Лекция Социология, ее место в системе научного знания


Скачать 1.24 Mb.
Название Лекция Социология, ее место в системе научного знания
страница 1/11
Тип Лекция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Цикл лекции по социологии

Лекция 1. Социология, ее место в системе научного знания.

Наука – сфера деятельности человек, основной функцией которой является выработка и теоретическая и систематизация знаний о действительности. Хотя это является весьма условным, но принято делить науки на социальные, изучающие поведение людей и общества в целом, гуманитарные – предметом которой является мир духа, культуры и ценностей (как действительность отражается в сознании человека, как образом происходит рефлексия), естественные (фундаментальные) и технические (прикладные).

Методологическая доктрина – позитивизм – ей противостоит герменевтическая (интерпретативная) ориентированность.

Статусность науки, определение ее места в системе наук. Полагают, что эта наука с двойным статусом. Это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную функцию по отношению к этим наукам, иначе говоря, она выполняет функцию философии для этих наук, так как дает четкие знания и структуре и законах развития общества в целом.

О внутренней структуре социологии. Социология как наука развивается вширь. Она имеет множество отраслевых подразделений.

Горизонтальный и вертикальный срез науки.

Научная картина мира – совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Иерархия уровней социологических знаний (представить схему).

Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория - логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление или процесс, получивших эмпирическое подтверждение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование – фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель- приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций.

Прикладное исследование - оперативное исследование, проведенное на одном объекте в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций. В этом состоит и смысл прикладных исследований – приложение фундаментальной науки к практическим проблемам. Цель прикладных исследований – дать конкретное знание

Основные научные принципы, реализуемые в социологии.

Принцип идеологической нейтральности. Стремление социологии к не оценочному знанию, идеологической нейтральности – залог ее научной непредвзятости, объективности и достоверности.

Строится на принципе верификации – процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Реализация этого принципа влечет за собой ряд особенностей.

В социологии очень важна опора на эмпиризм, опора на социальные факты, не может быть голословных суждений.

Рационалистическая ориентация. Ничего не брать на веру, доказательность, убедительность, аргументированность, обоснованность. Предположения рассматривать как гипотезу.

Уклонение от анализа явлений, связей между которыми эмпирически не могут быть представлены и проанализированы.

Принцип квантификации – количественного измерения качественных изменений.

Принцип необходимости теоретического анализа. Социология не может обойтись без теоретического знания. Теория дает ориентиры, служит определенным маяком, как изучать, что изучать, для чего изучать. Эмпирия дает материал о частных явлениях, теория же дает представление о целостном социальном явлении. Теория нужна для осмысления эмпирического материала, его анализа и обобщения.

Спорный вопрос - о соотношении теории и эмпирии.

Идеальная модель в социологии – единство теоретического и эмпирического в социологии.

Основатели социологии. О.Конт.

Конт считал, что социология должна быть точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. Социология призвана открывать законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Социология свои открытия совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнительного анализа и исторического.

Свой метод Конт назвал позитивизмом. Этот метод означал отказ от умозрительного и отвлеченного знания, право на существование имеет только наука, которая изучает чувственный опыт. Термин рассматривал в 5 значениях.

Основные идеи позитивной философии О. Конта

  1. Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трех фаз;

  2. Иерархический подход и классификация научных отраслей;

  3. Социальная статика и социальная динамика (порядок и прогресс);

  4. Формирование новой социальной морали посредством социальной философии;

  5. Постепенный характер эволюции общества, первичность духовного и умственного развития. Идеи управляют и переворачивают мир.

В основание своего учения Конт положил теоретическую установку Сен-Симона об изучении исторического процесса и разъяснении его смысла. Социология Контом понималась как наука, интегрирующая все знания об обществе.

Методы социологии – метод наблюдения с целью выявления закономерных отношений между явлениями; метода эксперимента; исторически метод он также связан с наблюдением, но установление связи с предшествующими явлениями.

Закон трех фаз. На первой фазе для объяснения явлений природы, наблюдаемых явлений человек использует представления о потустороннем и сверхъестественном. На метафизической стадии происходит отказ от поисков божественных факторов, человек предпочитает умозрительные объяснения, основанные на логике и отвлеченных представлениях. Последняя стадия – позитивная, знание тесно связано с опытом, он отличается от простого эмпиризма, необходимо описывать закономерности, а не сущность явлений. По Конту идеи управляют и переворачивают мир или, другими словами, весь социальный механизм основывается на убеждениях. Таким образом, социальные изменения носят закономерный характер.

Новая социальная мораль должна быть построена на строго научных основаниях и должна решать стратегические задачи построения будущего общества. Позитивизм – реальное средство преобразования социального мира. Высшая позитивная стадия начинается с 19 века и связана с утверждением научного сознания. На смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления. В итоге, разум должен одержать победу над верой и позитивное знание окончательно будет вытеснять религиозное и метафизические представления.

Мирное воздействие на общество должно осуществляться посредством народного образования, которое должно привести к союзу пролетариев и философов. Позитивисткие ученые должны будут выполнять духовную власть в обществе. Идеал общественного устройства – это гармония и социальный порядок, основанный на солидарности всей слоев и классов. Конт признавал существование частной собственности, лишь бы она приносила пользу.

Конт обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел понятие социология, показал важность социологической науки для решения социальный проблем.

Эмиль Дюркгейм (1858- 1917).

Предметом социологии должны быть социальные факты, он подразделял их на морфологические и духовные. Задача социологии – исследование особой социальной реальности, имеющей особые только ей присущие качества. Эта реальность обладает особой принудительной силой (способ мышления, денежная система, законы, обычаи и т.д.). Социальные факты изучать как вещи. Что это значит? Когда мы приступаем к изучению фактов, они для нас будут неведомыми, т.е. равнозначно неведомым явлениям, мы о них ничего не знаем, потому что большая часть социальных институтов передана нам в готовом виде нам предшествующими поколениями, мы смутно себе представляем, как они возникли и какие причины породили их. Мы иногда не только разбираемся в вещах социальных. Но нередко мы не можем объяснить свои поступки, и мотивы этих поступков. При изучении фактов необходима полнейшая объективность. И при изучении того или иного явления, необходим анализ социальной функции, социальной роли социального факта, в основе появления которых лежат те иные социальные потребности. Методы изучения должны быть объективные и рационалистические.

Методы изучения должны основываться на принципах:

  1. Сочетания теоретического анализа с эмпирическим; социолог должен иметь теоретическое представление о предмете исследования.

  2. Тщательного и систематического анализа фактов; сбор этих фактов. Социолог не рассуждает об обществе абстрактно-теоретически, не отдает предпочтение идее перед фактом. Эмпирика для социолога прежде всего и ценнее всего.

  3. Избегания любых предвзятых идей, что может привести к перепеву или повторению уже имеющихся рассуждении. Никому в голову не придет судить о силе токе, его мощности на основе интуитивных прозрений.

Центральной в научном творчестве Дюркгейма проблема социальной солидарности. Общество основано на консенсусе и согласии. Механическая и органическая солидарность. Механическая присуща неразвитым архаичным обществам, органическая – сложным обществам. Ввел понятие аномии. В сложном обществе встречаются социальные патологии, связанные с потерей солидарности – отсутствие четкой системы социальных ценностей.

Дюркгейм отделил социологию от философии и психологии, мышление групп иное, чем мышление отдельного человека, у него собственные законы, т.е., группа живет по своим собственным законам и изучение этих законов – задача социологии. Общество – источник высших ценностей, оно – независимое от индивидуумов реальность. Эта реальность характеризуется определенными связями, определенной степенью согласия, с утратой которого общество распадается. Солидарность обеспечивается разделением труда.

Одна из самых известных работ посвящена исследованию самоубийства. Дюркгейм пришел выводу. Дюркгейм – классик социологии, заложил основы понимания общества как ценностно-нормативной системы. В продолжение его идей или полемике с ними развивалась социология как наука.

Макс Вебер (1818- 1883).

Внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания.

Ввел понятие социального действия. Нельзя считать действие социальным если оно подражательное. Два условия социального действия – субъективная мотивация и ориентация на другого. Состоит из следующих элементов – субъект, цель, метод, объект. Целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Опираясь на концепцию социального действия Вебер выделил три типа власти в обществе: традиционное, харизматическое и легитимное.

Ввел тезис рациональности (поиски наиболее эффективного способа введения хозяйства). Воплощение находит в современном капитализме. Мировоззренческие предпосылки – в религии. В частности кальвинистские догматы – успех в работе признак избранности. Существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной морали и экономическим поведением населения. Вебер подверг анализу связь между религией и социальными изменениями. Изучая религии Востока, пришел к выводу, что тема экономической деятельности встречается не во всех религиях.

Исследовал феномен бюрократизма. Все крупные организации по своей природе бюрократичны. Современное общество чрезвычайно бюрократично. Это и есть рационализация.

Вебер скептически относился к абстрактному теоретическому анализу, отдавал предпочтение конкретному эмпирическому исследованию. Ввел понятие идеального типа как гипотетической конструкции. Необходим целостный мыслительный образ. В реальной действительности такого образа нет, задача исследования показать, насколько реальная действительность близка этому пониманию, или насколько она отстоит от этого образа. Социально-научное знание должно быть свободно от оценок, исследователь жестко должен разводить констатацию фактов и свое отношение к ним.

Вебер не создал своей школы, не оставил учеников.

Но подходов к оценке теории в социологии много. Роберт Мертон, чем более широка и амбициозна теория, тем сложнее ее проверить эмпирически, поэтому лучше отдавать предпочтение теории среднего уровня. В социологии вообще множество подходов, нет ни одной теории, которая бы доминировала, в этом спасение от догматизма.

Лекция 2. Методы социологических исследований.

Определение проблемы. Выбор темы исследования. Постановка исследовательской проблемы. Основана на пробеле, отсутствии информации по этому вопросу. На примере социологии это может быть: исследование проблемы - насколько экономическое положение женщин хуже мужчин, какая часть населения имеет устойчивые религиозные взгляды и. т. д.

Первый шаг в исследовании – обзор литературы, знакомство с имеющимися исследованиями по теме, информации, имеющейся в этой области. Изучать литературу надо очень тщательно, полезно бывает дробление проблемы на вопросы и аспекты, и выяснение наличия информации по каждому вопросу.

Формулирование гипотезы. Второй шаг – уточнение и выработка четкой формулировки проблемы исследования. На данной стадии догадки относительно природы проблемы он может преобразовать в определенные гипотезы. Гипотеза –это предположение по поводу того, какие отношения существуют между явлениями, интересующими исследователя. Чтобы исследование было эффективным, гипотеза должна строиться так, чтобы полученный фактический материал дал возможность ее проверить.

3. Разработка исследовательского проекта. Определиться методами получения информации. Выбор одного или нескольких методов.

4. Проведение исследования. Сбор данных, регистрация информации.

5. Обработка и проведение интерпретации результатов. Интерпретация результатов.

6. Написание отчета по результатам исследования. В чем значимость результатов? Как они соотносятся с предыдущими исследованиями. Составить отчет по результатам исследования. Иногда исследование на этом не заканчивается, любая индивидуальная исследовательская деятельность является частью непрерывного исследовательского процесса, происходящего в рамках социологического сообщества.

Методы исследования.

1. Статистические методы. Наиболее простые – вычисление средних величин. Среднее число полезно, потому что оно основывается на использовании всех имеющихся данных. Но оно иногда не может в качестве меры главной тенденции, поскольку присутствие одной очень большой величины может исказить все остальное. Вычисление медианы или числа, находящейся в середине набора. Вычисляется стандартное отклонение для набора данных. Это способ подсчета степени разброса или диапазона.

2. Вычисление коэффициента корреляции. Что такое корреляция – степень связи между переменными. Если две переменные полностью коррелируют, мы можем говорить о полной положительной корреляции. Там, где связей между переменными не обнаружено коэффициент будет нулевым. Абсолютная отрицательная корреляция, выражаемая как -1, существует там, где две переменные находятся в точном обратном отношении друг к другу. В общественных науках абсолютные корреляции никогда не обнаруживаются. Корреляции порядка 0,6 и более, будь то положительные или отрицательные являются индикатором сильной связи между анализируемыми переменными.

3. Полевые исследования. Исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности. Знаменитое исследование Ирвинга Гоффмана, посвященное изучению людей в сумасшедшем доме. Ученый провел несколько недель в клинике для душевнобольных, работая помощником санитара. Больным это было неизвестно. Он непринужденно общался с больными, даже с тяжелыми, которые содержались в закрытых палатах. Он вел ежедневные записи о жизни палат. Сообщения о беседах и взглядах пациентов и персонала. Гоффману удалось увидеть больницу с точки зрения пациента, а не через призму медицинских категорий. «Мое глубокое убеждение - писал он, состоит в том, что любая группа людей, первобытных, пилотов авиалайнеров, или пациентов клиники живет собственной жизнью, которая оказывается наполненной смыслом, разумной и нормальной, когда с нею знакомитесь близко». Психиатрические лечебницы предполагают такие формы дисциплины, одежды и поведения, при которых их обитатели практически не могут себя вести так, как ведут себя люди в обычном мире, как следствие они себя начинают вести странным для постороннего взгляда образом, однако оправданным как попытка приспособиться к непривычным требованиям своего окружения.

Требования к полевой работе. Исследователь не может просто присутствовать в данном сообществе, он должен добиться доверия и сотрудничества с группой и поддерживать в течение некоторого времени, если рассчитывает получить серьезные результаты.

Есть свои трудности, связанные с тем, что исследователю часто приходиться преодолевать чувство одиночества, поскольку вживаться в сообщество, к которому человек не принадлежит, трудно. Некоторые полевые работы могут быть опасны даже физически (исследователя, изучающего банду, могут принять за полицейского осведомителя или вовлечь в бандитскую деятельность).

Один из первых антропологов-полевиков – Гамильтон Кашинг, изучающий племя индейцев в 1870 г. Зуни в Нью Мексике. Зуни (он взял много подарков) проявили дружелюбие, но категорически отказывались показывать и изучать свои религиозные церемониалы. Вождь даже попытался заставить его покинуть племя, но, в конце концов, разрешил остаться при условии, что он усвоит некоторые обычаи и тем самым продемонстрирует, что не считает их обычаи и церемонии глупыми. Кашинг был обязан носить одежду зуни, есть пищу зуни, его подвесную койку сорвали и заставили спать на овечьей шкуре, далее вождь стал настаивать на женитьбе и подослал ему особу. Вначале он попытался игнорировать ее, отослал ее, тем самым навлек на себя гнев вождя. Археолог в 1920 г. Ходж вызвал враждебность тем, что начал раскопки на месте древних святилищ, ему разбили фотоаппарат и заставили уйти. У зуни была известная антрополог Рут Бенедикт, ее приняли лучше, она щедро раздавала деньги, но ее публикации о жизни зуни не были серьезными, поскольку она не принимала участия во многих аспектах жизни племени. Зуни неоднократно изгоняли исследователей из своего племени.

Сильная сторона - полевая работа дает очень много ценной информации о жизни общества, чем многие другие методы. Полевая работа главный исследовательский метод в антропологии, ее использование позволяет понять жизнь в не западных культурах.

Опросы.

В виде анкетирования. Вопросы не должны быть неопределенными, типа «Что вы думаете о правительстве?» Вопросы должны быть настолько простыми, насколько это возможно.

Не должны быть наводящими. Вы согласны с тем, что…

Нейтральными - Ваше мнение по поводу…

Существует определенная техника заполнения и составления анкеты. Большинству исследования предшествуют пробные прогоны или пилотажные исследования, в которых участвует несколько человек. Все обнаруженные трудности могут быть устранены до начала основного опроса.

При проведении пилотажа обратить внимание

  1. Все ли вопросы и варианты ответов понятны?

  2. Предусмотрены ли варианты уклонения от ответа «Затрудняюсь ответить», не задумывался над этим, впишите свой ответ.

  3. Сбалансированы ли порядковые шкалы, нет ли сдвига к позитивному или негативному полюсам шкалы?

  4. Нет ли опасности утомить спрашиваемого, как этого избежать.

  5. Не слишком ли многочисленный вариант ответов, смогут ли справиться респонденты с обилием вариантов, как сократить их число?

Критическое отношение к опросам, некоторые считают, что обработка создает видимость точности, она недостаточно корректна.

Выборка.

Весь объект исследования называется генеральной совокупностью. Выборка – часть генеральной совокупности. На первом этапе может быть выборка предприятий, учреждений, потом учебных групп и лишь затем респондентов.

Случайная выборка (вероятностная) основана на законе больших чисел и связана с понятием статистической вероятности. В самом общем смысле это означает, что вероятность ожидаемого события равна отношению числа ожидаемых событий к числу всех возможных.

Репрезентативная выборка требует уверенности в том, что группа исследуемых индивидов типична для данного населения. Должны быть отражены все возрастные группировки, респонденты по полу, национальности и т.д. На репрезентативность влияют размер - если выборка слишком мала, она не может представить все характеристики населения. Но и большая выборка не гарантируют представить все необходимые характеристики.

Стратификационный случайный отбор - выборка подразделяется на слои и группы (возраст, пол, район, этническая группа и т.д.) и отдельные люди отбираются внутри него случайно.

Кластерный - проведение опроса на определенную тему и предмет исследования скорее всего типичен для определенной категории, чем для всего населения.

Квотированный отбор – главный метод, используемый коммерческими исследованиями Интервьюер отбирает респондентов по заранее определенным критериям: пол, возраст, уровень дохода и т.д.

Если объект исследования состоит из 200-500 человек, то они все могут быть опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект насчитывает более 500 человек, то единственно верным способом будет применение выборки.

На первом этапе выбираются какие-либо предприятия, коллективы и т.д. Среди них отбираются элементы, имеющие наиболее типичные признаки для всей группы. Эти отобранные единицы называются единицами отбора, среди них выбираются единицы анализа - такой метод называется механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20 или 50 человек. Промежуток между отбираемыми называется шагом отбора.

Довольно распространенным является метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (пол, возраст и т.д.) на однородные части. Затем отбор идет отдельно из каждой части.

Метод гнездовой выборки – В качестве единицы исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы.

Целенаправленный выбор - используется метод стихийной и квотированной выборки. Стихийный – это обычный почтовый опрос. Метод квотной - используется часто при опросах общественного мнения. Им пользуются, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков не должно превышать четыре, поскольку при большем количестве показателей отбор респондентов становится невозможным.

Достоинства метода:

Высокая оперативность полученных данных.

Возможность организации массового обследования и сбора большого объема данных.

Сравнительно малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследования, обработки их результатов.

Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.

Невыражаемость у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Недостатки

Данные неустойчивы. Зависят от ситуации и техники.

Информация не очень надежна. Мода, социальный контроль.

Расхождение между тем, что говорит и о чем думает. Разница между вербальным и невербальным поведением.

Ограниченность и избирательность человеческой памяти, особенно в ретроспективных вопросах.

Человек – существо противоречивое. Возможны проявления штампов и стереотипных ответов, стремление согласиться с группой или интервьюером.

Классификация вопросов анкеты. По форме: А) закрытые – типа меню. Содержит перечень ответов – пример: на каком факультете Вы обучаетесь?

Б) полузакрытые – кроме перечня ответов содержит пустую строку и другое;

В) открытые – ответ нужно вписать – Что Вы понимаете под молодежным экстремизмом?

По конструкции ответов:

А) дихотомические: необходимо выбрать вариант ответа из двух возможных: а) да; б) нет.

Б) Шкальные ответы можно располагать по шкале в порядке возрастания или убывания чего-либо: Как по Вашему мнению, молодые относятся к существующей партийно-политической системе?

1) полностью одобряют;

2) скорее одобряют;

3) скорее не одобряют;

4) полностью не одобряют;

5) затрудняюсь ответить;

Нешкалируемые ответы:

Ответы равноценные, равнозначные.

Вопросы - фильтры: задача которых деление респондентов на определенные группы в зависимости от ответа. В зависимости от ответа происходит переход к следующему вопросу: Курите ли Вы?

Вопросы–ловушки, проверяющие искренность, правдивость респондента (позволяющие оценить валидность анкеты) – Вы всегда говорите только правду?

М.С. Астоянц. Методология и методы соц. исследования. Азов, 2009.

Интервьюирование. Интервью бывает формализованное и полуформализованное. Главная задача при проведении интервью-сведение к минимуму возмущающего фактора влияние личности интервьюера на опрашиваемого. Интервьюер должен держаться спокойно и естественно, вести беседу в среднем темпе. На ход беседы влияют соотношения пола и возраста участников беседы. Интервьюер того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола добивается лучших результатов. Обстановка, в которой происходит интервью должна располагать к спокойному и откровенному разговору. Запись ответов происходит с разрешения интервьюируемого. План проведения беседы.

1. Установление первого контакта, цель которого создать благоприятную обстановку для разговора. Необходимо представиться. Вначале задать простые вопросы о погоде, о здоровье.

2. Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью. Выяснение фактологических сведений; обязанности, условия жизни и быта.

3. Переход к основным вопросам: мотивационным, встречным, проверочным, противоречивым, провоцирующим.

4. Завершение беседы (благодарность и добрые пожелания).

Затем необходимо оформить протокол. Интервьюер подписывает протокол, указывают дату и место проведения опроса.

Метод исследования – способ добывания новых знаний о предмете. Общие методы исследования едины для всех наук: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, описание, эксперимент, индукция и дедукция. Метод сравнения распадается на метод аналогии, моделирования и сравнительно-исторический метод.

Может ли социология придерживаться принципа аксиологической нейтральности? Многие социологические понятия имеют оценочный характер. Теория холизма (от греч. Целое), целостности и сверхсуммативности указывает на несводимость сложного к простому, целого к частям, но принцип холизма противостоит принципу механизма.

Лекция № 3. Общество как система
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Важное место в системе наук рядом с теоретической социологией занимает...
Важное место в системе наук рядом с теоретической социологией занимает эмпирическая социология. Основная ее функция – изучение общественного...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon 1 Место и роль философского знания в системе общественного сознания 3
Социальные организации (лаборатории и институты) науки: формы и нормы их функционирования 26
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Л. Ионин Социология в обществе знаний
Кроме того, в первой части даются (с) самый общий обзор технологических инструментов информационного общества, а также (d) основы...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Программа дисциплины "Структура научного текста"
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов, а также студентов направления подготовки 030600. 68 «История», обучающихся...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей
Научный текст передает научную информацию, способы ее получения, представляет упорядоченную систему научного знания. Это позволяет...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Энтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Примерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»...
«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Лекция №1 дисциплина «основы социологии и политологии»
В современном мире существует великое множественное различных, во многом взаимосвязанных наук, точно классифицировать которые практически...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Общая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Литература: 1 Социология / Г. В. Осипов и др. М: Мысль,1990. 2 Марксиско Ленинская социология
Марксиско Ленинская социология. / Под ред. Н. И. Дряхлова. М.: Изд-во Московского ун-та,1989
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Лекция по первичному инструктажу потребителей по правилам безопасного...
Правил несут владельцы и лица, пользующиеся газом. Поэтому важное место в системе безопасного пользования газом в быту занимает данный...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Лекция №1 (2 часа) Воспитание и его место в общей образовательной системе Словом «педагогика»
Словом «педагогика» обозначают теоретическую дисциплину, которая призвана дать ответы на многие вопросы, насущно важные для жизни...
Лекция Социология, ее место в системе научного знания icon Лекция Предмет, задачи и методы перевода
Лекция Общая характеристика современной теории перевода. Лекция Переводческая эквивалентность

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск