Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….…...3
Условия реализации образовательной программы 3
Финансовые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы 4
Материально –технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы 5
Содержание обучения 7
Русский язык (графика и письмо) (1-9 класс)……………………………..….…... 9
Литературное чтение (альтернативное чтение) (1-9 класс)……………………... 14
Математика (математические представления и конструирование) (1-9 класс).. 21
Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-9 класс)………………….... 31
Музыка (1-9классы)……………………………………………………………….. 43
Изобразительное искусство (1-9 классы)………………………………………… 60
Технология (1-9 класс)…………………………………………………………….. .79
Технология (ручной труд) (1-4 класс)………………………………………79
Физическая культура (1-9 класс)……………………………………………….… 101
Основы религиозных культур и светской этики (9 класс)…………………… 123
Социально – бытовая ориентировка (5-9 класс)………………………………… 128
Музыка и движение…………………………………………...… 142
Учебный план 153
Пояснительная записка
Данная адаптированная основная образовательная программа составлена на основе следующих документов:
Конституция РФ.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).
Конвенция ООН о правах инвалидов.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов.
Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
Адаптированная основная образовательная программа построена на основе следующих дидактических принципов:
Воспитывающего характера обучения;
Практической направленности обучения;
Доступности обучения;
Индивидуального и дифференцированного подхода;
Коррекционно – развивающего обучения;
Расширения социальных связей;
Интегрированного обучения.
Программа предназначена для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, сложными множественными дефектами развития (далее – обучающиеся с тяжелыми нарушениями в развитии).
Содержание обучения определено степенью тяжести основного дефекта учащихся.
Целью образовательной деятельности является максимально возможное всестороннее развитие и социальная адаптация обучающихся с тяжелыми нарушениями в развитии.
Программа предусматривает решение следующих задач:
формирование представлений обучающихся о себе;
формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
обучение предметно – практической и доступной трудовой деятельностью;
обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим особенностям обучающихся;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся.
Условия реализации образовательной программы.
Обучение детей с тяжелыми нарушениями в развитии требуют особых условий, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и других явлений жизни. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, а доступная деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире и формирует социальный опыт ребенка.
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими педагогическое образование и курсы переподготовки и повышения квалификации о направлениям специальное дефектологическое образование. Обучение учащихся по предметам, включенным в образовательную программу, осуществляют учителя. Коррекцию речевых недостатков и формирование основы для овладения навыками коммуникации осуществляют совместно учитель – логопед, учитель и воспитатель класса.Максимальную коррекцию познавательных процессов осуществляет учитель-дефектолог, учитель. Оказывают содействие психическому здоровью, образовательным интересам, коррекции затруднений в личностном развитии педагоги – психологи.
Образовательное учреждение располагает необходимым набором помещений (учебные кабинеты, кабинеты психолога, дефектолога, логопеда, медицинские кабинеты), материально – технической базой, обеспечивающей образовательную деятельность и соответствующую действующим правилам и нормам безопасности.
Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе учреждения, предусматривает максимально возможное формирование компетенций учащихся с тяжелыми нарушениями в развитии в соответствии с задачами данной образовательной программы. Особая роль отводится игровым технологиям как наиболее эффективной форме деятельности данной категории детей. Педагогами школы осуществляется работа по включению родителей в образовательный процесс.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Для детей данных категорий характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Так как у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и сложным дефектом развития предполагается разный уровень освоения программного материала, планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы по предметам прописаны в индивидуальных адаптированных общеобразовательных программах с учетом психофизических особенностей развития и возможностей каждого ребенка.
С обучающимися данных категорий реализуются коррекционно-развивающие занятия специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) по индивидуальным или подгрупповым программам. Предполагаемые результаты коррекционно-развивающей и профилактической работы отражены в адаптированных программах коррекционно-развивающих, коррекционных логопедических занятий и адаптированных индивидуальных программах коррекционно-развивающих/ коррекционных логопедических занятий специалистов школы.
Индивидуальные адаптированные общеобразовательные программы, адаптированные общеобразовательные программы, адаптированные программы коррекционно-развивающих, коррекционных логопедических занятий являются приложением к данной программе.
Финансовые условия реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы
Финансовое обеспечение реализации АООП для умеренной и тяжелой умственной отсталости опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на общедоступное получение бесплатного общего образования.
Объём действующих расходных обязательств отражается в государственном задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями законодательства в области образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.
Структура расходов включает:
1) образование обучающегося на основе учебного плана образовательной организации и индивидуальной ИАОП
2) обеспечение ухода и присмотра за обучающимся в период его нахождения в образовательной организации
3) предоставление питания обучающемуся
4) психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающегося и его законных представителей
5) обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.
Финансово-экономическое обеспечение реализации АООП для умеренной и тяжелой умственной отсталости устанавливается с учётом необходимости специальной индивидуальной поддержки обучающегося и индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в ИАОП, разработанной образовательной организацией, и в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогических комиссий.
Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение, определяется в соответствии с комплектованием образовательной организации. Количество штатных единиц, объем рабочего времени специалистов определяется учебным планом, локальными нормативными актами образовательной организации, а также индивидуальными образовательными потребностями обучающегося, отраженными в ИАОП.
Предусматривается финансирование для обеспечения необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием, учебно-дидактическим материалом и другим оборудованием для организации образования обучающихся с учетом ИАОП и индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) для детей-инвалидов.
Образовательная организация вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, дополнительные финансовые средства за счет:· предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг;
· добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), отвечает как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим материально техническое обеспечение процесса освоения АООП для умеренной и тяжелой умственной отсталости и ИАОП соответствует специфическим требованиям к:
1) организации пространства;
2) организации временного режима обучения;
3) организации учебного места обучающихся;
4) техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии);
5) специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
6) условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
7) информационно-методическому обеспечению образования.
Организация пространства.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся (прежде всего здание и прилегающая территория), соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. Важным условием реализации АООП для умеренной и тяжелой умственной отсталости является возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры образовательной организации для тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно- двигательных функций, зрения. С этой целью территория и зона целевого назначения в здании образовательной организации отвечают требованиям безбарьерной среды.
В помещениях для обучающихся предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности.
Организация временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПин, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Учебный день включает в себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося.
Организация учебного места обучающегося
Рабочее / учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и проведения свободного времени.
Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся созданы специально оборудованные места: магнитные доски и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства.
Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня.
Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию используются вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).
К ассистирующим технологиям относятся:
· индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, механический подъемник, вертикализатор);
· материалы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
· подъемник, пандус, облегчающее передвижение и сопровождение.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИАОП, АОП, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
включает:
· необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
· характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
· доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
· возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).
Содержание обучения выстраивается в несколько этапов:
Первый этап: 1 – 4 классы.
Основными задачами начального обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии являются:
Установление контакта, воспитание умения подчиняться старшим, режиму, правилам поведения. Воспитание элементарного контроля за своим поведением, умения поступать в соответствии с ситуацией, привитие понятий «хорошо – плохо», «можно – нельзя». Воспитание вежливости.
Включение в коллектив группы, класса. Организация коллективных и индивидуальных игр. Обучение игре.
Воспитание бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности, санитарно – гигиенических навыков и, в конечном счете, – социальной адаптации.
Установление связи с семьей и координация совместной работы по воспитанию и развитию ребенка (соблюдение режима дня, организация домашних занятий, соблюдение общих требований и т.д.)
Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики.
Развитие предметно – практической, конструктивной, изобразительной деятельности.
Развитие речи, исправление речевых недостатков.
Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счету, элементарному труду.
Воспитание положительного отношения к трудовой деятельности.
Включение детей в коллектив школы, участие в школьных мероприятиях.
Образовательные области включают следующие предметы:
- литературное чтение (альтернативное чтение);
- русский язык (графика и письмо);
- математика (математические представления и конструирование);
-окружающий мир (человек, природа, общество);
- музыка;
- искусство (музыка и движение);
- изобразительное искусство;
- физическая культура (адаптивная физическая культура);
- технология (ручной труд).
Второй этап (5 – 9 классы).
Основными задачами обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии на втором этапе являются:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Личностное, эмоциональное воспитание учащихся, формирование у них правильного поведения.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и подростков.
Образовательные области включают следующие предметы:
- литературное чтение (альтернативное чтение);
- русский язык (графика и письмо);
- математика (математические представления и конструирование);
- окружающий мир (человек, природа, общество);
- музыка;
- искусство (музыка и движение);
- изобразительное искусство;
- физическая культура (адаптивная физическая культура);
- технология (ручной труд);
- социально-бытовая ориентировка (СБО);
- основы религиозных культур и светской этики.
Содержание обучения на каждом этапе строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию, преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы.
Для учащихся, которые в силу своих психофизических особенностей не осваивают основную общеобразовательную программу, разрабатываются индивидуальные адаптированные общеобразовательные программы. Программа составляется на основе комплексной психолого – педагогической диагностики специалистами, сопровождающими развитие ребенка (учителем–дефектологом, учителем-логопедом, педагогом–психологом, социальным педагогом), учителем, воспитателем класса и направлена на максимально возможную включенность учащихся в образовательный процесс с учетом выявленных положительных сторон личности ребенка, потенциальных возможностей развития, которые являются опорой коррекционно – развивающей работы.
Оценивать объем знаний обучающихся с тяжелыми нарушениями в развитии с общепринятых педагогических позиций не представляется возможным. У данной категории детей оценивается не набор предметных знаний в рамках нормированного педагогического процесса, а опыт их социального продвижения, где ключевыми компетенциями являются предметное и чувственное отражение окружающего мира.
Адаптированная основная общеобразовательная программа носит рамочный, открытый характер и задает перспективу возможного, а не перечень необходимого.
русский язык (графика и письмо)
(I – IXкласс)
Пояснительная записка
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями в развитии. Знакомство с той или иной буквой проводится после предварительной работы по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слогов, проводятся на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв проводится параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения систематически практикуются зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений.
Обучение письму детей с тяжелыми нарушениями в развитии носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
При обучении письму учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется дифференцированный подход к учащимся.
I класс
Добукварный период (3 месяца)
1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснение и указания учителя, поднимать руку при желании, что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
2. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.
3. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у – у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Название слов по предъявленным предметным картинкам. Составление простых предложений их 2 слов. Слова «предложение», «слово» употребляется учителем. Учащиеся должны понимать или выполнять действия, связанные с этими словами. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя.
4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
5. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.
Учащиеся со сложным дефектом:
Добукварный период длится 1 и 2 четверть. Письмо основных элементов печатных букв.
Букварный период (I этап).
Усвоение рукописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа; аш, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.
Письмо под диктовку изученных букв.
Учащиеся со сложным дефектом:
Усвоение печатных букв А, У, М, О. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем. Образование, чтение и письмо прямых и обратных слогов.
II класс
Букварный период (II этап)
Усвоение печатных букв (Шш, Лл, ы, Рр, Нн, Кк, Пп, Тт, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг).
Составление простых предложений их 2-3 слов. Деление предложений на слова. Слова «предложение», «слово» употребляется учителем. Учащиеся должны понимать или выполнять действия, связанные с этими словами.
Списывание с печатного текста слогов и коротких слов с изученными буквами.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов.
Учащиеся со сложным дефектом:
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: С, Х, Ш, Л.Написание изученных букв печатным шрифтом.
III класс
Букварный период (III этап)
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ.
Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.
Составление из букв разрезной азбуки слогов, подписей из 2-3 слов под картинками.
Работа с деформированными слогами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных словах с опорой на наглядность.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Написание односложных и двусложных слов под диктовку с предварительным звукобуквенным анализом.
Списывание с печатного текста коротких предложений, состоящих из 2 слов с предварительным анализом.
Учащиеся со сложным дефектом:
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: Ы, Н, Р, К. Составление и запись слогов и слов из изученных букв. Письмо по обводке и по показу.
IV класс
Звуки и буквы.
Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различение.
Слово.
Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.
Практические упражнения, со словами отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает?
Большая буква в именах людей и кличках животных.
Предложение.
Построения простого предложения:
1) составление предложений по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем (запись с помощью учителя);
2) списывание предложений, вставка пропущенных слов, в соответствии с данными картинками с помощью учителя;
3) написание большой буквы в начале предложения и точки в конце предложения;
4) упражнения в списывании рукописного и печатного текста.
Учащиеся со сложным дефектом:
Продолжение букварного периода. Изучение звуков и букв: П, Т, И, З. Составление и запись слогов и слов из изученных букв. Письмо по обводке и по показу. Составление простых предложений их 2-3 слов.
V класс
Звуки и буквы
Повторение материала IV класса.
Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных, деление данных слов на слоги. Различение букв и звуков и-й. Работа с буквами разрезной азбуки.
Слово
Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающихся названия предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это?
Закрепление знаний об именах собственных: имена и фамилия людей, клички животных.
Предложение
Построение предложений:
1) составление предложений на заданную тему;
2) умение закончить предложение по вопросу что это? Кто это?;
3) умение ответить на заданный вопрос, пользуясь этого вопроса, по возможности, записать ответ с помощью учителя;
4) списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц;
5) написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
6) написание зрительных и слуховых диктантов.
Учащиеся со сложным дефектом:
Продолжение букварного периода. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: В, Ж, Б, Г, Д. Соотнесение звуков с буквами, определение местонахождения в словах. Образование открытых и закрытых двухбуквенных слогов из вновь изученных букв; запись слогов, 1-2 сложных слов. Написание большой буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Большая буква в именах людей.
VI класс
Звуки и буквы
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в V классе.
Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя).
Расширение круга собственных имен: название городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.
Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.
Предложение
Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.
Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из 2-3 слов, написание которых не расходятся с произношением.
Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы .
Учащиеся со сложным дефектом:
Продолжение букварного периода. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: Й, Ь, Е, Ё, Я. Составление, чтение и письмо двусложных слов из усвоенных слоговых структур. Письмо предложений из 2-3 слов. Написание большой буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Большая буква в именах людей и кличках животных
VII класс
Звуки и буквы
Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ща-ща, чу-щу.
Различение твердых и мягких согласных приобозначение мягкости буквами е, ё, и, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов.
Изучение слов обозначающих действия:
1) называния действий предметов по вопросам что делает? что делают?
2) умение составлять слова, обозначающие действия со словами, обозначающие предметы (с помощью учителя)
Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно.
Предложение
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам.
Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? что это? что делает?
Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова.
Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя.
Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
Учащиеся со сложным дефектом:
Продолжение букварного периода. Повторение изученных звуков и букв, изучение новых: Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э. Соотнесение звуков и букв. Составление и запись слов из 2-3 слогов. Запись предложений и коротких текстов (2-3 предложения). Запись своего имени, фамилии.
VIII класс
Звуки и буквы
Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ща-ща, чу-щу.
Различение твердых и мягких согласных приобозначение мягкости буквами е, ё, и, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий) по вопросам, правильное употребление их.
Предлоги (над, под). Раздельное написание предлогов со словами, обозначающие предметы.
Закрепление написания имен собственных.
Предложение
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Заканчивание или дополнения упражнений по вопросам кто? Что? Когда? Где? Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Учащиеся со сложным дефектом:
Повторение изученного материала: звуков, букв, слогов. Составление и запись слов из 2-3 слогов. Запись предложений и коротких букварных текстов. Написание под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. Списывание с доски печатных букв, слогов и слов; списывание с учебника слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Написание имени, фамилии. Повторение изученного.
IX класс
Звуки и буквы. Алфавит.
Порядок букв в русской азбуке.
Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Различение твердых и мягких согласных приобозначение мягкости буквами е, ё, и, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Перенос части слова при письме. Определение ударных и безударных гласных.
Слово.
Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов.
Изучение слов обозначающих действия:
1) называния действий предметов по вопросам что делает? что делают?
2) умение составлять слова, обозначающие действия со словами, обозначающие предметы (с помощью учителя)
3) нахождение признаков предмета по вопросам какой? какая? какие?
Большая буква в именах собственных. Составление предложений с данными словами.
Предложение
Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Списывание предложений с учебника, с классной доски, карточек. Составление предложений по картинкам, опорным словам, на заданную тему. Написание слуховых диктантов.
Элементы делового письма. Заполнение анкет. Написание заявления о приёме на работу.
Учащиеся со сложным дефектом:
Повторение и закрепление ранее изученного материала. Составление и запись слогов, слов. Запись предложений и букварных текстов. Написание имени, фамилии, адреса
Литературное чтение (альтернативное чтение)
(I –IX классы)
Пояснительная записка
Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и сложными множественными дефектами развития ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу, также применяется метод глобального чтения. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей их познавательной деятельности. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, проводятся на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).
В средних классах глубоко умственно отсталые дети читают слова, короткие тексты, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста.
Каждая тема изучается на уроках несколько раз при многократном повторении и поэтапном усложнении, что обеспечивает реализацию принципа концентризма и позволяет более прочно усвоить программный материал.
При обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями в развитии широко используется игровой и занимательный материал, предлагаются задания в игровой форме. Все уроки чтения сопровождаются достаточным количеством необходимого наглядного материала.
Учитывая различную структуру сложных нарушений у учащихся, их интеллектуальные и речевые возможности, а также способности к обучению, на уроках широко применяется принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Учащимся предлагаются только те задания, которые они могут выполнить самостоятельно или с помощью педагога.
В зависимости от возможностей учащихся темп прохождения программного материала может быть замедлен или несколько ускорен.
Дети старшего школьного возраста учатся читать печатные инструкции, связанные с уроками труда. Кроме того, учащиеся тренируются в чтении вывесок на улице (связь с уроками социально - бытовой ориентировки), читают короткие рассказы из детских журналов, учатся глобальному чтению (узнаванию) распространенных знаков, безопасности и информации.
К окончанию процесса обучения учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
Программа
I класс
Добукварный период (3 месяца)
1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснение и указания учителя, поднимать руку при желании, что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
2. Специальная логопедическая работа (проводиться логопедом и закрепляется учителями на уроках). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.
3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.
Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у – у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Название слов по предъявленным предметным картинкам. Составление простых предложений их 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» употребляется учителем. Учащиеся должны понимать или выполнять действия, связанные с этими словами. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны уметь выбрать пиктограмму с указанными действиями.
4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
5. Выполнение движений по подражанию и словесной инструкции. Координация речи с движением.
6. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев
Удержание предмета, выполнение манипуляций с предметом.
Упражнения для развития тактильной чувствительности с предметами и материалами различной фактуры.
Упражнения для кистей рук (статические, динамические).
Пальцевые упражнения.
Игры и упражнения с мелкими предметами.
Упражнения для развития умения правильно удерживать карандаш.
Обведение по шаблону, трафарету контуров знакомых предметов.
Обводка несложных линий, силуэтов по контуру.
Раскрашивание, штриховка.
Рисование простейших орнаментов в широкой полосе (строке) путем обводки или по образцу.
Учащиеся со сложным дефектом:
Добукварный период длится 1 и 2 четверть.
Букварный период (I этап).
Усвоение рукописного начертания изученных строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа; аш, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов.
Учащиеся со сложным множественным дефектом:
Изучение звуков и букв: А, У, М, О. Произношение звуков, различение их в начале и конце слова. Образование из усвоенных звуков и букв слогов, чтение их с протяжным произношением. Образование, чтение и сравнение открытых и закрытых двухбуквенных слогов. Повторение изученного.
II класс
Букварный период (II этап)
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г. Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а также предложений из двух слов (Ма-ша, ма-ла).
Учащиеся со сложным множественным дефектом:
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: С, Х, Ш, Л. Соотнесение звуков с буквами, определение местонахождения в словах. Образование открытых и закрытых двухбуквенных слогов из вновь изученных букв; чтение слогов. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур. Чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога. Чтение доступных словосочетаний. Повторение и закрепление изученного.
|