Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия»

Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия»


Скачать 188.55 Kb.
Название Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия»
Тип Методические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра факультетской терапии
УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

профессор _______Г.Х. Мирсаева

31 августа 2018 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «ИБС. Инфаркт миокарда»
Методические указания для обучающихся
(для практических занятий)
Дисциплина «Факультетская терапия»

Специальность «Лечебное дело» код 31.05.01

Курс 4

Семестр VII


Уфа

2018

Тема: «ИБС. Инфаркт миокарда»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Факультетская терапия», утвержденной 10 июля 2017г.
Рецензенты:

1. Зав. кафедрой госпитальной терапии №1, д.м.н., профессор Э.Г. Муталова

2. Зав. кафедрой поликлинической терапии с курсом ИДПО, д.м.н., профессор

Л.В. Волевач
Автор: доц. Максютова Л.Ф.

Утверждено на заседании № 1 кафедры факультетской терапии

от 31 августа 2018 г.

1. Тема и ее актуальность. ИБС. Инфаркт миокарда (ИМ) - острое заболевание, обусловленное возникновением одного или нескольких очагов ишемического некроза в сердечной мышце в связи с абсолютной или относительной недостаточностью коронарного кровотока.

По данным крупных популяционных исследований в течение 1 месяца от начала заболевания летальность среди больных инфарктом миокарда остается высокой. Значительная распространенность ИМ, тяжелые осложнения, приводящие к стойкой потере трудоспособности и высокая летальность определяют актуальность темы.

2. Учебные цели: изучение этиологии, патогенеза, клиники, классификации, современных методов диагностики, лечения и профилактики ИБС, ИМ, овладение практическими умениями и навыками диагностики, лечения и профилактики.

Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен знать

  • анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы;

  • современную этиологию и патогенез ИМ;

  • классификацию ИМ;

  • клинику ИМ при типичном ангинозном и атипичных вариантах болезни (астматический, гастралгический, аритмический, церебральный, с атипической локализацией боли, бессимптомный);

  • ЭКГ признаки ИМ в зависимости от глубины и распространенности поражения сердечной мышцы (крупноочаговый, трансмуральный, мелкоочаговый), от локализации (передний, заднедиафрагмальный, межжелудочковой перегородки), от стадии процесса (острая, подострая, рубцевания);

  • показатели дополнительных методов исследования: биохимические маркеры некроза сердечной мышцы в сыворотке крови, УЗИ сердца и сосудов, ангиография и коронароангиография;

  • осложнения ИМ в остром, подостром периодах, стадии рубцевания;

  • принципы лечения, реанимационные мероприятия и неотложную помощь в остром периоде;

  • методы реабилитации больных;

  • санаторно-курортное лечение, ЛФК;

  • прогноз;

  • критерии временной нетрудоспособности.

Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен

уметь:

  • определить факторы риска и патогенетические звенья ИМ;

  • выявить клинические признаки и варианты ИМ;

  • назначить лабораторные и электрокардиографические методы исследования, интерпретировать их результаты;

  • распознать ИМ на ЭКГ;

  • сформулировать клинический диагноз;

  • своевременно распознать осложнения ИМ в остром, подостром и постинфарктном периодах;

  • назначить адекватное лечение в остром периоде;

а) купирование болевого синдрома;

б) антикоагулянтная и фибринолитическая терапия;

в) профилактика и купирование нарушений ритма сердца;

г) лечение осложнений (кардиогенный шок, отек легких, тромбоэмболические осложнения и др.)

  • оказать неотложную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах при ангинозном статусе, внезапной смерти, кардиогенном шоке, острой сердечной недостаточности;

  • назначить адекватную терапию в подостром и постинфарктном периодах;

  • провести экспертизу трудоспособности больного:

  • назначить соответствующие методы реабилитации больных, перенесших ИМ;

  • определить показания и противопоказания для санаторно-реабилитационного лечения;

  • определить меры профилактики.

Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен

владеть:

  • методами общеклинического обследования больных ИБС, ИМ;

  • интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики ИБС, ИМ;

  • алгоритмом развернутого клинического диагноза по современной классификации;

  • основными врачебными лечебными мероприятиями при ИМ;

  • алгоритмом диагностики и профилактики осложнений острого ИМ.

  1. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

    1. Вопросы для самоподготовки:

Вопросы для самоподготовки

Письменные задания

1. Этиология и патогенез ИМ.

1. Нарисовать схему патогенеза инфаркта миокарда.

2. Классификация.

2. Написать классификацию ИМ по распространенности, локализации, характеру течения, периодам.

3. Клиническая картина.

3. Перечислить типичную и атипичную формы начала болезни.

4. Осложнения.

4. Назвать осложнения ИМ, возникающие в остром, подостром и постинфарктном периодах.

5. Лабораторные и инструментальные методы диагностики.

5. Нарисовать ЭКГ при крупноочаговом (ИМ с зубцом Q) и мелкоочаговом (ИМ без зубца Q) ИМ.

6. Перечислить проявления резорбционно-некротического синдрома при ИМ.

6. Дифференциальный диагноз.

7. Составить таблицу дифференциальной диагностики ИМ с другими формами ИБС (стенокардией, кардиосклерозом).

7. Лечение.

8. Написать мероприятия неотложной терапии ИМ:

а) купирование болевого синдрома;

б) антикоагулянтная и тромболитическая терапия;

в) купирование различных нарушений ритма сердца;

г) лечение кардиогенного шока;

д) лечение отека легких;

е) реанимационные – при внезапной смерти.

8. Реабилитация. Санаторно-курортное лечение. ЛФК.


9. Назвать показания для санаторно-курортного лечения. Перечислить курорты.




10. Написать в виде рецептов препараты для лечения ИМ: морфин, промедол, нитроглицерин, перлинганит, изосорбид динитрат (изокет, кардикет, нитросорбид), изосорбид – 5 мононитрат (моночинкве, эфокс, оликард), лидокаин, амиодарон, допамин, стрептокиназа, пуролаза, тенектеплаза, альтелаза, гепарин, фраксипарин, аспирин, клопидогрел, метопролол, бисопролол, панангин и др.



  1. Вид занятия: практическое занятие.

  2. Продолжительность занятия: 8 часов

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи);

6.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка, мультимедийный проектор)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. (5 тестов 1 типа)
Тесты I типа (выберите один наиболее правильный ответ).

У больного 56 лет через 1 час после окончания приступа загрудинных болей (выраженных и продолжительных) на ЭКГ выявлены глубокие отрицательные зубцы Т в отведениях V1-V3. О какой патологии можно думать?

1. Мелкоочаговый инфаркт миокарда.

2. Затянувшийся приступ стенокардии.

3. Острая ишемическая дистрофия миокарда.

4. Крупноочаговый инфаркт миокарда

Эталон ответа: 1

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Современная концепция этиологии и патологии ИМ, современные классификации, клинические особенности различных вариантов ИМ, современные методы диагностики и лечения.

Дополнительный учебный материал:

Классификация инфаркта миокарда


По величине некроза:

  • ИМ с зубцом Q (трансмуральный, крупноочаговый);

  • ИМ без зубца Q (мелкоочаговый и субэндокардиальный).

По течению:

  • первичный ИМ – при отсутствии анамнестических и инструментальных признаков перенесенного в прошлом ИМ;

  • рецидивирующий ИМ – при возникновении новых участков некроза в сроки от 72 часов до 4 недель после развития ИМ (появление новых очагов некроза в первые 72 часа ИМ – не рецидив, а расширение зоны ИМ);

  • повторный ИМ – не связанный с первичным некрозом миокарда и развивающийся в бассейне других коронарных артерий в сроки, превышающие 4 недели от начала предыдущего ИМ

  • ИМ с затяжным течением (с длительным периодом болевых приступов, замедленными процессами репарации).

По локализации:

  • ИМ передней стенки левого желудочка (переднеперегородочный, передневерхушечный, переднебоковой, высокий передний, распространенный передний).

  • ИМ задней стенки левого желудочка (заднедиафрагмальный или нижний, заднебазальный, распространенный задний).

  • ИМ правого желудочка (очень редко).

По периодам:

  • острейший – от 30 минут до 2 часов от начала ИМ;

  • острый – до 10 дней от начала ИМ;

  • подострый – с 10 дня ИМ до конца 4 – 8 недели;

  • постинфарктный – после 4 – 8 недели ИМ до 2 – 6 месяцев (увеличение плотности рубца, адаптация миокарда к новым условиям функционирования сердечно-сосудистой системы).

Клинические варианты начала ИМ:

Типичный:

  • болевой (ангинозный) (status anginosus).

Атипичные:

  • астматический (status asthmaticus);

  • абдоминальный (гастралгический) (status abdominalis);

  • аритмический;

  • цереброваскулярный;

  • бессимптомный (малосимптомный);

  • с атипичной локализацией боли.

Осложнения ИМ:

К числу наиболее распространенных осложнений ИМ относятся:

  • острая левожелудочковая недостаточность (отек легких);

  • кардиогенный шок;

  • желудочковые и наджелудочковые нарушения ритма сердца;

  • нарушения проводимости (АВ-блокада, блокада ножек пучка Гиса);

  • аневризма левого желудочка;

  • разрывы миокарда, тампонада сердца;

  • синдром Дресслера;

  • тромбоэмболии.


КЛАССИФИКАЦИЯ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПРИ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА

(Кillip, 1969)


Классы

Клинические проявления


I

Отсутствие влажных хрипов в легких и ритма галопа. Летальность составляет до 10%.

II

Застойные влажные хрипы на площади менее 50% легоч­ных полей и /или патологический III тон (ритм галопа) Летальность – до 30 %.


III

Влажные хрипы на площади более 50% легочных полей (отек легких) в сочетании с ритмом галопа. Летальность – до 40%.


IV

Кардиогенный шок. Летальность при тяжелом шоке до­стигает 80 – 100%.



КРИТЕРИИ КАРДИОГЕННОГО ШОКА

1. Снижение систолического АД ниже 90 – 80 мм рт.ст. в течение 30 минут и более.

2. Снижение пульсового АД ниже 30 – 20 мм рт. ст.

3. Сердечный индекс менее 1,8 – 2 л/мин./м2

4. Признаки резкого ухудшения перфузии органов и тканей:

-отек легких (интерстициальный или альвеолярный)

-олигоурия и анурия (диурез меньше 30 мл/час)

-нитевидный пульс на лучевых артериях

-нарушение сознания (от адинамии до комы)

-бледно-цианотичная, «мраморная» кожа, липкий профузный пот.

-похолодание конечностей

-спавшиеся вены.
СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ КАРДИОГЕННОГО ШОКА:

I степень – систолическое АД на уровне 90 – 81 мм рт. ст., пульсовое АД – 30– 25 мм рт.ст.; реакция на вазопрессоры проявляется через 30 – 60 мин., быстрая, устойчивая; признаки сердечной недостаточности выражены слабо, ЧСС – 100– 110 в 1 мин.; диурез снижен до 30– 20 мл/час, продолжительность шока не более 3– 5 часов.

II степень – систолическое АД на уровне 80– 61 мм рт. ст., пульсовое АД – 20– 15 мм рт. ст.; реакция на вазопрессоры замедленная и неустойчивая; выраженные застойные явления в легких, ЧСС – 110– 120 в 1 мин.; диурез менее 20 мл/мин; продолжительность шока 5 – 10 часов.

III степень – систолическое АД падает ниже 60 мм рт. ст., пульсовое АД – ниже 15 мм рт.ст.; реакция на вазопрессоры кратковременная или отсутствует; отек легких; анурия; шок длится более 10 часов.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Методы физикального обследования больного ИБС по органам и системам (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Интерпретация типичных общего, биохимического и серологического анализов крови, ЭКГ, холлтеровского мониторирования ЭКГ, рентгенограммы органов грудной клетки, ЭхоКГ, допплеровского исследования сосудов, КАГ.
7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: курация тематических больных, посещение с больными лечебных и диагностических кабинетов, анализ результатов дополнительных исследований, оформление истории болезни больного; работа с обучающими компьютерными программами, учебным аудиоматериалом, мультимедийным атласом, просмотр учебного видеофильма.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Разбор проведенной курации больных, выполненных диагностических исследований и лечебных манипуляций. Демонстрация полученных практических навыков по обследованию и лечению больных. Разбор вопросов лечения курируемых больных ИБС, нестабильной стенокардией, ОКС.
Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи.

Тесты II типа (для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквой, один и тот же ответ может быть использован один раз, два раза или не использован ни разу):

Определите клинические признаки, характерные для различных вариантов ИМ:

  1. ИМ начинается с обморока или преходящего нарушения мозгового кровообращения. Боли за грудиной появляются позже или отсутствуют.

  2. ИМ начинается с различных нарушений ритма - частой экстрасистолии, приступов мерцательной тахиаритмии, болевой синдром выражен незначительно.

  3. Заболевание протекает по типу сердечной астмы или отёка лёгких. Чаще встречается у больных пожилого и старческого возраста. Болей в сердце может не быть.

  4. Начало заболевания связано с болями в верхней части живота, тошнотой, рвотой, метеоризмом. Выражено напряжение брюшной стенки, болезненность её. Боли за грудиной возможны.

  5. Боли локализуются в правой половине грудной клетки, спине, позвоночнике. Боли за грудиной и в области сердца отсутствуют.

А. Болевой, с необычной локализацией болей.

Б. Астматический.

В. Абдоминальный

Г. Аритмический.

Д. Цереброваскулярный.



Эталон ответа: 1Д, 2Г, 3Б, 4В, 5А

Тесты Ш типа (выберите один или несколько правильных ответов):

Какие осложнения может вызвать в/в введение сердечных гликозидов (строфантина) в остром периоде инфаркта миокарда?

1. Расширение зоны некроза в связи с коронаросуживающим эффектом строфантина в первые минуты после его введения

2. Фибрилляция желудочков

3. Разрывы сердца

4. Сердечная астма. Отёк лёгких.

Эталон ответа: 1, 2, 3
Образец типовой задачи

Больной Ж. 47 лет, директор школы, доставлен кардиобригадой с жалобами на боли жгучего характера за грудиной, сопровождающиеся ощущением нехватки воздуха и сердцебиением. Состояние резко ухудшилось 40 минут назад: после сильного стресса появились загрудинные боли. Приём нитроглицерина уменьшил боли на короткое время. Через несколько минут боли вновь усилились и приняли более распространённый характер, с иррадиацией в левую руку и нижнюю челюсть. Появилась резкая слабость, потливость, «страх смерти». Была вызвана скорая помощь.

Объективно: состояние тяжёлое. Бледность кожных покровов, акроцианоз. Покрыт холодным потом. Над лёгкими – везикулярное дыхание, мелкопузырчатые влажные хрипы с обеих сторон. Тоны сердца глухие, аритмичные, ЧСС – 110 в мин.; АД – 80/50 мм рт. ст.; пульс – 110 в мин., слабого наполнения, аритмичен. Живот мягкий, печень у края рёберной дуги. Отёков нет.

Данные дополнительных исследований:

Анализ крови : Эр. – 4,8 х·1012/л, НВ – 145г/л, Л. – 13 х 109 /л, СОЭ – 6 мм/час. Миоглобин – 128 г/л.

ЭКГ: синусовая тахикардия, единичные желудочковые экстрасистолы. В I, II, AVL, V2 – V4 отв. – сегмент ST в виде монофазной кривой.

Вопросы к задаче:

1. Сформулируйте диагноз.

2. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?

3. Какие неотложные мероприятия необходимо провести больному (выпишите рецепты).

4. Что такое резорбтивно-некротический синдром и имеется ли он у больного?

5. Какие изменения ЭКГ подтверждают установленный Вами диагноз?

6. Назовите критерии кардиогенного шока и его стадии. Имеется ли он у больного?

7. Обоснуйте с позиции патогенеза болезни необходимость назначения тромболитической и антикоагулянтной терапии.

8. Какие изменения эхокардиограммы характерны для данного заболевания?

Эталоны ответов:

  1. ИБС: Острый инфаркт миокарда передне-перегородочной и верхушечной области левого желудочка, острый период.

  2. Расслаивающая аневризма аорты, стенокардия, остеохондроз, стеноз устья аорты.

  3. Анальгезия, противошоковые мероприятия, тромболитическая (в первые 6-8 часов от начала болевого притсупа), антикоагулянтная, антиагрегантная терапия, профилактика аритмий.

  4. Появление общевоспалительных изменений в ОАК, повышение содержания миоглобина, ферментов, повышение температуры тела. Повышен миоглобин.

  5. Появление монофазной кривой.

  6. 5 диагностических критериев и 3 стадии шока. Кардиогенный шок I степени.

  7. Борьба с развивающимся тромбозом коронарных артерий.

  8. Появление зон гипокинезии.




  1. Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы обучающихся, учебная лаборатория, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики, модуль практических навыков, компьютерный класс.


  1. Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме:




1.

Составить реферативное сообщение по теме: «Этиология, патогенез ИБС. Инфаркт миокарда».

2.

Составить реферативное сообщение о современных методах хирургического лечения острого ИМ.

3.

Составить реферативное сообщение о современных группах фармакологических средств для лечения острого ИМ.

4.

Составить реферат по теме: «ЭКГ-диагностика ИМ»

5.

Анализ историй болезни больных с ИБС, ИМ по материалам терапевтических отделений больницы № 5 и эффективности применения различных методов лечения.


Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):


п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8



Маколкин В.И. Внутренние болезни [Электронный ресурс]: учебник /http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970422465.html

В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко, В. А. Сулимов.

М.: Гэотар Медиа, 2012. - 768 с.

Электронный ресурс

Электронный ресурс



Внутренние болезни: учебник с компакт-диском: в 2 т: рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России для студ. мед. вузов

Под ред. Н. А. Мухина, В. С. Моисеева, А. И. Мартынова.

М. : Гэотар Медиа, 2010 - Т. 1 - 649 с., Т. 2. - 615 с


100

10



Внутренние болезни [Электронный ресурс]: учебник в 2-х томах. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414217.html

Под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова.

М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 1264 c.

Электронный ресурс

Электронный ресурс



Фомина, И. Г. Внутренние болезни [Электронный ресурс] : учебник. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225039774.html

И. Г. Фомина, В. В. Фомин [и др.]

М.: Медицина, 2008. - 720 с.

Электронный ресурс

Электронный ресурс


Дополнительная литература




п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Внутренние болезни: руководство к практическим занятиям по факультетской терапии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов обучающихся по спец. 060101.65 "Лечебное дело", рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411544.html

В. И. Подзолков, А. А. Абрамова, О. Л. Белая [и др.] ; под ред. В. И. Подзолкова.

М. : Гэотар Медиа, 2010. - 640 с. :

Электронный ресурс

Электронный ресурс

2


Болезни органов кровообращения: учеб.-метод. пособ. к практ. занятиям по дисциплине "Внутренние болезни" для студ. 4 курса, по спец. "Лечебное дело" : в 2-х ч. .


Под ред. Р. М. Фазлыевой

Изд-во БГМУ, 2008 - Ч. 1. - 2008. - 98 с.,

Ч. 2. - 114 с. -


100

15

3

Болезни органов кровообращения [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособ. к практ. занятиям по дисциплине "Внутренние болезни" для студ. 4 курса, по спец. "Лечебное дело" : в 2-х ч. / Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

Под ред. Р. М. Фазлыевой.

Изд-во БГМУ, 2008 - Ч. 1. - 2008. - 98 с.,

Ч. 2. - 114 с. -


Электронный ресурс

Электронный ресурс





Подпись автора методической разработки.

Похожие:

Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания для обучающихся (для практических занятий)...
Ежегодно регистрируется 7 – 10 новых случаев заболевания хроническим панкреатитом на 100 000 населения. Распространенность хп в структуре...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся
Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания для выполнения практических занятий по общей...
Методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий по биологии студентами средних специальных учебных...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Учреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж» методические...
Методические указания предназначены для студентов специальности 21. 02. 04 Землеустройство, обучающихся в специальных профессиональных...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине...
М 545 Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология» для студентов педиатрического...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных...
Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания к проведению практических занятий Часть 1
Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания по организации лабораторных работ и практических...
Методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических умений и навыков по мдк....
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Иностранный язык»
«Иностранный язык». Настоящие методические указания содержат темы практических занятий, цели, а также разноплановые задания, которые...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент»
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» / С. Б. Олифер, Н. В. Челохьян, А. В. Малых; Рост...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания для теоретических, лабораторно- практических...
...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10....
Методические указания по выполнению практических работ // Составитель Г. Ц. Ольшевская – Омск: бпоу оо опэк 2016. с. 62
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания для практических занятий для преподавателей...
Методические указания предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования технического...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине “Базы данных” в соответствии со стандартом...
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов...
Т. А. Захаренко, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы, кандидат технических наук, доцент
Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия» icon Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной...
Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск