Литературный язык и культура речи


Скачать 0.5 Mb.
Название Литературный язык и культура речи
страница 1/4
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4
ТЕМА № 1
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Литературный язык – исторически сложившаяся высшая, образцовая форма национального языка, обработанная и нормированная мастерами слова.

Литературному языку противостоят

  • диалект – разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории (напр., бабýры (грибы) вместо сморчки);

  • жаргон – разновидность языка, используемая для устного непринужденного общения представителей узкой социальной прослойки или группы (напр., молодежный жаргон: клёво, прикол, круто; компьютерный жаргон: клава);

  • просторечие: социальное просторечие – речь малообразованных, чаще пожилых носителей языка (напр., колидор, шóфер) и функционально-стилистическое просторечие – языковые средства со сниженной стилистической окраской (напр., папаша, наяривать).

Культура речи – учение о содержании и стиле эффективной и образцовой речи, ее основных коммуникативных качествах.

Основными аспектами культуры речи являются коммуникативный, нормативный, этический.

Задание № 1. Распределите данные слова по группам в зависимости от сферы употребления: а) книжно-письменные, б) разговорные, в) межстилевые, нейтральные.

Афишировать, валерьянка, воришка, главный, гора, дилемма, доступный, красотка, лифт, малыш, работяга, регресс, сидеть, третировать, угробить, фамильярничать.
Задание № 2. Прочитайте пословицы о языке. Прокомментируйте каждую из них.

1. Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. 2. Язык без костей, а кости ломает. 3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 4. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 5. Лишнее говорить – себе вредить.

Задание № 3. В одной аудитории преподаватель сообщает об «усталом человеке», в другой он «ухайдаканный», в третьей – у него «силы на исходе», в четвертой – «котелок не варит». Определите, какой аудитории может (и может ли по этическим соображениям) быть предложен каждый из вариантов?

Задание № 4. Определите, в каких сферах общения (бытовое, официально-деловое и т.д.) могут быть использованы следующие фразеологизмы, крылатые выражения.

Держать в курсе, зайти в тупик, звезда первой величины, плясать под чью-то дудку, пожинать плоды, вгонять в краску, становиться на дыбы, становиться поперек пути, войти в силу, встречать в штыки, подавать надежду, не ударить лицом в грязь, сесть на мель.

Задание № 5. В разговоре с другом или другим близким человеком опишите какое-либо событие или предмет, один факт, используя лексику разговорной речи.

Задание № 6. Работая в составе творческих групп, подготовьте небольшое сообщение на темы (по выбору):

1. «Язык и речь в жизни человека». (Старайтесь, чтобы понятия язык и речь были четко разделены).

2. «Нужно ли современному человеку владеть основами культуры речи?» (Ответ аргументируйте.).

Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Напишите, какими, на ваш взгляд, тридцатью словами могла бы обходиться современная Эллочка Щукина (героиня Ильфа и Петрова)? Обсудите варианты в творческих группах.

Задание № 8. Напишите эссе на тему «Причины сегодняшней «атаки» жаргонизмов и вульгаризмов на русскую речь».


ТЕМА № 2
НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Языковая норма – совокупность образцовых, общепризнанных и наиболее предпочитаемых языковых элементов, т.е. правила использования речевых средств (произносительных, лексических, грамматических, стилистических), принятые в данную эпоху в общественно-языковой практике образованных людей.

Признаки норм современного русского языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Различают обязательные нормы (напр., недопустимы формы «ляжь», «красивше») и вариантные (напр., «творóг» и «твóрог»).

Основные виды норм: орфоэпические и акцентологические, грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, стилистические.
Задание № 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Патриарх ТЮЗа Александр Александрович Брянцев рассказывал об одном телефо..ом разговоре. Ему н..ожида..о позвонили из школы: «Вам звóнит пр..п..д..вательница …» – «Не верю!» – пр..рвал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снов.. звонок, и снов.. : «Вам звóнит пр..п..д..вательница …» – «Не верю!» – и трубка опять повеш..на. В третий раз звонок: «Товарищ Брянцев, вам звóнит пр..п..д..вательница … . Почему вы не верите?» – «Не верю, чтобы пр..п..д..ватель мог так н..правльно говорить …» – ответил А.А. Брянцев.
Задание № 2. Заполните данную таблицу до конца. Приведите примеры действия всех видов норм. Укажите возможные нарушения.

Правила

Нормы

ударения

акцентологические

произношения

орфоэпические

употребления слов




устойчивых сочетаний слов




образования слов




образования грамматических форм




объединения слов в словосочетания и предложения




написания слов




постановки знаков препинания в предложении




Задание № 3. Прочитайте фрагмент повести В. Войновича «Путем взаимной переписки». Какие нормы литературного языка нарушены в письме героини произведения?

Погоды у нас стоят холодные, много снега. Старики говорят, что урожай будет обильный. Берне вступил в партию КПСС, потому что перевели его на бухгалтера и работа очень ответственная. Ваня, ехайте скорее, мама напекет пирогов с грибами, они вас дожидаются. К сему остаюсь с приветом. Ваша Люда.
Задание № 4. Обратитесь к словарям и выпишите все возможные пометы, касающиеся языковых норм. Укажите примеры.

Задание № 5. Назовите возможные, на ваш взгляд, причины изменения языковых норм. Оцените современную речевую ситуацию и приведите примеры изменчивости норм.

Задание № 6. Писатель А. Югов, протестуя против строгого следования языковым нормам, воскликнул: «Русский язык сам собой правит!» Согласны ли вы с этим утверждением? Работая в творческих группах, подготовьте аргументированное обсуждение проблемы «Так ли уж важно следовать нормам родного языка?»

Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Исправьте текст делового письма бизнесмена бывшему сокурснику. Какие нормы нарушены в данном тексте?
Уважаемый Иван Иванович!

Сообщаю тебе, что фишка с поставкой компьютеров не прошла. Посылай бабки, лучше зеленые. Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.

С приветом президент компании Петров

Задание № 8. Приведите свои примеры употребления норм в речи.

ТЕМА № 3
ФОНЕТИКО-ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Фонетико-орфоэпические нормы – правила литературного произношения и ударения.

Произносительные нормы изучает специальная отрасль филологии – орфоэпия. В безударном положении все гласные в русском языке редуцируются, т.е. произносятся с ослабленной артикуляцией, менее четко и длительно, а иногда заменяются другими гласными (напр., авт[а]нóмия). Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского языка. Но в некоторых иностранных словах звук [о] сохраняется и в безударном положении (напр., [о]áзис, какá[о]). Также в некоторых случаях сохраняется твердость согласных перед [е], что не свойственно для норм русского языка (напр., кр[э]до, код[э]кс).

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания акцентология. Ударение в русском языке может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Также оно может быть подвижным и неподвижным (напр., нест′и – нёс – неслá, но торт – т[ó]рты – т[ó]ртов). Языковая норма допускает варианты ударений: равноправные (напр., л[ó]сось и лос[ó]сь); один из вариантов признается основным, другой допустимым (напр., кулин[á]рия и доп. кулинар[′и]я); различающиеся в бытовой и профессиональной сферах (напр., к[ó]мпас и проф. комп[á]с).

Задание № 1. Расставьте ударение в данных словах. Выделите слова с вариантами ударений, объясните особенности.

Бармен, валовой, вероисповедание, газопровод, дефис, диспансер, джинсовый, договор, документ, жалюзи, индустрия, инсульт, каталог, квартал, коклюш, колледж, кулинария, кухонный, маркетинг, маркировать, мышление, некролог, нормировать, обеспечение, одновременно, оптовый, откупорить, партер, пиццерия, премировать, принудить, свекла, сливовый, созвонимся, статуя, творог, трансфер, украинский, упрочение, феномен, хаос, ходатайствовать, щавель, эксперт.
Задание № 2. Образуйте множественное число от данных существительных, расставьте ударение.

Аэропорт, бант, бинт, блюдо, директор, договор, кран, крем, порт, профессор, ректор, сирота, средство, страховщик, торт, тренер, шарф, шофер.
Задание № 3. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами.

Обходной – обходный; клубы – клубы; броня – броня; развитой – развитый – развитый; наголо – наголо; видение – видение; проклятый – проклятый; переносной – переносный; призывной – призывный; характерный – характерный; чудной – чудный.
Задание № 4. Укажите, какой звук, [′о] или [′э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты.

Афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололедица, длинношерстный, желчный, женоненавистник, истекший, маневр, планер, поблескивать.
Задание № 5. Прочитайте данные ниже слова, обратите внимание на произношение выделенных согласных.

Акциз, булочная, враг, взяточник, городской, господин, двадцать, докладчик, доносчик, дрожжи, катиться, конечно, легко, модернизм, низший, Никитична, образчик, позже, пшеничный, сжарить, скучно, что, яичница.
Задание № 6. Прочитайте данные предложения вслух. Обратите внимание на ударение в выделенных словах.

1. Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2. Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям. 3. Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку по этому вопросу. 4. Анна Ильинична всегда угощала нас чаем со свежим ароматным вареньем. 5. К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга. 6. Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений. 7. Зная конъюнктуру рынка, специалисты по маркетингу покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.

Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Пользуясь словарем, разделите данные слова на группы: а) с мягким произношением е, б) с твердым произношением е.

Бартер, бассейн, декада, декан, деликатес, депрессия, депрессия
детектив, детектив, интервью, компрессия, компьютер, кодекс, кредо, ксерокс, лазер, менеджер, менеджер, модель, патент, пенсне, пресса, свитер, сессия, стресс, тезис, темп, тент, терапевт, термин, термос, террор, тест, тренинг, флешь, фонетика, энергия.
Задание № 8. Образуйте краткие формы прилагательных, поставьте ударение, укажите акцентологические варианты. Проверьте по словарю.

Бледный, быстрый, высокий, глубокий, дешевый, полный, правый, старый, широкий, белый, долгий.

ТЕМА № 4
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это а) правила выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; б) употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке; в) уместность его использования в той или иной ситуации.

Одна из основных лексических норм русского языка –  точное знание значений слова и уместное, мотивированное использование его в речи.

Лексическая сочетаемость – способность слова вступать в сочетания только с отдельными словами данного семантического класса (напр., пучок салата, вязанка дров, но не букет салата, вязанка цветов). Нарушение лексической сочетаемости нередко возникает при использовании паронимов.  Паронимы - близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории и имеющие разные лексические значения (напр., сытый - сытный). 

Выразительности, точности, логичности речи способствует использование синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

При выборе слова следует также учитывать сферу его распространения. Ограниченными сферой употребления являются архаизмы и историзмы, неологизмы, термины и профессионализмы, диалектная, иноязычная, профессиональная лексика.

Ухудшает речь речевая избыточность (напр., год тому назад). Плеоназм – употребление близких по смыслу и потому излишних слов (напр., главная идея, ценные сокровища). Разновидностью плеоназма считают тавтологию – немотивированное повторение однокоренных слов (напр., спросить вопрос). Скрытой тавтологией является соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (напр., прейскурант цен). 

Задание № 1. Составьте словосочетания или предложения:

а) с синонимичными глаголами

исправлять – устранять; осуществлять – выполнять; повышать – усиливать; реализовать, осуществить, выполнить, продать; функционировать, работать; поддержать, помочь, подкрепить

б) с синонимичными прилагательными

долгий – продолжительный – длинный – долговременный – длительный

в) с синонимичными существительными

дефект – недостаток – изъян; функция – обязанность – назначение – работа
Задание № 2. Устраните речевую избыточность.

1. Участники проекта рассказали о перспективах на будущее. 2. На совещании был зафиксирован полный кворум. 3. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 4. Необходимо представить отчет за истекший период времени. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 6. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур. 7. Данное товарищество начало свою деятельность два года тому назад. 8. За выполнение услуг, оговоренных в договоре, заказчик производит оплату согласно прейскуранту цен на день оказания услуг. 9. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки. 10. На семинаре автор изложил главную суть своей работы.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ


  • Активное использование в устной и письменной формах деловой речи терминов – слов или словосочетаний, которым присвоено определенное научное или специальное значение (напр., лизинг, инкассо).

  • Использование в устной деловой речи профессионализмов – стилистически сниженных, разговорного характера слов и словосочетаний, являющихся дублетами, синонимами терминов (напр., нал, растаможка).

  • Употребление большого количества существительных, называющих лицо по профессии, должности, званию (напр., юрист, декан, полковник), а также по временному действию или доминантному признаку (напр., истец, квартиросъемщик).

  • Использование готовых речевых формул – клише (напр., доводим до Вашего сведения; не можем предоставить Вам).

  • Явное преобладание имен существительных.

  • Использование аббревиатур (напр., ЗАО, ГОСТ).

! К явным недостаткам деловой речи относится использование в ней слов-паразитов (напр., как бы, так сказать, понимаете, значит, вот, скажем так).
Задание № 3. К данным профессионализмам подберите эквивалент (термин), употребляющийся в письменной деловой речи.

Бегунок, безнал, накрутка, нал, неучтенка, платежка, оперативка, разброска (товара), страховка, шапка.
Задание № 4. Отредактируйте предложения, заменив разговорно-жаргонную лексику книжной.

1. Приемка продукции по качеству и количеству осущест­вляется на основании Инструкций Госарбитража. 2. Налоги с каждой автомашины взимаются с учетом суммы растаможки. 3. За несвоевременную выплату неустойки сторо­ны уплачивают штрафные санкции в размере 1% от невозвращенной суммы за каждый день просрочки. 4. Спе­циалист обязуется произвести работы по наладке и под­гонке оборудования. 5. Покупатель уплачивает Продавцу штраф за растяжку платежей в размере 2% от стоимости товара за каждый день. 6. Сообщаем, что оплачивать торговую накидку в размере 25% мы не будем, так как договор с Роскнигой подписан нами не был.
Задание № 5. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в деловых бумагах, на стилистически нейтральные, имеющие то же значение.

Каковой, вышепоименованный, на предмет, при сём, прошу не отказать, вверенный Вам отдел, в настоящем письме, сим отношением, настоящим подтверждаем, уведомляем Вас.

Задание № 6. Найдите в предложениях лексические ошибки и объясните их. Запишите правильный вариант.

1. В договоре мы опирались на вышепоименованный документ. 2. Все, о чем говорил докладчик, – моменты одной концепции. 3. Командировочный прибыл в указанное время. 4. Решение было принято без согласованности с общественностью. 5. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе носят удовлетворительный характер. 6. В данном соглашении следует учитывать следующие факторы. 7. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда.


Материал для самостоятельной работы
Задание № 7. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Проверьте свой выбор по словарю.

а) допустить ошибку, допустить недоделки, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить низкое качество изделий;

б) провести совещание, провести перестройку, провести контроль, провести оценку;

в) оказать содействие, оказать доверие, оказать воздействие, оказать внимание, оказать возражение;

г) повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить спрос, повысить выпуск изделий, повысить трудовую дисциплину.
Задание № 8. Подберите русскоязычный синоним к следующим иностранным словам или дайте их толкование.

Альянс, аудит, афера, бартер, бизнес, вакансия, вексель, гарантия, дебитор, демагогия, депозит, дивиденд, дилемма, дилер, дискредитация, имидж, инновация, инцидент, канон, катаклизм, кворум, компетенция, консенсус, конформизм, коррупция, котироваться, легитимный, лимит, лоббизм, маркетинг, менеджмент, менталитет, мониторинг, нонсенс, ноу-хау, рейтинг, резюме, реноме, ресурсы, стагнация, фиаско, форс-мажор, юрисдикция.

  1   2   3   4

Похожие:

Литературный язык и культура речи icon Конспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2005
Литературный язык и культура речи icon Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...
Литературный язык и культура речи icon Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...
Литературный язык и культура речи icon Учебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Данное пособие является составляющим элементом подготовки студентов-заочников по дисциплине «Русский язык и культура речи», реализующей...
Литературный язык и культура речи icon Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной...
«Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с учебной дисциплиной «Русский язык и культура речи» и Федеральными государственными...
Литературный язык и культура речи icon Дарья Голованова, Екатерина Михайлова Русский язык и культура речи Краткий курс
Дисциплина «Русский язык и культура речи» как раздел языкознания занимается качественным анализом высказываний и рассматривает следующие...
Литературный язык и культура речи icon Контрольная работа по дисциплине «русский язык и культура речи»
Течение семестра индивидуальную контрольную работу, предусмотренную программой изучаемой дисциплины «Русский язык и культура речи»....
Литературный язык и культура речи icon Тема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Литературный язык и культура речи icon Н. С. Лесков (3 ч.) -2 шт. I к
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» за 1 п/г – III к
Литературный язык и культура речи icon Культура русской речи
Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа норма—инфра...
Литературный язык и культура речи icon Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры
«Русский язык и культура речи», «Язык и искусство общения» (речевая часть). Пособие составлено в соответствии с программой указанных...
Литературный язык и культура речи icon Контрольная работа по дисциплине Русский язык и культура речи
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Литературный язык и культура речи icon Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23. 02. 01«Организация перевозок и управление на транспорте»
Литературный язык и культура речи icon Рабочая программа «русский язык и культура речи»
...
Литературный язык и культура речи icon Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
...
Литературный язык и культура речи icon 1. ц ель и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин, является базовой...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск