоговая диагностика







1

1

Всего часов

28

29

29


Программа может и должна корректироваться по ходу её реализации непосредственно в объедине­ниях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражать особенности сложившегося социального опыта.

Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью в первом 15классе - 35 минут, во втором -четвёртом классах - 45 минут.

Формы занятий:

  • Круглый стол

  • Брейн-ринг «Сыскное агентство»

  • Семинар

  • Последний герой

  • Лаборатория нерешенных проблем

  • Мастерская

  • Лестница идей

  • Игра без правил

  • Черный ящик

  • Защита проектов

  • Реклама программ

  • Экскурсии

  • Эксперимент, опыт, фокус

  • Эвристические олимпиады

  • Выпуск информационного вестника

  • Научно-практическая конференция

  • Выставки, фестивали, соревнования

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 1-4 классов
Описание материально-технического обеспечения реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «мир деятельности»
...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою открытий и добра»
Программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» – для обучающихся начальной школы, разработана на основе Федерального...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Кино и литература» (исследовательский курс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кино и литература» (исследовательский курс) в 7-8 классах
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые шаги моего исследования"
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа)
Программа внеурочной деятельности «Росток» является авторской и направлена на воспитание у школьников экологической культуры
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Литературное наследие Сибири» составлена в соответствии с требованиями следующих...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа Внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Программа внеурочной деятельности
Нормативно- правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Приказ от 31. 08. 2016 №435 рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа предназначена для реализации в общеобразовательной четырёхлетней начальной школе
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Юный инженер»
«Юный инженер», «лего мастер» по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению — досуговой, учебно-познавательной;...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Г. Шахты Ростовской области Программа внеурочной деятельности для...
Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление)
Образовательная программа «Подвижные народные игры» разработана на основе нормативно-правовой базы
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 4 классов муниципального...

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Маленький гений» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса муниципального...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск