6 класс
Тема: Авария транспортного средства. Способы подачи сигналов бедствия.
Цель:
Познакомить учащихся с общей картиной при авариях транспортных средств в безлюдной местности.
Сформировать знания о знаках и сигналах бедствия и способах их подачи.
Научить правилам безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня мы с вами повторим домашнее задание и приступим к изучению новой темы.
Проверка домашнего задания.
И.З. Фаткулин Леша стр.15 Р.Т. з.1,2.
Собрать на проверку составленные инструкции «Заблудился в лесу».
Какова будет последовательность действий, если вы заблудились? (Первое, что нужно сделать – успокоиться. Не метаться, а остановиться. Подумайте. Может, вы вспомните, как шли, и сможете выйти сами. Подавайте сигналы, если кто-то может вас услышать. Кричите или свистите. Если рядом есть холм, то заберитесь на его вершину и осматривайтесь. Сделайте укрытие. Разведите костер. Снова подавайте сигналы и ждите, набравшись терпения).
В каких случаях можно выходить самостоятельно? (Если утро и перед вами лыжня ваших друзей – смело вперёд, но до первой развилки).
Какие ориентиры считаются хорошими? (Дорога со свежими следами машин. Шум железной дороги, автодороги, работы техники. Лай собак постоянный, из одного места).
Какие еще ориентиры вы знаете? (Ручей или река, если идти вниз по течению, обязательно выведут к людям или к дороге, просеки со столбами на пересечении лесных кварталов).
Как ориентироваться по квартальным столбам? (Квартальные столбы обычно, но не всегда пронумерованы с запада на восток и с севера на юг. Значит меньшие по значению цифры на квартальном столбе находятся с северной стороны, а большие – с южной).
Как провести непрерывную линию при движении? (Без зрительных ориентиров человек в лесу начинает кружить, так как правая нога делает шаг всегда чуть больше левой. При ходьбе надо мысленно проводить прямую линию между тремя ориентирами впереди. Дойдя до одного, надо выбрать следующий, более дальний ориентир. Таким образом, человек идет как бы по цепочке, и прямая линия остается непрерывной).
Рассмотрите рисунок на странице 39 и ответьте на вопрос 3. (компас, карта).
Как вы думаете, какие из нарисованных на картинке предметы помогут тебе подавать сигналы о помощи?
Спички – костер. Топор и нож помогут развести костер. Топор и нож помогут сделать зарубки. Зеркало - поможет дать сигнал – солнечный зайчик самолету или вертолету. В аптечке есть бинты – если их развесить по кустам – тоже хорошие знаки. Кусок полиэтилена – если растянуть на открытом месте – заметно с воздуха. Солнечный зайчик можно послать и с помощью консервной банки или отполированного (не закопченного) котелка.
Выставить оценки за домашнее задание.
Изучение нового материала.
Запись даты и темы.
Человек может попасть в экстремальную ситуацию по целому ряду причин.
Экстремальные ситуации:
Авиакатастрофа;
Кораблекрушение;
Крушение поезда;
И т.п.
В этих и других случаях человек может выжить сам и спасти своих товарищей. Правда для этого потребуется очень много сил и выдержки.
Последовательность действий при аварии транспортного средства.
Покинуть место, где существует непосредственная угроза для жизни. Горит самолет, машина, может взорваться бензобак – отходи.
Оказать первую помощь пострадавшим.
По возможности спасти снаряжение и продукты.
Какое снаряжение будем спасать в первую очередь? Вспомните без чего трудно обойтись в природе?
Спички. Карта или схема местности и компас. Нож. Котелок. Тент, палатка, кусок полиэтилена для сооружения укрытия. Одеяла, спальные мешки. Теплые вещи. Аптечка, топор, пила.
Проведение мероприятий по поднятию духа и преодолению эмоционального стресса. Другими словами – борьба со страхом.
Разведка местоположения, его оценка – трудно ли по нему передвигаться, выбор хорошего места для временного убежища.
Принятие решения – оставаться на месте или выходить к людям.
Если было принято решение оставаться, то необходимо:
Обеспечить средства сигнализации.
Построить временное убежище.
Развести костер.
Найти источник воды.
Искать пищу.
Как определить – оставаться на месте или выходить к людям.
Все зависит от обстоятельств. Если произошла авария самолета – лучше оставаться ждать спасателей на месте. Самолет начнут искать очень скоро и обязательно найдут. У летчиков имеется аварийный запас на трое суток – именно в течение этого времени им по инструкции положено находиться на месте аварии и дожидаться спасателей. За трое суток самолет обычно находят.
При каких обстоятельствах можно выходить к людям или покидать место катастрофы.
Вы точно уверенны, что где-то рядом есть хорошая дорога или населенный пункт, допустим, видели это непосредственно перед аварией и представляете, в каком направлении нужно двигаться.
В самолете или машине сохранилась подробная карта местности, вы точно можете определить свое местоположение и можете наметить путь возвращения.
В месте, куда приземлился самолет, идет стихийное бедствие – пожар или наводнение. Тогда опасную зону надо покидать и выбирать место для аварийного лагеря в новом, более подходящем для жизни месте.
Если местность вокруг с очень густой растительностью. Тогда, если решили не выходить к людям, то надо переместиться на более открытое место.
Большинство из тех, кто получил серьезные травмы, возможно, не доживут до прибытия спасателей, поэтому к ним надо проявлять особое внимание.
Действуй по принципу:
Найди причину боли.
Устрани боль.
Поддерживай жизнь пострадавшего.
Разбейте аварийный лагерь и разведите сигнальные костры, но при этом помните: сигнальный костер требует очень много дров.
В качестве сигнального средства можно использовать покрышки, ткань, пропитанную керосином, - они дают большой столб черного дыма.
Когда вы будете строить лагерь, вам будет необходимо разбиться на три группы: одна займется разведением костра; другая – постройкой укрытий; третья будет следить за состоянием раненных.
Бывает так, что весь аварийный запас ограничивается содержимым ваших карманов из-за взрыва транспортного средства. Не отчаивайтесь! Внимательно осмотрите место взрыва, здесь можно будет найти вещи, которые пополнят ваш аварийный запас.
Не двигайтесь с места, всегда помните: вас ищут, помощь близка! Не допускайте в лагере паники и отчаяния, а также конфликтов.
Выберите старшего.
На море к этим действиям еще добавляется одно: если возможно, надо быстрее достичь ближайшего берега.
Если этой возможности нет, то попробуйте отыскать какой-либо предмет, имеющий положительную плавучесть, ухватитесь и держитесь за него, ждите помощи!
Теперь поговорим о способах подачи сигналов бедствия.
Помните одно из правил подготовки к путешествию поставить в известность взрослых о вашем намерении. Ваше невозвращение в оговоренный срок станет первым сигналом о помощи и приведет спасателей в район, где вы заблудились или получили травму или потерпели аварию. Прочесывая район поиска они будут внимательны к звуковым, световым, дымовым и прочим сигналам. Ожидая помощи, помогите найти себя: подавайте такие сигналы.
Свист. Свисток хорош для внутригрупповой связи и подачи сигнала бедствия спасателям. Свист слышен в 2-3 раза дальше, чем крик. Свистом полезно сообщать о своем появлении животным: звери будут избегать встречи и уйдут.
Свет сильного электрического фонаря с воздуха виден на расстоянии до 4 км. Светом фонарика, свистом, криком, размахивая ярким предметом, сигнальте с периодичностью 6 раз в минуту. Затем минуту ждите возможного ответа, и «семафорьте» опять. Услышав ответ, не бегите на звук, дождитесь спасателей в своем аварийном лагере. Неправильно оценив направление случайного звука, вы можете заблудиться и потерять готовый шалаш и костер.
Солнечный зайчик. Днем в солнечную погоду хорошо подавать сигналы с помощью зеркала, пускать солнечного зайчика. Если зеркала нет, можете воспользоваться фольгой от шоколадки, блестящей металлической миской, отполированной крышкой консервной банки. Сигналы надо также подавать с периодичностью 6 раз в минуту. Досчитали до десяти – сигнал, снова досчитали до десяти – сигнал.
Костер. Костровая сигнализация – еще один способ обозначить себя. Заранее подготовьте сигнальный костер в хорошо заметном месте – у края открытого болота, на просеке, на берегу водоема. Заготовьте запас дров и постоянно поддерживайте «запальный» костер. Огонь костра может быть виден за 8 км.
Днем сигнальный костер поработает дымовым сигналом. В ясную погоду бросайте в пламя зеленые ветки и мох. В пасмурную кладите - в костер свежую траву, ветки с листьями, смолье, еловый лапник.
Двумя огнями и двумя дымами обычно сообщают о том, что человек заблудился и ждет помощи.
Если разведете три костра – в линию или треугольником – тоже неплохо.
Сигнальные элементы искусственного происхождения. Вокруг своей аварийной стоянке развесьте кусочки ткани, бумаги, надломите ветки деревьев, оставьте другие «артефакты» - знаки явно искусственного происхождения.
Пиротехнические средства. Если у вас есть пиротехнические сигналы одноразового использования – ракетница с патроном, фальшфейер – применяется, в крайнем случае, когда уверены, что их заметят.
Закрепление изученного материала.
На стр.45 учебника рассмотрите условные знаки – сигналы международного кода. Примите их к сведению, но знайте, что далеко не все летчики знают сигналы международного кода. Если вас ищут с воздуха, то будут принимать любой ваш сигнал или знак. Но всем известен такой сигнал о помощи – сигнал SOS (спасите наши души) его можно выложить на открытом месте. Размер знака должен желательно быть не меньше 6м в длину и 0,5 м толщины. Знаки должны быть контрастными.
Итог урока.
Какие существуют способы подачи сигналов бедствия? (Свист, Свет сильного электрического фонаря, Солнечный зайчик, Костер, Сигнальные элементы искусственного происхождения, Пиротехнические средства).
Что подкладывать в костер, чтобы дым был густым?
Домашнее задание.
П. 9,10. в. Выучить таблицу.
Карцева Милена
Составить список советов, попавшему в аварию, сопровождая рисунками.
Автор-составитель: учитель ОБЖ
Котлярова Ксения Владимировна
Международная система сигналов бедствия «Земля-воздух»
I
|
II
|
X
|
F
|
|
66
|
|
K
|
|
D
|
H
|
|
|
|
N
|
Y
|
|
W
|
|
NN
|
|
|
|
XX
|
|
«Нужен врач, серьезные телесные повреждения»;
«Нужны медикаменты»;
«Не способны двигаться»;
«Нужна пища и вода»;
«Требуется оружие и боеприпасы»;
«Требуется карта и компас»;
«Нужна сигнальная лампа с батареей и радиостанцией»;
«Укажите направление следования»;
«Я двигаюсь в этом направлении»;
«Попытаемся взлететь»;
«Судно серьезно повреждено»;
«Здесь можно безопасно совершить посадку»;
«Требуется топливо и масло»;
«Все в порядке»;
«Нет»;
«Да»;
«Не понял»;
«Требуется механик»;
«Операции закончены»;
«Ничего не обнаружено, продолжаем поиски»;
«Получено сведение, что воздушное судно находится в том направлении»;
«Мы нашли всех людей»;
«Мы нашли только несколько человек»;
«Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу»;
«Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении».
I
|
II
|
X
|
F
|
|
66
|
|
K
|
|
D
|
H
|
|
|
|
N
|
Y
|
|
W
|
|
NN
|
|
|
|
XX
|
|
Источники:
http://ppt4web.ru/obzh/avarija-transportnogo-sredstva-signaly-bedstvija.html
http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/03/19/sposoby-i-pravila-podachi-signalov
http://studopedia.ru/11_56762_avariya-transportnogo-sredstva-v-bezlyudnoy-mestnosti-sposobi-podachi-signalov-bedstviya.html
http://interneturok.ru/ru/school/obzh/6-klass/sposoby-vyzhivaniya-cheloveka-v-usloviyah-avtonomnogo-suschestvovaniya-v-prirodnoy-srede/sposoby-podachi-signalov-bedstviya
http://900igr.net/prezentatsii/obg/CHelovek-v-uslovijakh-avtonomnogo-suschestvovanija/013-Sposoby-podachi-signala-bedstvija.html
http://survinat.ru/2010/09/vidy-sredstv-i-sposoby-podachi-signalov-bedstviya/
|