Скачать 89.07 Kb.
|
Тема: “Однородные члены предложения ” Цели: - вспомнить понятие “однородные члены предложения” - развивать умение распознавать однородные члены предложения - закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения - формировать навыки орфографической зоркости - прививать интерес к русскому языку Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку, учебник русского языка Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Ход урока: 1. Организационный момент. - Здравствуйте! Встали, подравнялись, поприветствовали гостей. Начинаем урок русского языка. 2. Психологический настрой детей на урок: - Каким вы хотите увидеть наш урок? Ученик: Интересным, познавательным, плодотворным, необычным. -Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным. - Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдет в виде телевизионной передачи. Я рада приветствовать вас в студии «Родника». В эфире специальный выпуск передачи “Пусть говорят” и я ее ведущая Кириленко Римма Борисовна. Тема нашей передачи “Однородные члены предложения”. Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения. - Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что не нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных членов предложения. - Итак, внимание на экран. 3. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями. Гром перекатывается. Гром грохочет. Гром встряхивает землю. - Какие это предложения? Чем сходны данные предложения? Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром. - Что вы можете сказать о данном отрывке? Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром. - Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего? Ученик: Составить одно предложение. Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю. - Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении? Ученик: Это предложение с однородными членами предложения. - Докажите. Почему вы так считаете? Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает. - Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены? Ученик: Сказуемые поясняют подлежащее гром, отвечают на вопрос что делает?, выражены частью речи глагол. - Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Давайте попробуем сформулировать признаки однородных членов предложения. Ученик: признаки:
- Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения. 4. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания. - Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать - историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме. - Внимание на экран
-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения? Ученик: выводы: Правила постановки знаков препинания при однородных членах: Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно! О , О Если же вдруг появился союз, то запятая, тогда лишний груз! О и О Если союз к нам пришел не один, Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О А перед союзами “а” и “но” Долгих сомнений быть не должно. И не думай впустую – Ставь скорей запятую… О, а О О, но О 5. Динамическая пауза: “Дотянись до звезды” - А сейчас мы прервемся на короткую рекламную паузу. Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели. - Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. (15с) - Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину. Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с) - Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде. Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину. 6. Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи: - После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения. - Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи? С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи? В каких областях литературы употребляются однородные члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения? - Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что наша речь становится более яркой, давайте разберем области употребления однородных членов предложения в речи. - Внимание на экран - Прочитайте отрывок. Что вы можете сказать об этом отрывке? Что за жанр? Что вы можете сказать об этом отрывке с точки зрения темы нашей передачи? Часто ли сказка использует однородные члены предложения? Ученик: Это сказка. В предложениях можно увидеть однородные члены предложения.
- Прочитайте отрывок . Знакомы ли вам эти строчки? Из какого произведения этот отрывок? Что использует автор в этих строчках? Зачем автор к ним прибегает?
Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку. Ученик: Отрывок из рассказа А.Чехова “Каштанка”. Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста. - Ознакомьтесь с данными строчками. О чем они вам говорят? Где их можно встретить? Возможно ли в словарях обойтись без однородных членов предложения?
Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом Ученик: объяснения слов из толкового словаря. Толковые словари остро нуждаются в однородных членах. - Прочитайте выдержку из учебника. Как эта выдержка может быть связана с темой нашей передачи? Какова цель употребления однородных членов?
Ученик: В этих строчках есть однородные члены. Однородные члены предложения расширяют, углубляют смысл текста и делают его более объемным. - Прочитайте следующие строчки. Как связаны эти строчки с темой нашей передачи? С какой целью используются однородные члены? 4. Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция к лекарствам) Ученик: В этих предложениях также есть однородные члены предложения. Используются описать лекарственный препарат. - Так какой же вывод можно сделать, где употребляются однородные члены предложения? Ученик: вывод: Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях…. - Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика. - А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. А работать вы будете в группах. - Внимание на экран: (работа в группах) Осень. Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели. Золотой дождь. Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь. - Что вы можете сказать об этих коротких описаниях? Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов. - Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами. Осень. Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга опустели. Золотой дождь. Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру и понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Шумит золотой дождь. - Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи? Ученик: вывод: Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины. - Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой. - На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч. 7. Итог урока: - Какая тема обсуждалась на уроке? Ученик: однородные члены предложения. - Что нового и интересного узнали? - Что надо уметь при изучении данной темы? Ученик: находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи. - Понравился ли вам урок? (оценивание ответов детей, раздача жетонов) - Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы! 8. Домашнее задание. Задания с учебника, придумать рекламу про однородные члены предложения. |
Урока. Организационный момент Познакомить учащихся с общей картиной при авариях транспортных средств в безлюдной местности |
Урока: Анимация. Тип урока Цель урока: создание условий для формирования представлений об анимации и способах её создания в Power Point |
||
План урока по трудовому обучению Тема урока Тема урока: Назначение, принцип действия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От |
Задача: Совместно с детьми спланировать отрядную деятельность Сбор "рождение отряда" (основной организационный сбор отряда оргпериода смены или просто организационный сбор) На этом сборе из неоднородной... |
||
Тема урока: Мой дом – моя семья. Цель урока ... |
Программы В программе: Формы и приемы обучения современного урока по физической культуре. Календарно-тематическое планирование современного... |
||
Урока: урок – исследование. Цель урока Цель урока: Обобщить знания учащихся о жирах, полученных из курса биологии. Сформировать представление о жирах, как химических веществах,... |
Урока «Класс Паукообразные» Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие» |
||
Урока Дата Тема урока Лексика для продуктивного освоения |
Урока. Задачи урока: Образовательные Охватывает большие пространства. Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа) |
||
Тема урока: Химический состав клетки Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии |
Конспект урока Тема урока Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся |
||
Урока тема урока: Класс: 3 «А» Формировать умение осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера |
Урока: «Лекарства» (Слайд №1) Тип урока Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами |
||
Техническое задание для запроса предложений в электронной форме на... Полный с возможностью переключения режимов крутящий момент двигателя распределен только между передними колесами/крутящий момент... |
Урока Тема урока Мышцы, их строение и функционирование Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал |
Поиск |