1. ц ель и задачи освоения дисциплины


Скачать 287.83 Kb.
Название 1. ц ель и задачи освоения дисциплины
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование высокой речевой культуры современного квалифицированного специалиста в соответствии с общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми при осуществлении основных видов профессиональной деятельности социального работника (профиль – медико-социальная работа с населением).

Задачи дисциплины:

  • закрепление имеющихся и выработка новых навыков соблюдения орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических и синтаксических), стилистических, орфографических и пунктуационных норм, а также правил речевого этикета;

  • практическое овладение навыками речевой коммуникации адекватно ситуации общения в рамках профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.

2.1. Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин, является базовой в медицинском образовании.

2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, по русскому языку, полученные в школе по программам «Современный русский язык» и «Речеведение».

2.3. Изучение дисциплины как сопутствующее процессу обучения в медицинском вузе и предшествующее учебной практике обучающихся.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных компетенций (ОК):

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

Разделы дисциплины (модуля)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

1

2

3

Знать

Уметь

Владе ть

Оценочные средства



ОК-2


Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

+

+

+

+

+

+

Опрос по теории языка.

Терминологические

диктанты, текстовые

диктанты, выполнение заданий

на знание норм русского

литературного языка,

тестирование. Участие в

ролевой игре «социальный

работник – клиент»,

собеседование по

ситуационным задачам,

публичное выступление и его

обсуждение.




ОК-3


Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.

+

+

+

+

+

+

Опрос по теории языка.

Терминологические

диктанты, текстовые

диктанты, выполнение заданий

на знание норм русского

литературного языка,

тестирование. Участие в

ролевой игре «социальный

работник – клиент»,

собеседование по

ситуационным задачам,

публичное выступление и его

обсуждение.



В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:
- различия между языком и речью;

- язык, его функции;

- уровни языковой системы, их единицы;

- понятие «русский литературный язык»;

- нормы русского литературного языка;

- особенности устной и письменной форм речи:

- разновидности речи, вт.ч. функционально-смысловые типы речи;

- текст, его строение, основные способы развития изложения, средства межфразовой связи;

- специфику функциональных стилей русского языка;

- научный функциональный стиль речи: сфера функционирования, экстралингвистические факторы, языковые средства, устные и письменные жанры;

- основы ораторского мастерства, основные принципы построения публичного выступления;

- основные принципы речевой коммуникации;
уметь:
- строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

- строить своё публичное выступление в соответствии с правилами и приёмами риторики;

- пользоваться основными типами словарей русского литературного языка (орфоэпических, толковых, фразеологических этимологических, словарей лексической сочетаемости, орфографических словарей, а также грамматических справочников);

владеть:
- нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения;

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета), общаться адекватно ситуации: в беседе с клиентами / или их родственниками, с коллегами, и пр., т.е. осуществлять речевое общение в рамках своей профессиональной деятельности.

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Язык и речь


Язык, его функции. Уровни языка и их единицы.

Русский литературный язык. Нормы русского литературного языка.

Разновидности речи

  • устная и письменная формы речи

  • функциональные стили языка

  • функционально-смысловые типы речи

  • разновидности монологов

  • разновидности диалогов

Научный стиль речи

  • сфера употребления

  • экстралингвистические факторы

  • языковые средства

  • жанры устной и письменной научной речи

  • композиционные особенности разновидностей

научных текстов

Текст и его строение

- композиция текста

- способы изложения материала: индуктивный,

дедуктивный, ступенчатый, исторический,

концентрический, метод аналогии

- принципы членения текста

- абзац и его значение

- межфразовые связи в тексте

Публичное выступление

  • принципы построения публичного выступления

  • способы аргументации

  • приёмы установления контакта с аудиторией

  • публичное выступление на информационную/ просветительскую тему






Ортологический аспект культуры речи

  • Понятие культуры речи

  • три аспекта культуры речи: ортологический, коммуникативный, этический.

Нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические), пунктуационные, орфографические

Орфоэпические нормы

  • нормы произношения – правила произношения звуков и сочетаний звуков

  • нормы ударения – правила постановки ударения (в т.ч. в медицинских терминах)

  • особенности произношения медицинских терминов

  • нормы использования интонации

Лексические нормы

  • понятийная точность – знание значения употребляемых в речи слов

  • однозначные и многозначные слова

  • синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, плеоназмы, оксюморон, тавтология

  • иностранные слова и их русские эквиваленты;

  • лексическая сочетаемость

  • фразеологизмы

Грамматические нормы

(морфологические нормы, синтаксические нормы)

  • употребление падежных форм, форм рода и числа имён существительных

  • особенности использования в речи полных и кратких форм качественных прилагательных

  • особенности образования некоторых личных форм глагола

  • порядок слов в предложении

  • согласование подлежащего со сказуемым

нормы управления

Орфографические нормы

Пунктуационные нормы

Лексикография

- основные типы словарей русского

языка

- структура словарных статей.



Коммуникативный и этический аспекты культуры речи

Коммуникация - общение, обмен мнениями,

сведениями, идеями, т.е. специфическая форма

взаимодействия людей в процессе их познавательно-

трудовой деятельности:

- коммуникация в профессиональной деятельности социального работника

- этикет поведения

- речевой этикет.


5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы:

Вид учебной работы

Трудоемкость АЧ

Аудиторная работа, в том числе

36

Лекции (Л)

18

Практические занятия (ПЗ)

18

Самостоятельная работа студента (СРС)

45

Промежуточная аттестация




зачет/экзамен (указать вид)

Экзамен 27

ИТОГО

108

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

п/№

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

Л

ПЗ

СРС

Всего




1

Раздел I Язык и речь.


11

4

15

30

Опрос по теории

языка.

2

Раздел II Ортологический аспект культуры речи

Нормы русского литературного языка

1

6

15

22

Терминологические

диктанты, текстовые

диктанты, выполнение заданий на знание норм русского литературного языка,

тестирование.

3

Раздел III Коммуникативный и этический аспекты культуры речи.


6

8

15

29

, Участие в ролевой

игре «социальный

работник – клиент»,

публичное

выступление и его

обсуждение.





ИТОГО

18

18

45

81




5.3. Распределение лекций

п/№

Наименование тем лекций

Трудоемкость АЧ

1

Культура речи как учебная дисциплина. Общие проблемы культуры речи.

1

2

Язык и речь.

1

3

Нормы русского литературного языка.

1

4

Разновидности речи.

1

5

Текст и его строение

1

6

Функциональные стили речи

1

7

Научный стиль речи.

1

8

Устные жанры научного стиля речи.

1

9

Письменные жанры научного стиля речи.

1

10

Официально-деловой стиль речи.

1

11

Письменные жанры официально-делового стиля речи.

1

12

Публицистический стиль речи.

1

13

Публичное выступление.

1

14

Вербальная коммуникация.

1

15

Деловое общение (социальный работник-клиент): коммуникативные барьеры


1

16

Деловое общение (социальный работник-клиент): типология вопросов

1

17

Деловое общение (социальный работник-клиент): как улучшить свое поведение в разговоре

1

18

Этические нормы речевой культуры

1




ИТОГО (всего - 18 АЧ)

18

5.4. Распределение тем практических занятий

п/№

Наименование тем практических занятий

Трудоемкость АЧ

1

Язык и речь.


1

2

Нормы современного русского литературного языка.

1

3

Орфоэпическая норма русского литературного языка.


1

4

Лексическая норма русского литературного языка.

1

5

Научный стиль речи. Текст: его структура.


1

6

Морфологическая норма русского литературного языка.

1

7

Орфографические нормы.


1

8

Синтаксическая норма русского литературного языка.

1

9

Пунктуационные нормы


1

10

Научный стиль речи. Композиция научной статьи.

1

11

Официально-деловой стиль: его особенности.


1

12

Публицистический стиль: его особенности.

Ситуационные задачи

1

13

Фразеология: типы фразеологических единиц, их использование в речи.

1

14

Русский речевой этикет.

1

15

Речевое общение с клиентом

1

16

Ситуационные задачи и их решение

1

17

Ролевые игры

1

18

Публичное выступление

1




ИТОГО (всего - 18 АЧ)

18

5.5. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам:

п/№

Наименование вида СРС

Трудоемкость АЧ

1

Выполнение ситуационных задач


3

2

Выполнение заданий на знание норм русского литературного языка

27

3

Подготовка к участию в ролевой игре «социальный работник – клиент»

15




ИТОГО (всего - 45 АЧ)

45
  1   2   3

Похожие:

1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Рабочая программа учебной дисциплины Обоснование. Место дисциплины...
Цели и задачи освоения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения уд «Информатика»
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у магистрантов комплекса знаний и умений в части эффективного принятия решений по...
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Основная цель изучения дисциплины «Фармакология» изучить основные фармакологические группы лекарственных препаратов, их фармакологическую...
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Аннотации рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей для...
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Методические рекомендации по курсу в. 2 Распределенные системы подготовки...
...
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Инструкция о том, как себя вести, если вы заблудились в лесу Прежде...
Отдохните влезьте на ель. Если ничего не видно, значит, ель короткая. Hайдите другую ель. Если вы не можете на нее залезть, плюньте....
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Цели освоения дисциплины: освоения дисциплины: выработать у студентов...
И принятия решений на основе технического анализа; овладение студентами навыками фундаментального анализа как основы принятия инвестиционных...
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования...
Российской Федерации. Однако интересы работников и работодателей часто противоречат друг другу, поэтому в регулировании трудовых...
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Цели освоения дисциплины: изучение методологии, средств и методов...
Постановка задачи бизнес-аналитики для оценки эффективности деятельности на предприятии
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon 1. Цели и задачи освоения дисциплины культурология
Дисциплина «Культурология» относится к профессиональному циклу ( Б. 19) бакалавриата по специальности «Социальная работа», изучается...
1. ц ель и задачи освоения дисциплины icon Рабочая программа Цели освоения дисциплины «Испанский язык»
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск