Скачать 3.35 Mb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 465" ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Заведующий МБДОУ № 465 Протокол№ ___ _________С.Н. Кузнецова от «___» __________20____ г. Приказ № __ от «____» __________20___г Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих) МБДОУ "Детский сад № 465" Нижний Новгород 2016 год Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ....................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка .............................................................................. 3 1.1.1 Цели и задачи программы .......................................................................... 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы .................................. 4 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.......... 5 1.2. Планируемые результаты ........................................................................ 22 1.3. Способы поддержания детской инициативы в освоении образовательной программы.............................................................................................................33 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................... ....36 2.1.Общие положения ..................................................................................... ...33 2.2.Описание образовательной деятельности в соответствие с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях...... .40 2.2.1. Вторая младшая группа ............................................................ .............40 2.2.2. Средняя младшая группа......................................................................... 66 2.2.3. Старшая группа ................................................................................ ........97 2.2.4. Подготовительная группа ...................................................................... 131 2.3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей ..................................................................................................... 164 2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы ............................................................................................................ 178 2.5. Взаимодействие взрослых с детьми ........................................................... 179 2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников ........................................................................................................182 2.7. Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в ДОО ..................................... 182 2.8. Сложившиеся традиции дошкольной организации ................................. 183 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................... 183 3.1. Описание материально-технического обеспечения программы................ 183 3.2. Обеспечение программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания ...................................................... ..............................................184 3.3. Распорядок пребывания воспитанников в ДОУ..........................................199 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий...............200 3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды .......................................................................................................................201. 3.6. Кадровое обеспечение программы ............................................................204 3.7. Краткая презентация программы ..............................................................204 3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов..............206 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. 1.1.1 Цели и задачи программы. Образовательная программа дошкольного образования адаптированная для обучающихся с ОВЗ (глухих, слабослышащих) МБДОУ "Детского сада № 465" (далее Программа) разработана в соответствии с Законом об образовании Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155. Целью данной программы является создание условий для всестороннего развития детей с нарушениями слуха, слухоречевого развития, коррекции и компенсации особенностей физического и психического развития, а также профилактики нарушений, имеющих следственный (вторичный, социальный) характер. Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы. В основу Программы, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ "Детский сад № 465"положены следующие принципы:
В основу разработки адаптированной образовательной программы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ "Детский сад № 465" заложены подходы: 1) деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания детей, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в дошкольном образовании строится на признании того, что развитие личности слабослышащих, позднооглохших, глухих дошкольников определяется характером организации доступной им деятельности: предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушением слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия; 2) концентрический подход в изложении содержания программного материала означает, что ознакомление детей с определенной областью действительности от года к году обучения усложняется, то есть содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи. В одних случаях это тематические связи, в других – общность педагогического замысла. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия – зрительный, слуховой, кинестетический; 3) при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, при этом следует решать их, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического подхода с учетом интеграции направлений развития дает возможность достичь этой цели. В качестве «видов тем» могут выступать «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др. Построение воспитательно-образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей с нарушением слуха. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Цикл тем может корректироваться в связи с событиями, значимыми для группы / детского сада / города; интересами детей и др. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями; 4) коммуникативный подход в Программе раскрыт последовательностью формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использованием в обучении детей с нарушением слуха разных форм словесной речи (устная, письменная, при необходимости дактильная) в зависимости от этапа обучения. Словесная речь, формирующаяся как средство общения в ходе всего воспитательного процесса, является основой обучения, развития и воспитания дошкольников, способом присвоения социального опыта. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Проблемы психического развития разных групп детей дошкольного возраста с нарушенным слухом освещены в исследованиях A.A.Венгер, Г.Л.Выгодской, Л.А.Головчиц, Э.И.Леонгард, Л.П.Носковой, Т.И.Обуховой, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и других. Особенности развития ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет) Познавательное развитие. У детей не формируются связи между слуховыми и зрительными воздействиями, задерживается развитие локомоторных и статических функций, что отражается на формировании межанализаторных связей, сужает пространство, доступное ребенку. Звучащие предметы реже привлекают внимание глухого ребенка, меньше им выделяются из совокупности. В раннем возрасте сенсорное развитие глухих и слабослышащих детей претерпевает значительные изменения, в первую очередь благодаря овладению ходьбой, что способствует расширению осваиваемого пространства и существенно влияет на познание предметного мира. Действия с предметами носят в основном характер манипуляций, как специфических, так и неспецифических. В раннем возрасте у детей с нарушениями слуха активно развиваются действия с предметами по подражанию, что значительно продвигает развитие восприятия, в ходе практической деятельности они овладевают предметными действиями, прежде всего соотносящими. На втором и отчасти на третьем году жизни ребенок овладевает употреблением большинства окружающих бытовых предметов. Вначале он использует предмет строго по назначению, а затем знакомство с основными функциями предметов позволяет ребенку более свободно оперировать им. Он может выполнять действие без предмета или с другим предметом, придав ему несвойственную роль. Такое отделение действия от предмета характеризует зарождение знаковой функции сознания и определяет зарождение игры. На втором году жизни у ребенка формируется активный интерес к окружающим предметам, стремление к активному манипулированию предметами, Таким образом, практическая ориентировка на качества и свойства предметов складывается у большинства не слышащих детей на третьем году жизни. Однако подлинные предметные действия у глухих детей раннего возраста только начинают формироваться. Несмотря на то, что в большинстве случаев у глухих и слабослышащих детей наблюдаются адекватные действия с предметами или игрушками, отмечается их однократность, неразвернутость, неполнота (ребенок только подносит ложечку ко рту куклы, расческой действует поверх волос, не касаясь их). По подражанию окружающим он переносит в свой опыт действия взрослых, однако воспринимает их не полностью, фрагментарно, недостаточно осмысляя их направленность и значение. Для большинства детей недоступны самостоятельный анализ ситуации, выделение существенных для данной деятельности свойств предметов. Более позднее появление предметных действий связано с отсутствием понимания речи взрослого и более замедленным формированием взгляда «ищет оценку», который способствует привлечению внимания к предмету и к действию взрослого с ним. Одной из основных причин отставания в сенсорном развитии является отсутствие или резкое недоразвитие речевого общения и средств невербальной коммуникации (жестов, мимики и др.). Особенности в развитии восприятия у глухих детей по сравнению со слышащими становятся более выраженными на втором-третьем годах, так как слышащие дети в этот период овладевают речью, что существенно продвигает их сенсорное развитие. Его уровни у глухих и слабослышащих детей к трем годам чрезвычайно неоднородны, они зависят от состояния речи, участия взрослых в развитии малыша, способов общения с ним. Невозможность слухового контроля за действиями с предметами и игрушками обедняет представления глухих детей о предметном мире. Важным средством развития предметной деятельности является раннее обучение ребенка с нарушенным слухом, развитие речи и общения. Речь. Условия формирования речи у детей с недостатками слуха оказываются иными в сравнении со слышащими детьми. Отсутствие восприятия голоса и звучащей речи уже в первые месяцы жизни не создает предпосылок для последующего овладения речью. Речевое развитие слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием, что связано с их состоянием слуха. В младенческий период формирование предпосылок речи протекает примерно так же, как и у глухих. Однако в раннем возрасте у детей с легкой и средней тугоухостью наблюдается много голосовых реакций. Как правило, в раннем возрасте, обычно на втором году жизни, у них появляется лепет, более обедненный по сравнению со слышащими детьми, но отличающий слабослышащих от глухих. У некоторых детей к двум-трем годам появляются лепетные слова и звукоподражания, немного слов, обозначающих названия игрушек, окружающих предметов. Эти слова произносятся усечено, с большим количеством грамматических и фонетических искажений. Лишь у небольшого числа слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха появляется короткая фраза. Некоторые дети с тяжелой тугоухостью в раннем возрасте по состоянию речи внешне похожи на глухих, хотя в процессе обследования у этих детей выявляется больше, чем у глухих, голосовых реакций, лепетных и усеченных слов, заметно лучшее подражание речи взрослых. Предпосылки формирования личности складываются в раннем возрасте, когда ребенок начинает выделять себя как персону, носителя определенного имени, в связи с чем складывается его самосознание и понимание своей половой принадлежности. На этом этапе ребенок притязает на признание другими людьми, т. е. у него формируется социально обусловленная потребность в признании окружающими. В раннем возрасте у ребенка формируется чувство симпатии к близким людям, стремление своим поведением заслужить их одобрение, положительную оценку. У него возникает стремление к самостоятельности. Для глухих и слабослышащих детей раннего возраста характерны те же тенденции по отношению к взрослому, которые есть у слышащих детей этого возраста: они стремятся к контакту со взрослыми и активны в его поддержании, проявляют заинтересованность в общении с ним в процессе совместной деятельности, чаще всего игры. Большинство детей учитывают реакции взрослого, особенно одобрение их действий. Даже самые маленькие дети реагируют на замечания взрослых, хотя не всегда стремятся исправиться. Дети раннего возраста, как правило, не оценивают свою неудачу, не стремятся внести исправление в поведение. Адекватная реакция на неудачу и стремление к исправлению ошибки отмечается у детей дошкольного возраста. Отсутствие речевого общения приводит и к трудностям понимания других людей. Детям раннего возраста с нарушенным слухом присуща повышенная ориентировка на реакцию взрослого, зависимость от него. Ребенок не начинает или прекращает действия, не получив одобрения взрослого, чаще всего он старательно действует по подражанию взрослому. Это нередко носит механический характер в силу непонимания смысла действий. Такое подражание способствует усвоению социального опыта в практических условиях, но не содействует развитию самостоятельности и инициативности, которые формируются на этапе кризиса трех лет. Такая зависимость от реакций взрослого отмечается у детей и в процессе обучения. Этапы познания себя формируются у глухих малышей позже, чем у их слышащих сверстников, глухие дети и указывать на себя начинают позже, чем слышащие. |
«принято» «утверждаю» |
Согласовано Принято Утверждаю |
||
Мкоу «Станционно-Ребрихинская сош» Принято на согласовано Утверждаю |
Принято утверждаю «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» |
||
Принято утверждаю Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 7 |
Рассмотрено принято утверждаю Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 653 |
||
Принято утверждаю Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования |
Принято утверждаю Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа №4 |
||
Мо «всеволожский муниципальный район» ло (амоу дод «колтушская дши»)... Автономное муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
«принято» на заседании педагогического совета Протокол №01 от 29. 08. 2014г. «Утверждаю» Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
||
«принято» На собрании трудового коллектива Протокол №2 от 12. 02.... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гвазденская средняя общеобразовательная школа |
«принято» решением педагогического совета: протокол №1 «31» августа 2017г «утверждаю» Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
||
«принято» решением Педагогического Совета протокол №1 от 30. 08. 2013 «утверждаю» Директор Количество мастерских, их разновидность и площади принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (групп) и с учетом... |
Приказ №245 от 16. 04. 2015г. Положение о технической эксплуатации зданий и сооружений Рассмотрено и принято утверждаю на общем собрании трудового коллектива Директор мбоу башкирская Протокол №6 от 16. 04. 2015г гимназия-интернат... |
||
Принято утверждаю Настоящее положение является нормативным документом, устанавливающим единую систему документирования и работы с организационно –... |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Программа носит научно-техническую направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, на... |
Поиск |