Методические указания к проведению практических занятий Часть 1

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1


НазваниеМетодические указания к проведению практических занятий Часть 1
страница1/14
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Цибизова А.А., Самотруева М.А., Фельдман Б.В.


ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Методические указания

к проведению практических занятий

Часть 1

Астрахань 2014

УДК: 615:014

ББК: 52.82

Ц 56
Цибизова А.А., Самотруева М.А., Фельдман Б.В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий (Часть 1). — Астрахань: Изд-во АГМА, 2014. — 172 с.

Методические указания к проведению практических занятий по фармацевтической технологии составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой курса фармацевтической технологии для студентов фармацевтических ВУЗов, обучающихся по очной и заочной форме по специальности «Фармация» (Москва, 2011).

Рецензенты:

Зав. кафедрой фармакологии ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, д.м.н., профессор Д.Ш. Дубина
Зав. кафедрой химии фармацевтического факультета ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, д.б.н. М.В Мажитова


Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России

Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения издательской группы.

© Коллектив авторов, 2014
Занятие № 1.
Тема: Основные понятия фармацевтической технологии.

Государственное нормирование

производства лекарственных форм.
Цель занятия: Научиться правильно формулировать основные понятия технологии лекарственных форм, пользоваться нормативно–технической документацией и справочной литературой; контролировать правильность выписывания рецептов; соблюдать правила фармацевтического и санитарного режима в аптеке.
Практические умения:

После самоподготовки и выполнения заданий на занятии студент должен уметь:

  • формулировать основные понятия технологии лекарственных форм;

  • представлять основные направления государственного нормирования производства лекарственных препаратов;

  • проводить фармацевтическую оценку рецепта, контролировать правильность его выписывания;

  • ориентироваться в структуре и содержании ГФ;

  • пользоваться нормативно–технической документацией и справочной литературой для поиска информации по составу, приготовлению, хранению и отпуску лекарственных препаратов, проверке доз ядовитых, наркотических, сильнодействующих лекарственных веществ.


Контрольные вопросы:

  1. Технология лекарственных форм как наука, ее задачи и направления развития.

  2. Основные понятия и термины фармации: лекарствоведение, био­фармация, фармацевтические факторы, фармацевт, провизор, аптека и др.

  3. Основные технологические термины: лекарственное средство, ле­карственное сырье, лекарственная форма, лекарственный препарат, ле­карственное вещество. Прописи стандартные: официнальные и магистральные. Прописи нестандартные.

  4. Направления государственного нормирования производства ле­карств: ГФ, фармакопейная статья, вре­менная фармакопейная статья, приказы МЗ РФ и др.

  5. Виды нормативно–технической документации и справочной литературы по фармации.

  6. Санитарный и фармацевтический режимы в аптеке.

  7. Понятие о дозах и их классификация.

  8. Рецепт, его структура, формы рецептурных бланков.

  9. Правила выписывания и оформления рецептов с веществами общего списка, а также с сильнодействующими, ядовитыми, одурманивающими веществами. Правила отпуска по рецептам лекарственных средств из аптек.

  10. Правила оформления лекарственных форм, приготавливаемых в аптеках.


Содержание занятия:

  1. Определение исходного уровня знаний студентов.

  2. Выполнение обучающих заданий: указать составные части рецепта, проверить дозы ядовитых, сильнодействующих, наркотических и одурманивающих веществ, в приведенных рецептах.

  3. Решение ситуационных задач.

  4. Контроль конечного уровня знаний.


Оснащение занятия:

Нормативная документация, Государственная Фармакопея (выпуск X и XI), рецепты.
Обучающие задания
Задание 1. Ответьте на контрольные вопросы, изложенные в тексте.
Задание 2. Ознакомьтесь с правилами проверки доз ядовитых и силь­нодействующих веществ в различных лекарственных фор­мах. Проверьте при необходимости дозы ядовитых и сильнодействующих лекарст­венных веществ в следующих рецептах.


1. Возьми:

Левомицетина 3,0

Кислоты борной 2,5

Спирта этилового 70% - 50мл

Смешай. Дай. Обозначь. Протирать лицо на ночь.

2. Возьми:

Кофеина натрия бензоата 1,0

Калия бромида 3,0

Раствора глюкозы 5 % - 150 мл

Адонизида 8 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 15 мл 3 раза в день





3. Возьми:

Экстракта красавки 0,015

Цинка сульфата 0,05

Ксероформа 0,1

Массы желатинно-глицериновой достаточное количество, чтобы образовался пессарий

Дай таких доз числом 10.

Обозначь. По 1 пессарию 2 раза в день.

4. Возьми:

Экстракта боярышника жидкого

Настойки пустырника


поровну по 10 мл

Настойки валерианы 2 мл

Настойки ландыша 5 мл

Ментола 0,15

Смешай. Дай. Обозначь. По 25 капель внутрь 2 раза в день .





5. Возьми:

Атропина сульфата 0,003

Папаверина гидрохлорида 0,2

Воды мятной 20 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 15 капель 3 раза в день.

6. Возьми:

Димедрола 0,2

Раствора глюкозы 5 % - 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 4 раза в день.





7. Возьми:

Этилморфина гидрохлорида 0,2

Папаверина гидрохлорида 1,0

Крахмально-сахарной смеси достаточное количество

Смешай, чтобы получились пилюли числом 20

Дай. Обозначь. По 1 пилюле 2 раза в день

8. Возьми:

Папаверина гидрохлорида 0,05

Кофеина 0,3

Масла какао 6,0

Смешай, чтобы получились свечи числом 20

Дай. Обозначь, раза в день. По 1 свече в прямую кишку ребенку 10 лет





9. Возьми:

Атропина сульфата 2,5

Кальция глицерофосфата 4,0

Смешай, чтобы получились пилюли числом 30

Дай. Обозначь. По 1 пилюле 3 раза в день


10. Возьми:

Раствора новокаина 2% - 20 мл

Простерилизуй !

Дай. Обозначь. Для внутримышечного введения по 2 мл





Задание 3. Ознакомьтесь с «Инструкцией по санитарному режиму аптек» и решите следующие обучающие задачи.


  1. Резиновые пробки были простерилизованы в биксе в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ от 21.10.97 №309. Через час после начала работы с пробками с них были взяты смывы. При этом оказалось, что содержание микроорганизмов в смывах выше нормы. Каковы воз­можные пути загрязнения пробок?

  2. Во время ремонта в аптеке стены фасовочной комнаты оклеили моющимися обоями светлого тона. Соответствует ли это требованиям, предъявляемым к аптечным помещениям?

  3. Для удобства работы в ассистентской комнате на стенах развесили справочные таблицы и покрыли их целлофаном. Не противоречит ли это требованиям приказа МЗ РФ от 21.10.97 №309?

  4. Изготовление лекарственных форм в аптеке производится с 8.00 до 20.00. Пол в ассистентской комнате моется ежедневно в 12.00. Оцените, соблюдается ли санитарный режим в аптеке?

  5. При проверке условий хранения лекарственных веществ в ассистен­тской комнате оказалось, что анальгин хранится в целлофановом пакете. Работники аптеки заявили, что они не нарушили правил хранения, по­скольку целлофан защищает порошок от пыли и влаги. Как Вы оцениваете действия работников аптеки?

  6. Перед началом смены фармацевт вскрыл банку со стерильной филь­тровальной бумагой, нарезал ее на куски требуемого размера, сложил фильтры обратно в банку и пользовался ими в течение смены. Как Вы оцениваете действия фармацевта?

  7. Во время работы фармацевт протирал ручные весочки и горлышки штангласов личным полотенцем, которое выдастся в начале каждой сме­ны. Дайте оценку действиям фармацевта.

  8. При проверке условий хранения аптечной посуды оказалось, что все баночки простерилизованы и хранятся в закрывающихся шкафах в от­крытом виде. Оцените, правильно ли хранится посуда?

  9. При проведении санитарного дня в первый понедельник каждого месяца работники аптеки моют в производственных помещениях стены, двери, потолки, оборудование, шкафы. Все ли правильно делают работ­ники аптеки?

  10. В начале каждой смены ассистент стерилизовал ручные весочки 50% этанолом. Допустимо ли это?


Задание 4. Ознакомьтесь с «Инструкцией по правилам выписывания и оформления рецептов» и решите следующие задачи.


  1. На бланках какой формы врач должен выписывать лекарственные препараты, содержащие: фенобарбитал; спирт этиловый; раствор каль­ция хлорида 10%?

  2. На бланках какой формы врач должен выписывать лекарственные препараты для ребенка 2-х лет; инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны?

  3. В аптеку поступил рецепт, выписанный на бланке формы 107-у, следующего состава: спирта этилового 70% - 50 мл, кислоты салициловой 0,5. Разрешается ли выписывать спирт этиловый 70% на рецептурных бланках формы 107-у?

  4. В аптеку поступил рецепт, выписанный на бланке формы 107-у, на отпуск спирта этилового 40% за полную стоимость. При проверке рекви­зитов рецепта оказалось, что имеется штамп лечебного учреждения, под­пись врача, личная печать врача. Можно ли отпустить спирт этиловый по этому рецепту?

  5. В аптеку поступил рецепт на отпуск глазных капель, содержащих атропина сульфат. При проверке реквизитов рецепта оказалось, что объ­ем капель исправлен с 10 мл на 20 мл. Как должен поступить провизор-технолог?

  6. При выписывании рецепта врач указал на русском языке дозу, частоту и время приема лекарственного средства. Правильно ли была выписана сигнатура рецепта?

  7. В верхнем правом углу рецепта, поступившего в аптеку, врачом была сделана надпись «cito». Как должен поступить провизор-технолог с этим рецептом?

  8. Сколько наименований лекарственных форм, обладающих одур­манивающим действием, разрешается выписывать на рецептурном блан­ке формы 148-1/у-88?

  9. Кто из медицинских работников имеет право выписывать рецеп­ты?

  10. На рецептурном бланке формы 148-1/у-88 была выписана миксту­ра, содержащая омнопон. Правильно ли выбрана форма рецептурного бланка?


Задание 5. Ознакомьтесь с разделом “Нормирование производства лекарственных препаратов” и ответьте на поставленные вопросы.

Вариант № 1.

  1. Дайте определение Государственного стандарта (ГОСТа). На какую продукцию (сырье, препараты и т.п.) они составляются, где утверждаются и применяются?

  2. Какой приказ утверждает инструкцию по санитарному режиму в аптеках? Ознакомьтесь с его основными положениями.

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI, выпуск 2 статью “Порошки”, проработайте ее и напишите латинское название.

  4. В каких нормативных документах определены нормы допустимых отклонений в развеске порошков?

  5. В каком нормативном документе приводится список Б?


Вариант № 2.

  1. Дайте определение отраслевых стандартов (ОСТ). На какую продукцию (сырье, препараты) они составляются и где утверждаются?

  2. Какой приказ утверждает инструкцию по контролю качества лекарственных препаратов в аптеке? Ознакомьтесь с его основными положениями.

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI, выпуск 2 статью «Глазные капли». Напишите ее латинское название.

  4. Каковы должностные обязанности провизора-технолога? Каким приказом утверждено положение о провизоре-технологе?

  5. В каком нормативном документе приводится список А?


Вариант № 3.

  1. Дайте определение стандарта предприятия (СТП). Приведите примеры.

  2. Какие нормативные документы регламентируют приготовление инъекционных растворов в аптеках? Ознакомьтесь с основными положениями одного из них.

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI, выпуск 2 статью “Настои и отвары”. Напишите ее латинское название.

  4. В каких нормативных документах определены нормы допуска лиц к медицинской и фармацевтической деятельности?

  5. Чему посвящен Том 1 Государственной фармакопеи СССР ХI издания?


Вариант № 4.

  1. Дайте определение Государственной Фармакопеи.

  2. Какой приказ утверждает «Инструкцию по изготовлению жидких лекарственных форм»? Каковы ее основные разделы?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Настойки”. Напишите ее латинское название.

  4. В соответствии с каким нормативным документом проверяется отсутствие механических включений в инъекционных растворах?

  5. В каких нормативных документах приведены перечни наркотических веществ?


Вариант № 5.

  1. Дайте определение Государственного нормирования производства лекарственных препаратов в нашей стране.

  2. Какой приказ утверждает правила прописывания рецептов. Каковы его основные положения?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Мази”. Напишите ее латинское название

  4. Охарактеризуйте перечень наркотических средств. Где используются эти средства?

  5. Какой растворитель (при изготовлении растворов) следует применять, если он не обозначен?


Вариант № 6.

  1. По каким направлениям осуществляется нормирование производства лекарственных препаратов в нашей стране?

  2. Какой приказ утверждает форму бланка для наркотических лекарственных препаратов? Каковы его основные положения?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Экстракты”. Напишите ее латинское название

  4. Что такое технологический регламент? В аптеке или промышленном производстве лекарств он используется?

  5. В каком сборнике нормативных документов приводятся высшие разовые и суточные дозы для веществ списков А и Б? Приведите примеры.


Вариант № 7.

  1. Изучите структуру нормативных документов ФС и ФСП. Что они регламентируют?

  2. Каким приказом утверждены сроки годности лекарственных препаратов, изготовленных в аптеках.

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Суппозитории”. Напишите ее латинское название

  4. Что такое GMP (Стандарты правильного производства)? Дайте понятие.

  5. Какая температура (при изготовлении или анализе лекарственных средств) подразумевается, если она названа “комнатной” или не указана?


Вариант № 8.

  1. Что такое ТУ, МРТУ. Чем они отличаются от ФС?

  2. Каким приказом утверждена инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Капсулы”. Напишите ее латинское название.

  4. Действует ли в настоящее время приказ МЗ СССР № 523 от 03.07.68 г.? Что он регламентирует?

  5. Что такое стандартные прописи лекарственных препаратов? Приведите примеры.


Вариант № 9.

  1. Что такое нормативный документ ОСТ 42-510 98? Дайте пояснения.

  2. Какими приказами утверждены правила оформления лекарственных препаратов, изготовленных в аптеках?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Аэрозоли”. Напишите ее латинское название

  4. В соответствии с какой инструкцией (нормативным документом) проводится в аптеках обработка (мойка и дезинфекция) посуды и пробок для лекарственных средств?

  5. Что такое врачебные или магистральные прописи? Приведите примеры.


Вариант № 10.

  1. Охарактеризуйте рецептурный бланк формы № 107-у. Для прописывания каких лекарственных препаратов он используется? Каким приказом утвержден?

  2. Каким приказом утверждена инструкция по контролю качества лекарственных препаратов, приготовленных в аптеке?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Пластыри”. Напишите ее латинское название.

  4. Осуществлением каких видов контроля обеспечивается надлежащее качество изготовленных лекарственных препаратов?

  5. Какую температуру подразумевают под «холодной», «прохладной», «теплой», «горячей», температурой «водяной бани»?


Вариант № 11.

  1. Охарактеризуйте рецептурный бланк формы № 148-1/у-88. В каких случаях, для прописывания каких лекарственных средств он используется? Каким приказом утвержден?

  2. В какой инструкции описаны методы контроля качества лекарственных препаратов, изготовленных в аптеках? Перечислите эти методы.

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Гранулы”. Напишите ее латинское название.

  4. Какие марки стекла используются для упаковки жидких лекарственных препаратов? Какими документами нормируется их качество?

  5. Какие растворители подразумевают под названиями «спирт», «эфир»?


Вариант № 12.

  1. Охарактеризуйте структуру ГФ ХI.

  2. Каким приказом нормируются правила оформления рецептов, приготовления, учета и отпуска спиртосодержащих лекарственных препаратов?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Лекарственные формы для парентерального введения”. Напишите ее латинское название

  4. Имеет ли право провизор-технолог отпускать лекарственные препараты списка А и Б в дозах, превышающих высшие разовые и суточные? В каких нормативных документах нужно найти ответ?

  5. Что подразумевается при обозначении концентрации растворов 1:10, 1:2 и т.д.?


Вариант № 13.

  1. Где можно ознакомиться с правилами работы с Фармакопеей?

  2. Какими документами нормируется приготовление лекарственных препаратов для детей в возрасте до 1 года?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Эмульсии”. Напишите ее латинское название

  4. Назовите нормативные документы, в которых приводятся правила приготовления (т.е. соблюдения норм технологического процесса) различных лекарственных форм: глазных капель, мазей, суппозиториев и др.

  5. Какое количество растворителя потребуется, если растворимость вещества обозначена условным термином: «умеренно растворим»; «мало растворим»; «очень мало растворим»; «практически нерастворим»?


Вариант № 14.

  1. В каком порядке прописываются в рецептах лекарственные и другие вещества? В каком нормативном документе эти правила указаны?

  2. Назовите методы стерилизации, используемые в фармацевтической технологии. В каком нормативном документе они изложены?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Суспензии”. Напишите ее латинское название

  4. Какие нормативные документы регламентируют получение воды для инъекций в аптеке?

  5. Какой каплемер называется стандартным?


Вариант № 15.

  1. Дайте определение технологии лекарственных препаратов.

  2. Согласно какому нормативному документу проверяют стерильность инъекционных растворов, изготовленных в аптеках?

  3. Найдите и изучите по ГФ ХI выпуск 2 статью “Таблетки”. Напишите ее латинское название

  4. Какие нормативные документы приводят алкоголеметрические таблицы?

  5. Какое количество растворителя потребуется, если растворимость вещества обозначена условным термином: «очень легко растворим»; «легко растворим»: «растворим»?


Занятие № 2.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент»
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» / С. Б. Олифер, Н. В. Челохьян, А. В. Малых; Рост...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания к проведению практических занятий по дисциплине...
М 545 Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология» для студентов педиатрического...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании пцк по укрупненной группе 140000 Электроснабжение (нпо и спо)

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся
Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания рпк «Политехник»
Сборник практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Часть III: Методические указания / Сост. В. М. Макаров;...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 icon«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»...
...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания по организации практических занятий по дисциплине «Иностранный язык»
«Иностранный язык». Настоящие методические указания содержат темы практических занятий, цели, а также разноплановые задания, которые...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания по проведению практических занятий для мдк...
Правила внутреннего распорядка и техника безопасности при выполнении практических работ

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания для выполнения практических занятий по общей...
Методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий по биологии студентами средних специальных учебных...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания по выполнению практических занятий оп. 10....
Методические указания по выполнению практических работ // Составитель Г. Ц. Ольшевская – Омск: бпоу оо опэк 2016. с. 62

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной...
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания по организации лабораторных работ и практических...
Методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических умений и навыков по мдк....

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю
Мдк 04. 01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические рекомендации для преподавателей по проведению практических...
Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических...
Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических...

Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 iconМетодические указания для студентов по проведению практических занятий...
Практическое занятие №2. «Познавательные-психические процессы. Внимание и память. Ощущение и восприятие»


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск