Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры


Скачать 1.1 Mb.
Название Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Рассмотрено и рекомендовано к изданию

кафедрой русского языка и педагоги

Санкт-Петербургской лесотехнической академии

4.09.2008 г. протокол № 1

Научный консультант:

Н.Н.Сперанская

Кандидат филологических наук доцент кафедры

русского языка и педагогики (СПбГЛТА)

Составители: доц. Пименова Г.А. Русский язык и культура речи

Методические материалы.СПб.: ГЛТА, 2002. 91с

Представлено кафедрой русского и педагогики.
Методические материалы предназначены для студентов заочного отделения ЛТА – слушателей курсов «Русский язык и культура речи», «Язык и искусство общения» (речевая часть). Пособие составлено в соответствии с программой указанных курсов и требованиями государственного образовательного стандарта, раскрывает основные понятия курса и ориентирования на самостоятельную работу студентов.


Русский язык и культура речи
Методические материалы для студентов дневного и заочного отделения ЛТА (курсы «Русский язык и культура речи»,

«Язык и искусство общения»)

Речевая часть

Методические материалы предназначены для студентов заочного отделения ЛТА – слушателей курсов «Русский язык и культура речи», «Язык и искусство общения» (речевая часть). Пособие составлено в соответствии с программой указанных курсов и требованиями государственного образовательного стандарта, раскрывает основные понятия курса и ориентирования на самостоятельную работу студентов.

Содержание
Вместо введения

  1. Ортологический аспект (правильность речи) культуры речи

1.1. Трудные случаи произношения и ударения

1.2. Лексические и грамматические нормы

  1. Коммуникативный аспект культуры речи

2.1. Качества речи

2.1.1. Точность речи

2.1.2. Экономичность и полнота речи

2.1.3. Логичность речи

2.2. Коммуникативный кодекс

3. Функциональные стили речи

3.1. Письменная научная речь

3.2. Официально-деловая письменная речь

4. Контрольное задание.
Вместо введения
В газете «Аргументы и факты» было помещено объявление о конкурсе, который проводило представительство иностранной компании, производитель косметической продукции, на должность «региональный менеджер». Среди требований к кандидатам – общительность, коммуникабельность, то есть, речь идет об умении общаться (умении установить контакт, понять и учесть интересы партнера, воздействовать на партнера, умении сформулировать мысль и т.д.) как одном из обязательных качеств будущего работника данной компании и не только данной. Можно сказать, что это требование времени. Как же реализуются такие черты личности, как общительность и коммуникабельность ? Что является инструментом ?

Универсальным средством общения является язык. Через язык и речь регулируется поведение людей, происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний и т.д.

Предлагаемый курс называется «Русский язык и культура речи» и призван помочь Вам 1) критически посмотреть на себя с точки зрения владения культурой речевого общения; 2) опираясь на данные методические материалы, провести самостоятельную коррекцию существующих умений и навыков владения нормативным аспектом культуры речи, коммуникативным кодексом и функциональными стилями речи; 3) определить присущий Вам тип речевой культуры и наметить пути повышения уровня владения культурой речи.

Методические материалы включают следующие разделы:

  • Ортологический аспект культуры речи (правильность речи)

  • Коммуникативный аспект

  • Функциональные стили речи: научная письменная речь, официально-деловая письменная речь

  • Контрольное задание.

В каждом разделе обозначена цель работы, перечислены вопросы, которые подлежат проработке, приводится список литературы. Затем даются определения и (или) объяснения ключевых понятий курса. Перед выполнением заданий и работе по тому или иному учебному пособию следует ознакомиться с данными ключевыми понятиями. Работая по данным материалам, обращайтесь к словарям, справочникам.

Однако прежде всего подумайте над тем, что такое язык – речь – культура речи – современный русский язык – литературный язык. Внимательно прочитайте приведенные ниже определения, выделите в них главное, разграничьте их для себя. Эта работа необходима для правильной ориентации в материале курса.

Язык – это определенный код и система правил употребления знаков, которые его составляют. Язык – средство общения всего народа, это социальное явление.

Речь – реализация определенного кода и системы правил употребления знаков языка в данной сфере и ситуации общения. Именно по отношению к речи говорят о её устной или письменной форме, о её качествах (хорошая или плохая, яркая, образная или скучная, невыразительная, богатая или бедная и т.д.), о культуре речи.

Культура речи – это такой подбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Определение приведено в книге «Культура русской речи и эффективность общения» (М., 1996, с.13). Его автор Е.Н.Ширяев включает в понятие «культура речи» пять компонентов: 1) нормативный, 2) коммуникативный, 3) этический, 4) выбор и организацию языковых средств как необходимое условие достижения нормативности, этичности и хороших коммуникативных свойств речи, 5) эффективность общения как конечную цель культуры речи.

Современный русский язык – это живой этнический язык, а литературный язык в его составе – один из наиболее развитых современных литературных языков.

Литературный язык – язык, обработанный мастерами слова и нормированный. По социальной базе это язык образованных горожан. Особенность литературного языка – способность обслуживать высокие сферы общения: государство, политику, науку, религию, образование, искусство и т.д. Литературный язык используется в разных сферах общения (зачем, кто, где, когда общается), что приводит к формированию различных вариантов, стилей внутри самого литературного языка: делового, научного, публицистического, разговорного, художественного (выделение дискуссионно). Литературный язык не может существовать только стихийно. Он требует постоянной работы общества над его совершенствованием, в противном случае он становится коммуникативно непригодным: не обеспечивает единство, точность, стабильность, выразительность речи. Следовательно, необходимы специальное обучение и постоянный самоконтроль за литературностью своей устной и письменной речи.


  1. Ортологический (правильность речи)

аспект культуры речи.
Цель работы – корректировка владения различными типами норм в устной и письменной речи.

Вопросы: 1. Понятие нормы. 2. Типы норм. 3. Словари русского языка. 4. Трудные случаи произношения и ударения. 5. Лексические нормы 6. Грамматические нормы.

Литература:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.– Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

  4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов / Максимов В.И., Казаринова Н.В. и др. /под редакцией В.И.Максимова, - М., 2000.

  5. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М., 1999.

  6. Словари и справочники.


Ортологический аспект, то есть правильность речи, связан с понятием нормы.

Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества. Нормы предписывают выбор одного из вариантов языкового знака как предпочтительного. Они обеспечивают относительную стабильность языка и лучшее взаимопонимание людей в процессе общения.

Нормы не остаются неизменными, они консервативны, но и динамичны, то есть меняются под воздействием живой речи.
Существуют следующие основные типы норм:


Правила

Нормы

ударения

акцентологические

произношения

орфоэпические

употребления слов

лексические

устойчивых сочетаний слов

фразеологические

образования слов

словообразовательные

образования грамматических форм

морфологические

объединения слов в словосочетания и предложения

синтаксические

написания слов

орфографические

постановки знаков препинания

пунктуационные



Одни нормы могут быть строго обязательными, закрепляющими только один вариант как нормативный (напр., документ, а не документ), другие предусматривают возможность свободного выбора вариантов (напр., проток – протока). Кроме того существует вариативность норм, связанная с функционально-стилевой дифференциацией литературного языка и с наличием профессиональных норм (напр., только ед. ч. для слов песок, щёлочь, кислота, сахар в общелитературной норме и возможность мн. ч. для данных слов в научном стиле: пески, щёлочи, кислоты, сахара).
Словари русского языка

Нормы литературной речи фиксируются в словарях и справочниках разного типа.

Толковые словари – это словари, которые толкуют значение слова, показывают условия его употребления.

Грамматические словари приводят нормы образования форм слова (формообразования), напр., множ. число существительных (город - города).

Словообразовательные словари дают нормы словообразования (дом – домик).

Орфоэпические словари фиксируют нормы произношения и ударения.

Существуют словари синонимов, антонимов, фразеологические, этимологические, орфографические словари, лингвострановедческие и др.

!!! Прежде чем пользоваться словарем, обязательно посмотрите, какую систему помет используют его составители. Напр., в «Орфоэпическом словаре русского языка» следующая система помет:

  1. Равноправные варианты. Соединяются союзом «и»: искристый и искристый, волнам и волнам.

  2. Один вариант – основной, другой – допустимый: творог и доп. творог, отдал и доп. отдал. Варианты с пометой «допустимо» чаще всего используется в разговорной речи.

В словаре даются и запретительные пометы:

  1. «не рекомендуется» (не рек.) : алфавит !, не рек. алфавит; баловать ! не рек. баловать; подростковый ! не рек. подростковый.

  2. «неправильно» (неправ.) : кухонный ! неправ. кухонный; договорённость ! неправ. договоренность.

  3. «грубо неправ.»: инженеры ! грубо направ. инженера; ходатайство ! грубо неправ. ходатайство.

!!! Класть ! грубо неправ. ложить.

Старайтесь пользоваться словарями последних лет, предпочитайте словари издательства «Русский язык» и те, где есть обозначение «Институт русского языка РАН» (Российской академии наук).
Рекомендуемые словари и справочники:

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1997 и др. изд.

  2. Русская речь в эфире: Комплексный словарь – справочник. – М., 2000.

  3. Агеенко Ф.Л., Зарво М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990 и др. изд.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995 и др. изд.

  6. Словарь русского языка: В 4 т. – М., 1982 –1984.

  7. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. – СПб., 1998.

  8. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

  9. Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.

  10. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений (любое изд.)

  11. Словарь антонимов русского языка. – М,. 1984

  12. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

  13. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

  14. Ефремова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

  15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985.

  16. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999.

  17. Русский орфографический словарь. – М., 1999.

  18. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.

  19. Акишина А.А., Кано Г., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991.

  20. Григорьева С.В., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – М., 2001.

  21. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.




  1. Трудные случаи произношения и ударения


В устной речи чаще всего делаются ошибки в произношении и ударении. Познакомьтесь со списком ошибок, наиболее часто встречающихся в эфире (Агеенко Ф. Словарь ударений русского языка - М., 1993):


Следует произносить

Произносят

включит (включу, включишь …)

включит

мн. ч. возрасты, возрастов

возраста, возрастов

вручат (орден)

вручат

возвращение на круги своя

возвращение на круги своя

гражданство

гражданство

конкурентоспособный

конкурент(н)оспособный

истекшие сутки

истёкшие сутки

красивее

красивее

недуг

недуг

отключено, отключена, -ы

отключено

оторвало

оторвало

принята

принята

сорвало

сорвало

расценено

расценено

ценз оседлости

ценз осёдлости

Кижи, Кижей

Кижи, Кижей


Задания

  1. Определите, как произносятся выделенные согласные в приведенных ниже словах. Проверьте себя по одному из орфоэпических словарей русского языка.

агрессия, адекватность, альтернативный, декан, тест,

детектив.

  1. Скажите, как читается «ф» в выделенных словах - твердо или мягко?

Товарищи ученые, не сумлевайтесь, милые.

Коль что у вас не ладится, ну там, не тот аффект,

Мы мигом к вам заявимся с лопатами и вилами,

Денечек покумекаем – выправим дефект.

В.Высоцкий

  1. Поставьте ударения в приведенных ниже словах в соответствии с литературными нормами. Обращайтесь к словарям. Укажите варианты.

а) взяты, взято, взята,

начаты, начат, начато, начата,

приняты, принят, принято, принята,

проданы, продан, продано, продана,

созданы, создан, создано, создана.

б) брало, брали, брала.

взяло, взяли, взяла,

задал, задали, задала,

начал, начали, начала,

понял, поняли, поняла,

принял, приняли, приняла.

в) августовский, асбест, афера, блага, баржа, дефис, заговор, километр, комбайнер, лосось, мастерски, медикаменты, мышление, ненависть, обеспечение, партер, плесневеть, похороны, ржаветь, случай, творог, усугубить, экскурс.

  1. Найдите слова, которые вы регулярно используете в своем профессиональном или бытовом общении. Поставьте в словах ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю русского зыка.

а) баловать, закупорить, заискрить, заключить, заклинить, премировать, осведомить, убыстрить, черпать.

б) зубчатый, оптовый, валовой, сливовый, кедровый, губчатый, красивее, мизерный, кухонный, фланговый, экспертный.

в) искра, таможня, инструмент, диспансер, досуг, корысть, намерение, псевдоним, созыв, средства, феномен, хозяева, эксперт.

с) иначе, отчасти, единовременно, памятуя, тотчас.

1.2. Лексические и грамматические нормы.

Слова в языке связаны определенными отношениями и образуют своеобразную систему, в которой проявляются те или иные их характеристики. Ознакомьтесь с некоторыми характеристиками слова (система языка) и выполните предложенные ниже задания.

1. Слово может быть однозначным и многозначным, напр. :

дендрарий – однозначное слово

идти – многозначное слово (в малом академическом словаре 27 значений).

2. У слова могут быть синонимы. Синонимы – это слова, одинаковые или близкие по значению, напр. :

а) смелый – храбрый; б) маленький – малюсенький – крохотный (синонимы различаются по степени наличия признака); в) лицо – физиономия – морда (различаются по стилистической окраске, сфере употребления).

Синонимы – это богатство языка.

3. Антонимы – слова с противоположным значением, напр. :

большой – маленький, жарко – холодно.

4. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении, принадлежащие к одной части речи: лесной – лесистый, болотный – болотистый, адресат – адресант.

5. Омонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но разные по значению, напр. :

брак (супружество) – брак (испорченная продукция).

6. Слово имеет стилистическую принадлежность. Обычно говорят о следующих типах стилистической окраски слова: лексика книжная – нейтральная – разговорная – просторечная. В толковых словарях даются соответствующие стилистические пометы. Особенно явно стилистическая маркированность слова проявляется при его употреблении в несоответствующем функциональном стиле речи, напр. : Вчера Алешкины родители явились к нам с официальным визитом.

7. Слова могут различаться с точки зрения их происхождения. Заимствование иноязычных слов обычно вызывается потребностью в наименовании новой вещи или нового явления (магнитофон, компьютер), необходимостью разграничить близкие, но все же различающиеся понятия, стремлением заменить сочетание слов одним (меткий стрелок – снайпер). Не всегда заимствование иноязычных слов является оправданным.

8. Фразеологические обороты – это обороты, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся лексических единиц. Они состоят из двух или нескольких слов, целостны по своему значению и устойчивы по своей структуре (чаша терпения переполнилась, переливать из пустого в порожнее и др.).
Задания

1.2.1. Подберите синонимы:

свежий, влажный, голова, отойти.

1.2.2. Продолжите синонимические ряды: предлог – отговорка …;

старый – древний …; тайный – потайной …; беспокоиться –

тревожиться …; преимущество – превосходство …;

1.2.3. В «Словаре – справочнике по материалам прессы и

литературы 1980-х годов» приводится пять новых значений

слова «крутой» :

1) отличающийся энергичностью, решительностью, хваткостью, самоуверенностью (обычно в молодых людях). Напр. : Наконец появился он, одетый как самый крутой фарцовщик (В.Попов). 2) фанатичный, страстный (об исполнителях или поклонниках рок-музыки). Напр. : О содержании текстов говорит нечего… Все сводится к одному: «Вот какие мы крутые ребята» (Ю.Бычков);

3) жёсткий, с чеканным ритмом (о рок-музыке). Напр. : Появилась группа … из четырех музыкантов, которые стали играть жесткую, энергичную музыку, её еще называют «крутой» - с простыми по форме, но серьезными по содержанию текстами;

4) характеризующийся наивысшим проявлением каких-либо особенностей, свойств. Напр.: Я понимал, чтобы поступить в МГИМО, надо либо крутой блат…, либо знания (Правда, 1988, 6 июля);

5) самый модный, престижный (в каких-либо социальных кругах). Напр. : Пять лет назад дискотека была самым «крутым» отдыхом (Собеседник, 1989, № 9).

Можете ли вы добавить что-либо к словарной статье? Все ли учли авторы словаря?

1.2.4. Определите различия в значении слов:

  1. грант, дотация, пенсия, стипендия;

  2. аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы;

  3. импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

1.2.5. Подберите русские синонимы к иностранным словам:

амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, мемуары,

пунктуальный, реставрация, фауна, флора, эксперт, импорт,

импульс, реформа.

1.2.6. Определите стилистическую окраску следующих слов. Сделайте соответствующие пометы. Проверьте себя по словарю.

Работать, брякнуть, задаром, зачетка, страж, грядущий, ланиты,

чмокнуть, глазеть, предписание.

1.2.7. Объясните различия в значении следующих паронимов. Составьте предложения с данными словами. Используйте словарь паронимов русского языка.

Обезлесеть – обезлесить, абонемент – абонент, адресат –

адресант, дельный – деловой - деловитый, демонстративный –

демонстрационный, единичный – единый – единственный.

1.2.8. Дополните фразеологизмы. Проверьте себя по словарю фразеологизмов.

Проходить красной …; пока …да дело; чаша терпения …; … вопиющего в пустыне.

1.2.9. Укажите наиболее вероятные сочетания приведенных глаголов с именами существительными.

Образец: разрешить – спор, вопрос …

вынести - …; достичь - …; затребовать - …; одержать - …;

нанести - …; предоставить - …; проявлять - …;

предупредить - …;

1.2.10. Укажите, с какими глаголами обычно сочетаются следующие слова.

Образец: акт – составить, предъявить …

анкета - …; виза - …; выговор - …; договор - …; документ –

…; подпись - …; постановление - …; предложение - …;

предписание - …; предупреждение -…; заявка - …; иск - …;

рекомендация - …; решение - …; справка - …; счет - …;

приказ - …; расписка - …; распоряжение - …; требование - …;

характеристика - …; штраф - … .

1.2.11. Выполните тесты* «Морфологические нормы» и «Синтаксические нормы». В случае затруднения обратитесь к грамматическому справочнику (см. раздел «Словари и справочники») или учебному пособию. Проверьте себя по ключам.

Тест 1. Морфологические нормы

Задание. Выберете правильный вариант


Род заимствованных существительных


  1. На десерт гостям подали ароматн … манго.

А – ый

Б – ое

В – ую


  1. В этом регионе гнездится экзотическ…. фламинго.

А – ий

Б – ое

В – ая


  1. Сегодня у нас в рекламной распродаже аппетитн … салями.

А – ый

Б – ое

В – ая


  1. Друзья подарили нам на новоселье импортн … бра.

А – ый

Б – ое

В – ую


  1. На гостиничн … портье была ярко-синяя форма.

А – ом

Б – ой


Род несклоняемых географических названий и аббревиатур


6. В солнечн … Сочи вас ждут многочисленные

пляжи, кафе, гостиницы.

А – ом

Б – ой

В – ых


7. Многомиллионн … Мехико готовится к встрече

гостей.

А – ый

Б – ой

В – ое


8. Нов … АТС проводит набор сотрудников.

А – ый

Б – ая

В – ое



9. В киоске продается свеж … «ЛГ».

А – ий

Б – ая

В – ее


10. Российск… МИД благодарит всех сотрудников

латвийского посольства за оказанную помощь.

А – ий

Б – ое

В – ая


Форма множественного числа существительных


11. Были устранены все … экономического роста

предприятия.

А–тормозы

Б – тормоза


12. Пост ГАИ проверял … у всех водителей,

въезжающих в город.

А – пропуски

Б – пропуска


13. В дальнем углу избы висели … .

А – образы

Б – образа


14. В кондитерском отделе продавались

ванильные …. .

А – крендели

Б – кренделя


15. В одном из залов музея были выставлены

старинные кузнечные … .

А – мехи

Б – меха


Склонение существительных


16. Летом студенты будут проходить

ознакомительную практику под … .

А – Ростовом

Б – Ростовым


17. Опера «Князь Игорь» написана композито-

ром … .

А – Бородином

Б – Бородиным


18. В «Вишневом …» главную роль играет

молодая актриса.

А – саде

Б – саду


19. Строительная площадка занимала

несколько … .

А – гектар

Б – гектаров


20. В бак нужно залить 10,5 … бензина.

А – литра

Б – литров

Форма личных местоимений


21. На южном склоне раскинулись плантации чая.

Мимо … тянулась узкая дорога, ведущая в

поселок.


А – их

В – них


22. С собой в лес мы взяли соседскую лайку.

Благодаря … нам удалось найти в сумерках

дорогу домой.


А – ей

Б – ней


23. Вышел в свет новый роман В. Войнича.

вокруг … сейчас идут острые дискуссии.

А – его

Б – него


24. Многие юноши уезжают в большие города

учиться. Подобно … Костя собрался ехать в

Петербург.


А – им

Б – ним


25. Геологическая экспедиция встретила много

трудностей в пути. Наперекор … на базу группа

вернулась в срок.


А – им

Б – ним


Форма глагола


26. Им … искреннее желание помочь.

А – двигает

Б – движет


27. Локомотив … состав из 40 вагонов.

А – двигает

Б – движет

28. Этот спортсмен хорошо … диск.

А – метает

Б – мечет


29. Деятельность комбината … сопки, лежащие

вокруг города.

А – обезлесила

Б – обезлесела


30. Местность заметно … за последние 20 лет.

А – обезлесила

Б – обезлесела
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Практический курс английского языка для слушателей факультета заочного обучения
Рецензенты: Г. П. Белинская, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой русского и иностранного языков Дальневосточной академии...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Актуальные вопросы менеджмента современной организации
«Экономика и управление»; Т. П. Лагунова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент»; Е. С. Чухланцев, кандидат...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Учебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Гафаров Р. М., кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы мгпу, Суханова О. В., к фил н., доцент кафедры...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Российской Федерации Министерство образования и науки Республики...
Егпу; Разживин А. И. – кандидат филологических наук, профессор, проректор по научной работе егпу; Гапсаламов А. Р. – кандидат экономических...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 45. 03. 02 Лингвистика
Петрова Е. Е., кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка факультета русской филологии и иностранных языков Псковского...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Е. А. Смирнова кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики ВолГУ
Задача нашего обзора – сориентировать дизайнера, как начинающего, так и профессионала, в мире исследований, руководств, справочников...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Студента V курса заочного отделения Д. А. Андронова научный кандидат...
В данной работе исследованы стратегические коммуникации в сфере пассажирских авиаперевозок на примере авиакомпании «Победа» — единственного...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Основы журналистики
Бакшин Валерий Викторович – кандидат филологических наук, доцент, директор Высшей школы телевидения Владивостокского государственного...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов...
Т. А. Захаренко, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы, кандидат технических наук, доцент
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Профиль «Вьетнамско-китайская филология» Научный кандидат филологических...
Охватываете небо и землю. Здоровье стариков и молодых зависит только от Вас
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Распознавание сигналов обмана в интервью
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Командира
Байков Юрий Аркадьевич — полковник, кандидат военных наук, доцент, начальник кафедры Военного университета — § 6 гл. 1
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Психолого-педагогические условия развития социального интеллекта старших дошкольников
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon А. В. Коваленко World Famous Educators для студентов направления подготовки
И. А. Курбанов, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания английского языка и перевода гоу...
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Методические указания для организации самостоятельной работы студентов...
А. А. Плисенко кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков для технических специальностей №2
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры icon Рабочая программа по учебной дисциплине «Римское право» подготовлена...
Сараев Н. В. – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин чоу во «Северо-Кавказский гуманитарный...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск