Скачать 0.71 Mb.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественного направления «Рукодельница» объединения декоративно-прикладного творчества Срок реализации 3 года Возраст детей 7-17 лет Автор-составитель: Гросс Елена Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Ишим 2017 г. Оглавление
Пояснительная записка «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин Настоящая программа носит художественную направленность и ориентирована на приобщение детей к народному декоративному искусству (вязанию крючком; вышиванию крестом, лентами; изонити; декупажу). Одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию и художественным традициям, в том числе и к области декоративно-прикладного искусства. Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, развитию творческих способностей детей, приобщает к миру прекрасного. Особенность России – разнообразие видов народного декоративного искусства. Исходя из практической деятельности, программа составлена в соответствии с интересами и потребностями общества, уделяется внимание современным видам декоративно-прикладного искусства (хенд мейда). Вязание крючком – это старинное рукоделие. На протяжении веков оно развивалось, совершенствовалось и постепенно превратилось в настоящее искусство. Новый подъём интереса к вязанию наблюдается в настоящее время. Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX в. Постепенно искусство вышивания развивалось и распространялось. Пройдя через века, оно дошло до наших дней. Вышивание лентами. С давних времён ленты использовались в декоративных целях. Впервые они появились в Древнем Египте, люди украшали с их помощью одежду самыми различными способами. Применение лент существенно менялось с течением времени, интерес к ним то возникал, то угасал. В конце XX в. интерес к лентам и изделиям из них проявился вновь теперь в связи с домашним декором. Вышивание лентами стало модным видом рукоделия. Ниткография, или изонить – это техника создания картин из ниток на твёрдой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т. п.). Её также называют вышивкой по картону. В настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Декупаж на протяжении многих веков занимает почётное место среди самых распространённых видов рукоделия. «Декупаж» – в переводе на русский означает «вырезание». При работе в этой технике вырезают рисунок, напечатанный на бумаге, и наклеивают на поверхность декорируемого изделия. Реализация программы позволит приобщить детей к таким традиционным народным ремёслам как вышивание крестом и лентами, вязание крючком, изонить, декупаж, что окажет благоприятное воздействие на обогащение мировосприятия, формирование их нравственной сферы и развитие эстетических чувств. Новизна представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного искусства. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их, что позволяет детям создавать индивидуальные авторские творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции, а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Цель: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в области декоративно-прикладного искусства в процессе обучения. Задачи: 1. Обучающие:
2.Развивающие:
3.Воспитательные:
Отличительные особенности программы:
По данной программе обучающиеся могут заниматься на протяжении нескольких лет, так как материал курса включает в себя основополагающие темы, к которым можно возвращаться на последующих этапах учебного процесса, привлекая всё более сложный и обширный материал. Тематика программы функциональна, она может изменяться и дополняться с учётом пожеланий обучающихся в рамках определенных программных разделов. Составитель программы может варьировать последовательность изучения тех или иных тем. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей рисования, математики. Программа тесно связана с общеобразовательными программами по технологии, изобразительному искусству и МХК, она углубляет и расширяет знания по этим предметам. В программе предусмотрен ознакомительный модуль на 12 ч. Краткое содержание программы Принцип построения программы: «от простого — к сложному». В ходе усвоения обучающимися содержания программы учитывается их стартовые возможности, темп развития умений и навыков, уровень самостоятельности, поэтому программа предполагает разноуровневое обучение:
При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности детей. Психолого-педагогическая характеристика. Период 8-10 лет. Основная ведущая деятельность – учение, приобретение новых знаний, навыков, умений, накопление систематических знаний. Дети отличаются остротой и свежестью восприятия. Восприятие на этом уровне психологического развития, связанно с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет – значит что-то делать, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия. Характерная особенность – это ярко-выраженная эмоциональность восприятия. Период 11- 13 лет. Данный возрастной этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, познавательной активности обучающихся. От того, как пройдет начальный этап обучения, во многом зависит и успешность перехода подростков к качественной учебной деятельности. Ведущим видом деятельности этого возраста является общение с педагогами, с другими людьми, но прежде всего со сверстниками. Поэтому ребенок приходит на занятия, в первую очередь, за общением. Период 14- 15 лет. Для этого возраста часто характерным является определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Это период взросления. Важность этого периода определяется тем, что в это время закладываются основы и намечаются общие направления моральной и социальной установки личности. Происходит самоопределение, самоутверждение. Значительное время нужно выделить общению, обмену информацией. Учить воспринимать себя и других. 1 год обучения Обучающиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного творчества, с историей вязания крючком, вышивания крестом и лентами; с инструментами, приспособлениями и материалами. Приобретают практические навыки вязания крючком, вышивания крестом и лентами. 2 год обучения Обучающиеся выполняют аппликации из природного материала и обереги. Совершенствуют практические навыки вязания крючком. Знакомятся, с техникой изонити и декупажа, историей, инструментами, приспособлениями и материалами. Приобретают практические навыки. 3 год обучения Обучающиеся знакомятся с техникой «весёлые моталки» и плетение из бисера и проволоки. Совершенствуют практические навыки вязания крючком, вышивания лентами, изонити, декупажа, выполняются работы в смешанных техниках. Срок реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения, возраст обучающиеся – с 7 до17 лет. Состав учебных групп – переменный, набор детей – свободный. Количество обучающихся в группах от 8 до 12 человек.
Матрица разноуровневого обучения Выбор уровня сложности Стартовый уровень выполнение за педогом Базовый уровень работа по образцам и схемам Продвинутый уровень самостоятельная творческая работа Выявление стартовых возможностей (прогностическая диагностика) Итоговая диагностика Сформированности ЗУН и личностных качеств обучающихся Стимулирование Текущая диагностика Выявление уровня ЗУН и личностных качеств обучающихся Итоговое стимулирование Уровни обучения определяются на основе диагностики стартовых возможностей обучающихся (Приложение 1). Темы для всех уровней едины. Дидактический материал делится по степени сложности и самостоятельности выполнения, что даёт возможность дифференцирования заданий и позволяет задать каждому обучающемуся тот темп обучения, который обусловлен его индивидуальными особенностями. Стимулирование обучающихся. На основе анализа выполненных работ, изделий (Приложение 2), проводится награждение обучающихся медалями.
В конце учебного года по результатам итоговой диагностики (Приложение 3), проводится награждение обучающихся грамотами. Этапы педагогической диагностики: Прогностическая (начальная) диагностика: проводится на начальном этапе формирования объединения (Приложение 1). Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале обучения. Задачи:
Методы проведения:
Текущая (промежуточная) диагностика: проводится в конце изучения каждого раздела (Приложение 2). Цель – отслеживание динамики освоения содержания раздела и личностных качеств обучающихся. Задачи:
Методы проведения:
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (Приложение 3). Цель: подведение итогов освоения образовательной программы, учет изменений качеств личности каждого обучающегося. Задачи:
Методы проведения итоговой диагностики:
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь (стартовый уровень):
Учащиеся должны уметь (базовый уровень):
Учащиеся должны уметь (продвинутый уровень):
Внешний (количественный) результат деятельности – выполнение и изготовление творческих работ, участие в конкурсах и выставках. Внутренний (качественный) результат деятельности – это развитие устойчивых личностных качеств обучающихся:
Формы подведения итогов реализации программы.
При составлении образовательной программы за основу были взяты: Энциклопедия популярного рукоделия; Ляхова К.А. Вязание крючком; Кингдом К. Волшебные ленты; Бурундукова Л. Волшебная изонить; Ерёменко Т.И. Иголка–волшебница. Учебно-тематический план ознакомительного модуля
Содержание ознакомительного модуля |
Учебно-тематический план 8 1 Учебно-тематический план первого года для возраста 10-12 лет 8 Особенно востребованными сейчас стали профессии инженерно-технической направленности. Процессы обучения и воспитания не сами по себе... |
Календарно тематический план 1 года обучения календарно тематический... Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление.... |
||
Учебно-тематический план Пояснительная записка |
Учебно-тематический план 1-го года обучения № |
||
Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу... Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу «Строительство и качество устройства железнодорожных и трамвайных... |
Учебный план полного курса обучения учебно-тематический план первого года обучения Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы |
||
Микробиология, вирусология микробиология полости рта Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий» |
Программа «Экспериментальное конструирование» Учебно-тематический план 1-го года обучения стр |
||
Учебно-тематический план «Электромонтер по обслуживанию подстанций» Цель: подготовка вновь |
Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Содержание программы 7 Учебно-тематический план 9 Новые фгос требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью... |
||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... |
Тематический план для учащихся 5 6 класса на 2017/ 2018 учебный год... Тематический план составлен на основе программ: Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина «Группа продленного дня. 4 – 5 классы» |
||
Пояснительная записка Учебно-тематический план 1-го года обучения Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
Учебно-тематический план 1-4 класс. № Раздел программы Вводный и первичный инструктаж по охране труда. Инструкция №1-С, 2-с, 8-с. Беговые упражнения |
||
Пояснительная записка 3 Учебно-тематический план 5 Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10 |
Тематический план профессионального модуля пм 04. «Выполнение работ... Мдк технология сборки, монтажа, эксплуатации и ремонта санитарно-технического оборудования и систем водоснабжения, водоотведения... |
Поиск |