Оглавление
|
|
Пояснительная записка
|
3
|
Учебно-тематический план ознакомительного модуля, 1 год обучения
|
14
|
Содержание ознакомительного модуля, 1 год обучения
|
14
|
Учебно-тематический план базового модуля, 2 год обучения
|
17
|
Содержание базового модуля, 2 год обучения
|
17
|
Учебно-тематический план углубленного модуля, 3 год обучения
|
19
|
Содержание углубленного модуля, 3 год обучения
|
20
|
Учебно-тематический план углубленного модуля, 4 год обучения
|
22
|
Содержание углубленного модуля, 4 год обучения
|
23
|
Методическое обеспечение программы
|
25
|
Список литературы
|
30
|
Приложение «Календарно-тематический план»
|
33
|
Приложение «Традиции объединения «Меридиан»
|
54
|
Приложение «Требования к физической подготовке туриста»
|
57
|
Пояснительная записка
Введение
В настоящее время в эпоху мировой интеграции охота к перемене мест является характерной чертой многих людей. У россиян появилось больше возможностей для путешествий, экскурсий, занятий туризмом. Существует большое количество туристических фирм, открываются учебные заведения по подготовке организаторов туризма.
Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь к ней детей и подростков, а ее широкие педагогические возможности содействуют сплочению детского коллектива.
Туристско-краеведческие мероприятия – это выходы обучающихся из привычной семейной и школьной жизни в более сложную и непривычную обстановку, требующую активного проявления гражданственности, коллективизма, самостоятельности, высокого уровня физической подготовки.
Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени, физические нагрузки способствуют укреплению туриста, а жизнь на природе позволяет приобрести полезные навыки и умения: быстро развести костер, приготовить пищу, правильно ориентироваться, двигаться по глухому лесу, бездорожью, плыть на лодке или плоту по рекам, ночевать в лесу зимой, успешно противостоять ненастью.
В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования). В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной общеобразовательной программы «Меридиан» направлено на обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, профессиональную ориентацию учащихся.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, является интегрированной, с использованием модульного принципа обучения в одном разделе. Тематические разделы программы объединены единой целью и задачами, едиными подходами к содержанию, результатами педагогической деятельности.
Новизна (отличительные особенности)
Разработчик изучил несколько программ по пешеходному туризму:
Программу дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности «Моя малая родина» Митрахович Светланы Викторовны, опубликованной на сайте федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения. Данная программа имеет ярко выраженную краеведческую направленность. В учебно-методическом комплексе Жигарева О.Л. «Безопасный отдых и туризм» большой упор делается на предмет «Безопасность жизнедеятельности».
Л.И.Тихоновой «Подготовка инструкторов школьного туризма» (I – IV год обучения). Самара, 1998; В.М. Кленова «Пешеходный туризм». Самара, 1997; Ю.С. Константинова «Программа туристического объединения «Юные судьи туристических соревнований»: М., 1999. Выше перечисленные программы характеризуются углубленным изучением туризма и краеведения.
Программы для системы дополнительного образования детей/ общая редакция-Константинов Ю.С. – М.: ФЦДЮТ и К, 2014. Изученная в данном сборнике примерная образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма» - автор Маслов А.Г. – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный путешественник России - по содержанию оказалась ближе всего и была взята за основу для разработки данной модифицированной программы.
Программа «Меридиан» имеет свои особенности. Она направлена на общее развитие обучающихся, социализацию каждого члена объединения, на развитие и формирование таких нравственных качеств как патриотизм, стремление вести здоровый образ жизни, чувство ответственности, взаимопомощь, взаимовыручка, коллективизм, любознательность, целеустремленность, уважительное отношение к людям разных профессий, толерантность, нравственно-этические нормы. В программе большое внимание уделяется общефизическому развитию обучающихся. С целью поддержания интереса детей в программе важная роль отводится игровым технологиям.
Основные отличительные особенности образовательной программы:
модульное построение программы позволяет обучающимся выбрать уровень освоения программы, определить перспективы дальнейших занятий по данной программе, по одному из видов туризма, краеведения или спортивному ориентированию;
комплексность программы - содержание каждого модуля примерной образовательной программы состоит из образовательных блоков:
туризм;
ориентирование;
краеведение;
основы гигиены, первая помощь;
общая и специальная физическая подготовка;
инструкторская подготовка;
примерная образовательная программа практико-ориентированная, даёт представление обучающимся о специфике туризма и краеведения, использовании приобретаемых навыков в будущих профессиях.
Педагогические принципы жизнедеятельности туристско-краеведческого объединения:
обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость, предоставления каждому равных возможностей в выполнении различных должностей в туристской группе (командир группы, завхоз, штурман, краевед, фотограф и т.д.).
Основные формы организации образовательного процесса: занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается подготовка к занятиям с младшими школьниками.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий.
Практические занятия проводятся в помещении (в классе, спортзале), на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке, в лесу), в 1-2 дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий. В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Приведенный в программе перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединениях детей.
После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
Методы обучения юных туристов-краеведов: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод, которые последовательно предполагают повышение степени активности и самостоятельности в деятельности обучаемых.
Принципы, на основе которых строится реализация образовательной программы:
принцип связи обучения с практикой, выражающийся в стимулировании обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывал окружающую действительность;
принципы доступности и наглядности, как наиболее действенные в эффективности и качественности обучения членов объединения;
принцип дифференциации и индивидуализации - создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей обучающихся, и реализации их личных образовательных маршрутов;
принцип сознательности и активности учащихся в обучении - один из главных принципов в деятельности объединения. Он позволяет научить юных туристов осознавать цели обучения, планировать и организовывать свою работу. При этом обучающиеся проявляют повышенный интерес к знаниям, ставят проблемы, определяют пути их решения, учатся достигать поставленных целей.
принцип диагностической направленности - процессуальный контроль «продвижения» к намеченной цели и достижения её; оценка и коррекция педагогом дополнительного образования собственных педагогических действий;
Данная программа включает работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной, практической и творческой деятельности ребенка; предусматривает организацию практических отчетов коллективов, проведение открытых занятий; является гибкой и допускает внесение изменений; создает условия для социальной адаптации, творческой самореализации личности, ее интеграции в современную социальную среду; обеспечивает качество образования, при котором развитие детей адекватно современному уровню дополнительного образования.
Актуальность
Программа составлялась с учётом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Учитывался также уровень обученности воспитанников в рамках общеобразовательной программы, их физическая подготовка, жизненный опыт, отношение их к окружающему миру, социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области. Кроме этого, программа соответствует следующим действующим нормативным актам и государственным программным документам: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р). План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Обучение по программе интегрировано со школьным курсом, опираясь на знания, полученные в школе, расширяет и дополняет изучаемые предметы: основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, географию, трудовое обучение, информатика. Необходимость практического применения знаний, умений и навыков усиливает интерес учащихся к углубленному изучению данных предметов.
Программа постоянно уточняется и дорабатывается с учетом появления новых форм образовательной деятельности, новых конкурсов и соревнований, нового опыта, накапливаемого в процессе реализации программы, или предъявляемого специальной литературой. Так содержание многих занятий по подготовке к соревнованиям по спортивному туризму, программы которых постоянно обновляются (с целью соответствия уровню российских соревнований), тоже обновляется непосредственно перед самим занятием.
Для разработки маршрутов используется информация, размещенная в сети Интернет. Так же используются компьютерные программы для расчета продуктовой раскладки и для подготовки и составления отчетов о совершенных походах, что требует совершенно по иному строить занятия, подчас, перенимая опыт воспитанников. Заложенное в программе освоение нового оборудования и туристского снаряжения, появляющегося в связи с развитием технического прогресса (газовые горелки, новые ткани и многое др.), повышает возможности и увеличивает выбор туристских маршрутов.
Педагогическую целесообразность программы заключается в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности.
Если говорить об основной идее, концепции программы, то она достаточно проста и строится из трех взаимосвязанных линий. Первое и основное - идея гносеологической спирали (спирали познания) Остапца-Свешникова, т.е. развитие от близкого к дальнему, от простого к сложному. Конечная цель каждого года обучения - летний зачетный поход. С каждым годом сложность походов возрастает, соответственно с каждым годом углубляются и расширяются знания учащихся по тем или иным вопросам. Т.е. все планирование в течение года привязано к конечной цели - дать то, что понадобится в зачетном походе.
Для возможности реализации такого «наслоения» материала все разделы программы разделены на профильные модули, а каждый модуль - на тематические блоки. У педагога есть возможность строить планирование на несколько лет вперед, добавляя в программу каждого года все новые и новые разделы программы, закрепляющие и обобщающие ранее изученный материал. Модульность программы - это вторая идея, на которой построена данная программа. Деление на модули позволяет также более четко отслеживать межпредметные связи при разработке планирования, привязывать изучение различных блоков программы к конкретным разделам школьных предметов.
Но постепенное изложение материала, также, создает простор для творческого поиска учащихся, т.е. активизирует познавательную деятельность учащихся. Они пытаются самостоятельно искать пути решения различных проблем, восполняя пробелы за счет учебно-популярной туристской, краеведческой литературы. Для поддержания этой творческой активности мною был использован так называемый метод проектов. По завершении очередного «витка спирали», детям предлагается зачетная курсовая работа по самостоятельной разработке маршрута. Здесь от них требуется применить все ранее полученные знания и навыки на практике, а также реализовать свою познавательную активность, изучая район будущего похода. И с каждым «витком спирали» сложность заданий, как и походов, увеличивается. Третья идея - применение инновационного метода проектов при итоговой оценке знаний, умений и навыков - позволяет в полном объеме реализовать познавательную активность учащихся, а использование дифференцированных заданий (маршруты сложнее, проще) дает возможность самовыражения и реализации своих идей даже отстающим. Ведь, зачастую, в туризм идут дети с проблемами в общении, из неблагополучных семей и т.п. И здесь нужно не отсеивать по успеваемости («У тебя двойки, а мне двоечники не нужны»), а воспитывать познавательный интерес, желание учиться, узнавать новое. Сложность зачетных заданий можно варьировать, добавляя или исключая из них различные блоки программы.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико-ориентированную наставническую (педагогическую) деятельность в области туризма и краеведения.
Задачи:
Обучающие:
сформировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время походов, экспедиций;
научить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности;
способствовать повышению общего уровня информационной культуры;
привить умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе.
Развивающие:
развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности;
развивать творческие способности обучающихся,
содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Воспитывающие:
содействовать созданию коллектива единомышленников;
воспитывать самостоятельность, ответственность;
формировать потребность бережного отношения к природе;
способствовать формированию физической культуры и здорового образа жизни
Возраст детей, психолого-возрастные особенности обучающихся.
В объединении «Меридиан» обучаются дети в возрасте от 11 до 16 лет. Прием в объединение осуществляется на добровольной основе. Группа может объединять обучающихся разного возраста (с разницей в 2-3 года). Заниматься по программе могут как девочки, так и мальчики. Требований к социальному статусу, уровню материального достатка и уровню начальной физической или предметной подготовки не предъявляется.
В связи с тем, что практическая часть обучения связана со значительными физическими нагрузками, каждый обучающийся должен иметь допуск врача.
Анализ состава объединения «Меридиан» показал, что по программе обучаются не только физически развитые и социально благополучные дети, проявляющие интерес к туризму, экологии, спорту или географии. Интерес к программе проявляют также дети «группы риска», дети с проблемами в мотивационной, когнитивной и личностной сферах, дети, имеющие признаки социальной дезадаптации.
Хронологический возраст от 11 до 16 лет относится к подростковому, определяемому в психологии как кризисный. Ведущий вид деятельности в данный онтогенетический период – общение.
Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному (младший подростковый возраст) и пубертатному (старший подростковый возраст) периодам, то есть этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития, оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность).
Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Взрослые часто оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Кроме того, внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
Кризис 12 - 13 лет направлен на освоение пространства человеческих взаимоотношений. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. Осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании, и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть как дворовая компания, так и объединение единомышленников, увлеченных общим делом. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим, происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму.
Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). "Я буду КАК взрослый"— копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Часто это почти всегда будут не родители, а другой значимый взрослый. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.
Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей карьеры.
Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
Неустойчивость может смениться апатией,
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Развязность в поведении сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение «Я-концепции», определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, так и делающие его уникальным и неповторимым. Новообразования определяют ведущие потребности подростков – самоутверждение, общение со сверстниками, потребность занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества». Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, часто несистематизированных. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы.
На рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста (16-17 лет) перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к формированию той жизненной позиции, с которой бывший школьник начинает свою самостоятельную взрослую жизнь. Обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности превращаются в центральные.
В юношеском возрасте завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.
В этот период развития происходит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. В этот возрастной период в общем развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни.
Основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на создание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, становления и развития у них субъекта волевого действия.
Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся (подростков и младших юношей), развивает его на материале, затрагивающем глубинные интересы ребят: взросление, самооценка, социальные отношения, систематизация знаний, самоутверждение, профессиональное самоопределение, построение «Я – концепции».
Программа детского объединения предусматривает приобретение обучающимися основных знаний о своем крае, технике и тактике различных видов туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и экологических исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности. А так же необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию.
Программа «Меридиан» разработана на четыре года. При апробации данной программы результаты работы показали, что данное направление интересно обучающимся. Программа востребована, проведенный соцопрос детей и их родителей выявил, что большинство из них хотят участвовать в походах, соревнованиях, экспедициях, направленных на изучение родного края, проводить мероприятия, направленные на решение экологических проблем, закалять себя физически.
Организационный компонент программы
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения
1 год – 240 часов,
2, 3, 4 год – 240 часов,
Всего – 960 часов.
Формы обучения - очная
Формы организации деятельности – групповая, всем составом, при необходимости, индивидуальная.
Режим занятий
1 год обучения – 3 занятия в неделю по 2 часа
2,3,4 года обучения – 3 занятия в неделю по 2 часа
Между занятиями предполагается 10- минутный перерыв.
Предлагаемая программа имеет блочно-модульную структуру, позволяющую составлять наиболее удобное планирование в соответствии с нагрузкой педагога, профилем его кружка и личным опытом, а также опираясь на принцип постепенного изложения материала от простого к сложному.
Программа «Меридиан» состоит из трех основных профильных модулей:
- ознакомительного (1-й год обучения).
- базовый (2-й год обучения) и
- углубленного (3-4 годы обучения),
которые можно осваивать как целостно в заявленной последовательности, так и автономно по программе каждого модуля.
Ознакомительный модуль – первый год обучения. Дети принимаются без специального отбора (при наличии медицинского допуска). Продолжительность обучения 1 год. Возраст обучающихся 5-6 класс.
Режим занятий - 6 часов в неделю. Освоение этого модуля позволит обучающимся овладеть основами организации туристского быта, техники туризма и ориентирования, основами краеведения.
Базовый модуль - второй год обучения. Продолжительность обучения 1 год. Возраст обучающихся - 6-7 класс. Режим занятий - 6 часов в неделю.
На этом этапе обучающиеся приобретают те необходимые знания, умения и навыки, которые позволят им участвовать в многодневных походах, краеведческих экспедициях, а также впоследствии позволят им обучать младших школьников, оказывать консультативную помощь одноклассникам, быть помощником педагога дополнительного образования. На этом этапе обучения происходит переход на самостоятельную деятельность обучающихся в выполнении туристских должностей и начинается инструкторская подготовка.
Углубленный модуль - третий и четвертый год обучения. Продолжительность обучения 2 года. Однако, обучающие, желающие продолжить занятия в объединении могут работать и более 2-х лет, по индивидуальным планам, оказывая помощь педагогу дополнительного образования в обучении младших школьников или руководя каким-либо краеведческим исследовательским проектом. Возраст обучающихся - 8-10 классы. Режим занятий - 6 часов в неделю. Решение задач, определенных на этот период, позволит обучающимся приобрести необходимые знания, опыт в обучении младших школьников и поведения в различных экстремальных ситуациях в природной среде, часто возникающих во время проведения походов. Подготовка к занятиям неизбежно приведёт обучающихся к необходимости постоянного поиска новых знаний, к процессу самообразования, самосовершенствования. Наиболее успешные обучающиеся после освоения данной программы перейдут на обучение по индивидуальной программе «Юный инструктор туризма» и попробуют себя в социальной роли педагога, наставника.
Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у обучающихся в области:
ценностно-смысловых компетенций:
- умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность (траекторию) с учетом общих требований и норм;
учебно-познавательных компетенций:
- умение ставить цель и организовывать процесс её достижения;
- уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- владеть техникой и тактикой пешеходного туризма;
- владеть навыками ориентирования на местности;
- умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
социокультурных компетенций:
- уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в семье, в классе, туристском объединении;
- владеть культурными нормами и традициями родного края, России;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
коммуникативных компетенций:
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
информационных компетенций:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;
- самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать, сохранять и передавать её; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
природоведческих и здоровьесберегающих компетенций:
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;
- иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в походах и на соревнованиях.
Условия реализации образовательной программы.
Организация учебно-тренировочного процесса по программе предусматривается в течение учебного года (40 недель). Педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы. Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил.
Особое внимание необходимо уделять обеспечению безопасности и предупреждению травматизма при изучении материала каждого тонового цикла-модуля, при проведении каждого занятия, тренировки, старта.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) района; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.
Программа объединения рассчитана на учащихся 5-10 классов и предусматривают приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении.
Педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации программы:
обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение свою: способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения - 15 человек, второго года - не менее 10 человек, в последующие годы - не менее 8 человек. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.
Условиями реализации программы являются: наличие учебного кабинета, полигона по спортивному ориентированию и туризму, необходимого туристского снаряжения и инвентаря для организации занятий по туризму, спортивному ориентированию, технических средств; обеспечение наполняемости группы в соответствии с программой.
Критерии оценки результативности программы:
жизненная позиция и уровень активности участия обучающихся в жизнедеятельности объединения;
сохранность контингента;
уровень знаний, умений и навыков туристической деятельности;
уровень достижений в соревнованиях;
владение способами самостоятельного приобретения необходимых знаний из различных источников информации, включая Интернет-ресурсы;
уровень мотивации обучающихся к участию в походах, соревнованиях;
интерес обучающихся к участию в деятельности объединения;
профессиональное самоопределение обучающихся по туристско-краеведческому, педагогическому направлениям деятельности.
уровень физической подготовки
Оценка и контроль результатов
В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений и навыков, эффективности обучения проводятся три вида контроля: входной контроль - в начале учебного года; промежуточный контроль - в течение учебного года; промежуточная аттестация - в конце учебного года.
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
- сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 30%);
- постоянный рост спортивно-технического мастерства (участие в походах, от 1- дневных до 3-дневных);
- рост уровня спортивных достижений команды (выступление на соревнованиях, слетах);
- привлечение старших воспитанников к судейству на окружных соревнованиях;
- сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы;
- продолжение обучения выпускников в средних специальных и высших учебных заведениях;
- получение обучающимися удостоверений об освоении дополнительной общеобразовательной программы (не менее 50% обучающихся)
Методы определения результатов деятельности по программе применяются самые различные: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (соревнованиях, слётах, семинарах), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях, индивидуальные беседы, оформление индивидуальных портфолио, творческие работы, наблюдение за выполнением обязанностей в системе самоуправления.
Уровень теоретической подготовки определяется через зачетные теоретические занятия по разделам программы в форме: контрольно-тренировочных тестов и заданий, анкетирования и опроса.
Уровень практической подготовки определяется с помощью контрольно-практических заданий, сдачи спортивных нормативов, во время зачетных учебно-тренировочных занятий и сборов, работы обучающихся в качестве младших инструкторов, помощников руководителей,
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
продуктивные формы: туристические слёты, соревнования по велотуризму, технике пешеходного туризма, по контрольно-туристическому маршруту, по спортивному ориентированию, учебно-исследовательские конференции;
документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: дневники достижений обучающихся, портфолио обучающихся, листы учёта общей физической подготовки, аналитические отчёты педагога за 4 года, удостоверения об освоении дополнительной образовательной программы (выдаются в соответствии с Положением СП Центр детского творчества о выдаче документов об освоении дополнительной общеобразовательной программы).
учебно-тематический план ознакомительного модуля
1 год обучения
|