Руководство пользователя аэропорта Домодедово
Оглавление
Приложение №1.
Инструкции по поведению сотрудников Пользователей аэропорта в различных ситуациях 54
Приложение №2.
Порядок обращения пропусков 59
Приложение №3.
Требования к Пользователям аэропорта 61
Приложение №4.
Требования к ТС и СТ 68
Приложение №5.
Требования к оборудованию 71
Приложение №6.
Требования к страхованию ответственности 74
Приложение №7.
Требования к голосовой радиосвязи на территории аэропорта 79
-
Термины, определения и сокращения
AHM (Airport Handling Manual) – Рекомендации ИАТА по стандартам и оборудованию, используемым при выполнении технологических операций в процессе наземного обслуживания ВС.
АКДП – Аэродромный кoмандно-диспетчерский пункт.
Аккредитация – проверка соответствия вида деятельности Пользователя аэропорта комплексу требований к юридическому лицу, устанавливаемых Федеральными авиационными правилами, иными нормативными актами РФ, Главным оператором и Владельцами ИОП, соответствие которым является необходимым условием для ведения вида деятельности Пользователя аэропорта на территории Московского аэропорта Домодедово.
Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
АО СЭА – Аэродромный Отдел СЭА ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ДОМОДЕДОВО» (сокращенное наименование – ООО «МАД»).
АСР – аварийно-спасательные работы.
Аттестация персонала – проверка соответствия уровня знаний и навыков персонала Пользователя аэропорта требованиям, устанавливаемым Федеральными авиационными правилами, иными нормативными актами РФ, Главным оператором и Владельцами ИОП, которое является необходимым условием для допуска к исполнению служебных обязанностей персоналом Пользователя аэропорта на территории Московского аэропорта Домодедово.
Аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов
.
Аэропортовая деятельность – деятельность, осуществляемая операторами направленная на обеспечение взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее по тексту – ВС), их технического и наземного обслуживания, заправки авиационными горюче-смазочными материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов, а также по обеспечению бортовым питанием.
Владельцы ИОП – предприятия, эксплуатирующие ИОП Московского аэропорта Домодедово на праве собственности или на иных законных основаниях и оказывающие Услуги Доступа к ее использованию Пользователям аэропорта, допущенным к ведению вида аэропортовой деятельности на территории Московского аэропорта Домодедово.
Внутриобъектовый режим – совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на исключение возможности бесконтрольного передвижения персонала, пассажиров и транспортных средств в КЗА и в Зоне транспортной безопасности.
ВПП (взлетно-посадочная полоса) – часть летной полосы, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов.
Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Главный оператор – хозяйствующий субъект, владеющий аэродромом гражданской авиации Московского аэропорта Домодедово на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующий такой аэродром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, имеющий сертификат, подтверждающий соответствие требованиям федеральных авиационных правил. Главным оператором в Московском аэропорту Домодедово является ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ДОМОДЕДОВО».
Директор аэропорта – должностное лицо, осуществляющее текущее руководство предприятиями Московского аэропорта Домодедово, осуществляющими аэропортовую деятельность и входящими в одну группу лиц с Компанией с ограниченной ответственностью «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед».
Диспетчер «Вышка» – диспетчер стартового диспетчерского пункта «Вышка» аэродромного командно-диспетчерского пункта Домодедовского центра ОВД.
Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Зона транспортной безопасности – аэродромы, объект или объекты, предназначенные для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса объекты Московского аэропорта Домодедово включая:
• здание аэровокзала Московского аэропорта Домодедово;
• аэродром аэропорта Москва (Домодедово);
• линейные эксплуатационные ремонтные мастерские;
• здание международного грузового терминала;
• здание внешнего грузового склада;
• здание и территория фабрики бортового питания;
• склад ГСМ ЦЗС.
Инфраструктура общего пользования (ИОП) – объекты инфраструктуры аэропорта (подъездные пути, примыкающие к аэродрому, аэродром, сооружения, оборудование, производственно-технологические комплексы, инженерные системы и другие объекты), находящиеся на территории Московского аэропорта Домодедово, эксплуатируемые Владельцами ИОП, и используемые Пользователями аэропорта при ведении деятельности на территории Московского аэропорта Домодедово.
ИП – искусственные покрытия.
ИС – информационная система, представляющая собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для накопления специализированной информации и ее обработки.
КДП – командно-диспетчерский пункт Домодедовского центра ОВД.
Контролируемая зона аэропорта (КЗА) – рабочая площадь Московского аэропорта Домодедово, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Летное поле – часть аэродрома, как спланированное инженерное сооружение, на котором расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны, отдельные места стоянок для воздушных судов (на аэродромах совместного базирования и использования) и площадки специального назначения.
МС (место стоянки воздушного судна) – часть перрона (выделенный участок на перроне) или площадки специального назначения аэродрома вне перрона, предназначенные для стоянки воздушного судна с целью его обслуживания, хранения.
Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) – установленные параметры качества окружающей среды и параметры допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
НСА – начальник смены аэропорта.
Организация воздушного движения (ОВД) – система организационных и технических мероприятий, обеспечивающая порядок и безопасность полетов воздушных судов в воздушном пространстве и обмен информацией между авиадиспетчерами и экипажами воздушных судов с использованием средств радиосвязи, аэронавигации и ЭВМ.
Отдел ТиСТО – Отдел теплотехнического и санитарно-технического обеспечения Инженерно-производственной службы ООО «МАД».
Перевозчик – авиакомпания, выполняющая рейсы в/из Московского аэропорта Домодедово.
Перрон – часть аэродрома, подготовленная и предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.
Пользователь аэропорта – юридическое лицо,
допущенное к ведению коммерческой и/или производственной деятельности на территории Московского аэропорта Домодедово.
Потребитель – юридические или физические лица, пользующиеся услугами Пользователя аэропорта.
Правила Владельца ИОП – локальные акты Владельца ИОП, содержащие правила доступа к объекту ИОП, подлежащие исполнению всеми Пользователями аэропорта, осуществляющими деятельность на территории Московского аэропорта Домодедово.
Предприятия Московского аэропорта Домодедово – юридические лица, указанные на Сайте http://www.domodedovo.ru/ru/main/air_today/group/, а также Представительство компании с ограниченной ответственностью «ЭРПОРТ МЕНЕДЖМЕНТ КОМПАНИ ЛИМИТЕД» в РФ.
Представитель Главного оператора – одно из Предприятий Московского аэропорта Домодедово, уполномоченное Главным оператором на основании соответствующего договора представлять интересы Главного оператора перед Пользователями аэропорта. Представителем Главного оператора в отношениях с Пользователями аэропорта, занимающимися Аэропортовой деятельностью является ООО «ДОМОДЕДОВО КОММЕРШЛ СЕРВИСИЗ»; Представителем Главного оператора в отношениях с Пользователями аэропорта, занимающимися деятельностью, отличной от Аэропортовой деятельности, является ООО «ДОМОДЕДОВО НОН-АВИЭЙШН СЭЙЛЗ»; в отношениях с Пользователями аэропорта, оказывающими услуги Предприятиям Московского аэропорта Домодедово, Главный оператор самостоятельно представляет свои интересы.
Пропускной режим – совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в КЗА/Зону транспортной безопасности.
РД (рулежная дорожка) – часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления и буксировки воздушных судов.
РМС – радиомаячная система (посадки).
РТС – радиотехнические средства.
Руководитель полетов (РП) – Руководитель полетов Домодедовского центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
САБ – служба авиационной безопасности ООО «ДОМОДЕДОВО СЕКЬЮРИТИ».
Сайт – официальный сайт Московского аэропорта Домодедово www.domodedovo.ru.
Служба ПАСОП – Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ООО «МАД».
Служба ЭСТОП – Служба электросветотехнического обеспечения полетов ООО «МАД».
СНО – средства наземного обслуживания.
ССО – системы cветосигнального оборудования аэропорта.
СПД – Диспетчер стартового диспетчерского пункта «Вышка» командно-диспетчерского пункта Домодедовского центра ОВД.
СТ – спецтранспорт.
СЭА – Служба эксплуатации аэродрома Главного оператора.
Территория Московского аэропорта Домодедово (территория аэропорта) – объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся во владении или пользовании у Предприятия Московского аэропорта Домодедово на любом законном основании либо фактически им используемые.
Техника и иные средства механизации – спецтранспорт (далее по тексту – СТ), транспортные средства (далее по тексту - ТС), средства механизации, технические средства, спецоборудование, компьютерная техника, оргтехника, и иные предметы, используемые Пользователями аэропорта при оказании услуг и/или производстве работ на территории аэропорта.
Технологический график обслуживания воздушных судов (ТГО) – пооперационные графики (прилет, вылет, разворот) обслуживания различных типов ВС Перевозчиков в Московском аэропорту Домодедово.
Технология – это комплекс организационных мер, операций и приемов, используемых Пользователем аэропорта в процессе ведения вида Аэропортовой деятельности на территории аэропорта и направленных на оказание услуги / выполнение работы с номинальным качеством и оптимальными затратами.
Точка временного отстоя (ТВО) – точка временного отстоя ВС, предназначенная для кратковременной стоянки ВС, с его последующей перебуксировкой на МС для технического обслуживания.
Услуги Доступа – услуги Владельцев ИОП по предоставлению доступа к использованию объектов ИОП, задействованных в технологических процессах Пользователя аэропорта.
Услуги Пользователя аэропорта – услуги Пользователя аэропорта, оказываемые Пользователем аэропорта Потребителям на территории Московского аэропорта Домодедово.
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
ЭТД – эксплуатационно-техническая документация.
-
Общие положения
Настоящее Руководство вводится с целью обеспечения требований транспортной безопасности, безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности на территории Московского аэропорта Домодедово.
-
Настоящее Руководство регламентирует:
требования, предъявляемые к Пользователям аэропорта, осуществляющим свою деятельность на территории Московского аэропорта Домодедово;
требования к ведению производственной и коммерческой деятельности Пользователей аэропорта на территории Московского аэропорта Домодедово;
организацию общего взаимодействия юридических и физических лиц при осуществлении коммерческой и производственной деятельности на территории Московского аэропорта Домодедово;
порядок доступа к использованию объектов инфраструктуры общего пользования, расположенных на территории Московского аэропорта Домодедово;
эксплуатационные стандарты деятельности Пользователей аэропорта в Московском аэропорту Домодедово.
Настоящее Руководство является обязательным для исполнения всеми Пользователями аэропорта, находящимися и/или осуществляющими деятельность на территории Московского аэропорта Домодедово.
В случае нарушения требований законодательства РФ, норм международного права в области гражданской авиации, а также требований настоящего Руководства, любой Пользователь аэропорта либо сотрудник Пользователя аэропорта, находящийся на территории Московского аэропорта Домодедово, может быть привлечен к ответственности согласно законодательства РФ.
В случае утраты силы одного из положений данного Руководства, остальные положения не теряют силу и обязательны к соблюдению/исполнению всеми Пользователями аэропорта.
-
Правила допуска Пользователя аэропорта к осуществлению деятельности
Допуск Пользователей аэропорта к оказанию любых услуг Потребителям на территории аэропорта осуществляется через процедуру Аккредитации – периодическую проверку соответствия деятельности Пользователя аэропорта комплексу требований к юридическому лицу, определенных в настоящем Руководстве, соответствие которым является необходимым условием для ведения деятельности на территории Московского аэропорта Домодедово.
Допуск персонала Пользователя аэропорта к выполнению служебных обязанностей на территории аэропорта осуществляется через процедуру Аттестации, которая проводится с целью проверки соответствия знаний и навыков у персонала, требованиям, определенным в настоящем Руководстве, соответствие которым является необходимым условием для допуска.
Аккредитация Пользователя аэропорта и Аттестация персонала Пользователя аэропорта проводится Главным оператором за счет Пользователя аэропорта до начала деятельности Пользователя аэропорта / исполнения служебных обязанностей персоналом Пользователя аэропорта на территории Московского аэропорта Домодедово и далее раз в 12 месяцев.
Аккредитация проводится по каждому виду деятельности Пользователя аэропорта.
Аттестация персонала Пользователя аэропорта проводится для всех сотрудников Пользователя аэропорта, работающих на территории Московского аэропорта Домодедово, с использованием письменных, устных и/или практических средств проверки.
Разрешенные на территории Московского аэропорта Домодедово виды деятельности Пользователя аэропорта, определены в п.3.22 и п.3.23 настоящего Руководства.
-
К Аккредитации допускается Пользователь аэропорта:
заключивший договор на доступ к ИОП;
имеющий разрешительную документацию на вид заявляемой к Аккредитации деятельности, выданную уполномоченным государственным органом, если таковая предусмотрена действующим законодательством РФ;
согласовавший порядок взаимодействия с Владельцами ИОП, если таковой порядок предусмотрен правилами Владельцев ИОП;
укомплектовавший штат квалифицированным персоналом, способным пройти Аттестацию в соответствии с требованиями настоящего Руководства;
обеспечивший наличие необходимого для бесперебойного оказания заявляемого объема услуг Потребителям количества единиц Техники и иных средств механизации;
обеспечивший наличие необходимого, для бесперебойного выполнения заявляемого объема услуг Потребителям, количества офисных и производственных площадей, включая помещения для должностных лиц, комнаты отдыха для персонала и раздевалки для персонала производственных подразделений Пользователя аэропорта, оборудованных мебелью, средствами связи и огнетушителями;
разработавший Технологии выполнения и стандарты качества своих услуг, оказанием которых намеривается заниматься Пользователь аэропорта в рамках аккредитуемого вида деятельности;
обеспечивший страховое покрытие ответственности перед третьими лицами на период деятельности Пользователя аэропорта в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
Требования пп.3.7.1–3.7.4, 3.7.6 настоящего Руководства распространяются на всех Пользователей аэропорта, регулярно осуществляющих свою деятельность либо планирующих осуществлять свою деятельность на регулярной основе (постоянной или периодической). Требования пп.3.7.5, 3.7.7–3.7.8 настоящего Руководства распространяются только на Пользователей аэропорта, осуществляющих Аэропортовую деятельность.
Для прохождения процедуры Аккредитации по виду деятельности Пользователь аэропорта направляет в адрес Главного оператора Заявку на Аккредитацию с указанием вида аккредитуемой деятельности и комплект документов (их нотариально заверенных копий), подтверждающих соответствие Пользователя аэропорта требованиям настоящего Руководства к виду деятельности Пользователя аэропорта.
Срок рассмотрения документов Пользователя аэропорта при проведении процедуры Аккредитации составляет 10 рабочих дней.
Успешное завершение процедуры Аккредитации Пользователя аэропорта по виду деятельности подтверждается письмом Главного оператора в адрес Пользователя аэропорта, содержащим разрешение на срок 12-ти следующих календарных месяцев на оказание услуг Потребителям по аккредитованному виду деятельности на территории Московского аэропорта Домодедово.
Успешное прохождение процедуры Аттестации сотрудником Пользователя аэропорта подтверждается результатами оценочных мероприятий в ИС "Учебный портал".
При проведении процедуры Аккредитации Пользователя аэропорта, Главный оператор имеет право запрашивать дополнительные документы, а также проводить натурные проверки производственной среды Пользователя аэропорта, если это требуется в целях подтверждения достоверности сведений, представленных Пользователем аэропорта, по соответствию комплексу требований, установленных настоящим Руководством.
При выявлении, в ходе проведения Аккредитации, несоответствий комплексу требований к Пользователю аэропорта, установленных настоящим Руководством, составляется Отчет с указанием несоответствий. Для того чтобы устранить указанные в Отчете замечания, Пользователь аэропорта должен выполнить корректирующие мероприятия, и сообщить Главному оператору о готовности к повторной проверке.
Осуществление производственной и коммерческой деятельности Пользователем аэропорта на территории Московского аэропорта Домодедово по виду деятельности, по которому Пользователь аэропорта не был аккредитован, запрещается.
Допуск персонала Пользователя аэропорта к выполнению служебных обязанностей на территории Московского аэропорта Домодедово выполняется после успешного прохождения процедуры Аккредитации Пользователя аэропорта по виду деятельности.
Допуск персонала Пользователя аэропорта к исполнению служебных обязанностей по аккредитованному виду деятельности Пользователя аэропорта подтверждается наличием отметки разрешенного вида деятельности на личном пропуске сотрудника.
Допуск ТС, СТ и оборудования Пользователя аэропорта к выполнению производственных операций на территории Московского аэропорта Домодедово выполняется после успешного прохождения процедуры Аккредитации Пользователя аэропорта по виду деятельности и подтверждается выдачей транспортного пропуска с отметкой разрешенного вида деятельности.
Отметки на личных и транспортных пропусках Пользователей аэропорта выполняются САБ по заявке Пользователя аэропорта после успешного прохождения процедуры Аккредитации по виду деятельности и при наличии отметки об успешном прохождении процедуры Аттестации сотрудником Пользователя аэропорта в ИС «Учебный портал». Порядок выдачи пропусков с допуском на объекты ИОП устанавливается «Порядком обращения пропусков», указанным в Приложении №2 к настоящему Руководству.
Сотрудникам Пользователя аэропорта запрещается исполнять служебные обязанности на территории объектов ИОП без наличия личного пропуска с разрешающей отметкой вида деятельности.
Контроль соответствия деятельности Пользователя аэропорта в процессе оказания услуг Потребителям осуществляется силами Главного оператора с привлечением специалистов Владельцев ИОП. Выявленные нарушения требований настоящего Руководства и/или действующего законодательства РФ, допущенные Пользователем аэропорта в процессе ведения деятельности, фиксируются двухсторонним актом о допущенных нарушениях и/или видео-, аудио-, фотоматериалами с предъявлением Пользователю аэропорта для ознакомления.
При повторяющихся фактах нарушений персоналом Пользователя аэропорта требований, изложенных в настоящем Руководстве, Главный оператор и/или Владельцы ИОП оставляют за собой право ограничить деятельность Пользователя аэропорта и/или допуск персонала Пользователя аэропорта на территорию Московского аэропорта Домодедово, включая объекты ИОП, и/или досрочно аннулировать Аккредитацию Пользователя аэропорта на вид / виды деятельности.
-
Аккредитация Пользователя аэропорта проводится по следующим видам Аэропортовой деятельности:
Представительство, управление и контроль (контроль пассажирского и/или грузового обслуживания);
Регистрация пассажиров и багажа и Контроль посадки;
Обслуживание багажа;
Доставка экипажей ВС;
Доставка к/от борта ВС пассажиров приоритетных классов обслуживания;
Доставка пассажиров к/от борта ВС;
Посадка и высадка пассажиров в/из ВС;
Обеспечение приема и выпуска ВС;
Техническое обслуживание по обеспечению вылета и встречи ВС, осмотру ВС и транзитным формам обслуживания;
Обеспечение комплекса работ по уборке и экипировке ВС;
Организация обеспечения и комплектации бортового питания;
Обеспечение подачи электроэнергии к ВС;
Обеспечение буксировки ВС;
Загрузка / разгрузка грузов и почты в/из ВС;
Обработка санузлов и обслуживание систем водоснабжения ВС;
Обеспечение заправки систем ВС газами;
Обеспечение кондиционирования ВС (охлаждения или подогрева);
Обеспечение воздушного запуска авиадвигателей ВС;
Обеспечение ВС бортовым питанием и припасами;
Топливное обеспечение ВС;
Техническое обслуживание по регламентным формам обслуживания ВС;
Обеспечение очистки ВС от снега и льда с использованием антиобледенительной жидкости.
-
Аккредитация иных Пользователей аэропорта проводится по следующим видам деятельности:
Оказание услуг по обслуживанию пассажиров приоритетных классов обслуживания;
Оказание услуг общественного питания;
Обслуживание инженерных систем;
Оказание услуг по поставке товаров;
Финансовые сервисы / вендинги;
Торговля товарами;
Строительные и ремонтные работы;
Услуги уборки производственных помещений;
Представительство туроператора;
Предоставление сервиса по бронированию и продаже услуг;
Оказание рекламных услуг;
Промо-акции;
Представительство, управление и контроль;
Услуги такси;
Услуги общественного транспорта.
Аккредитация Пользователей аэропорта не производится по видам деятельности, не требующим постоянного или регулярного периодического нахождения на территории Московского аэропорта Домодедово. Допуск сотрудников, а также Техники и иных средств механизации таковых Пользователей аэропорта на территорию Московского аэропорта Домодедово (в КЗА/Зону транспортной безопасности) с целью оказания разовых либо нерегулярных периодических услуг Потребителям, иным Пользователям аэропорта, Предприятиям Московского аэропорта Домодедово осуществляется по разовым личным и транспортным пропускам при сопровождении уполномоченными сотрудниками Предприятий Московского аэропорта Домодедово.
Функционал Главного оператора в части приема Заявок Пользователя аэропорта, ведения переписки с Пользователем аэропорта, приема и передачи любой документации, возникающей в отношениях между Главным оператором и Пользователем аэропорта может осуществлять Представитель Главного оператора в рамках исполнения Договора на доступ к ИОП.
-