КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ ЗП 1-1д
Каждый студент, обучающийся на заочном отделении, выполняет в течение семестра индивидуальную контрольную работу, предусмотренную программой изучаемой дисциплины «Русский язык и культура речи». Для получения допуска к зачету, необходимо своевременно и качественно выполнить одну контрольную работу, которая является основанием для допуска студента к сдаче зачёта.
Контрольная работа должна быть сдана в методический кабинет за две недели до начала сессии, так как регистрация и проверка контрольных работ осуществляются в течение двух недель со дня поступления. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой зачётной книжки.
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа может быть выполнена студентом в печатном или рукописном варианте.
Печатный вариант выполняется на листах формата А4 с выставлением стандартных параметров страниц. Основной текст печатается 14 кеглем шрифта, выровненным по ширине страницы. Нумерация начинается со 2-й страницы (первым считается титульный лист). Страницы нумеруются снизу посередине. Рукописный вариант выполняется в тонкой тетради объемом 18 листов. Текст контрольной работы должен быть написан удобочитаемым, понятным почерком через клетку или в каждой строчке тетради в линейку.
При оформлении титульного листа контрольной работы необходимо обязательное наличие следующей информации:
1. Название учебного заведения – Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж «Царицыно»
2. Название дисциплины – «Русский язык и культура речи».
3. Вариант контрольной работы, номер темы.
4. Фамилия, имя, отчество студента (полностью), специальность, группа.
5. Фамилия, инициалы проверяющего преподавателя.
Порядок выполнения контрольной работы
1. Просмотреть материалы нескольких рекомендуемых учебников (из списка основной литературы), чтобы иметь представление о содержании заданий, после этого нужно изучить справочную литературу по рассматриваемой теме.
2. Каждый вариант контрольной работы содержит свой блок заданий. Внимательно читайте инструкцию каждого задания и выполняйте его, не отступая от сути, не делая ничего лишнего (переписывания задания, подчеркивания, изменения построения предложений, если только это не требуется по заданию).
3. Ответы на все вопросы следует давать письменно, в соответствии с порядком, данным в указаниях. Ответы должны быть полными, подробными, на основе предложенного списка справочной литературы.
Для успешного выполнения заданий необходимо усвоить следующие темы дисциплины «Русский язык и культура речи»:
1. Языковая норма. Виды норм. Понятие речевой ошибки. Нормализация и кодификация.
2. Акцентологические и орфоэпические нормы в современном русском языке. Особенности русского ударения. Обязательные и вариантные нормы. Произношение заимствованных слов.
3. Морфологические нормы в современном русском языке. Правильность речи. Колебания в грамматическом роде имен существительных. Вариативность падежных окончаний.
4. Имя существительное. Определение рода у иноязычных несклоняемых существительных и сложносокращённых существительных. Образование множественного числа имён существительных.
5. Имя прилагательное. Образование сравнительной и превосходной степени имён прилагательных.
6. Имя числительное. Употребление собирательных числительных. Образование падежных форм имён числительных.
7. Лексические нормы в современном русском языке. Правила употребления синонимов, антонимов, паронимов, неологизмов, фразеологизмов, слов иноязычного происхождения.
8. Понятие уместности речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность). Чистота речи. Новые слова и трудности их употребления. Трансформация значений. Изменение сферы употребления слов.
9. Синтаксические нормы русского языка. Нанизывание падежей. Правила построения словосочетаний и предложений. Управление в словосочетаниях. Прямой порядок слов в предложениях.
10. Организация сложного предложения. Строение деепричастного оборота. Употребление предлогов в предложениях.
11. Стилистические нормы. Особенности функциональных стилей, цели и условия общения.
12. Научный и официально-деловой стили. Унификация языка деловых бумаг. Служебная документация. Документы для внутреннего и внешнего пользования. Основные виды управленческих документов. Чистота речи, канцелярско-бюрократический жаргон, просторечие, слова-паразиты. Плеоназм и тавтология.
13. Язык как средство общения. Формы национального языка (литературный язык, просторечие, жаргон, арго).
14. Речевое взаимодействие. Устная и письменная разновидности литературного языка.
Основные источники
Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб. пособие – Изд. 8-е. – Ростов /Дону: Феникс, 2011. – 352 с.
Дополнительные источники
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2013. – 400 с.
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 2011. – 544 с.
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров [Текст] : учебное пособие / Л. А. Введенская , Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 2011. – 384 с.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2013. – 176 с.
Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М.: ЛОГОС, 2010. – 432 с.
Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения.- М.: АСТ, Астрель, 2009.
Демидова, А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы [Текст] / А.К. Демидова. – М.: Наука, 2010. – 210 с.
Колтунова, М. В. Деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. [Текст]: учебное пособие / М. В. Колтунова. – 2-е изд., доп. – М.: ЛОГОС, 2005. – 312 с.
Культура русской речи [Текст]: учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяевой. – М.: Изд-во НОРМА, 2009. – 560 с.
Культура устной и письменной речи делового человека [Текст] : справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 315 с.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, 2009.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2014.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
Лекант П.А., Маркелова Т.В., Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. - М.: Дрофа, 2012. - серия «Среднее профессиональное образование».
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2010. – серия «Наглядные пособия. Русский язык».
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2012.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 27-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2013.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс, Мир и образование, 2008.
Русский язык для студентов-нефилологов [Текст] : учебное пособие / М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова,Н. А. Николина. – М. : Флинта: Наука, 2010. – 256 с.
Русский язык и культура речи [Текст] : учебник для вузов /под ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2009. – 413 с.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2010.
Словари
Сопер, П.. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать [Текст] / Поль Л. Сопер. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 448 с.
Стернин, И.А. Практическая риторика [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / И.А. Стернин. – 3-е изд., испр. – М.:Академия, 2009. – 272 с.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2011.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н. И. Формановская. – М. : Изд-во ИКАР, 2009. – 250 с.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2010.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2010.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2010.
Интернет-ресурсы
учебник онлайн «Русский язык и культура речи»/под редакцией профессора В. И. Максимова. – М, 2011. - http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/
учебник онлайн «Русский язык и культура речи»/под редакцией профессора В. И. Максимова. М, 2002 http://mirsmpc.ru/books/РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.pdf
http://www.gramota.ru/ - справочно-информационный портал «Русский язык»
http://ege.edu.ru/ - официальный информационный портал поддержки ЕГЭ.
http://www.gramma.ru/ - культура письменной речи: справочные материалы тесты, правила
http://Philology.ru/ - русский филологический портал
Вариант № 1.
Поставьте правильно ударение.
Алкоголь, маркетинг, аргумент, в сети, поняла, начать, ветеринария, новорожденный, взаперти, обеспечение, апартаменты, о средствах, атомный, астроном, баловать, бронировать, бомбардировать, валовой, апостроф, на выборах.
Подберите синонимы к словам.
Бежать, безупречный, важный, воплощать, впечатление, красный, описывать, расплывчатый, ругать, свидетель, секретный, суждение, таинственный, превалировать, увлекательный.
Подберите антонимы к словам.
Абстрактный, блаженство, близкий, богатый, большой, брать, быстрый, глубокий, , гордиться, горячий, говорить, громкий, давать, движение, действительный.
Составьте словосочетания с приведенными паронимами.
Абонемент – абонент
Болотистый – болотный
Воинственный – воинствующий
Призывной – призывный
Сытый – сытный
Выделите в предложениях лексические и стилистические ошибки, исправьте их.
В город ему пришлось ехать окружным путем.
В нашем городе начинают работу участковые избирательные кампании. –
Герой романа - самоотверженный и жестокий борец за свободу.
Львиная часть работы была уже выполнена.
Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей.
Она считала, что нет ничего ужаснее, чем иметь такую дефективную фигуру.
По этому вопросу вышло несколько объёмных книг и статей.
Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну.
Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате.
Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.
Составьте словосочетание прилагательное + существительное со следующими словами:
Безе, мозоль, иваси, какаду, бра, судья, жюри, госпиталь, кофе, тюль.
Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.
Носки, грузины, килограммы, апельсины, баклажаны, мандарины, джинсы, макароны, помидоры, очки.
Найдите в приведённых предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант.
В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
В то утро бабушка испекла в русской печи пышные, румяные хлеба.
Когда спектакль закончился, все артисты вышли на сцену и кланяются.
Котлеты были уже давно поджаренные, но дети все не шли ужинать.
Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы.
Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступник, как кажется вначале.
Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.
9. Составьте небольшой текст (5–7 предложений) по своей специальности, который можно отнести к научному стилю речи.
Вариант № 2.
Поставьте правильно ударение.
Вчистую, генез, грейпфрут, гладильный, государя, гражданство, облегчить, газопровод, ободрить, грошовый, ознакомленный, диспансер, оптовый, досыта, откупорить, гренки, гусеница, гуся, декольтированный, с деньгами.
Подберите синонимы к словам.
Ругать, страстный, сострадание, событие, реформа, самовластие, разница, развязный, промышленный, простой, привлекательный, откровенный, побуждение, предательство, оригинальный.
Подберите антонимы к словам.
Вблизи, доказывать, дорогой, великий, веселиться, вечность, вежливый, действительный, естественный, жар, женственность, виноватый, достоинство, заболевать, забывать.
Составьте словосочетания с приведенными паронимами.
Дипломник – дипломат
Нетерпимый - нестерпимый
Целый – цельный
Экономный – экономичный
Эффектный – эффективный
Выделите в предложениях лексические и стилистические ошибки, исправьте их.
В 1918 году началась гражданская интервенция.
Вскрытие рек еще больше увеличило уровень воды.
На этой-то вечеринке он и начал за ней флиртовать.
Он мне с апогеем рассказывал об этом.
Писатель играл большое значение в литературе конца века.
Поэма эта является пиком в творчестве поэта.
Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень.
Рисунки получились немного неудачливые.
Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях.
Я забыл поставить роспись в ведомости.
Составьте словосочетание прилагательное + существительное со следующими словами:
Лосось, мадам, пенальти, салями, староста моль, кафе, пони, леди, шампунь,.
Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.
Плечи, яблоки, валенки, шпроты, шаровары, чулки, войска, места, тапки, сапоги.
Найдите в приведённых предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант.
Взгляды поэта в ранний период творчества находились под влиянием иллюзий, возникавших у деятелей раннего периода декабризма, об освобождении крестьян гуманным и просвещенным государем.
Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
Лермонтов ставит перед собой задачу показать, какова же судьба молодого поколения, какие настроения типичны для них.
На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
Самая любимейшая героиня Толстого - Наташа Ростова.
Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.
Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.
|