Скачать 193.34 Kb.
|
Лекция 5 Научный стиль русской речи Часть 1 Научный стиль в системе функциональных стилей Ключевые слова: когнитивная функция, эпистемическая функция, коммуникативная функция, отвлеченность, обобщенность, логичность и объективность изложения; смысловая точность, информативная насыщенность, безобразность, скрытая эмоциональность.. Научный стиль – один из книжных стилей литературного языка. Сферой его применения являются учебные материалы, научные и научно-технические работы, которые предназначены для специалистов. Научный текст передает научную информацию, способы ее получения, представляет упорядоченную систему научного знания. Это позволяет представить научный текст как когнитивный феномен. Наука является формой общественного сознания. Теоретическое мышление опирается на научный функциональный стиль, который обслуживает как естественные, так и гуманитарные отрасли научного знания, область техники и производства. Данная стилевая разновидность языка связана с процессом познания, реализующимся в когнитивной функции – функции получения нового знания. Любое знание есть способ отражения объективного мира и его фиксации в определенных знаковых единицах хранения. Научный функциональный стиль обеспечивает проявление эпистемической функции, т.е. накопительной функции языка (кумулятивной, аккумулятивной). Научное общение предполагает обмен специальной информацией, что обеспечивается коммуникативной функцией языка. Таким образом, для данной функционально-стилевой разновидности существенными будут именно эти три функции языка. Специфические особенности научного стиля Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер, что обусловливает наличие первичных специфических черт научного стиля: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутую логичность и объективность изложения. Логичность изложения. Любое связное высказывание характеризуется логичностью изложения. Научный текст предполагает подчеркнутую логичность: научное рассуждение обладает строгой структурной организацией частей, их смысловой связностью и последовательным расположением. Факты, изложенные в научном тексте, обеспечивают выводное знание. Отвлеченность и обобщенность. Специфика научного мышления определяет и специфику научного текста. Абстрактность изложения в научном функциональном стиле является необходимым условием объективности научного знания. Частные детали исследования должны подтверждать общие выводы, для этого автор часто прибегает к использованию формул, символов, условных обозначений, графиков, таблиц, диаграмм, схем, чертежей. Последние являются результатом обобщающей деятельности исследователя. Объективность – один из важнейших признаков научного стиля речи. Это качество предполагает исключение из структуры текста личного субъекта действия. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, так как научные выводы добываются опытным путем, строятся на структурировании повторяющихся, закономерных фактов, на систематизации точек зрения разных ученых. Кроме этих признаков, научный стиль формируют и определяют вторичные стилевые черты, среди которых
Часть 2 Функционально-стилевая дифференциация научного стиля Ключевые слова: макростиль, микростиль, внутристилевая дифференциация, жанровая специфика научных подстилей, жанровые блоки, структура научного текста. Любой функциональный стиль не может быть абсолютно однородным. Его можно представить как макросистему (стиль), внутри которой выделяются микросистемы (подстили): макростиль — микростили. В основе внутристилевой дифференциации лежат экстралингвистические факторы. Среди таких факторов можно выделить специфику научного общения, которая определяется характером адресата – кругом людей, на которых рассчитано данное научное произведение, целью научного общения. В рамках научного макростиля выделяются следующие микростили:
Системе подстилей соответствует определенная жанровая специфика, которая представляет собой форму организации текстового материала в рамках научного стиля речи. Жанры научной литературы условно можно подразделить на несколько блоков:
Границы функционально-стилевых макростилей могут быть размыты, за счет этого образуются переходные явления. Например, жанр инструкции предполагает наличие черт как научного стиля, так и официально-делового стиля, а в научно-популярном очерке, статье, кроме специфических конструкций научного стиля, обязательно встретятся элементы публицистического стиля, потому что задача научного повествователя будет заключаться в привлечении внимания среднестатистического читателя, в популяризации нового знания, в попытке вызвать не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик у адресата. Текстовый пример 1 Инструкция по применению прибора «ИВА-1» (фрагмент) Новейшие технологии универсального назначения, приносящие только пользу и не имеющие вредных последствий. Новые принципы на смену устаревшим догмам. Прибор является одновременно и техническим устройством, и произведением искусства, в котором воедино слиты последние достижения науки, постулаты духовного мира и идеи гармонии. Действие прибора можно «проверить алгеброй», но до конца воспринять его можно только душой: чтобы научиться пользоваться прибором, следует «поменять» объективное, абстрактное восприятие образа жизни на более реальное – субъективное. Научиться быть добрым, чутким. Без обратной связи (слушать и понимать) работу прибора можно и «не услышать». Описание Прибор «ИВА-1» (информационно-восстановительный аппликатор) представляет собой гибкую или жёсткую прямоугольную пластину, на одну из сторон которой нанесён специальный код. В конструкции использован принцип резонанса гравитационных (информационных) и электромагнитных волн. Традиционная квантовая теория связывает изменения информационных характеристик исследуемого объекта с его энергетическими характеристиками. При этом энергетические характеристики считаются первичными, а информационные – вторичными. Хотя из уравнения квантовой механики это не следует, можно считать информационные характеристики первичными («В начале было слово…»), а энергетические (материальные) – вторичными. Именно на таком использовании классической квантовой теории без традиционного предрассудка, что энергетика первична, а информация вторична, и действует прибор «ИВА-1». Текстовый пример 2 ОТЧЁТ о выполнении НИР по теме: «Обнаружение изменения проводимости воды при её пропускании через воронку с информационно-восстановительными аппликаторами ИВА» Руководитель работы – зав. проблемной лабораторией научного обоснования традиционных методов диагностики и лечения НКЭЦ ТМДЛ МЗ РФ доктор биологических наук С. В. Зенин Результаты исследований На основании полученных данных можно утверждать, что биоэнергетическое воздействие аппликаторов ИВА по сравнению со средними показателями различных установок (5 – 10 мка) можно охарактеризовать как умеренное и умеренно-сильное. Таким образом, можно утверждать, что действие аппликаторов имеет под собой реальное обоснование, позволяющее проводить дальнейшие испытания. Как отмечает В.В. Виноградов, тесное взаимодействие стилей может привести к проникновению их друг в друга, а при смещении границ один стиль может «употребляться в функции другого». Несмотря на это, стилевое распознавание происходит легко, потому что всегда главенствующая позиция одного стиля опирается на собственные функционально-стилевые нормы, и они лишь оттеняются (подчеркиваются) вкраплениями другого стиля. Основная форма реализации научного стиля – письменная речь, устная форма общения вторична, факультативна. Научная речь отличается преобладанием монологической речи. Структура научного текста универсальна:
Специфическая черта научного стиля – новые знания, базирующиеся на совершенных ранее открытиях. Доказательная база собственного вклада автора научного описания строится с использованием публикаций и работ других авторов, поэтому необходимым компонентом научного текста является система ссылок, библиографических списков и других источников. Возможны и такие структурные компоненты, как приложения, рисунки и таблицы и т.п. Текстовый пример 3 Тезис. Среди трёхзначных чисел нет числа, делящегося одновременно на 7, 11 и 13. Аргументы (доказательство). Первый аргумент. 7, 11 и 13 – простые числа, так как это натуральные числа, каждое из них, во-первых, больше единицы и, во-вторых, делится только на единицу и на само себя. Второй аргумент. Число, делящееся на каждое из нескольких простых чисел, обязано делиться и на их произведение. Произведение 7·11·13 равно 1001. Но никакое трёхзначное число не может делиться на 1001. Вывод. Значит, никакое трёхзначное число не делится одновременно на 7, 11 и 13. Что и требовалось доказать. Текстовый пример 4 Тезис: «Полученный в лаборатории металл не является натрием». Аргументы (доказательство). 1) Все щелочные металлы разлагают воду при комнатной температуре. 2) Натрий – щелочной металл. 3) Следовательно, натрий разлагает воду при комнатной температуре. 4) Полученный в лаборатории металл не разлагает воду при комнатной температуре. Вывод. Следовательно, полученный в лаборатории металл не является натрием. Часть 3 Стилевые черты как способ организации текстов научного стиля Ключевые слова: стилевые черты, функционально-стилистическая окраска, лексические и грамматические особенности научного стиля, термины, речевые клише. Внутристилевая система научного стиля формируется системой языковых средств, которые реализуют как первичные стилевые признаки (отвлеченность, обобщенность, логичность и объективность изложения), так и вторичные, частные, стилевые черты (смысловую точность, информативную насыщенность, безобразность, скрытую эмоциональность). Статус одних и тех же языковых единиц неодинаков в различных функциональных стилях, где они используются с большей или меньшей степенью продуктивности. Тот или иной стиль производит отбор в соответствии с его целями и задачами. Таким образом, стилевое единство создается не столько маркированными в стилевом отношении единицами, сколько использованием общих языковых средств в их специфической сочетаемости, в особом варьировании, обусловленном закономерностями функционирования в данном стиле. Функционально-стилистическую окраску текстам научного стиля придают обобщенность и отвлеченность, которые являются доминирующим фактором организации языковых средств на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы. Перечислим наиболее яркие лексические черты научного стиля.
Совокупность терминов той или иной области образует терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.). Одна и та же единица может быть единицей разных терминосистем: функция (математическая и биологическая), адаптация (биологическая, педагогическая), редукция (лингвистическая, биологическая).
К фразеологии научного стиля можно отнести и речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к... и т.п. Перечислим несколько некоторые грамматические особенности научного стиля.
Часть 4 Образ автора в научном стиле. Понятие об индивидуально-авторском стиле Ключевые слова: образ автора, индивидуально-авторский стиль, функционально-стилистическую окрашенность, интимизация, образность и безобразность Внутристилевая дифференциация не ограничивается предложенной системой микростилей, она, опираясь на частные стилевые разновидности, обусловлена индивидуальным авторским стилем научного текста. Образ автора, как заметил академик В.В. Виноградов, нужно искать «в принципах и законах словесно-художественного построения», то есть в том, как личность автора представлена в его сочинении, как воспринятая автором объективная реальность отражена интеллектуально-творческим сознанием субъекта. Научный стиль предполагает внешнюю «устраненность» автора в целях создания объективности научного исследования. Но его личностное отношение к предмету научного описания всегда ощущается в научном тексте, оно воплощается в речевой структуре текста, связывающей все компоненты текста в единое смысловое и структурное целое. Все это и составляет образ автора как генератора научных идей, его индивидуально-авторский почерк. В распоряжении автора огромное количество разнообразных языковых знаков. Кроме привычных единиц, используемых для изложения фактологического материала, подкрепленного цифрами, таблицами, графиками и картами, автор научного исследования может пользоваться и экспрессивно-эмоционально-оценочными средствами, которые заимствуются из художественного повествования и публицистики. Среди них образные сравнения, эпитеты, риторические вопросы, вопросно-ответный тип изложения научного материала, разговорные интонации и особые синтаксические конструкции и др. В научном стиле индивидуальная манера создателя научного текста проявляется не только в процессе объективации мысли в слове, но и в процессе интимизации, который представляет собой процесс воздействия на получателя информации, когда «безличное» (объективированное) слово языка становится выразителем смысловой (научной) позиции ученого. В этом случае оно приобретает оценочность и позволяет читателю, выразителю другой позиции, вступать в полемику с автором, вести с ним скрытый диалог. Таким образом, в результате авторской рефлексии (и читательской в том числе) монологическое слово становится диалогическим. Все это создает функционально-стилистическую окрашенность научного текста. Тогда образность на фоне общей безобразности научного стиля становится «визитной карточкой» индивидуально-авторского стиля. Например, стиль научного изложения Вильгельма фон Гумбольдта характеризуется особой метафоричностью, особой формой «художественности». В его текстах можно встретить и сравнения, и аналогии, и олицетворения, персонификации как проекции того или образа на определенные научные понятия. Язык, представленный как вечное движение, описывается немецким философом и лингвистом в образах дороги, колеи, потока, парения в воздухе, молнии, пламени и т.п. Данные средства помогают создать образную картину развития и функционирования языка. Текстовые примеры «Язык есть русло, по которому дух может катить свои волны»; «Дух парит над языком как над бездонной пучиной»; «Понятие не в состоянии отделиться от слова, как человек не может сбросить с себя свое лицо»; «Душа могла бы мало понять артикуляцию (звуков), как слепой – цвет»; Звуковую форму языка «можно также рассматривать как скорлупу, в которую как бы втискивается язык». Все стилистические средства, функционирующие в научных текстах, не являются окказиональным (случайным) набором тропов и фигур речи, это система средств выражения, создающая целостную картину научного видения объекта описания. Так проявляется диалектическое взаимодействие общего и частного, объективного и субъективного в научном стиле речи. Часть 5 Метафоризация в научном стиле Ключевые слова: метафоризация, креативность метафоры, смысловая подвижность метафоры, информационная емкость метафоры, деметафоризация. Метафоризация в научном стиле призвана усилить впечатление от научного факта, поддержать интерес к описываемым явлениям, вызвать ответную реакцию – завязать диалог с оппонентом. Самостоятельность мышления автора, глубокая осмысленность научной позиции проявляется в уверенной, убедительной манере изложения, которая часто сопровождается особой выразительностью, эмоциональностью речи. Выразительные особенности в рамках научного функционального стиля требуют прекрасного знания языка, тщательного отбора языковых средств. Метафора в научном стиле может употребляться как способ номинации предметов или явлений в случаях отсутствия специального термина для их обозначения: обертоны смысла, странная частица, хрупкость металла, цветной кварк, возбуждение атома, язык электронно-вычислительной машины, озоновая дыра и т.п. Могут складываться целые синонимические ряды метафор для обозначения одного и того же научного явления. Например, крото́вая нора, крото́вина, червото́чина – способ номинации коридора времени, «туннеля» в пространстве, для перемещения в другие Вселенные, в другое время; термины-дублеты бритва О́ккама, лезвие О́ккама – методологический принцип бережливости, или законом экономии, названный по имени английского философа-номиналиста Уильяма Оккама. Метафорические термины базируются на образности, возникающей в результате переноса понятий из одной области употребления в другую. Например, в составном лингвистическом термине из области семантики обертоны смысла, первый компонент заимствован из акустики, обозначает призвуки, входящие в спектр звука. В семантике он обозначает смысловую область, совокупность смыслов, порожденных базовым семантическим компонентом. Метафоры в науке – средство формирования теоретических абстракций, способствующих представлению научного знания в доступных формах, формированию определенного понимания, когда происходит сопоставление с привычными образами, например, крото́вая нора, крото́вина, червото́чина. Такое отождествление является моделью для воплощения теоретических абстракций. Отметим несколько причин активного использования метафоры в научном стиле.
Противоположный процесс – деметафоризация – характеризуется как системная черта научного стиля, связанная с процессом стирания и исчезновения метафоричности у терминов, появившихся в результате метафорической номинации объектов. Например, физический термин сила тяжести в настоящее время не воспринимается как метафора, хотя первый компонент данного составного термина заимствован из сферы деятельности человека: физическое действие, требующее значительного напряжения мышц. В качестве итогового тезиса отметим, что метафоричность может быть рассмотрена как когнитивный феномен. Она опирается на фоновые знания, актуализирует энциклопедический запас, через образное восприятие облегчает процесс познания. |
Тема урока: Научный стиль как один из книжных стилей русского литературного... Оборудование: компьютер, мультимедиа, список электронных ресурсов, печатные материалы (модули) |
Статья должна быть написана на русском языке и подготовлена в формате... Аннотация — Различные компоненты Вашей статьи (заголовок статьи, авторы, заголовки частей) определены в таблице стилей. Примеры Вы... |
||
«Научный стиль» Охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях,... |
Татьяна Георгиевна Талипова Дата рождения: 07 мая, 1953, Москва, СССР С 1977 по настоящее время, ведущий научный сотрудник/старший научный сотрудник, /научный сотрудник/младший научный сотрудник, Институт... |
||
Образовательная программа театр моды «Твой стиль» Организация образовательного пространства в театре моды «Твой стиль» отражена в комплексной программе художественно-эстетической... |
Пояснительная записка рабочая программа ориентирована на работу для... Стили речи – своеобразные регистры языка. Роль, признаки, нормы и формы функциональных стилей речи |
||
Статьи стиль Для эффективной подготовки материала в текстовом редакторе Microsoft Word следует активно использовать стили абзаца и стили символа.... |
Лекция «Стили руководства» Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось... |
||
Г. В. Райнина место старой груши. Книга вторая. 20 лет бороться Учителем. Назидание прорывается, видимо, и в тексте, как, впрочем, и в мыслях. Многие годы я преподавала в институте усовершенствования... |
Культура русской речи Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа норма—инфра... |
||
А. А. Арефьева Научный Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники... |
Ахшабаева Л. И. Проект сетевая организация социальных практик для 10-11-х классов Научный руководитель и научный редактор: Мелехина С. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного и математического... |
||
Н. П. Бехтерева разработка индивидуального психофизиологического подхода ... |
Соискателя на степень бакалавра: Свиридовой Екатерины Георгиевны... ... |
||
Д. Л. Рамазанова Научный руководитель к пед н., доц. Т. Ю. Корнийченко... Развитие связной монологической речи у детей с онр III уровня в процессе обучения описанию пейзажных картин |
Совмещённая позитронно-эмиссионная и компьютерная томография в определении... Ведущее учреждение: Российский научный Центр радиологии и хирургических технологий Федерального агентства по высокотехнологичной... |
Поиск |