Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости)


Скачать 1.69 Mb.
Название Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости)
страница 1/16
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
i:\докум. сканы\основная адаптир. программа.jpg


Рассмотрена на заседании

Педагогического совета

Протокол № от года


Утверждаю: ___________________

Директор школы Н.А. Антоненко

Приказ № от 04.09. 201 6 г.


Утверждена на заседании МС

2016 года протокол №


Утверждаю: ___________________

Директор школы Н.А. Антоненко

Приказ № от 04.09. 201 6 г.


Рассмотрена в новой редакции на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2016 года





Утверждена с изменениями на заседании НМС

30.08.16 года протокол №1

Председатель НМС Артамонова Н.П.





Рассмотрена в новой редакции на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от 02.07.2016 года






Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости)

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

(1-9 классы)

Общие положения

Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт НОО);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт ООО);

  • Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию ОП для детей с ОВЗ с учётом образовательных потребностей и запросов участников ОП.

Разработка основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (далее ОАОП для детей с ОВЗ) осуществлялась с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающий государственно­общественный характер управления образовательным учреждением.

Содержание ОАОП для детей с ОВЗ ОУ отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Концепция СФГОС предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования и является основой специальных государственных стандартов образования детей, имеющих различные отклонения в развитии, обучающихся в массовой школе в условиях интеграции/инклюзии.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ОАОП для детей с ОВЗ, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;

  • современные тенденции организации доступного образования для детей с ОВЗ;

  • функции программы и уровни школьного образования для детей с ОВЗ;

  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Содержательный раздел определяет содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно­ коммуникационных технологий;

  • программу духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов ОАОП для детей с ОВЗ.

Организационный раздел включает:

  • учебный план для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта;

  • план внеурочной деятельности;

  • систему условий реализации ОАОП для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями Стандарта.

Образовательное учреждение, реализующее ОАОП для детей с ОВЗ, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление ОП в ОУ;

с их правами и обязанностями в части формирования и реализации ОАОП для детей с ОВЗ, установленными законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в обеспечении освоения всеми детьми ОАОП, закреплены в заключённом между ними и ОУ договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения ОАОП для детей с ОВЗ.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Цель реализации ОАОП для детей с ОВЗ — обеспечение выполнения требований Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС), обеспечение права детей с ОВЗ на образование.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • введения в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, т. е. исключения самой возможности определения ребёнка как «необучаемого». Решение этой задачи возможно в том случае, если при достижении итоговых результатов освоения ОАОП для детей с ОВЗ учитывать в обучении индивидуальные возможности ребёнка;

  • создания индивидуальных специальных программ (ИУП) для обучения детей с самыми тяжёлыми комплексными нарушениями развития и обеспечение специальных условий, гарантирующих их реализацию;

  • гарантированного оказания систематической специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы, поскольку включение в общий поток обучения вне удовлетворения особых образовательных потребностей таких детей может иметь для них негативные последствия. Решение этой задачи возможно только при введении специального стандарта образования, гарантирующего ребёнку с ОВЗ, получающему образование в соответствии с ФГОС в обычной школе, коррекционную помощь силами специалистов по профилю имеющегося у ребёнка нарушения развития;

  • обеспечения ребёнку с ОВЗ, имеющему вынужденные ограничения контактов с миром, не только овладения академическими знаниями, умениями и навыками, но и развития жизненной компетенции, возможности стать более активным, независимым и приспособленным к реальной каждодневной жизни. Поэтому в структуре содержания образования чётко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции». При этом подчёркивается, что образование ребёнка с ОВЗ может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при условии его продвижения по обоим направлениям.

  • формирование общей культуры, духовно ­ нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • обеспечение доступности получения качественного общего образования для детей с ОВЗ;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

Разрешить эти задачи возможно при условии разработки специальных дифференцированных стандартов образования для каждой категории детей с ОВЗ и преодоления на деле разобщённости систем и специалистов общего и специального образования, до сих пор мешающей развитию форм специальной поддержки ребёнка с ОВЗ, обучающегося в условиях массовой школы.

Необходима также детальная разработка форм взаимодействия семьи и специалистов при определении образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ и гибких механизмов его изменения при выявлении у него новых возможностей в процессе обучения.

Данная программа предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования, соответствующую возможностям и потребностям группы детей с ОВЗ.


  1. Право детей с ОВЗ на образование и его реализация на практике с правоприменением современного законодательства

Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов (Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012) свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребёнка-инвалида и. постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребёнка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечёт за собой необходимость структурной, функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.

Отказ от представления о «необучаемых детях» и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции обусловливают необходимость создания инструмента инновационного развития образовательной системы страны — Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. Он гарантирует каждому ребёнку право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, и вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.


  1. Дети с ОВЗ — неоднородная по составу группа школьников в нашей школе

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна в нашей школе. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:

  • слуха;

  • зрения;

  • опорно-двигательного аппарата;

  • задержкой психического развития;

  • интеллекта;

  • эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм;

  • множественными нарушениями развития.

Биологическое неблагополучие ребёнка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребёнка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик — от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы; от ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

Вследствие неоднородности состава группы детей с ОВЗ диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже максимально широк — от среднего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам. То есть для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образования — разработка вариантов, на практике обеспечивающих: охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению цензового уровня образования, а также ограничений в получении специальной помощи детьми с ОВЗ, включёнными в общий образовательный поток.

  1. Современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ.

Состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания.

Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходят» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы.

На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с ОВЗ в массовую школу необходимо нам добиваться обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, обучающимся в общеобразовательной школе.


  1. Дети с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства1. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.

Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребёнка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ и требующие для своего удовлетворения следующих условий:

  • специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;

  • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

  • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

  • необходимо максимальное расширение образовательного пространства — выход за пределы образовательного учреждения.

Соответственно, ещё одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех групп и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Пояснительная записка Данная адаптированная основная образовательная...
Программа предназначена для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, сложными множественными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Программа для детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости
Обучение детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости проводится по Программе, рекомендованной Министерством социального...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Образовательная программа дошкольного образования
Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Образовательная программа кгбоу «Дивногорская школа»
Программа предназначена для обучения детей с умственной отсталостью легкой степени, учитывает особенности познавательной деятельности...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Принято утверждаю
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (глухих,...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных...
Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Содержательный
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Комитет образования администрации городского округа
Адаптированная образовательная программа (аоп) для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой)
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Программа специльной (корррекционной) общеобразовательной школы ручной...
Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Основная образовательная программа образования обучающихся с умственной...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с нарушениями интеллекта легкой и умеренной степени умственной отсталости) icon Адаптированная основная общеобразовательная программа
Образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск