Общая психология


Скачать 408.53 Kb.
Название Общая психология
страница 1/3
Тип Рабочая учебная программа
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Рабочая учебная программа
  1   2   3


Уральская академия государственной службы

Кафедра теории и социологии управления


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Рабочая учебная программа дисциплины
Для специальности

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

Сергеева Т.А., ст. преподаватель


Екатеринбург

2009
ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 2

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

РАЗДЕЛ 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 17

РАЗДЕЛ 7. ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 18

РАЗДЕЛ 8. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ 25
Раздел 1.

Введение
ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Цель курса

  • усвоение студентами системы знаний об общих закономерностях и механизмах психики, биологических, средовых и социальных факторах, влияющих на развитие психики и сознания личности.

Задачи курса

  • изучение основных направлений развития психологической науки,

  • овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности,

  • знакомство студентов с многообразием психологических методов, исследующих личность.


Место курса в системе гуманитарного знания

Курс общая психология состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть предполагает изучение представлений о природе человеческой психики, ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии, а также изучение системы категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие проявлений человеческой реальности, развития и функционирования психики человека, особенностей становления личности и ее взаимодействия в социальной среде. Практическая часть предполагает овладение методами исследования индивидуально-психологических особенностей личности.

Курс общая психология является базовой для изучения специальной учебной дисциплины «Психология управления».
Требования к уровню усвоения курса. Дипломированный специалист по предмету общая психология должен:

  • иметь представление об основных направлениях развития психологической науки;

  • знать об основных закономерностях и механизмах развития и функционирования психики человека, становления и развития личности, ее уникальности и неповторимости, особенностях ее взаимодействия в социальной среде, проявлениях деструктивности личности;

  • знать о психологических методах и приемах изучения свойств и поведения личности.

  • уметь применять методы психодиагностики, а также использовать результаты самодиагностики для построения траектории личностного развития;

  • уметь учитывать психологические факторы и социально-психологические явления в образовательном процессе и социально-профессиональном взаимодействии;

  • владеть навыками работы с учебной и научной психологической литературой.

РАЗДЕЛ 2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»



Формы обучения

Лекции

Практические

занятия

Самостоятель-

ная работа

КСР

Всего часов

1

очная

20

32

77

6

135

2

4 года

8

6

115

6

135

3

6 лет

10

8

111

6

135


Итоговая отчетность

очная форма обучения – зачет

заочная 4 года – контрольная работа, зачет;

заочная 6 лет – контрольная работа, зачет.

РАЗДЕЛ 3.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

специальность «Государственное и муниципальное управление».
Очная форма обучения / 4 года/ 6 лет

Наименование разделов и тем

Лекции

Семи-

нары

Само

стоя-тельная работа

Всего

часов

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 1.1. Предмет и задачи психологии

1/1/1

2/1/1

4/6/6

7/8/8

Тема 1.2. Методы психологических исследований

1/1/1

2/1/1

4/6/6

7/8/8

Тема 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

0/0/0

0/0/0

6/8/8

6/8/8

Итого по разделу

2/2/2

4/2/2

14/20

20/24/24

Раздел 2. Психология познавательных процессов

Тема 2.1. Ощущение и восприятие

2/1/1

2/0/0

4/7/7

8/8/8

Тема 2.2. Внимание и память

2/0/0

2/0/0

6/8/8

10/8/8

Тема 2.3. Мышление, воображение и речь

2/1/1

2/1/1

6/8/8

10/10/10

Итого по разделу

6/2/2

6/1/1

16/23/23

28/26/26

Раздел 3. Регуляция поведения и деятельности

Тема 3.1. Человек как субъект деятельности

0/0/0

0/0/0

6/6/6

6/6/6

Тема 3.2. Потребностно- мотивационная сфера

2/1/1

2/1/1

6/8/8

10/10/10

Тема 3.3. Эмоционально-волевая сфера человека

1/0/0

2/0/0

5/8/8

8/8/8

Итого по разделу

3/1/1

6/1/1

17/22/22

24/24/24

Раздел 4. Общее и индивидуальное в психике человека

Тема 4.1. Характер и темперамент

2/1/1/

2/0/0

6/8/8

10/9/9

Тема 4.2. Способности. Проблема одаренности

1/0/0

2/0/0

5/7/7

8/7/7

Итого по разделу

3/1/1

4/0/0

11/15/15

18/16/16

Раздел 5. Личность и социальное развитие

Тема 5.1. Психология личности

2/1/1

2/2/2

6/8/8

10/11/11

Тема 5.2. Формирование и развитие личности

2/1/1

2/0/1

6/8/7

10/9/9

Тема 5.3. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

1/0/1

4/0/1

7/12/10

12/12/12

Тема 5.4. Психология общения

1/0/1

4/0/0

6/13/12

11/13/13

Итого по разделу

6/2/4

12/4/4

25/41/37

43/45/45

Всего по дисциплине

20/8/10

32/6/8

83/121

135/135/135


РАЗДЕЛ 4.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ТЕМА 1.1. Предмет и задачи психологии

Предмет и объект психологии. Психика и ее проявления. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки.

Основные этапы развития психологии. Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Поведенческая психология. Когнитивная психология. Психология изучения бессознательных процессов. Психология деятельности. Психология индивидуальных различий. Практическая психология: основные проблемы и направления.

Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Отрасли психологии.
ТЕМА 1.2. Методы психологических исследований

Проблема метода исследования и его значения для науки. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Общая логика научного исследования.

Организационные методы исследования (сравнительный и лонгитюдный).

Эмпирические методы исследования. Наблюдение (самонаблюдение). Психологическое наблюдение. Эксперимент. Психодиагностика. Анализ продуктов деятельности. Анализ документов.

Методы обработки данных. Количественный анализ. Качественный анализ.

Методы интеграции: структурный, генетический.

Психодиагностика в структуре научного исследования и как самостоятельная процедура. Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Опросники. Интервью. Клиническая беседа.

ТЕМА 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Проблема возникновения психического. Развитие психики в филогенезе. Научение и интеллектуальное поведение на разных ступенях развития животного мира. Психические функции и среда. Развитие психики человека в процессе онтогенеза. Нервная система и психика.

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

Структура сознания и его основные психологические характеристики. Уровни психики: сознание, неосознаваемое, бессознательное. Психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Генетика и психология. Генотипическое и средовое, биологическое и социальное в детерминации психического развития человека и его поведения. Социобиология и этология.
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ТЕМА 2.1. Ощущение и восприятие

Ощущения и восприятие как психические процессы. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные принципы классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Методы исследования ощущений. Основные закономерности ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, нижний, верхний порог. Изменение чувствительности в процессе деятельности: адаптация, сенсибилизация. Взаимодействие ощущений: синестезия и сенсибилизация. Компенсаторные возможности в области ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

Понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущения, их взаимосвязь. Проблемы объективности и адекватности восприятия. Основные свойства восприятия: осмысленность, предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Восприятие в структуре деятельности. Виды восприятия. Восприятие цвета и пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. Способы исследования восприятия.
ТЕМА 2.2. Внимание и память

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Физиологические основы внимания. Внимание и ориентировочный рефлекс. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Виды внимания. Свойства внимания: избирательность, устойчивость, распределение, объем, переключение. Методы изучения внимания. Значение внимания в жизни человека, в осуществлении различных видов его деятельности.

Память как психический процесс. Физиологические основы памяти. Теории и законы памяти. Виды памяти: механическая, логическая, образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Экспериментальные методы исследования памяти. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти. Мнемотехника и нарушения памяти.
  1   2   3

Похожие:

Общая психология icon Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение
Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания
Общая психология icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)
Общая психология icon Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д
Общая психология icon «Шестнадцать личностных факторов» опросник
...
Общая психология icon Факультет «Музыкальное искусство» Кафедра «Общая и музыкальная педагогика и психология»
Срс в рабочей программе дисциплины «Музыкальная психология» носит характер методических указаний по самостоятельному изучению студентами...
Общая психология icon Диссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология...
Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств
Общая психология icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места
Общая психология icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий
Общая психология icon Экспериментальная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,...
Общая психология icon Общая психология для специальностей
Квасова Ю. А. – кандидат психологических наук, доцент Института экономики, управления и права (г. Казань)
Общая психология icon Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Общая психология icon Арнольд Минднлл гео-психология в шаманизме, физике и даосизме
Наша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела...
Общая психология icon Программа дисциплины Организационная психология для направления 37....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37. 03. 01 «Психология»...
Общая психология icon Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Общая психология icon Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...
Общая психология icon Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск