Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки)

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки)


НазваниеМетодические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки)
страница1/10
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский промышленно-экономический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ОП.10. Основы экономической теории

по специальности: 38.02.07 Банковское дело (базовой подготовки)


2016


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора (УР)


_____________ Т.Г.Лазакович

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссии

Председатель ПЦК
__________Л.И.Терещенко




ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией

Председатель ПЦК

_______________ О.П. Шевченко

Протокол №1 от «31» августа 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора (УР)

_______________ Т.Г. Лазакович

«__» _______________ 2016 г.


Организация-разработчик: БПОУ ОО ОПЭК
Разработчик:
Ольшевская Г.Ц. преподаватель БПОУ ОО ОПЭК

Методические указания по выполнению практических работ // Составитель Г.Ц. Ольшевская – Омск: БПОУ ОО ОПЭК 2016. - с. 62.
Методические указания для выполнения практических работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело (базовой подготовки)

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной (заочной) формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической (лабораторной) работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ


Темы практических занятий

Страницы

Пояснительная записка

4

Семинар на тему «Эффективность использования ресурсов»

5

Построение кривой производственных возможностей

6

Семинар на тему «Собственность как мотивация хозяйственной деятельности»

8

Определение рыночного равновесия- графическим и математическим способом определения.

9

Определение эластичности спроса и предложения

11

Расчет и классификация издержек производства, выручки от реализации, расчет прибыли.

13

Расчет земельной ренты, процента

20

Расчет заработной платы

22

Семинар: «Влияние потребителей на рыночное равновесие»

27

Расчет макроэкономических показателей- ВВП, ВНП

27

Расчет макроэкономических показателей- НД, ЛД, ЧНП, РД

31

Расчет и анализ показателей безработицы.

33

Семинар на тему «Безработица в Омском регионе- пути преодоления»

39

Расчет и анализ показателей инфляции

49

Семинар на тему «История развития российского рубля», «Фальшивомонетничество», «Определение подлинности денежных знаков»

43

Расчет денежной массы

43

Классификация денежных средств, расчет денежных агрегатов

44

Налоги и налоговая система.

51

Построение и анализ «Кривой Лоренца».

52

Расчет коэффициента Джини.

54

Основные направления государственного регулирования экономики России.

59

Семинар на тему: «Роль государства в рыночной экономике»

62


Пояснительная записка
Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Основы экономической теории » предназначены для реализации требований Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело (базовой подготовки)

Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по индивидуальным заданиям. Так как учебная дисциплина имеет прикладной характер, то выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по определению уровня инфляции, анализа ситуации на рынке данного товара, эффективности использования ограниченных ресурсов, себестоимости продукции, семейного бюджета и др.

Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми для выполнения работы, формулами, пояснениями, таблицами и графиками; алгоритм выполнения заданий. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.

Практикум состоит из двадцати двух практических работ.

Цель практических работ: формирование у студентов профессиональных и практических умений, необходимых для будущей их профессиональной деятельности.

В результате выполнения практических работ

студент должен:

  • применять на практике знания, полученные в ходе теоретического обучения

  • строить графики и схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях

  • решать задачи на определение различных показателей

Средства обучения:

  • лекционный материал;

  • статистические данные;

  • экономические задачи.

Методы обучения:

  • диалогический;

  • словесно-наглядный;

  • самостоятельная работа;

  • частично-поисковый;

  • поисковый.

Метод контроля:

  • индивидуальный;

  • фронтальный.

Междисциплинарные связи:

Предшествующие дисциплины: «Экономика», «Обществознание», «Право», «Статистика»

Практическое занятие №1 Семинар на тему «Эффективность использования ресурсов»

Цель занятия:

Проанализировать теоретический материал и сделать выводы о необходимости эффективного использования ресурсов
Выполнение практических заданий

Вопросы для повторения:

  1. –Какие ресурсы задействованы в экономике государства?

  2. – Как минимизировать затраты при использовании природных ресурсов?

  3. - Как эффективно использовать трудовые ресурсы?

  4. - Как рационально использовать капитальные ресурсы?

Подобрать материалы из интернетных источников о рациональном использовании всех видов ресурсов и подготовить выступление.

5.Экономический диктант

Инструкция по выполнению практического задания:

  1. Фронтальный опрос

  2. Дописать определение или выражение

  3. Выбрать один вариант ответа

Экономический диктант

1.Техноструктура- это слой…

2. О техноструктуре, как реальной власти говорится в экономической школе….

3. «Физиократы » дословно переводится..

4. Автор класси\ческой политической экономики ..

5. Автор труда «Капитал»…

6. Томас Ман – автор и идейный представитель школы..

7. Представитель неоклассической экономической теории ..

8. «Маржинализм» в переводе означает..

9. Карл Маркс давал описание двойственного характера труда- это

10. Название школы «монетаризм» возникло от слова..

11. Что относится к вторичным потребностям?

12. Производственные потребности- это…

Тест №1 Введение в экономическую теорию.

  1. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

  1. Кейнсианство

  2. физиократы,

  3. маржинализм,

  4. классическая школа,

  5. неоклассическое направление,

  6. меркантилизм.

а) 1,2,3,4,5,6 б) 6,5,4,3,2,1 в) 6,2,4,3,5,1 г) 6,2,4,3,5,1


  1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) мелкобуржуазная политэкономия;

г) кейнсианство;

д) классическая политэкономия;

е) физиократы.


  1. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически приходящий характер;

д) являются вечными.


  1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;


  1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?

а) Максимальное удовлетворение потребностей.

б) Редкость блага.

в) Материальные и духовные потребности.

г) Эффективное использование ресурсов

д) Неограниченные производственные ресурсы.


  1. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) производство сахара и динамика его цены;

в) общий уровень цен;

г) численность занятых в хозяйстве.


  1. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

а) позитивный;

б) нормативный;

в) микроэкономический;

г) макроэкономический.


  1. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

а) менеджмента;

б) международных финансов;

в) макроэкономики;

г) микроэкономики.


  1. В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост:

а) потребует всё больше и больше ресурсов;

б) необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать;

в) прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объём производства;

г) потребуется всё меньше и меньше производственных ресурсов.


  1. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:

а) только к отсталой экономике;

б) к любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации;

в) только к рыночной экономике;

г) только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.


  1. Проблема «что производить» не стоит, если:

а) экономика не достигла стадии, когда начинает действовать закон убывающей производительности факторов производства;

б) каждый производственный ресурс специфичен, т.е. он может быть использован для производства только одного конкретного товара;

в) предложение ресурсов настолько ограничено, что они должны быть использованы только для производства предметов потребления;

г) предложение ресурсов достаточно и для того, чтобы производить предметы роскоши.


  1. Линия производственных возможностей показывает:

а) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

г) точное количество двух товаров, которые хозяйство намерено производить.


  1. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

а) полное использование производственных ресурсов;

б) полная занятость;

в) или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов;

г) и полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.


  1. Альтернативные издержки нового стадиона – это:

а) цена строительства стадиона в будущем году;

б) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона;

в) оплата его охраны и другого персонала;

г) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.


  1. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого производить», решается на микро- и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне:

а) кто будет производить товары и услуги?

б) что производится?

в) с каким уровнем инфляции мы столкнёмся?

г) сколько товаров и услуг будет произведено?


  1. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

а) рыночная;

б) командная;

в) смешанная;

г) натуральная


  1. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:

а) как стимулировать экономический рост?

б) как избавиться от инфляции?

в) что и сколько производить?

г) каким образом можно достичь уровня полной занятости?


  1. Наивысшей потребностью в пирамиде потребностей по Маслоу является:

А) потребность в уважении

Б) потребность в безопасности

В) физиологические потребности

Г) потребность в саморазвитии


  1. Какое распределение производственных отношений характерно для рыночной экономики:

А) производство-распределение-обмен-потребление

Б) производство-обмен-распределение-потребление

В) потребление-производство-обмен-распределение

Г)распределение-производство-обмен-потребление


  1. Что означает категория редкость?

А) высокое качество

Б) ограниченность

В) неповторимость

Г) трудоемкость


  1. Исчерпывающая характеристика экономики, как хозяйство, включает в себя (указать правильное сочетание):

А) производство

Б) распределение

В) обмен

Г) потребление

  1. АВГ; 2. АБГ; 3. АБВГ; 4. АГ




  1. Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, называют:

А) предельными издержками

Б) постоянными издержками

В) альтернативными издержками

Г) средними издержками


  1. Блага – это:

А) средства, имеющиеся в ограниченном количестве, с помощью которых удовлетворяются потребности

Б ) средства, имеющиеся в неограниченном количестве, с помощью которых удовлетворяются потребности

В) совокупность всех товаров и услуг, представляющих какую-либо ценность

Г) совокупность всех товаров и услуг, без которых человек не может существовать


  1. Экономические отношения – это:

А) отношения между людьми, связанные с их повседневной жизнью

Б) международные отношения, т.е. те что складываются между отдельными странами

В) отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг

Г) отношения, складывающиеся в политической, социальной и духовной жизни общества
Литература:

  1. Бардовский В.П., Рудакова О.В. Экономическая теория: учебник. М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА-М. 2015. 400с

2. Под общ. Ред. Акад. В.М. Видянина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.Тарасевича.Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. И доп. /М.: ИНФРА-М, 2014.- 672с.

Интернет – ресурсы

http://www.grandars.ru www.Grandars.ru » Экономическая теория «Микроэкономика »

http://managment.aaanet.ru Библиотека менеджмента
Практическое занятие №2 « Построение кривой производственных возможностей»
Цель занятия:

Используя метод графических изображений, построить КПВ и произвести анализ точек на кривой.
Выполнение практических заданий

На основании данных таблицы ,построить кривую производственных возможностей (КПВ) и дать ответы на нижеприведенные вопросы:
Инструкция по выполнению практического задания:

Кривая производственных возможностей раскрывает графическую взаимосвязь производства двух товаров, например ,товара А и товара Б.

Для построения КПВ на осях координат отмечаем различные варианты сочетания производства товара А и товара Б

Соединяем точки на кривой и получаем КПВ.

При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:

-Экономика работает в условиях полной занятости.

-Производится только два продукта.

-Технология производства не изменена.

Задание 1 .Допустим, что общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить (станки и запчасти) в следующих альтернативах соотношениях:


Вид

продукта

Производственные альтернативы

А

Б

В

Г

Д

Запчасти

(млн.шт.)

10

9

7

4

0

Станки

(тыс.шт.)

0

1

2

3

4


На основании данных таблицы ,построить кривую производственных возможностей (КПВ) и дать ответы на следующие вопросы:
- Что показывают точки на « кривой»?

- О чем свидетельствуют точки, допустим N и M, находящиеся за границей производственных возможностей данного производства.

- Что произойдет с КПВ, если изменится технология и произойдет техническое обновление производства.
Задание 2. В условиях экономического роста происходит обновление основного капитала, совершенствуются технологии производства, количественно и качественно меняются факторы производства. Допустим, что производство запчастей увеличилось на 30%, а станков – в два раза.


Вид

продукта

Производственные альтернативы

А1

Б1

В1

Г1

Д1

Запчасти

(млн.шт.)

13

12

9

6

0

Станки

(тыс.шт.)

0

2

4

6

8


Построить кривую производственных возможностей с учетом заданных параметров.

Что характеризует данная КПВ?

Исходя из данных таблицы ,построить кривую производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:


Вид

Продукта

Производственные альтернативы

А

Б

В

Г

Д

Автомобили(млн.шт.)


0

12

14

16

18

Управляемые

ракеты

(тыс.шт.)

10

8

6

4

0

Изобразите графически производственные возможности предприятия.

Что показывают точки на кривой?

Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки?
Что должно произойти ,прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показан точкой N ?
Задание 2.

Начертите кривую производственных возможностей для случая ,когда технология производства управляемых ракет усовершенствовалась , а технология производства

автомобилей осталась неизменной.

Литература:

  1. Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт Экономическая теория. Учебник / Издат. 2015.- 557с.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. М,6 ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2016. -288с

  3. Р.М.Нуриева / Гл. ред. Д.э.н., проф. Р.М.Нуриев. Сборник задач по микроэкономике. К «Курс микроэкономики» - М.: Норма, 2015 – 432 с

Интернет – ресурсы

http://www.grandars.ru www.Grandars.ru » Экономическая теория «Микроэкономика »

http://managment.aaanet.ru Библиотека менеджмента
Практическое занятие №3 Семинар на тему «Собственность как мотивация хозяйственной деятельности»

Цель занятия:

Используя метод анализа и синтеза, дать сравнительную характеристику видам собственности и влиянию собственности на мотивацию собственника

Выполнение практических заданий

  1. Заполнить таблицу и охарактеризовать каждый вид

  2. Проанализировать индивидуальную и коллективную форму собственности и сделать вывод о зависимости мотивации собственности и прибыльности фирмы

Инструкция по выполнению практического задания:

Заполнить таблицу и охарактеризовать «Виды собственности»

А) по форме присвоения

Индивидуальная
Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.

Коллективная
Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д.

Государственная
Общегосударственная, муниципальная,
образования на территории государства.

б) по форме права собственности

Частная
Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).

Государственная
Федеральная,
республик
и других образований в составе государства, муниципальная.

Совместная
Совместных предприятий и организаций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 38. 02. 08 Банковское дело в соответствии с требованиями...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению практических работ ен. 02 Информатика
Методические указания разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине ен. 02 «Информатика» по специальности 270101...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся
Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconУчреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж» методические...
Методические указания предназначены для студентов специальности 21. 02. 04 Землеустройство, обучающихся в специальных профессиональных...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению
Методические указания по выполнению практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы по мдк...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания для выполнения практических занятий по общей...
Методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий по биологии студентами средних специальных учебных...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания для теоретических, лабораторно- практических...
...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания для студентов по выполнению лабораторных и...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов 1 и 2 курсов специальности 38. 02. 04 Коммерция по отраслям

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические рекомендации по проведению и оформлению практических...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных...
Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению практических работ пм. 03 Выполнение окрашивания волос
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по профессиональному модулю «ПМ. 03 Выполнение окрашивания волос», разработаны...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания к проведению практических занятий Часть 1
Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения
...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) icon«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»...
...

Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10. Основы экономической теории по специальности: 38. 02. 07 Банковское дело (базовой подготовки) iconМетодические указания по выполнению практических работ адресованы...
Мдк 01. 01 Основы художественного оформления швейного изделия специальности 29. 02. 04 «Конструирование, моделирование и технология...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск