Скачать 167.8 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра факультетской терапии УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой профессор _______Г.Х. Мирсаева 30 августа 2017 г. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Хронический панкреатит» Методические указания для обучающихся (для практических занятий) Дисциплина «Факультетская терапия Специальность «Лечебное дело» код 31.05.01 Курс 4 Семестр VIII Уфа 2017 Тема: «Хронический панкреатит» на основании рабочей программы учебной дисциплины «Факультетская терапия», утвержденной 10 июля 2017г. Рецензенты: 1. Зав. кафедрой госпитальной терапии №1, д.м.н., профессор Э.Г. Муталова 2. Зав. кафедрой поликлинической терапии с курсом ИДПО, д.м.н., профессор Л.В. Волевач Автор: доц. Камаева Э.Р. Утверждено на заседании № 1 кафедры факультетской терапии от 30 августа 2017 г. 1. Тема и ее актуальность. Хронический панкреатит – хроническое прогрессирующее воспалительно-дистрофическое заболевание железистой ткани поджелудочной железы с нарушением проходимости её протоков, вызывающее при дальнейшем прогрессировании склероз паренхимы железы и значительное нарушение экзо- и эндокринной функции. Частота хронического панкреатита колеблется от 0,2 до 0,6% в общей популяции. Ежегодно регистрируется 7 – 10 новых случаев заболевания хроническим панкреатитом на 100 000 населения. Распространенность ХП в структуре заболеваемости среди лиц трудоспособного возраста определяет актуальность своевременной диагностики, рационального лечения и профилактики. 2. Цель занятия: Изучение современных методов диагностики, лечения и профилактики ХП, умение оказать неотложную помощь в период выраженного обострения заболевания, провести дифференциальную диагностику между основными хроническими заболеваниями поджелудочной железы (рак, муковисцедоз) и заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен знать ● определение понятия ХП;
─ показатели общего анализа крови, мочи, кала, копроцитограммы; ─ определение ферментов поджелудочной железы в сыворотке крови и мочи; ─ определение ферментов и бикарбонатной щелочности в дуоденальном соке до и после стимуляции панкреатической секреции), секретин-панкреозиминовый (церулеиновый) тест, ПАБК-тест (бентираминовый), Лунд-тест, прозериновый тест; ─ определение гликемического профиля; ─ рентгенологические методы исследования (обзорная рентгенография органов брюшной полости, рентгенологическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки с контрастированием, дуоденография в условиях гипотонии; ─ УЗИ органов брюшной полости; ─ компьютерная томография органов брюшной полости; ─ эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография; ─ внутривенная холеграфия, радионуклидная хелоцистография; ─ УЗИ с прицельной биопсией поджелудочной железы; ─ ангиография сосудов поджелудочной железы;
Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен владеть:
6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал (видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи); 6.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка, мультимедийный проектор) 7. Содержание занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Тесты I типа (выберите один наиболее правильный ответ). 1. Какие исследования наиболее информативны для установления диагноза ХП больному? 1. Ирригоскопия 2. Пункционная биопсия печени 3. Гастроскопия 4. Ректороманоскопия 5. УЗИ органов брюшной полости Эталон ответа: 5 2. Признаками нарушения внешней секреции являются все, кроме: 1.Слабость, похудание 2. Обменные нарушения 3.Симптомы кишечной диспепсии 4.Уменьшение количества панкреатического сока и снижение его ферментативной активности 5. Снижение толерантности к глюкозе Эталон ответа: 5
1. Лейкоцитоз 2. Уровень аминотрансфераз крови 3. Уровень амилазы крови и мочи 4. Уровень щелочной фосфотазы 5. Гипергликемия Эталон ответа: 3 4. Какое средство применяется для подавления активности ферментов поджелудочной железы 1. Антациды 2. Холинолитики 3. Ранитидин 4. Трасилол 5.Тразикор Эталон ответа: 4 5. Под влиянием какихсредств поджелудочная железа увеличивает секрецию сока и бикарбонатов 1. Холицистокинин 2. Секретин 3. Атропин 4. Молоко 5. Аскорбиновая кислота Эталон ответа: 2 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 1. Дайте определение ХП. 2. Каковы факторы риска развития ХП? 3. Каков патогенез развития ХП? 4. Что лежит в основе классификации ХП? 5. Какие патоморфологические изменения наблюдаются в поджелудочной железе при ХП? 6. Каковы основные клинические синдромы ХП? 7. При каких заболеваниях органов пищеварительного тракта развивается обострение ХП? 8. Методы диагностики ХП, секреторной функции поджелудочной железы. 9. Какова дифференциальная диагностика ХП? 10. Охарактеризуйте осложнения ХП. 11. Каковы исходы ХП? 12. Принципы лечения ХП (характеристика основных групп лекарственных препаратов, показания и противопоказания). 13. Неотложная помощь в период выраженного обострения ХП, его осложнений. 14. Профилактика ХП. 7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Методы физикального обследования больного ХП по органам и системам (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Интерпретация типичных общего, биохимического и копроцитограммы, ферментов, проба Ласуса, эластазы в кале, тест на толерантность к глюкозе, УЗИ поджелудочной железы, дуоденография, ЭРХПГ, ангиография. 7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: курация тематических больных, посещение с больными лечебных и диагностических кабинетов, анализ результатов дополнительных исследований, оформление истории болезни больного; работа с обучающими компьютерными программами, учебным аудиоматериалом, мультимедийным атласом, просмотр учебного видеофильма. 7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия. Разбор проведенной курации больных, выполненных диагностических исследований и лечебных манипуляций. Демонстрация полученных практических навыков по обследованию и лечению больных. Разбор вопросов лечения курируемых больных ХП. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Тесты II типа (для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквой, один и тот же ответ может быть использован один раз, два раза или не использован ни разу): Механизм действия указанных препаратов при ХП:
Эталон ответа: 1АВ, 2В, 3Б, 4Г, 5Д, 6Е Тесты Ш типа (выберите один или несколько правильных ответов): Признаками нарушения внешней секреции являются: 1.Слабость, похудание 2. Обменные нарушения 3.Симптомы кишечной диспепсии 4.Уменьшение количества панкреатического сока и снижение его ферментативной активности Эталон ответа:1,2,3,4 Образец типовой задачи Больная А., 46 лет, обратилась с жалобами на боли в левом подреберье, возникающие через 40-60 мин после еды, особенно после обильной, острой, жареной, жирной пищи, алкоголя, усиливающиеся в положении лежа на спине и ослабевающие в положении сидя при небольшом наклоне туловища вперед. Боли усиливаются к вечеру.Также больная предъявляет жалобы на отрыжку воздухом, тошноту, рвоту, потерю аппетита, вздутие живота, зловонный кашицеобразный кал с жирным блеском, снижение массы тела, сухость кожи. Впервые подобные жалобы возникли около 2 лет назад после приема жирной пищи, алкоголя, беспокоили редко, к врачу не обращалась, принимала анальгетики. Анамнез жизни: работает продавцом на рынке, питание нерегулярное, ежедневный прием алкоголя около 100 мл в течение 11 лет. Анамнез заболевания: данное ухудшение в течение 3 дней, когда после приема алкоголя и жирной пищи появились боли в левом подреберье, отрыжка воздухом, тошнота, рвота, потеря аппетита, вздутие живота, зловонный кашицеобразный кал с жирным блеском, При осмотре: Пониженного питания. Отмечается сухость и шелушение кожи. Видимые слизистые бледно-розового цвета. Кожные покровы-на передней поверхности живота, груди определяются «рубиновые» капельки,. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет.Частота дыхания 17 в 1 минуту. Сердце-границы норма. При аускультации тоны приглушены, ритм правильный . Пульс ритмичный, без дефицита, напряженный ЧСС-91 в 1 мин. АД – 150/80 мм рт. ст. Язык бордового цвета, суховат. Живот округлой формы, симметрично участвует в акте дыхания. атрофия подкожной жировой клетчатки в проекции поджелудочной железы (симптом Грота);при перкуссии живота- высокий тимпанит вследствие вздутия живота. . При пальпации живота выявлены следующие симптомы болезненность в зоне Губергрица-Скульского, точке Губергрица; симптом Мейо-Робсона (боль при надавливании в левом реберно-позвоночном углу). положительный симптом Кача (кожная гиперестезия в зоне иннервации VIII грудного сегмента слева). При глубокой пальпации патологии со стороны толстой кишки, печени и селезенки не выявлено. Размеры печени по Курлову – 10 х 9 х 8 см. Нижний край печени мягкий, ровный, безболезненный. Почки не пальпируются. Симптом поколачивания по поясничной области отрицательный с обеих сторон. ОАК: СОЭ-25 мм/ч, лейкоциты 11*1012/л, лимфоциты 23% БАК: α-амилазы-440МЕ/л, липаза-260 МЕ/л, трипсина, γ-глобулинов-28%, серомукоид 400 ЕД, Диастаза мочи: 256 Копроцитограмма: мазеподобная консистенция, непереваренная клетчатка, креаторея, стеаторея, амилорея. панкреозиминовый тест: уровень панкреатисеских ферментов в сыворотке крови по сравнению с исходным возрос на 50%. Сахар крови-3,5 ммоль/л Ультрозвуковое исследование поджелудочной железы: неоднородность структуры поджелудочной железы с участками повышенной эхогенности, кальциноз железы. Дуоденография в условиях гипотонии- на обзорной рентгенограмме-обызвестление поджелудочной железы; Определение панкреатической эластазы кала-100мкг/г кала Вопросы к задаче: 1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз по классификации ВОЗ. Какие факторы риска имеются у больной? 2. Перечислите клинические синдромы. 3. Каковы патогенетические механизмы заболевания у данной больной? 4. Определите степень тяжести экзокринной недостаточности. 5. Назначьте и обоснуйте лекарственную терапию. 6. Дайте рекомендации по образу жизни. Эталоны ответов к задаче:
4.Учитывая данные определения панкреатической эластазы кала-100мкг/г кала- экзокринная недостаточность средней степени. Норма 200-500мкг/г кала; 200-100мкг/г кала - легкая или средняя степень экзокринной недостаточности. 5.Исходя из патогенеза, следует назначить голод в течение 1-3 дней; в дальнейшем диета №5п, блокаторы Н2-гистамиовых рецепторов (фамотидин) или блокаторы протонной помпы (омепразол)-для уменьшения секреторной функции поджелудочной железы; подавление секреции-(сандостатин или октреотид); ингибиторы протеолиза ткани поджелудочной железы(трасилол, контрикал,гордокс); снижение давления в просвете ДПК (домперидон); купирование болевого синдрома (кетонал, трамадол, спазмолитики); лечение внешнесекреторной недостаточности (креон, мезим-форте, эрмиталь); восстановлениемводно-электролитного баланса; стимуляция репаративных прцессов и усиление продукции эндогенных ингибиторов протеаз показано назначение на фоне высокобелковой диеты анаболических стероидных препаратов (ретаболил, метандростенолон); витаминотерапия. 6. Полный отказ от алкоголя, правильное питание (исключение тяжелых животных жиров, острых приправ), адекватная поддерживающая терапия.
читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы обучающихся, учебная лаборатория, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики, модуль практических навыков, компьютерный класс.
Литература:
Подпись автора методической разработки. |
Методические указания для обучающихся (для практических занятий)... Тема и ее актуальность. Ибс. Инфаркт миокарда (ИМ) острое заболевание, обусловленное возникновением одного или нескольких очагов... |
Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу... |
||
Методические указания по выполнению практических занятий оп. 10.... Методические указания по выполнению практических работ // Составитель Г. Ц. Ольшевская – Омск: бпоу оо опэк 2016. с. 62 |
Методические указания для выполнения практических занятий по общей... Методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий по биологии студентами средних специальных учебных... |
||
Методические указания по проведению практических занятий для мдк... Правила внутреннего распорядка и техника безопасности при выполнении практических работ |
Аннотация программы дисциплины «поликлиническая терапия» Направление... Цель: соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту высшего... |
||
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской... |
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской... |
||
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине... М 545 Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология» для студентов педиатрического... |
Методические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных... Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02 |
||
Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий... |
Методические указания по организации лабораторных работ и практических... Методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических умений и навыков по мдк.... |
||
Методические рекомендации для студентов для самостоятельной работы.... Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики башкортостан |
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Иностранный язык» «Иностранный язык». Настоящие методические указания содержат темы практических занятий, цели, а также разноплановые задания, которые... |
||
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» / С. Б. Олифер, Н. В. Челохьян, А. В. Малых; Рост... |
Методические указания для теоретических, лабораторно- практических... ... |
Поиск |