Скачать 0.82 Mb.
|
Министерство образования Красноярского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических занятий по МДК 05.02. Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты в рамках ПМ 05 «Выполнение работ по рабочей профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах» для студентов 2 курса специальности 21.02.04 Землеустройство Автор: Дмитриева Ю.Н. 2016 Аннотация В данных методических указаниях изложены: основное содержание, виды практических занятий и этапы их выполнения. Рекомендованы необходимые приложения и материалы, для наиболее качественного выполнения лабораторно-практических занятий. Даны рекомендации по выполнению комплекса инструментальных работ, указан порядок выполнения заданий. Методические указания предназначены для студентов специальности 21.02.04 Землеустройство, обучающихся в специальных профессиональных учебных заведениях. Объем: 66 стр. Рецензия На «Методические указания по выполнению практических занятий по МДК 05.02. Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты, в рамках ПМ 05 «Выполнение работ по рабочей профессии 12192 Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах», разработанные преподавателем общепрофессиональных землеустроительных дисциплин КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж» Дмитриевой Ю.Н. На современном этапе развития современного геодезического оборудования, способов и методов осуществления съемки вопросы совершенствования знаний и методики работы не только на поверхности земли, но и в ее недрах, являются основополагающими. В настоящей работе учтены и рекомендованы студентам приемы и порядок выполнения работы: с точным геодезическим оборудованием; методами и способами съемки, применимыми на различных месторождениях. Просматриваются разнообразные методы закрепления знаний и умений студентов, среди них - метод проверки знаний повышенного уровня сложности, работа с ИКТ. Предложенные для выполнения практические занятия являются актуальными и разработаны с учетом требований ФГОС, а именно с учетом освоения профессиональных и общих компетенций. Изложение материала представлено в краткой лаконичной форме с оптимальным объемом пояснений для студентов, с соблюдением принципа самостоятельности и управляемости работы студентов. Методические указания предназначены для студентов специальности 21.02.04 Землеустройство. Рецензент: ___________ О.В. Басенко преподаватель специальных землеустроительных дисциплин Содержание Введение 5 1. ПЗ №1. Тахеометр, строение, методика работы 9 2. ПЗ № 2. Оптические теодолиты, методика вынесения проектного угла 12 3. ПЗ № 3. Гелиотроп, фонарь, отражатель, строение, функциональное назначение 15 4. ПЗ № 4. Лазерные и световые указатели направления 18 5. ПЗ № 5. Деформация зданий и сооружений, виды, причины, применяемое оборудование 20 6. ПЗ № 6. Эхолоты, строение, методика работы 22 7. ПЗ № 7. Измерение глубины скважины 25 8. ПЗ № 7. Измерение элементов искривления оси скважины 27 9. ПЗ № 8. Стереоскоп. Дешифрирование снимков 29 10. ПЗ № 9. Дешифрирование аэрофотоснимков 33 11. ПЗ № 10. Перенесение результатов дешифрирования на маркшейдерские планы 35 12. ПЗ № 11. Профилограф, классификация, строение 37 13. ПЗ № 12. Приборы, применяемые для измерения длин линий на поверхности и в подземных горных выработках 39 14. ПЗ № 13. Приспособления для установки и центрирования теодолита 43 15. ПЗ № 14. Измерение горизонтальных и вертикальных углов при подземной съемке 46 16. ПЗ № 15. Подготовка приборов к работе 49 17. ПЗ № 16. Техника производства полевых измерений при поиске ИПК 51 18. ПЗ № 17. Вспомогательные технические средства 53 Заключение 55 Приложение 57 Приложение 1. «Лазерные и световые указатели направления» 57 Приложение 2. «Деформация зданий и сооружений» 62 Приложение 3. «Космоснимки» 66 Введение На современном этапе развития современного геодезического оборудования, способов и методов осуществления съемки, вопросы совершенствования знаний и методики работы не только на поверхности земли, но и в ее недрах, являются основополагающими. Маркшейдерское дело - область горной науки и производства, представляющая собой комплекс методов, способов и средств пространственно-геометрических измерений, выполняемых при разведке месторождений полезных ископаемых, проектировании, строительстве, эксплуатации, ликвидации (реконструкции, консервации) горных предприятий и других объектов. Маркшейдер постоянно работает с точными измерительными приборами (оптическими и электронными теодолитами, тахеометрами, нивелирами, спутниковыми системами). С их помощью он ведет замеры горных выработок, задает направления, куда должны идти горняки и строители. По результатам своих замеров он выполняет большой объем вычислений, составляет графическую документацию (чертежи) выполненных горных и строительных работ, вычисляет их объемы. Методические указания предусматривают приемы и порядок выполнения работы: с точным геодезическим оборудованием; методами и способами съемки, применимыми на различных месторождениях; графической части. В методических указаниях, последовательно описаны этапы проведения работ, их содержание, порядок расчетов и принципы обоснования принимаемых решений. В изложение включена самая необходимая информация, незаменимая для выполнения практических работ, тем самым способствуя минимальной затрате времени студентов на подбор необходимой справочной литературы. Предложенные для выполнения практические занятия являются актуальными, и разработаны с учетом требований ФГОС, а именно с учетом освоения профессиональных компетенций для 3 разряда: ПК 3.2. Проверять и устанавливать на точке (пункте) наблюдения топографо-геодезические и маркшейдерские приборы и инструменты; ПК 3.4.Находить исходные пункты и выбирать переходные точки; ПК 3.7. Работать с гелиотропом, фонарем и отражателями; ПК 3.8. Хранить и ухаживать за отражателями, аккумуляторами и элементами питания; ПК 3.9. Выполнять метеорологические измерения на пунктах расположения отражателей; ПК 3.10. Проверять оптические приборы. Для 4 разряда: ПКд 4.1.Проводить промеры для съемок шельфа, внутренних водоемов и морей; ПК 4.2. Устанавливать высокоточные оптические приборы на месте наблюдения, снимать отсчеты по номограмме; ПК 4.3. Вести техническую документацию и обрабатывать результаты полевых наблюдений; ПК 4.4. Выносить и закреплять абсолютный и условный горизонты; ПК 4.5. Проводить контрольные проверки горизонтального и вертикального положения конструкций. ПКд 4.6. Выполнять топографо-геодезические и маркшейдерские измерения высокоточными приборами вертикального визирования на строительно-монтажных работах; ПКд 4.7.Замерять и проверять геометрические параметры строительных конструкций; Общие компетенций: ОК 1. Понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6. Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7. Перенесение на себя ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Изложение материала представлено в краткой лаконичной форме с оптимальным объемом пояснений для студентов, с соблюдением принципа самостоятельности и управляемости работы студентов. Методические указания предназначены для студентов специальности 21.02.04 Землеустройство. Перечень практических занятий по МДК 05.02. «Маркшейдерско-геодезические приборы и инструменты» При выполнении практических занятий необходимо соблюдать правила техники безопасности: - при работе с геодезическим оборудованием аккуратно устанавливать прибор в рабочее положение, аккуратно пользоваться наводящими и подъемными винтами; - при использовании стереоскопа, работать на ровных поверхностях, избегая резких движений. Перечень материалов, используемых при выполнении практических занятий: - письменные принадлежности; - микрокалькулятор; - масштабная линейка; - циркуль измеритель. Практическое занятие № 1 Тема: Тахеометр, строение, методика работы Цель: овладеть практическими приемами выполнения включения и начальных установок тахеометра 3Та5Р. Вырабатываемые умения и навыки: выполнение включения и начальных установок тахеометра 3Та5Р. Осваиваемые ПК и ОК: ПК 3.2. Проверять и устанавливать на точке (пункте) наблюдения топографо-геодезические и маркшейдерские приборы и инструменты; ПК 3.9. Выполнять метеорологические измерения на пунктах расположения отражателей; ПК 3.10. Проверять оптические приборы. ПК 4.1. Устанавливать высокоточные оптические приборы на месте наблюдения, снимать отсчеты по номограмме; ОК 1. Понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несение за них ответственности. Норма времени: 4 часа Материалы и оборудование: комплект тахеометра 3Та5Р, рабочая тетрадь, инструкционные карты. Литература: Геодезия в маркшейдерском деле Чекалин С. И. Геодезия в маркшейдерском деле: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2012. – 543 с. Контрольные вопросы:
Порядок выполнения работы: 1. Изучение методических указаний. 2. Анализ методики выполнения включения тахеометра и начальных установок в парах. 3. Сдача включения и последовательность начальных установок преподавателю. Методические указания: 1. Подключение источника питания и карты памяти Подсоединить источник питания к тахеометру. Карту памяти установить без усилия до упора в узел 8 сопряжения с картой памяти. При правильной установке карты памяти 3 кнопка инжектора 1 будет находиться в отжатом состоянии. Устанавливать и извлекать карту памяти при выключенном тахеометре! 1.1. Включение ![]() Отвести зрительную трубу тахеометра от горизонтального положения вниз на угол 20°. Включить тахеометр нажатием красной кнопки, удерживать кнопку в нажатом состоянии 1-2 с до высвечивания на дисплее надписи: Через 3 с высвечивается сообщение о состоянии карты памяти: -"Карта памяти не найдена" - выключить тахеометр и установить карту памяти в узел сопряжения с картой памяти; "Батарея разряжена" - заменить батарею в карте памяти; "Включена защита записи" - убрать защиту; "Карта памяти в норме". Надпись через 3 с гаснет, и на дисплее высветится шаблон режима измерений, который был установлен при предыдущем включении тахеометра. При необходимости выбрать шаблон дисплея последовательным нажатием кнопки ▼. Подтвердить выбор нажатием кнопки ![]() На дисплее высветится сообщение "Не определен индекс". Плавно, без рывков, качнуть зрительную трубу вверх, затем вниз относительно горизонта на угол 20°. На дисплее вместо сообщения "Не определен индекс'' высветится текущее значение горизонтального угла. На данную операцию следует обратить особое внимание. Последовательность выполнения включения обязательна. Значения вертикального угла при визировании на одну и ту же точку при "КЛ” и "КП" не должны отличаться более чем на 7". В противном случае необходимо выполнить калибровку. Для включения подсветки дисплея нажать кнопку. 2 ![]() 2.1 Ввод поправок на измерение расстояния 2.1.1 Ввод метеоданных (ВВОД Т.Р.) Погрешность результата измерения расстояния зависит от погрешности определения температуры воздуха и атмосферного давления. Погрешность определения температуры в 1 °С приводит к дополнительной погрешности измерения расстояния, выражающейся величиной 1,0×10-6×D, погрешность определения давления в 0,75 мм рт.ст. — к подобной погрешности, выражающейся величиной 0,5×10-6×D, где D - значение измеренного расстояния в миллиметрах. ![]() При измерении больших расстояний или при большом перепаде высот между точками стояния тахеометра и отражателя метеоданные необходимо измерять как на точке стояния тахеометра, так и на точке стояния отражателя. В ![]() тахеометр следует вводить средние значения измеренных температур и давлений. Установить режим ввода метеоданных. На дисплее высвечиваются символы Т и Р и значения, хранящиеся в памяти тахеометра после проведения предыдущих измерений. Н ![]() ![]() ![]() ![]() Набрать значение атмосферного давления в мм рт. ст. и ввести в память тахеометра нажатием кнопки ![]() Для изменения введенных значений температуры воздуха и атмосферного давления ввести в том же порядке новые значения в режиме ввода метеоданных. При наборе нового значения прежнее значение стирается. При изменении одного из параметров необходимо подтвердить неизмененное значение другого параметра нажатием кнопки ![]() ![]() Зачетное задание: Результатом проделанной работы является сданные преподавателю включение и начальные установки. Практическое занятие № 2 |
![]() | Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02 | ![]() | Методические указания по выполнению практических работ // Составитель Г. Ц. Ольшевская – Омск: бпоу оо опэк 2016. с. 62 |
![]() | Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу... | ![]() | Методические указания по выполнению практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы по мдк... |
![]() | Методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических умений и навыков по мдк.... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит... |
![]() | Правила внутреннего распорядка и техника безопасности при выполнении практических работ | ![]() | Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий... |
![]() | Мдк 04. 01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий | ![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 18. 02. 09 Переработка нефти и газа в соответствии с требованиями... |
![]() | Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики | ![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 38. 02. 08 Банковское дело в соответствии с требованиями... |
![]() | Современный автомобиль — дорогое, сложное, постоянно совершенствуемое техническое средство. Для обслуживания такого автомобиля... | ![]() | «Иностранный язык». Настоящие методические указания содержат темы практических занятий, цели, а также разноплановые задания, которые... |
![]() | Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» / С. Б. Олифер, Н. В. Челохьян, А. В. Малых; Рост... | ![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 21. 02. 03 Сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов... |
Поиск |