Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей


Скачать 193.34 Kb.
Название Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей
Тип Лекция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Лекция
Лекция 5

Научный стиль русской речи
Часть 1

Научный стиль в системе функциональных стилей

Ключевые слова:

когнитивная функция, эпистемическая функция, коммуникативная функция, отвлеченность, обобщенность, логичность и объективность изложения; смысловая точность, информативная насыщенность, безобразность, скрытая эмоциональность..

Научный стиль – один из книжных стилей литературного языка. Сферой его применения являются учебные материалы, научные и научно-технические работы, которые предназначены для специалистов. Научный текст передает научную информацию, способы ее получения, представляет упорядоченную систему научного знания. Это позволяет представить научный текст как когнитивный феномен

Наука является формой общественного сознания. Теоретическое мышление опирается на научный функциональный стиль, который обслуживает как естественные, так и гуманитарные отрасли научного знания, область техни­ки и производства.
Данная стилевая разновидность языка связана с процессом познания, реализующимся в когнитивной функции – функции получения нового знания. Любое знание есть способ отражения объективного мира и его фиксации в определенных знаковых единицах хранения. Научный функциональный стиль обеспечивает проявление эпистемической функции, т.е. накопительной функции языка (кумулятивной, аккумулятивной). Научное общение предполагает обмен специальной информацией, что обеспечивается коммуникативной функцией языка. Таким образом, для данной функционально-стилевой разновидности существенными будут именно эти три функции языка.
Специфические особенности научного стиля

Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер, что обусловливает наличие первичных специфических черт научного стиля: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутую логичность и объективность изложения.

Логичность изложения. Любое связное высказывание характеризуется логичностью изложения. Научный текст предполагает подчеркнутую логичность: научное рассуждение обладает строгой структурной организацией частей, их смысловой связностью и последовательным расположением. Факты, изложенные в научном тексте, обеспечивают выводное знание.

Отвлеченность и обобщенность. Специфика научного мышления определяет и специфику научного текста. Абстрактность изложения в научном функциональном стиле является необходимым условием объективности научного знания. Частные детали исследования должны подтверждать общие выводы, для этого автор часто прибегает к использованию формул, символов, условных обозначений, графиков, таблиц, диаграмм, схем, чертежей. Последние являются результатом обобщающей деятельности исследователя.

Объективность – один из важнейших признаков научного стиля речи. Это качество предполагает исключение из структуры текста личного субъекта действия. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, так как научные выводы добываются опытным путем, строятся на структурировании повторяющихся, закономерных фактов, на систематизации точек зрения разных ученых.

Кроме этих признаков, научный стиль формируют и определяют вторичные стилевые черты, среди которых

  • смысловая точность (однозначность выражения мысли);

  • информативная насыщенность;

  • безобразность;

  • скрытая эмоциональность, которая реализуется в основном в полемических научных сочинениях, в научно-популярной литературе, трудах, отличающихся особенной новизной темы и проблематики; например, использование терминов – странная частица, цветной кварк.


Часть 2

Функционально-стилевая дифференциация научного стиля

Ключевые слова:

макростиль, микростиль, внутристилевая дифференциация, жанровая специфика научных подстилей, жанровые блоки, структура научного текста.
Любой функциональный стиль не может быть абсолютно однородным. Его можно представить как макросистему (стиль), внутри которой выделяются микросистемы (подстили): макростиль — микростили. В основе внутристилевой дифференциации лежат экстралингвистические факторы. Среди таких факторов можно выделить специфику научного общения, которая определяется характером адресата – кругом людей, на которых рассчитано данное научное произведение, целью научного общения.
В рамках научного макростиля выделяются следующие микростили:

  • собственно научный,

  • научно-информативный,

  • научно-справочный,

  • учебно-научный,

  • научно-популярный.

Системе подстилей соответствует определенная жанровая специфика, которая представляет собой форму организации текстового материала в рамках научного стиля речи.

Жанры научной литературы условно можно подразделить на несколько блоков:

  • теоретический блок, в который включаются такие жанры, как тезисы, научные статьи, монографии, авторефераты диссертации, научные отчёты;

  • методологический блок, основу которого составляют учебники и учебные пособия, хрестоматии, методические разработки, инструкции, рекомендации, нормативные документы (планы, положения, уставы и др.);

  • справочные издания – словари, справочники и др.


Границы функционально-стилевых макростилей могут быть размыты, за счет этого образуются переходные явления. Например, жанр инструкции предполагает наличие черт как научного стиля, так и официально-делового стиля, а в научно-популярном очерке, статье, кроме специфических конструкций научного стиля, обязательно встретятся элементы публицистического стиля, потому что задача научного повествователя будет заключаться в привлечении внимания среднестатистического читателя, в популяризации нового знания, в попытке вызвать не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик у адресата.

Текстовый пример 1

Инструкция по применению прибора «ИВА-1» (фрагмент)

Новейшие технологии универсального назначения, приносящие только пользу и не имеющие вредных последствий.

Новые принципы на смену устаревшим догмам.

Прибор является одновременно и техническим устройством, и произведением искусства, в котором воедино слиты последние достижения науки, постулаты духовного мира и идеи гармонии.

Действие прибора можно «проверить алгеброй», но до конца воспринять его можно только душой: чтобы научиться пользоваться прибором, следует «поменять» объективное, абстрактное восприятие образа жизни на более реальное – субъективное. Научиться быть добрым, чутким. Без обратной связи (слушать и понимать) работу прибора можно и «не услышать».

Описание

Прибор «ИВА-1» (информационно-восстановительный аппликатор) представляет собой гибкую или жёсткую прямоугольную пластину, на одну из сторон которой нанесён специальный код.

В конструкции использован принцип резонанса гравитационных (информационных) и электромагнитных волн.

Традиционная квантовая теория связывает изменения информационных характеристик исследуемого объекта с его энергетическими характеристиками. При этом энергетические характеристики считаются первичными, а информационные – вторичными.

Хотя из уравнения квантовой механики это не следует, можно считать информационные характеристики первичными («В начале было слово…»), а энергетические (материальные) – вторичными.

Именно на таком использовании классической квантовой теории без традиционного предрассудка, что энергетика первична, а информация вторична, и действует прибор «ИВА-1».
Текстовый пример 2

ОТЧЁТ

о выполнении НИР по теме:

«Обнаружение изменения проводимости воды при её пропускании через воронку

с информационно-восстановительными аппликаторами ИВА»

Руководитель работы –

зав. проблемной лабораторией

научного обоснования традиционных методов

диагностики и лечения НКЭЦ ТМДЛ МЗ РФ

доктор биологических наук                                          С. В. Зенин

Результаты исследований

На основании полученных данных можно утверждать, что биоэнергетическое воздействие аппликаторов ИВА по сравнению со средними показателями различных установок (5 – 10 мка) можно охарактеризовать как умеренное и умеренно-сильное.

Таким образом, можно утверждать, что действие аппликаторов имеет под собой реальное обоснование, позволяющее проводить дальнейшие испытания.

 

Как отмечает В.В. Виноградов, тесное взаимодействие стилей может привести к проникновению их друг в друга, а при смещении границ один стиль может «употребляться в функции другого». Несмотря на это, стилевое распознавание происходит легко, потому что всегда главенствующая позиция одного стиля опирается на собственные функционально-стилевые нормы, и они лишь оттеняются (подчеркиваются) вкраплениями другого стиля.

Основная форма реализации научного стиля – письменная речь, устная форма общения вторична, факультативна. Научная речь отличается преобладанием монологической речи.

Структура научного текста универсальна:

  • тезис, истинность которого нужно доказать;

  • система аргументов, которая может быть дополнена иллюстративными примерами, служащими подтверждением выдвинутого тезиса, научного положения;

  • резюмирующий вывод, содержащий логическим путем добытое новое знание, аналитическую оценку изложенного доказательства, предполагающий перспективу дальнейшего исследования. Это умозаключение из теоретического и эмпирического материала исследования. Выводы являются мыслительной операцией, представляющей собой результат сопоставлений, обобщений, дополнений посредством индукции (метода познания, связанного с обобщением эмпирического материала, фактов), дедукции (метода познания от общего к частному) или аналогии.

Специфическая черта научного стиля – новые знания, базирующиеся на совершенных ранее открытиях. Доказательная база собственного вклада автора научного описания строится с использованием публикаций и работ других авторов, поэтому необходимым компонентом научного текста является система ссылок, библиографических списков и других источников. Возможны и такие структурные компоненты, как приложения, рисунки и таблицы и т.п.
Текстовый пример 3

Тезис. Среди трёхзначных чисел нет числа, делящегося одновременно на 7, 11 и 13.

Аргументы (доказательство).

Первый аргумент. 7, 11 и 13 – простые числа, так как это натуральные числа, каждое из них, во-первых, больше единицы и, во-вторых, делится только на единицу и на само себя.

Второй аргумент. Число, делящееся на каждое из нескольких простых чисел, обязано делиться и на их произведение. Произведение 7·11·13 равно 1001. Но никакое трёхзначное число не может делиться на 1001.

Вывод. Значит, никакое трёхзначное число не делится одновременно на 7, 11 и 13. Что и требовалось доказать.
Текстовый пример 4

Тезис: «Полученный в лаборатории  металл не является натрием».

Аргументы (доказательство).
1) Все щелочные металлы разлагают воду при комнатной температуре.  

2) Натрий – щелочной металл.  

3) Следовательно, натрий разлагает воду при комнатной температуре.  

4) Полученный в лаборатории металл не разлагает воду при комнатной температуре.

Вывод. Следовательно, полученный в лаборатории металл не является натрием.
Часть 3

Стилевые черты как способ организации текстов научного стиля

Ключевые слова:

стилевые черты, функционально-стилистическая окраска, лексические и грамматические особенности научного стиля, термины, речевые клише.
Внутристилевая система научного стиля формируется системой языковых средств, которые реализуют как первичные стилевые признаки (отвлеченность, обобщенность, логичность и объективность изложения), так и вторичные, частные, стилевые черты (смысловую точность, информативную насыщенность, безобразность, скрытую эмоциональность). Статус одних и тех же языковых единиц неодинаков в различных функциональных стилях, где они используются с большей или меньшей степенью продуктивности. Тот или иной стиль производит отбор в соответствии с его целями и задачами.

Таким образом, стилевое единство создается не столько маркированными в стилевом отношении единицами, сколько использованием общих языковых средств в их специфической сочетаемости, в особом варьировании, обусловленном закономерностями функционирования в данном стиле.

Функционально-стилистическую окраску текстам научного стиля придают обобщенность и отвлеченность, которые являются доминирующим фактором организации языковых средств на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы.
Перечислим наиболее яркие лексические черты научного стиля.

  • Преобладание абстрактной лексики над конкрет­ной: отражение, дифференциация, универсализм прекрасного, описание, смыслопорождение, отторжение, устойчивость и др.

  • Использование конкретной лексики для обозначения общих понятий. Очень часто при этом единичный предмет обозначает целый класс. Лингвист (в значении «лингвисты») описывает объективную языковую реалию.

  • Употребление терминов, мотивированное стремлением к однозначности, смысловой точности, объективности. В энциклопедии «Русский язык» термин толкуется как «слово или словосочетание, являющееся названи­ем специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Термин не только обозначает то или иное понятие, но и обязательно основан на определении (дефиниции) понятия».

Совокупность терминов той или иной области образует терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.). Одна и та же единица может быть единицей разных терминосистем: функция (математическая и биологическая), адаптация (биологическая, педагогическая), редукция (лингвистическая, биологическая).

  • Изменение семантики общеупотребительных слов. Например, слово приставка (от глагола приставить) в общеупотребительном языке имеет значение «дополнительное устройство, присоединяемое к чему-л.» (приставка к фотокамере, акустическая приставка, магнитофон-приставка); терминологическое значение этого слова – «часть слова, стоящая перед корнем; префикс».  Как следствие, за многозначными общеупотребительными словами в научныx текстах закрепляется специальное значение. В качестве примера приведем лингвистические термины: окончание как особая морфема, язык как система знаков, род как грамматическая категория; музыкальный термин фраза как ряд звуков или аккордов, образующий относительно законченную музыкальную тему. Термин период входит в разные терминосистемы: в математике – это группа повторяющихся цифр в бесконечной десятичной дроби; в лингвистике – это сложное синтаксическое целое, состоящее из одного сложного предложения или из соединения нескольких, характеризующихся грамматической, лексической, интонационной связанностью; в музыкенебольшое законченное построение, образованное соединением двух предложений (8 или 16 тактов), излагающих тему музыкального произведения.

  • Превращение свободных словосочетаний, употребляющихся в номинативной функции, в составные термины (фразеологизмы терминологического характера) в связи с утратой образно-мета­форической экспрессии и по причине частой воспроизводимости. Например, сложное предложение, члены предложения, гармоническое сольфеджио, точка кипения.

К фразео­логии научного стиля можно отнести и речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., от­носится к... и т.п.
Перечислим несколько некоторые грамматические особенности научного стиля.

  • Пре­обладание именных форм над глагольными, стремление к отвлеченности выражается в употреблении существительных с суффиксами –ниj(е) (создание),иj(е) (участие), –ость (вещественность), –изм (супплетивизм), термины на –фикация (классификация) и т.п. со значением признака действия, состояния, изменения. Терми­нологический характер таких существительных очевиден.

  • Использование форм единственного числа в значении множественного при обозначении класса предметов (носитель языка ориентируется на языковую норму) и употребление множественного числа для выражения конкретного значения существительных (шумы в сердце) или для указания на определенный «сорт», разновидность (горюче-смазочные масла).

  • Частотность употребления родительного падежа в функции определения, например, температура плавления, система вокализма, члены предложения.

  • Активность формы творительного падежа в составе пассивных конструкций, например, задан системой языка, ограничен действием закона.

  • Преобладание ана­литических форм степеней сравнения имен прилагательных (более отчетливый, наиболее важный). Синтетические формы пре­восходной степени с суффиксами –ейш–, –айш– не характерны для научного стиля, так как они придают эмо­ционально-экспрессивный оттенок речи, Исключение составляют терминологические сочетания мельчайшие частицы, про­стейшие организмы.

  • Употребление глагола в форме настоящего времени в отвлеченном временном значении (настоящее вневременное). Например: Фонема входит в состав единиц более высокого уровня; Все системы базируются на трех признаках; При нагревании тела расширяются; Согласные образуют систему консонантизма.

  • Распространение формы 3-го лица един­ственного и множественного числа глаголов (считается, полагают, часто отмечается). Это связано с тем, что из структуры предложения исключается личный субъект действия. Смысловые изменения присущи формам 1-го лица множественного числа глаголов и местоимения мы: они служат не для обозначения конкретных лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенного значения, например, мы можем определить основные признаки…; если обозначим... Употребление форм 1-го лица единственного числа глаголов, формы 2-го лица единственного и множественного числа и ме­стоимение я в научной речи исключается. Это обусловлено объективностью и логичностью изложения: важно сосредоточить внимание не на субъекте, а на объекте исследования.

  • Употребление безличных или инфинитивных конструкций (можно определить..., если обозначить..., можно отметить…) позволяет создать эффект отстраненности автора, да и сам адресат не является конкретным лицом, это читатель как собирательный тип.

  • Частое употребление глаголов абстрактной семантики, например: иметь(ся), изменять(ся), на­блюдаться, кончать(ся), обнаруживать(ся), существовать, происходить, проявляться и т.п.

  • Активность союзов, предлогов и предлож­ных сочетаний, например: при помо­щи, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от..., в меру и др.

  • Использование пассивных (страдательных) конструкций, обеспечивающих объективность и неличную манеру изложения: на первом плане здесь действие, а не его производитель. Например: Материалы эмпирических исследований описываются в специальных разделах; Стратегия разрабатывается посредством определения актуальности темы.

  • Широкое использование простых распространенных и сложноподчиненных союзных предло­жений: неопреде­ленно-личные с прямым дополнением в начале предложе­ния, синонимичные пассивным конструкциям. Например: Ассимиляцией называют процесс уподобления звуков, который…; В процессе мыслительной деятельности из исходных посылок формируют научную концепцию; Систематизацию фактов производят по определенным основаниям, которые… Номинативные предложения в научных текстах возможны лишь в качестве заголовков, пунктов плана: Эволюция сознания; Принципы составления словаря. Двусоставные предложения характеризуются наличием со­ставного именного сказуемого со связкой есть или союзом как: Музыка предмет исследования; Фонема есть минимальная единица языка.

  • Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными определитель­ными и изъяснительными, которые содержат основную информацию, а главное предложение служит средством перехода от одной мысли к другой: Следует сказать, что...; Необходимо подчеркнуть, что...; Интересно отме­тить, что...; Обратим внимание на то, что...; Наблюде­ния показывают, что...; Заметим (подчеркнем, докажем), что...

  • Осложненность простых предложений причастными и дее­причастными оборотами, вставными конструкциями, уточ­няющими членами, обособленными оборотами: Биографический метод – один из методов исследования, предназначенный для изучения личности и её жизнедеятельности.


Часть 4

Образ автора в научном стиле. Понятие об индивидуально-авторском стиле

Ключевые слова:

образ автора, индивидуально-авторский стиль, функционально-стилистическую окрашенность, интимизация, образность и безобразность
Внутристилевая дифференциация не ограничивается предложенной системой микростилей, она, опираясь на частные стилевые разновидности, обусловлена индивидуальным авторским стилем научного текста.

Образ автора, как заметил академик В.В. Виноградов, нужно искать «в принципах и законах словесно-художественного построения», то есть в том, как личность автора представлена в его сочинении, как воспринятая автором объективная реальность отражена интеллектуально-творческим сознанием субъекта. Научный стиль предполагает внешнюю «устраненность» автора в целях создания объективности научного исследования. Но его личностное отношение к предмету научного описания всегда ощущается в научном тексте, оно воплощается в речевой структуре текста, связывающей все компоненты текста в единое смысловое и структурное целое. Все это и составляет образ автора как генератора научных идей, его индивидуально-авторский почерк.

В распоряжении автора огромное количество разнообразных языковых знаков. Кроме привычных единиц, используемых для изложения фактологического материала, подкрепленного цифрами, таблицами, графиками и картами, автор научного исследования может пользоваться и экспрессивно-эмоционально-оценочными средствами, которые заимствуются из художественного повествования и публицистики. Среди них образные сравнения, эпитеты, риторические вопросы, вопросно-ответный тип изложения научного материала, разговорные интонации и особые синтаксические конструкции и др.

В научном стиле индивидуальная манера создателя научного текста проявляется не только в процессе объективации мысли в слове, но и в процессе интимизации, который представляет собой процесс воздействия на получателя информации, когда «безличное» (объективированное) слово языка становится выразителем смысловой (научной) позиции ученого. В этом случае оно приобретает оценочность и позволяет читателю, выразителю другой позиции, вступать в полемику с автором, вести с ним скрытый диалог. Таким образом, в результате авторской рефлексии (и читательской в том числе) монологическое слово становится диалогическим.

Все это создает функционально-стилистическую окрашенность научного текста. Тогда образность на фоне общей безобразности научного стиля становится «визитной карточкой» индивидуально-авторского стиля. Например, стиль научного изложения Вильгельма фон Гумбольдта характеризуется особой метафоричностью, особой формой «художественности». В его текстах можно встретить и сравнения, и аналогии, и олицетворения, персонификации как проекции того или образа на определенные научные понятия. Язык, представленный как вечное движение, описывается немецким философом и лингвистом в образах дороги, колеи, потока, парения в воздухе, молнии, пламени и т.п. Данные средства помогают создать образную картину развития и функционирования языка.
Текстовые примеры

«Язык есть русло, по которому дух может катить свои волны»; «Дух парит над языком как над бездонной пучиной»; «Понятие не в состоянии отделиться от слова, как человек не может сбросить с себя свое лицо»; «Душа могла бы мало понять артикуляцию (звуков), как слепой – цвет»; Звуковую форму языка «можно также рассматривать как скорлупу, в которую как бы втискивается язык».

Все стилистические средства, функционирующие в научных текстах, не являются окказиональным (случайным) набором тропов и фигур речи, это система средств выражения, создающая целостную картину научного видения объекта описания.

Так проявляется диалектическое взаимодействие общего и частного, объективного и субъективного в научном стиле речи.
Часть 5

Метафоризация в научном стиле

Ключевые слова:

метафоризация, креативность метафоры, смысловая подвижность метафоры, информационная емкость метафоры, деметафоризация.
Метафоризация в научном стиле призвана усилить впечатление от научного факта, поддержать интерес к описываемым явлениям, вызвать ответную реакцию – завязать диалог с оппонентом. Самостоятельность мышления автора, глубокая осмысленность научной позиции проявляется в уверенной, убедительной манере изложения, которая часто сопровождается особой выразительностью, эмоциональностью речи. Выразительные особенности в рамках научного функционального стиля требуют прекрасного знания языка, тщательного отбора языковых средств.

Метафора в научном стиле может употребляться как способ номинации предметов или явлений в случаях отсутствия специального термина для их обозначения: обертоны смысла, странная частица, хрупкость металла, цветной кварк, возбуждение атома, язык электронно-вычислительной машины, озоновая дыра и т.п. Могут складываться целые синонимические ряды метафор для обозначения одного и того же научного явления. Например, крото́вая нора, крото́вина, червото́чина – способ номинации коридора времени, «туннеля» в пространстве, для перемещения в другие Вселенные, в другое время; термины-дублеты бритва О́ккама, лезвие О́ккама – методологический принцип бережливости, или законом экономии, названный по имени английского философа-номиналиста Уильяма Оккама.

Метафорические термины базируются на образности, возникающей в результате переноса понятий из одной области употребления в другую. Например, в составном лингвистическом термине из области семантики обертоны смысла, первый компонент заимствован из акустики, обозначает призвуки, входящие в спектр звука. В семантике он обозначает смысловую область, совокупность смыслов, порожденных базовым семантическим компонентом.

Метафоры в науке – средство формирования теоретических абстракций, способствующих представлению научного знания в доступных формах, формированию определенного понимания, когда происходит сопоставление с привычными образами, например, крото́вая нора, крото́вина, червото́чина. Такое отождествление является моделью для воплощения теоретических абстракций.

Отметим несколько причин активного использования метафоры в научном стиле.

  • Специфика научного познания. Для «встраивания» нового знания в общую систему знания требуется использование механизмов, основанных на аналогии, среди них – метафоризация, которая опирается на интуитивный и рациональный компонент познания.

  • Креативность метафоры. Метафорическая номинации в научном тексте всегда характеризуется необычностью, научной интригой, притягивающей к себе внимание читателя, потенциального оппонента, (представляет собой «рекламный ход» в научном освещении).

  • Смысловая активность метафоры. Метафорическая единица концентрируется вокруг одного семантически значимого признака, ассоциативно охватывающего огромную смысловую сферу.

  • Информационная емкость метафоры. Созданная на базе ассоциативных связей, метафора позволяет охватить «одним взглядом» значительный информационный пласт.

Противоположный процесс – деметафоризация – характеризуется как системная черта научного стиля, связанная с процессом стирания и исчезновения метафоричности у терминов, появившихся в результате метафорической номинации объектов. Например, физический термин сила тяжести в настоящее время не воспринимается как метафора, хотя первый компонент данного составного термина заимствован из сферы деятельности человека: физическое действие, требующее значительного напряжения мышц.

В качестве итогового тезиса отметим, что метафоричность может быть рассмотрена как когнитивный феномен. Она опирается на фоновые знания, актуализирует энциклопедический запас, через образное восприятие облегчает процесс познания.

Похожие:

Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Тема урока: Научный стиль как один из книжных стилей русского литературного...
Оборудование: компьютер, мультимедиа, список электронных ресурсов, печатные материалы (модули)
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Статья должна быть написана на русском языке и подготовлена в формате...
Аннотация — Различные компоненты Вашей статьи (заголовок статьи, авторы, заголовки частей) определены в таблице стилей. Примеры Вы...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon «Научный стиль»
Охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях,...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Татьяна Георгиевна Талипова Дата рождения: 07 мая, 1953, Москва, СССР
С 1977 по настоящее время, ведущий научный сотрудник/старший научный сотрудник, /научный сотрудник/младший научный сотрудник, Институт...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Образовательная программа театр моды «Твой стиль»
Организация образовательного пространства в театре моды «Твой стиль» отражена в комплексной программе художественно-эстетической...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Пояснительная записка рабочая программа ориентирована на работу для...
Стили речи – своеобразные регистры языка. Роль, признаки, нормы и формы функциональных стилей речи
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Статьи стиль
Для эффективной подготовки материала в текстовом редакторе Microsoft Word следует активно использовать стили абзаца и стили символа....
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Лекция «Стили руководства»
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Г. В. Райнина место старой груши. Книга вторая. 20 лет бороться
Учителем. Назидание прорывается, видимо, и в тексте, как, впрочем, и в мыслях. Многие годы я преподавала в институте усовершенствования...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Культура русской речи
Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа норма—инфра...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon А. А. Арефьева Научный
Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Ахшабаева Л. И. Проект сетевая организация социальных практик для 10-11-х классов
Научный руководитель и научный редактор: Мелехина С. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного и математического...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Н. П. Бехтерева разработка индивидуального психофизиологического подхода
...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Соискателя на степень бакалавра: Свиридовой Екатерины Георгиевны...
...
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Д. Л. Рамазанова Научный руководитель к пед н., доц. Т. Ю. Корнийченко...
Развитие связной монологической речи у детей с онр III уровня в процессе обучения описанию пейзажных картин
Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей icon Совмещённая позитронно-эмиссионная и компьютерная томография в определении...
Ведущее учреждение: Российский научный Центр радиологии и хирургических технологий Федерального агентства по высокотехнологичной...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск