Рабочая программа «русский язык и культура речи»


Скачать 188.39 Kb.
Название Рабочая программа «русский язык и культура речи»
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа


Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж № 2

Департамента здравоохранения города Москвы»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»_

(наименование дисциплины)

Сестринское дело 34.02.01

(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)

про программе базовой подготовки

форма обучения очная

(уровень среднего профессионального образования)

МОСКВА

2015


ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией






Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

Сестринское дело 34.02.01

(код, наименование профессии/ специальности)

(наименование комиссии)


Протокол №___

от «___» _________2015г.
















Председатель ЦК
Кузнецова С.А.____________





Заведующая научно-методическим отделом
Волкова М.М.__________























Разработчик:

Кирюнова Ю.О.


преподаватель ГБОУ СПО «МК №2»


Рецензент:

Кузнецова С.А.

к.б.н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК №2»





Гордиенко О.В.

к.п.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка ГБОУ ВПО «Московского педагогического государственного университета»





СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


стр.

4

6
15

18



1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с рабочим учебным планом по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  1. Закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;

  2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов, а также расширить знания по культуре речи;

  3. Закрепить и расширить знания обучающихся о функциональных стилях речи, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника;

  4. Способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;

  • создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;

  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;




  • грамотно оформлять медицинскую документацию;

  • пользоваться справочниками, словарями русского языка;

  • использовать профессиональную лексику.


знать:

  • нормы русского литературного языка;

  • правила продуцирования текстов разных жанров.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 час, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 52 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 26 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

вид учебной работы

Объем часов

в учебном плане МК №2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:




практические занятия

52

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:




групповая проектная работа

3

подготовка сообщений, докладов

3

работа со словарями и справочниками

5

составление схем и таблиц

3

подготовка публичного выступления

1

оформление документов

3

выполнение упражнений

6

написание конспектов, рецензий, аннотаций

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Культура речи. Нормы русского литературного языка.

48
Тема 1.1

Понятие культуры речи.

Нормативный аспект культуры речи.
Практическое занятие.

Понятие культуры речи. Язык и речь. Литературный язык: устная и письменная разновидности.

Нормативный аспект культуры речи. Языковая норма, виды норм, колебания норм. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи и речевого этикета.

4

2
2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • составить небольшой текст о значении речи в профессии медицинского работника.

1
Тема 1.2.

Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.

Орфоэпические нормы русского литературного языка. Фонетика и орфоэпия. Основные фонетические единицы. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

Акцентологические нормы русского литературного языка. Особенности русского ударения. Особенности ударения в медицинской терминологии. Интонация как средство языковой выразительности. Выстраивание собственной речи в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами русского литературного языка. Устранение орфоэпических, акцентологических ошибок и неточностей в своей устной речи.

6

2

2

2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений;

  • записать в тетради медицинские термины, имеющие два варианта ударения.

2
Тема 1.3.

Орфографические нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.

Орфографические нормы русского литературного языка.

Принципы русской орфографии. Графические нормы, позиционный принцип русской графики.

Правописание терминов и слов, применяемых в медицинской практике.

Выстраивание собственной письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка. Устранение орфографических ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации.

6

2

2
2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • работа с учебными текстами;

  • сгруппировать медицинские термины по видам орфограмм;

  • составление словаря «Мой медицинский словарик»;

  • в медицинских текстах найти графические ошибки, исправить их.

2


Тема 1.4.

Пунктуационные и синтаксические нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.

Пунктуационные нормы русского литературного языка. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные и синтаксические нормы. Основные правила употребления знаков препинания.

Синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление синонимических конструкций для выражения основных смысловых отношений. Стилистическая окраска синтаксических средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка.

Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации.
6

2

2
2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • составление обобщающей таблицы «знаки препинания при обращениях»;

  • расстановка знаков препинания в тексте №1;

  • в предложенных текстах найти орфографические и пунктуационные ошибки, исправить их;

  • составление (или подбор) текстов на медицинскую тему, включающих наиболее сложные правила постановки знаков препинания;

  • исправление ошибок в тексте №2.

3


Тема 1.5.

Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка.
Практическое занятие.

Морфологические нормы русского литературного языка. Колебания норм, вариантность в форме слова. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке.

Словообразовательные нормы русского литературного языка. Морфемика. Аббревиатуры, используемые в медицинской практике. Словообразовательные нормы. Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка. Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в своей речи.

6

2

2


2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • подготовка сообщения об основных способах образования слов в русском языке;

  • расшифровать медицинские аббревиатуры.

3
Тема 1.6.

Лексические нормы русского литературного языка. Фразеология. Лексикография.

Практическое занятие.

Лексические нормы русского литературного языка. Лексика. Стилистически окрашенная лексика. Медицинские термины. Устранение в речи медицинских жаргонизмов.

Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др.

Фразеология. Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов. Медицинские фразеологизмы. Использование профессиональной медицинской лексики, терминологии и фразеологии в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами. Устранение лексических и фразеологических ошибок и неточностей в своей речи.

Лексикография. Основные типы словарей. Словари медицинских терминов. Использование справочников, словарей русского языка в профессиональной деятельности. Контрольная работа.

6

2

2
2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • подготовка мультимедийной презентации на тему: «Выдающиеся филологи – врачи »;

  • составление профессиональных текстов с использованием предложенной лексики;

  • работа со словарем медицинских терминов;

  • объяснение значения медицинских фразеологизмов.

3
Раздел 2.
Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи.

30
Тема 2.1.

Особенности научного стиля речи.
Практическое занятие.

Научный стиль речи. Функциональные стили языка. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата. Создание текстов различных типов и жанров научного стиля. Использование профессиональной медицинской лексики в текстах научного стиля. Структура и оформление студенческих работ. Структура и оформление студенческих работ.
4

2


2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • составление сложного плана научной статьи из профессиональных журналов «Сестринское дело», «Медицинская сестра»;

  • подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях;

  • создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.);

  • написать рецензию на медицинскую статью из профессионального журнала.

3
Тема 2.2.

Особенности официально-делового стиля речи.
Практическое занятие.

Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля.

Оформление медицинской документации в соответствии с нормами русского литературного языка. Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля.

4

2

2
3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • составление деловых документов (резюме, заявление, доверенность, инструкция и др.);

  • заполнение медицинских документов;

  • подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.

3
Тема 2.3.

Особенности публицистического стиля речи.
Практическое занятие.

Публицистический стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Этика публичного выступления.

Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля.

4

2

2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией на тему здорового образа жизни;

  • написание заметки о жизни известного врача;

  • подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.

3
Тема 2.4.

Особенности разговорного стиля речи.
Практическое занятие.

Разговорный стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Особенности речевого этикета при общении с пациентом. Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля.

Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения.

Дифференцированный зачет.

6

2


2
2

3
Самостоятельная работа обучающихся:

  • составление диалога «Медсестра – пациент»;


  • подготовка докладов о коммуникативных качествах речи на материалах текстов по специальности;

  • подготовка групповых проектных работ на предложенные темы.
3

Всего:

в т.ч. самостоятельная работа

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета

Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2005.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика, текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 – 11 кл.. – М.: Просвещение – 2005.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Русский язык в 10 – 11 классах. – М.: Просвещение – 2010.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

5. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е издание. – М., 1993.

8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1980.

9. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.

10. Матвеев В.Ф. Основы медицинской этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989.

11. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991.

12. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002.

13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1985.

14. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2001.

15. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

16. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980.

17. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.
Дополнительные источники:

1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.

2. Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: «АТЕМП», 2004. – 944с.

3. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. – 944 с.

4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 832 с.

5. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с.

6. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 847 с.

6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2006. – 350с.


Информационные электронные ресурсы: интернет, обучающие и контролирующие программы

1. portal@gramota.ru

2. http://www.slovari.gramota.ru

3. http://www.slovari.ru

4. www.yamal.org//ook

5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm

6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических и словарных диктантов, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, сообщений, мультимедийных презентаций, групповых проектных работ.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

(по итогу, т.е. содержанию зачету)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;

устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: словарный диктант; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

- создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;

устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в парах.

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант.

- грамотно оформлять медицинскую документацию;

письменный контроль: составление документов.


- пользоваться справочниками, словарями русского языка;

индивидуальный и групповой контроль, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты.


- использовать профессиональную лексику.

устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, тестовые задания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- нормы русского литературного языка;



Дифференцированный зачет.

- правила продуцирования текстов разных жанров.






Похожие:

Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Учебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Данное пособие является составляющим элементом подготовки студентов-заочников по дисциплине «Русский язык и культура речи», реализующей...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной...
«Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с учебной дисциплиной «Русский язык и культура речи» и Федеральными государственными...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Дарья Голованова, Екатерина Михайлова Русский язык и культура речи Краткий курс
Дисциплина «Русский язык и культура речи» как раздел языкознания занимается качественным анализом высказываний и рассматривает следующие...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Контрольная работа по дисциплине «русский язык и культура речи»
Течение семестра индивидуальную контрольную работу, предусмотренную программой изучаемой дисциплины «Русский язык и культура речи»....
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Конспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2005
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи» (для студентов заочного отделения).–...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Компьютерные...
Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23. 02. 01«Организация перевозок и управление на транспорте»
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Н. С. Лесков (3 ч.) -2 шт. I к
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» за 1 п/г – III к
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Методические рекомендации по написанию домашних контрольных работ...
...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Русский язык и культура речи
Рабочая тетрадь состоит из четырех разделов, в которых представлены тесты по: а теории и практике составления личных деловых бумаг,...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Реферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние...
Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное...
Рабочая программа «русский язык и культура речи» icon Контрольная работа по дисциплине Русский язык и культура речи
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск