Скачать 0.89 Mb.
|
Программа для детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости Обучение детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости проводится по Программе, рекомендованной Министерством социального обеспечения РСФСР и научно-исследовательским институтом Дефектологии АПН СССР. Содержание 1. Чтение и письмо 1-10 2. Счёт 10-15 3. Развитие речи 15-18 4. Социально- бытовая ориентация 18-25 5. Предметно практическая деятельность 25-40 6. Хозяйственно- бытовой труд 41-46 7. Физическая культура 47-54 ПРИМЕЧАНИЕ
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (1-VIII классы) Объяснительна записка Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности и детей – олигофренов. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводится на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения). В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста. Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции связанные с уроками труда. Кроме этого учащиеся тренируются в чтении вывесок на улице (связь с уроками бытовой ориентации), читают короткие рассказы из детских журналов, учатся глобальному чтению (узнаванию) распространенных знаков безопасности и информации. Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.) так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений. При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Так например если отдельные ученики 11 класса не могут писать под диктовку короткие предложения, то можно ограничится написанием отдельных слов. В случае невозможности некоторыми воспитанниками усвоить написание поздравительных открыток (VII класс), следует ограничится заполнением дневника, адреса на конверте. Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил. Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по память слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный) ответить на заданные вопросы. ПРОГРАММА 1 класс (210 час.) Добукварный период (3 месяца)
Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). Правильное произнесение учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Название слов по предъявленным предметным картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих предложений на слова. Слова «предложение» словом –употребляются учителем. Учащиеся должны понимать и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а», «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя. 4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Составление натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо в горизонтальном положении). 5. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Объведение простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв. Букварный период (1 этап) Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произнесение их а изолированной позиции, а также различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, аш, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, со, су) сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Усвоение рукописного начертания, изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке по образцу, данному учителем. Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов. 2 класс (210 час.) Букварный период (2 этап) Чтение. Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г. Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и по возможности, слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а также предложений из двух слов. (Ма-ша ма-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом). Письмо. Усвоение рукописного начертания изученных строчных и прописных букв Шш, Лл, ы, Рр, Нн, Кк, Пп, Тт, Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг. Списывание с классной доски, букваря, печатных карточек, прочитанных и разоьранных слов, состоящих их двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ша, шум). Списывание по возможности, коротких предложений состоящих их 2 слов с предварительным анализом. Заучивание отрывков из произведений. О. Высоцкая «Праздник Октября» А. Плещеев «Осень» А. Барто «Наша Таня» С. Михалков «Елка» А. Блок «Зайчик» Е. Трутнева «На крылечко снежок падает не тает» И. Суриков «Зима» Е. Благинина «Флажок» З. Александрова «В школу» 3 класс (210 час.) Букварный период (3 этап) Чтение Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: д, й, э, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове (в начале и в конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк). Выделение в словах звуков в начале и в конце слов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). Послоговое чтение предложений и коротких текстов из букваря. Письмо. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд,й, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ. Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов. Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками. Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных – двухсложных словах с опорой на наглядность. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом. Заучивание отрывков из произведений А. Плещеев «Мать и дети» В. Лифшиц «Марш октябрят» А. Плещеев «Сельская песня» С. Маршак «Майский праздник в Москве» Г. Ладонщиков «Улица поет» Е. Благинина «Здравствуй, праздник» В. Берестов «Песенка весенних минут» 4 класс (210 час.) Письмо Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся элементами (п-ш; о-и), пространственным расположением элементов (б-д), а также трудные по начертанию (з-к). Звуки и буквы Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие сходные по артикуляции, их различение. Слово Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги. Практические упражнения со словам отвечающими на вопросы кто это?, что делает? Большая буква в именах людей и кличках животных. Предложение Построение простого предложения:
Чтение Повторение материала III класса. Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов на слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов слов со стечением согласных. Чтение кротких, сюжетно- текстов с предыдущим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации. Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов, с данным звуком, заданного значения. Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала. Заучивание отрывков из произведений С. Маршак «Сентябрь» С. Маршак «Ноябрь» З. Александрова «Наша семья» Г. Бромловская «Бабушкины руки» Г. Ладонщиков «Мастерица» И. Суриков «Стали дни короче…» С. Маршак «Декабрь» А. Плещеев «Уж тает снег…» О. Высоцкая «Первое мая» С. Маршак « Июнь» 5 класс (210 час.) Письмо Звуки и буквы Повторение материала IV класса. Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных, деление данных слов на слоги. Различение букв и звуков и-й. Работа с буквами разрезной азбуки. Слово Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это? Закрепление знаний об именах собственных именах и фамилии людей, клички животных. Предложение Построение предложений:
Чтение Закрепление навыков сознательного и по возможности выразительного чтения с соблюдением пауз и запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках. Изложение содержания прочитанного по вопросам учителя и по сюжетным картинкам. Подбор картинок по прочитанному слову или предложению. Полный и выборочный пересказ по вопросам учителя. Чтение отрывков из рассказов русских и советских писателей. Чтение печатных и письменных инструкций. Выполнение их. (Межпредметные связи с уроками труда). Глобальное чтение (узнавание) распространенных знаков безопасности и информации (стоп, опасно, яд, переход, магазин, аптека и т.п.). Заучивание отрывков из произведений И. Пивоварова «Школьный стол» А. Алексин «Флажок» Т. Волжина «Оладушки» С. Баруздин «Белый снег» З. Александрова «Елочка» С. Маршак «Январь» С. Маршак «Февраль» Ф. Тютчев «Весна» С. Маршак «Апрель» С. Маршак «Майский праздник в Москве» 6 класс (210 час.) Письмо Звуки и буквы Закрепление знаний, умений и навыков полученных в V классе. Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных.(б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слово Закрепление знаний о словах означающих названия предметов, умение выделять в тексте слова отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя). Расширение круга собственных имен: названия городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами. Предложение Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам. на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов. Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из двух-трех слов, написание которых не расходится с произношением. Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы (детского дома). Чтение Закрепление умения различать слова, сходные по звучанию. Чтение целыми словами без искажения звукового состава слова. (Послоговое чтение трудных слов). Чтение незнакомого текста (коротких рассказов, сказок, статей) и пересказ прочитанного по вопросам. Чтение статей и рассказов из детских журналов. Умение рассказать содержание прочитанного по вопросам, выделять из текста места, относящиеся к иллюстрациям, объяснить отдельные слова и выражения. Выборочное чтение простых по содержанию текстов, пересказ прочитанного по вопросам учителя. Произведения для заучивания В. Лебедев-Кумач «Здравствуй школа» И. Токмакова «Сентябрь» Н. Артюхова « Маляры» И. Суриков «Зима» О. Высоцкая « Слава Армии Советской» Г. Виеру « Мамин день» С. Маршак «Снег теперь уже не тот» А. Барто «Веревочка» С. Брянских « Здравствуй, лето» 7класс (210 час) Письмо Звуки и буквы Построение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ча-ща. чу-щу. Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е,ё,и,ю,я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Слово Закреплении знаний о словах, обозначающих названия предметов. Изучение слов, обозначающих действия:
Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно. Предложение Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам. Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? что делает? Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставлять в предложения пропущенные слова. Составление предложений из слов данных в разбивку с помощью учителя. Умение заполнять дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя). Списывание письменных и печатных инструкций по труду. Чтение
Произведения для заучивания наизусть А. Плещеев «Осенью» О. Высоцкая «Праздник свободы» И. Исаковкий «Куда б ни шел, ни ехал ты» В. Ткаченко «Моя мама» Ф. Тютчев « Зима не даром злится» А. Александров «Весенняя уборка» А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток…» 8 класс (210 час) Письмо Звуки и буквы Повторение артикулярно сходных звуков р-л, твердых мягких согласных букв Ь Различие свистящих и шипящих (е-ш, з-ж) и аффриат (ч-ть, ш-щ-ть). Слово Различение основных категорий слов (названии предметов, действий) по вопросам, правильное употребление их. Предлоги (над, под). Раздельное написание предлогов со словами обозначающими предметы. Закрепление написания именем собственных. Предложение Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Заканчивание или дополнения предложений по вопросам кто? что? когда? где? Запись их. Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов. Проведение зрительных и слуховых диктантов. Написание по образцу заявления на работу. Чтение Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений русских классиков и советских писателей. Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой. Пересказ отрывков из произведений Н. Калинина «Про снежный колобок» Е. Пермян «Для чего руки нужны» Л. Толстой «Пожарные собаки» М. Пришвин «Ёж» С. Михалков «Как друзья познаются» Счет (I-VIII классы) Объяснительная записка У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У глубоко отсталых детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети – имбицилы с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен. В процессе обучения детей – имбецилов счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности. Обучение счету детей – олигофренов в степени имбецильности организуется на практической наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся. Обучение счету глубоко отсталых учащихся начинается с продевтического периода. Его содержание и основные задачи – развитие у глубоко отсталых учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети – имбецилы должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактически игры. На уроках элементарного счета дети – имбецилы считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры. Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, предметно – практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и производительному труду. ПРОГРАММА 1 класс (105 час.) Пропедевтический период (3 месяца) Понятие о величине большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый - тонкий , больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже. Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну. Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы. Понятия веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче. Слова раскрывающие сущность сложения вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять Числа 1-3 Счет в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счет прямой и обратный. Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. Решение примеров в пределах 3. Составление задач по практическим действиям. Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2 и 3 коп. Распознавание их. Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. II класс (105 час.) Повторение материала 1 класса. Счет в пределах 5. Образование чисел в пределах 5. Практические работы. Счет прямой и обратный. Решение примеров. Работа со счетами. Сравнение чисел стоящих в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа. Составление и решение задач на нахождение суммы и разности. Запись действия задачи без наименования. Составление задач по примерам. Нуль, как отсутствие остатка (умение узнавать его и находить) Соответствие числа, количества и цифры. Глобальное определение предметов в группе. выделение нескольких предметов из множества. Меры стоимости. знакомство с монетами: 1,2,3 и 5 коп. Распознавание монет в играх и упражнениях. Време6нные понятия: утро, вечер, день, ночь. Тематический материал: круг, квадрат, треугольник. Обводка шаблона и штриховка. III класс (140 час.) Повторение материала II класса. Устная и письменная нумерация в пределах 8. Образование и запись чисел первого десятка, счет прямой и обратный. порядковый счет от заданного числа до заданного. Сравнение чисел по величине в пределах 8. Решение примеров в пределах 8. Работа со счетами. Решение задач на нахождение суммы и разности. Запись слова «задача» Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2, 3 и 5 коп. Размен монет в играх и упражнениях. Понятия: утро, день, вечер, ночь. Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблонов и штрихов. III класс (140 час.) Повторение материала II класса. Устная и письменная нумерация в пределах 8. Образование и запись чисел первого десятка. Счет прямой и обратный. Порядковый счет от заданного числа до заданного. Сравнение чисел по величине в пределах 8. Решение примеров в пределах 8. Работа со счетами. Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача» Меры стоимости. Знакомство с монетами в 2, 3, 5 коп. Размен монет в 2, 3, 5 коп. до 1 коп. Временные понятия неделя. Число дней, их последовательность. Геометрический материал: прямоугольник. Обведение по шаблону прямоугольника. Знакомство с линейкой. Отсчет от нуля. Проведение прямой линии через одну точку. IV класс (175 час.) Повторение материала III класса. Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка. Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами. Счет по 2 и по 5. Меры стоимости – 10 коп. Размен монеты в 10 коп. по 2 и по 5 коп. Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий с наименованием (без записи краткого ответа). Геометрический материал: квадрат. Построение квадрата по точкам с применением линейки. Проведение прямой линии проходящей через две точки. V класс (175 час.) Повторение материала IV класса. Устная и письменная нумерация в пределах 20, счет предметов по одному и десятками в пределах 20, счет от заданного числа до заданного, счет группами по 2 и по 5. Десятичный состав чисел. Понятия об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Работа со счетами. Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение числа на несколько единиц. Запись действия задачи с наименованием и кратким ответом. Понятия «дороже – дешевле». Меры стоимости: получение 15 и 20 коп из монет различного достоинства. Меры времени: понятие о сутках. Меры времени: год – 12 месяцев. Называние месяцев. Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки. VI класс (175 час.) Повторение материала V класса. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, счет по 2. Счет прямой и обратный в пределах 20. Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 20. Работа со счетами. Решение задач, в условиях которых имеются понятия: «дороже - дешевле», «на несколько больше», «на несколько меньше», решение задач на нахождение суммы и остатка. Меры емкости: литр (работа с литровыми и поллитровыми емкостями ). Меры стоимости. Работа с монетами до 20 коп. Размен при помощи 10 коп. Меры времени. Определение времени по часам с точностью до часа. Геометрический материал: треугольник. Обводка по шаблону, построение по точкам при помощи линейки. VII класс (140 час) Повторение материала VI класса. Устная и письменная нумерация в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа со четами. Знакомство с десятком как новой счетной единицей. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100. Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков с однозначным числом, сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд, вычитание однозначного числа из двузначного перехода через разряд. Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд. Понятие «моложе – старше». Меры стоимости: 1 руб., 3 руб. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег. Вводится монета в 50 коп. Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром. Меры емкости: литр. Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса. Геометрический материал: круг. Обведение шаблона. VIII класс (140 час) Повторение. Устная и письменная нумерация в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Составление и решение задач в пределах 100. Счет в пределах 100 в процессе производительного труда. Меры стоимости: 5 руб, 10 руб. Размен и замена денег символами бумажных денег. Меры длины: работа с метром. Меры емкости: определение количества воды литровыми и поллитровыми емкостями. Меры времени: месяц – 28, 29, 30, 31 день. Геометрический материал: линии прямые. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ И ЭКСКУРСИИ (I и VII класса) Объяснительная записка Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы (особенно имбециллы синдром Дауна). Для их устной речи характерен резкий аграмматизм, т.е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи. Имея в запасе небольшое число слов, имбецилы часто повторяют их или вторят чужим словам, от этого их речь получается с однообразными повторными оборотами. Для того, чтобы научить глубоко умственных отсталых детей правильно произносить слова и правильно употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. Имбецилы должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторят слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним. Каждый урок по развитию речи должен быть посвящен какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов сообщаемых на одном уроке должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят. Нужно всячески стараться, чтобы дети умели оформить свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз – просьб, фраз – приказаний и их выполнение. Занятия по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях. В классах для обучения и воспитания детей – имбецилов даются первоначальные сведения о живой и неживой природе. Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научит их использовать полученные знания в практической деятельности. Ознакомление с жизнью растений и животных учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труда людей (в зависимости от местных условий необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира, например: в районах севера - оленя, в Средней Азии – верблюда и т.д.). На предметных уроках учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Экскурсии представляют собой учебные, занятия во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материал для оформления в виде коллекции, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках. Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Для развития органов чувств полезно заниматься лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с животными, предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции и личности школьника и необходимы в жизни. ПРОГРАММА I класс (105 час) Развитие устной речи учащихся: умение повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть свое имя и фамилию; называть имя и отчество учителя: называть имя и отчество родителей; называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить детей рассказывать короткие и доступные для них VI класс (70 час) Повторение материала V класса. Логопедические занятия. Расширение словаря учащихся. Индивидуальные занятия по коррекции недостатков произношения. Выработка умений связи высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам: дополнять высказывания своих собеседников, используя материал из личных наблюдений и из прочитанного; последовательно рассказывать о выполнении поручений или законченном трудовом процессе, об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя); группировать предметы по определенным признакам: по цвету, по величине, по форме, по материалу; словесно обозначать признаки предметов; самостоятельно описывать предметы и явления природы, используя вновь усвоенные слова и обороты речи. Расширение знаний учащихся о словах, обозначающих предметы и действия предметов. Слова обозначающие признаки и действия предметов (цвет, вкус, величина, материал и другие) по вопросам: какой? какая? какое? какие? Устное составление изложений в разговоре по телефону, диалоги в магазине, на улице, в транспорте (межпредметные связи с уроками «Социально – бытовой ориентировки»). |
Пояснительная записка Данная адаптированная основная образовательная... Программа предназначена для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, сложными множественными... |
Комитет образования администрации городского округа Адаптированная образовательная программа (аоп) для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой) |
||
Программа специльной (корррекционной) общеобразовательной школы ручной... Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной... |
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными... Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана... |
||
Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности... Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи... |
Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися... Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),... |
||
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа,... Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной... |
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной... Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью... |
||
Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» Рабочая программа для детей 9 класса «И» с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью составлена на основе «Программы обучения... |
Рабочая программа по обучению обучающегося с умеренной умственной... Рабочая программа по коррекционному курсу «Музыкально – ритмические занятия» адресована обучающемуся 5 класса с умеренной умственной... |
||
Программа формирования базовых учебных действий Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной... |
Примерная программа для детей с особенностями в развитии разработана... Программа специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости |
||
Программа формирования базовых учебных действий Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),... |
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной... |
||
Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа индивидуального... Сипр, Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.;... |
Прежде чем представить вариант «Программы обучения учащихся с умеренной... «Программа», мы считаем необходимым обратить внимание на ряд достаточно известных клинико-психолого-педагогических сведений, значимых... |
Поиск |