Скачать 2.01 Mb.
|
![]() «Омский промышленно-экономический колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог очная форма обучения 2017
Организация разработчик: БПОУ ОО ОПЭК Разработчик: _Грудинкина А.И.______ __________________________ БПОУ ОО ОПЭК Ф.И.О. мастер п/о Методические указания для выполнения лабораторно-практических работ являются частью основной образовательной программы среднего профессионального образования бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по профессии 18.01.02 в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ адресованы студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО (ФГОС СОО), обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической (лабораторной) работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе. В электронном виде методические указания размещены на сайте колледжа по адресу: http://www.ompec.ru/ в разделе СТУДЕНТУ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Структура методических указаний 1. Введение Данные методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических умений и навыков (по МДК.04.01 Обработка и учет результатов химических анализов, по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог. После проведения лабораторных работ и практических занятий по данной дисциплине студент должен уметь: рассчитывать результаты и оформлять протокол анализа согласно нормативной документации; проводить первичную и математическую обработку экспериментальных данных; информировать заинтересованные организации о результатах анализов; знать: основы метрологии; основы информатики и вычислительной техники; методы расчета, виды записи результатов эксперимента; методику проведения необходимых расчетов; контроль качества результатов; правила оформления лабораторных журналов и другой отчетной документации. Выполнение лабораторных и практических работ направлено на:
1.2. Правила выполнения лабораторных работ и практических занятий Студент должен: - строго выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих лабораторных работ и практических занятий; - знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента, которая производится преподавателем; - знать, что после выполнения работы, студенты должны представить отчет, с обсуждением полученных результатов и выводов. В разделе указываются требования и процедура окончательной оценки работы студента и порядок выполнения пропущенных работ по уважительным и неуважительным причинам. 1.3. Описание установки или рабочего места студента для выполнения лабораторных работ и практических занятий Описание установки или рабочего места студента вводится в сборник указаний в том случае, если лабораторная установка или рабочее место носит комплексный характер и, если, используется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине/профессионального модуля. В описании следует указать: конструктивные особенности установки; наименования работ, которые могут быть на ней выполнены; порядок изменения видов работ, настройки, регулировки. 1.4. Оформление лабораторных/практических работ 1.4.1 Лабораторные работы Наименование раздела. Тема изучаемая. Лабораторная работа 1 (наименование) Здесь же указывается количество часов на выполнение данной работы, в соответствии с тематическим планом и рабочей программой. Состав занятий должен быть спланирован так, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Цель работы Цель работы определяет требования к умениям обучающихся применять полученные знания на практике, которые должны соответствовать требованиям ФГОС СПО. При невозможности, сформулировать единую цель работы, допускается формулировка нескольких целей, объединенных единой логической направленностью. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей). В ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты). Задания Формулируются конкретные задания для студента, которые он обязан выполнить для подготовки к лабораторной работе. В заданиях для предварительной подготовки вводятся следующие вопросы: - подготовка студентами ответов на контрольные вопросы для проверки теоретических знаний, умений и навыков (контрольные вопросы прилагаются); - самостоятельное изучение методических указаний по проведению конкретной лабораторной работы; - выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов формируются на основе параметров элементов и комплектующих изделий исследуемого устройства; - подготовка формы отчета; - подготовка студентами ответов на контрольные вопросы к защите работы (контрольные вопросы прилагаются). Допускается также введение других вопросов: - составление структурной схемы измерений; - подбор по справочным материалам измерительных приборов и др. Пояснения к работе В пояснениях к работе следует отразить краткие теоретические сведения по предлагаемой студенту лабораторной работе, на основе минимума содержания по заданному разделу дисциплины, и с учетом требований определяемых ФГОС СПО. Краткие теоретические сведения могут сопровождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами и рисунками необходимых закономерностей (без вывода), а также конкретными числовыми примерами. Выполнение работы При составлении данного раздела указываются: - порядок (ход) выполнения работы или программа, или план работы; - исходные данные для работы; - перечень оборудования, инструментов, приспособлений, учебных пособий для работы; - инструкции по технике безопасности В заключение студенту предлагается заполнить, по результатам исследований, подготовленные таблицы, произвести дополнительные расчеты, построить графики и др. Содержание отчета Результаты работы оформляются в отчетах. Можно рекомендовать для подготовки и выполнения лабораторных работ применение рабочей тетради разового использования, где дается не только описание работы, но и необходимые формы, таблицы, которые студенты заполняют и сдают в качестве отчета. В содержании отчета указываются: - состав и форма отчета о проделанной работе; - требования к содержанию и оформлению отчета; - критерии оценки. Оценка за выполнение работы может выполняться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающихся. Общая оценка за работу складывается из суммы оценок по теоретическим вопросам и самостоятельным работам в соответствии с критериями оценки. Контрольные вопросы Формулируются вопросы, позволяющие оценить выполнение требований ФГОС СПО к уровню знаний обучающихся по заданному разделу дисциплины: - контрольные вопросы или тесты для проверки теоретических знаний, умений и навыков до выполнения работы; - контрольные вопросы или тесты для подготовки к защите работы. Количество и содержание вопросов определяется составителем указаний и должно быть достаточным для проверки знаний, в том числе, и на этапе допуска к работе. Литература Литература указывается в соответствии с действующими нормами для научно-технической литературы. 2.4.2. Практические занятия Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий разрабатываются по структуре, аналогичной лабораторным работам, но с уточнением определенных позиций, исходя из различного характера лабораторных работ и практических занятий. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений: профессиональных (выполнение определенных действий, операций), необходимых, в профессиональной деятельности; учебных (решать задачи по математике, информатике и др), необходимых, в последующем, в учебной деятельности. Содержанием практических занятий являются: решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.); выполнение вычислений, расчетов, чертежей; работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой; работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками; составление проектной, плановой технической и специальной документации, и др. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной практики. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. 2. Организация и проведение лабораторных занятий 2.1 Лабораторные работы проводятся в составе подгруппы. 2.2 В начале занятия в лаборатории преподаватель знакомит студентов с лабораторными установками, измерительной аппаратурой, правилами поведения в лаборатории, проводит инструктаж студентов по правилам безопасного поведения при работе в данной лаборатории и оформляет журнал по технике безопасности, в котором каждый студент ставит свою подпись в подтверждение прохождения инструктажа. Во время этого занятия преподаватель организует из студентов бригады по 2-4 человека в каждой, знакомит с последовательностью выполнения лабораторной работы, правилами оформления отчета по работе, оформляет страницу проведения лабораторных работ в учебном журнале. 2.3 Во время теоретических занятий проводится обсуждение особенностей всего лабораторного практикума и конкретных лабораторных работ, разбираются возможные трудности и типовые ошибки при выполнении отдельных работ. В случае если график теоретического курса отстает от графика выполнения лабораторных работ, в результате чего теоретические разделы, относящиеся к лабораторным работам, оказываются к этому времени еще не рассмотренными на теоретических занятиях, преподаватель разъясняет всей группе наиболее важные теоретические вопросы. Во время теоретических занятий также проводится контроль готовности студентов (индивидуально или в составе бригады) к выполнению ближайшей по времени лабораторной работы и для защиты ранее выполненной работы (индивидуально или в составе бригады). Контроль проводится в устной, письменной форме или с использованием соответствующей программы на компьютере. 2.4 Выполнение лабораторной работы производится в течение занятия в составе подгруппы, если иное не предусмотрено данным лабораторным практикумом. При этом все предусмотренные заданием работы выполняются студентами самостоятельно. При появлении затруднений или сомнений в исправности оборудования студенты обращаются за помощью к преподавателю, ведущему данный лабораторный практикум, или лаборанту, обслуживающему данную лабораторию. В процессе выполнения лабораторных работ студент обязан: - строго соблюдать технику безопасности и правила охраны труда; - строго соблюдать порядок проведения практической части лабораторной работы, описанный в методических указаниях к ней; - согласовывать с преподавателем (или лаборантом) собранную схему измерений, включение и выключение приборов; - работать с приборами в соответствии с инструкциями по их эксплуатации; - вести необходимые записи в отчете по лабораторной работе или в рабочих тетрадях. 2.5 Обо всех неисправностях в работе используемого оборудования при выполнении лабораторных работ преподаватель делает пометку в соответствующем журнале. Журнал учета неисправностей лабораторного оборудования оформляется в соответствии с правилами, принятыми на цикловой комиссии. 2.6 После выполнения лабораторных работ студенты предъявляют преподавателю результаты экспериментов, которые должны быть внесены в заготовку отчета в виде схем, таблиц и графиков, иных записей, рекомендованных методическими указаниями. По выполнению лабораторной работы оформляется отчет. 2.7 Отработка невыполненных или пропущенных работ должна проводиться под руководством преподавателя, ведущего плановые занятия, или преподавателем, назначенным председателем цикловой комиссии, по специальному расписанию дополнительных занятий по лабораторным работам. 2.8 Студентам, не выполнившим лабораторные работы по уважительным причинам, в порядке исключения преподавателем может быть разрешено выполнение лабораторных работ в течение семестра, например, с другой группой. При пропуске лабораторного занятия или невыполнении лабораторной работы без уважительной причины - условия допуска к выполнению пропущенной работы и ее проведение - те же, что и при проведении плановых занятий. Защита по таким работам проводится преподавателем, ведущим плановые занятия, или другим преподавателем, назначенным председателем ЦК. 2.9 Преподаватель фиксирует в учебном журнале даты выполнения и защиты всех лабораторных работ.
|
![]() | Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу... | ![]() | Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы огбоу... |
![]() | Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ | ![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 18. 02. 09 Переработка нефти и газа в соответствии с требованиями... |
![]() | Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит... |
![]() | Методические указания и материалы по организации самостоятельной работы студентов по английскому языку разработаны на основе Федерального... | ![]() | Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических... |
![]() | Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических... | ![]() | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области |
![]() | Правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ по химии | ![]() | Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02 |
![]() | Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальности спо 35. 02. 06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной... | ![]() | ... |
![]() | Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании пцк по укрупненной группе 140000 Электроснабжение (нпо и спо) | ![]() | Методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий по биологии студентами средних специальных учебных... |
Поиск |