Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 2
Департамента здравоохранения города Москвы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»_
(наименование дисциплины)
Сестринское дело 34.02.01
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
про программе базовой подготовки
форма обучения очная
(уровень среднего профессионального образования)
МОСКВА
2015
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией
|
|
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Сестринское дело 34.02.01
(код, наименование профессии/ специальности)
|
(наименование комиссии)
Протокол №___
от «___» _________2015г.
|
|
|
|
|
Председатель ЦК
Кузнецова С.А.____________
|
|
Заведующая научно-методическим отделом
Волкова М.М.__________
|
|
|
|
|
|
|
Разработчик:
|
Кирюнова Ю.О.
|
преподаватель ГБОУ СПО «МК №2»
|
Рецензент:
|
Кузнецова С.А.
|
к.б.н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК №2»
|
|
Гордиенко О.В.
|
к.п.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка ГБОУ ВПО «Московского педагогического государственного университета»
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
стр.
|
4
6
15
18
|
1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с рабочим учебным планом по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;
Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширить знания по культуре речи;
Закрепить и расширить знания обучающихся о функциональных стилях речи, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника;
Способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
грамотно оформлять медицинскую документацию;
пользоваться справочниками, словарями русского языка;
использовать профессиональную лексику.
знать:
нормы русского литературного языка;
правила продуцирования текстов разных жанров.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 час, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 52 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
вид учебной работы
|
Объем часов
|
в учебном плане МК №2
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
78
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
52
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
52
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
26
|
в том числе:
|
|
групповая проектная работа
|
3
|
подготовка сообщений, докладов
|
3
|
работа со словарями и справочниками
|
5
|
составление схем и таблиц
|
3
|
подготовка публичного выступления
|
1
|
оформление документов
|
3
|
выполнение упражнений
|
6
|
написание конспектов, рецензий, аннотаций
|
2
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Культура речи. Нормы русского литературного языка.
48
Тема 1.1
Понятие культуры речи.
Нормативный аспект культуры речи.
Практическое занятие.
Понятие культуры речи. Язык и речь. Литературный язык: устная и письменная разновидности.
Нормативный аспект культуры речи. Языковая норма, виды норм, колебания норм. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи и речевого этикета.
4
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
составить небольшой текст о значении речи в профессии медицинского работника.
1
Тема 1.2.
Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.
Орфоэпические нормы русского литературного языка. Фонетика и орфоэпия. Основные фонетические единицы. Нормы произношения гласных и согласных звуков.
Акцентологические нормы русского литературного языка. Особенности русского ударения. Особенности ударения в медицинской терминологии. Интонация как средство языковой выразительности. Выстраивание собственной речи в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами русского литературного языка. Устранение орфоэпических, акцентологических ошибок и неточностей в своей устной речи.
6
2
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений;
записать в тетради медицинские термины, имеющие два варианта ударения.
2
Тема 1.3.
Орфографические нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.
Орфографические нормы русского литературного языка.
Принципы русской орфографии. Графические нормы, позиционный принцип русской графики.
Правописание терминов и слов, применяемых в медицинской практике.
Выстраивание собственной письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка. Устранение орфографических ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации.
6
2
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
работа с учебными текстами;
сгруппировать медицинские термины по видам орфограмм;
составление словаря «Мой медицинский словарик»;
в медицинских текстах найти графические ошибки, исправить их.
2
Тема 1.4.
Пунктуационные и синтаксические нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.
Пунктуационные нормы русского литературного языка. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные и синтаксические нормы. Основные правила употребления знаков препинания.
Синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление синонимических конструкций для выражения основных смысловых отношений. Стилистическая окраска синтаксических средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка.
Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации.
6
2
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
составление обобщающей таблицы «знаки препинания при обращениях»;
расстановка знаков препинания в тексте №1;
в предложенных текстах найти орфографические и пунктуационные ошибки, исправить их;
составление (или подбор) текстов на медицинскую тему, включающих наиболее сложные правила постановки знаков препинания;
исправление ошибок в тексте №2.
3
Тема 1.5.
Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.
Морфологические нормы русского литературного языка. Колебания норм, вариантность в форме слова. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.
Словообразовательные нормы русского литературного языка. Морфемика. Аббревиатуры, используемые в медицинской практике. Словообразовательные нормы. Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка. Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в своей речи.
6
2
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка сообщения об основных способах образования слов в русском языке;
расшифровать медицинские аббревиатуры.
3
Тема 1.6.
Лексические нормы русского литературного языка. Фразеология. Лексикография.
Практическое занятие.
Лексические нормы русского литературного языка. Лексика. Стилистически окрашенная лексика. Медицинские термины. Устранение в речи медицинских жаргонизмов.
Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др.
Фразеология. Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов. Медицинские фразеологизмы. Использование профессиональной медицинской лексики, терминологии и фразеологии в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами. Устранение лексических и фразеологических ошибок и неточностей в своей речи.
Лексикография. Основные типы словарей. Словари медицинских терминов. Использование справочников, словарей русского языка в профессиональной деятельности. Контрольная работа.
6
2
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка мультимедийной презентации на тему: «Выдающиеся филологи – врачи »;
составление профессиональных текстов с использованием предложенной лексики;
работа со словарем медицинских терминов;
объяснение значения медицинских фразеологизмов.
3
Раздел 2.
Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи.
30
Тема 2.1.
Особенности научного стиля речи.
Практическое занятие.
Научный стиль речи. Функциональные стили языка. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата. Создание текстов различных типов и жанров научного стиля. Использование профессиональной медицинской лексики в текстах научного стиля. Структура и оформление студенческих работ. Структура и оформление студенческих работ.
4
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
составление сложного плана научной статьи из профессиональных журналов «Сестринское дело», «Медицинская сестра»;
подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях;
создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.);
написать рецензию на медицинскую статью из профессионального журнала.
3
Тема 2.2.
Особенности официально-делового стиля речи.
Практическое занятие.
Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля.
Оформление медицинской документации в соответствии с нормами русского литературного языка. Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля.
4
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
составление деловых документов (резюме, заявление, доверенность, инструкция и др.);
заполнение медицинских документов;
подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.
3
Тема 2.3.
Особенности публицистического стиля речи.
Практическое занятие.
Публицистический стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Этика публичного выступления.
Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля.
4
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией на тему здорового образа жизни;
написание заметки о жизни известного врача;
подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.
3
Тема 2.4.
Особенности разговорного стиля речи.
Практическое занятие.
Разговорный стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Особенности речевого этикета при общении с пациентом. Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля.
Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения.
Дифференцированный зачет.
6
2
2
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
составление диалога «Медсестра – пациент»;
подготовка докладов о коммуникативных качествах речи на материалах текстов по специальности;
подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.
3
Всего:
в т.ч. самостоятельная работа
78
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2005.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика, текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 – 11 кл.. – М.: Просвещение – 2005.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Русский язык в 10 – 11 классах. – М.: Просвещение – 2010.
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
5. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976.
6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е издание. – М., 1993.
8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1980.
9. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
10. Матвеев В.Ф. Основы медицинской этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989.
11. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991.
12. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002.
13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1985.
14. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2001.
15. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
16. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980.
17. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.
Дополнительные источники:
1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
2. Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: «АТЕМП», 2004. – 944с.
3. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. – 944 с.
4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 832 с.
5. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с.
6. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 847 с.
6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2006. – 350с.
Информационные электронные ресурсы: интернет, обучающие и контролирующие программы
1. portal@gramota.ru
2. http://www.slovari.gramota.ru
3. http://www.slovari.ru
4. www.yamal.org//ook
5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm
6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических и словарных диктантов, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, сообщений, мультимедийных презентаций, групповых проектных работ.
-
-
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
(по итогу, т.е. содержанию зачету)
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
|
- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
|
устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: словарный диктант; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
|
- создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
|
устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в парах.
|
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
|
письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант.
|
- грамотно оформлять медицинскую документацию;
|
письменный контроль: составление документов.
|
- пользоваться справочниками, словарями русского языка;
|
индивидуальный и групповой контроль, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты.
|
- использовать профессиональную лексику.
|
устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, тестовые задания.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
|
- нормы русского литературного языка;
|
Дифференцированный зачет.
|
- правила продуцирования текстов разных жанров.
|
|
|