Государственное управление образования Псковской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Профилактическая работа и выявление учащихся,
склонных к девиантному поведению,
в образовательной организации
Псков 2015 год
Система профилактической работы с обучающимися в школе должна предусматривать целенаправленную, плановую, взаимосвязанную, управляемую деятельность составляющих ее частей – от директора до технического персонала. В целом она должна быть направлена на предупреждение дезадаптации и создание условий для успешной социализации всех учеников. Профилактика должна быть не только предупреждающей, но и активно направленной, а на этапе формирующейся зависимости обязательно комплексной с привлечением всех специалистов, работающих с детьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками. Например, для предупреждения распространения злоупотребления ПАВ в среде обучающихся необходимо внедрять профилактические тренинговые программы, проводить воспитательные дела, направленные на выработку сопротивления предложениям наркотиков, на формирование здорового жизненного стиля и развитие личностных ресурсов школьников.
Основными специалистами, реализующими это направление, являются классный руководитель, медицинский работник, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог. Субъект-субъектные отношения реализуются во взаимодействии «специалист-ребенок», «специалист-учитель», «специалист-родитель».
Анализ существующих в настоящее время программ позволил однозначно выявить несколько важных аспектов, которые необходимо учитывать при профилактике и коррекции: 1. Всестороннее изучение ребенка и особенностей его развития, выявление проблемы педагогической запущенности.
2. Подключение к профилактической и коррекционной работе всех специалистов социально-психологической службы.
3. Включение в коррекционные программы работы не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.
В данном электронном сборнике представлены материалы, как разработанные научными коллективами, апробированные и получившие высокую оценку практиков, так и самостоятельно составленные специалистами служб сопровождения образовательных организаций Псковской области, позволяющие эффективно решать задачи профилактики. Представлен также набор опросников и методик, которые рекомендуется использовать школьному психологу для раннего выявления учащихся, склонных к девиантному поведению, и в работе с ними.
I. Программы, разработанные авторскими коллективами и рекомендованные к реализации (материалы предоставлены центром «Призма»)
Полезные привычки1
(Авторы: канд. мед. наук Т.Б. Гречаная, канд. пед. наук Л.Ю. Иванова. Л.С. Колесова.)
Программа «Полезные привычки» является современной программой превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Цели:
овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями;
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе
Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем
Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними
Учить детей эффективно общаться
Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.
В программе «Полезные привычки» (1 – 4 класс) для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков (всего 32 урока), разделенные на четыре блока по два урока в каждом.
Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два - доступной ученикам начальной школы по возрасту информации о табаке и алкоголе.
Учебные материалы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми для начальной школы "Полезные привычки" включают:
материалы для учителей,
рабочие тетради для учеников,
материалы для родителей
плакат.
Программа «Полезные привычки» создавалась в помощь учителям начальной школы. Она предназначена для того, чтобы дать учителям в руки научно обоснованные и простые в использовании, эффективные и практичные материалы для обучения детей в области охраны здоровья.
Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе. Если при работе с "Полезными привычками" учитель не чувствует себя комфортно, рекомендуется ограничить их использование или вовсе отказаться от них.
Полезные навыки2
(Авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова. Л.С. Колесова)
Программа «Полезные навыки» является современной программой превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе (в том числе о наркотиках и марихуане); способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Учить детей эффективно общаться.
Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.
Программа «Полезные навыки» в 5 классе содержат двенадцать уроков, в 6 и 7 классах - по восемь уроков. Для каждого класса разработаны уроки по формированию личностной и социальной компетенции, посвященные образу Я, принятию решений и общению. В 5 классе четыре урока посвящены ингалянтам и понятию о ПАВ. В 6 и 7 классах отведено четыре урока представлению о наркотиках и марихуане.
Учебные материалы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми для средней школы «Полезные навыки» включают материалы для учителей, рабочие тетради учащихся 5-7 классов и брошюру для родителей.
Материалы для учителей содержат описание концепции «Полезных навыков», теории, методологии превентивного обучения и планы 28 уроков для 5-7 классов. Раздел «Теория» в краткой форме познакомит учителя с причинами приобщения подростков к ПАВ и моделями превентивного образования в школе.
Методология превентивного обучения, сочетающая традиционные и групповые методы обучения и подробно представленная в одноименном разделе, позволит учителю сделать уроки по «Полезным навыкам» интересными и эффективными.
Расписание «Полезных навыков» спиральное. Оно продолжает, дополняет и развивает профилактическую работу, начатую в начальной школе «Полезными привычками».
План урока включает цель, задачи, теоретические положения, словарь, материалы для урока, подготовку к уроку, ход урока и выводы. Теоретические положения и некоторые другие сведения в планах уроков набраны мелким шрифтом, так как предназначены только для учителя. В ходе урока курсивом выделены правильные ответы, которые учителю следует получить от детей. Планы уроков гибкие. Учитель может менять и дополнять их в соответствии с потребностями класса.
Рабочие тетради для учеников 5, 6 и 7 классов обеспечивают необходимый минимум информации о ПАВ и позволяют учащимся начать работу над собой. Каждый урок в рабочих тетрадях включает название, словарь, несколько заданий и выводы. Рабочие тетради могут быть использованы только вместе с материалами для учителя.
Материалы для родителей «127 полезных советов, или как уберечь детей от наркотиков» призваны расширить арсенал конструктивных родительских идей по воспитанию подростков.
Полезный выбор3
(Авторы: Л.С. Колесова, О.Л. Романова)
Отличительной чертой программы превентивного обучения «Полезный выбор» является акцент на формирование полезного выбора из множества его вариантов, личной ответственности обучающегося за свои поступки и здоровье.
Программа направлена на формирование следующих навыков и свойств личности:
положительного образа Я школьника;
навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;
навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников;
навыков личностной и социальной компетентности.
Курс «Полезный выбор» продолжает, развивает и дополняет превентивное обучение, начатое «Полезными привычками» в начальной школе и «Полезными навыками» в основной школе.
Роль курса – помочь обучающимся увидеть множество возможных вариантов выбора, его положительные и отрицательные стороны, а также осознать свою собственную ответственность за выбранную линию поведения, сформировать навыки активной гражданской позиции.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Основы Безопасности Жизнедеятельности», «Основы социализации личности», «Обществознание».
Курс «Полезный выбор» адресован классным руководителям для проведения классных часов 10 – 11 классов и учителям-предметникам для преподавания в качестве предмета вариативной части учебного плана образовательного учреждения.
Программа профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения
среди подростков «ЛадьЯ» 4
(Авторский коллектив: Сирота Н.А., Воробьева Т.В., Ялтонская А.В.,
Рыдалевская Е.Е., Яцышин С.М., Микляева А.В., Кудрявцева Н.В.)
Программа под названием «ЛадьЯ», что должно означать «В ладу с собой», была разработана в Национальном научном центре наркологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Цикл состоит из 23 занятий и предназначен для факультативного преподавания подросткам 13–17 лет. Взаимоотношениям мужчин и женщин посвящено три занятия, наркомании – одно и еще одно – собственно СПИДу. В остальных рассматриваются фундаментальные ценности, такие, как счастье, свобода, дружба, добро и зло.
Программа «Ладья» направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков. Превентивные программы, реализуемые в настоящее время в рамках информационно-обучающего подхода, не затрагивают фундаментальных причин рискованного поведения, приводящего к заражению ВИЧ. Они предполагают информирование учащихся о проблемах, связанных с ВИЧ/СПИДом, о путях передачи вируса, факторах, способствующих заражению, способах защиты, а также тренировку соответствующих навыков. В результате подросток, участвующий в программе, в той или иной степени усваивает, что можно делать и чего делать не следует, однако при этом не учитывается, какой человека обладает этими знаниями, каковы его духовно-нравственные ориентиры. Такие «однобокие» программы, направленные исключительно на информирование подростков, обучение их так называемому «безопасному сексу», не затрагивают подлинных истоков рискованного поведения, не позволяют преодолеть безответственность и ощущение вседозволенности. Более того, создавая иллюзию «защищенности», они не мотивируют человека к благотворным изменениям и, таким образом, девальвируют основную цель профилактики – формирование здоровой личности, способной строить жизнь согласно высоким духовным ценностям.
В отличие от информационно-обучающих программ, предлагаемая программа обращается не к вопросам «ЧТО?», а к вопросу «ПОЧЕМУ?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск заражения и, следовательно, распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Программа способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.
Другая особенность программы состоит в том, что тема ВИЧ-инфекции, хотя и является приоритетной, не представлена в цикле занятий как содержательно доминирующая. Она подробно прорабатывается в специально посвященном проблеме ВИЧ/СПИДа занятии, а также проходит красной нитью через обсуждения вопросов экзистенциально-нравственного плана.
Концептуальная модель программы основана на непреложном факте триединого устройства человека – иерархической взаимосвязи духа, души и тела.
Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.
Задачи:
Формирование представлений об этических ценностях; создание условий для интериоризации этих представлений; обеспечение ассимиляции предлагаемых ценностей нравственным самосознанием подростков; развитие стремления опираться на них при осуществлении жизненных выборов.
Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования.
Формирование психологической компетентности, которая является важным ресурсом духовно-нравственного роста. Эта задача решается путем
а) Развития у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.
б) Создания условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями.
в) Создания условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.
г) Создания условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности.
д) Создания условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.
Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой ВИЧ:
счастье
я и моя жизнь
мир души
общение и дружба
«ты не один»
мужчина и женщина
любовь
семья
род
культура
здоровье,
|
ВИЧ/СПИД
толерантность
жизнь с болезнью
зависимость от ПАВ (психоактивные вещества)
кризис и выход из него
жизнь и смерть
добро и зло
ценности
цели и смысл
свобода
выбор.
|
Каждая тема прорабатывается в рамках отдельного занятия (при необходимости можно отвести на ту или иную тему несколько занятий), причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения предложенной последовательности тем.
Занятия построены в соответствии с подростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения подростков в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом задач формирования мотивации на углубленную работу в программе.
В программе условно выделено несколько блоков:
Мотивационно-смысловой. (Занятия 1,2)
Его цель – включение подростков в работу, осознание задач программы, формирование мотивации на участие.
Блок, раскрывающий понятия «Я-концепции», общения со сверстниками и противоположным полом, любви, дружбы, полоролевой идентификации, а также понятия семьи, рода и культуры с точки зрения современной психологии и системы духовно-нравственных ценностей. (Занятия 3,4,5,6,7,8,9,10)
Блок, касающийся жизненных кризисов и их преодоления, а также эмоционального стресса. В нем раскрываются понятия здоровья и болезни, дается информация о ВИЧ/СПИДе, о зависимости от психоактивных веществ и формируются нравственные представления об отношении к больным людям и о толерантности. (Занятия 11,12,13,14,15)
Блок, формирующий нравственные категории – такие, как потери и надежда, добро и зло, ценности и цели, смысл, свобода, выбор. (Занятия 16,17,18,19,20,21,22). В это блок входит также заключительное занятие (23).
Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. В программе используются когнитивные и поведенческие модификации, беседы, дискуссии, «мозговые штурмы», мини-лекции, ролевые игры, элементы психодрамы и психогимнастические упражнения.
В программе предлагаются как оригинальные игры и упражнения, так и модификация опубликованных раннее.
Трезвый образ жизни 5
(Авторский коллектив: С.В. Козуля, Н.А. Гринченко,
А.А. Почекета, Т.А.Козуля, Д.В Ващенко)
Цикл уроков представляет собой целостную систему трезвенного воспитания и обучения, охватывающую различные аспекты трезвого образа жизни и рассчитанную на продолжительное время.
Данный цикл уроков может быть использован в практической деятельности учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, медицинских работников. Целевая группа – обучающиеся 8-9 классов общеобразовательных организаций.
Формирование трезвого образа жизни (ТОЖ) у подрастающего поколения — трезвенное воспитание — является самым эффективным видом первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ), к которым относятся алкоголь (включая пиво), табак, другие табачные изделия и электронные сигареты.
Цели цикла:
Формирование отрицательного отношения детей и молодёжи к употреблению самых распространённых ПАВ — алкоголя и табака.
Предотвращение вовлечения детей и молодёжи в употребление ПАВ путём обоснования преимуществ трезвого образа жизни.
Воспитание личной ответственности за своё поведение.
Снижение спроса на ПАВ в обществе.
Данный цикл уроков может быть использован в программе общеобразовательной организации в различных вариантах:
отдельным спецкурсом;
модулем в преподавании какой-либо дисциплины;
использован как отдельные занятия;
использован в форме классных часов и внеклассных школьных мероприятий;
включение занятий в отдельные спецкурсы;
Цикл включает 14 уроков следующей тематики:
1. Что такое трезвость и зачем она нужна?
2. Трезвость в истории человечества
3. История табака и борьба с курением
4. Пищевые вещества и наркотики
5. Влияние алкоголя на организм человека
6. Алкоголь и человеческое сознание
7. Влияние табака на организм человека
8. Опасность «энергетических напитков»
9. Алкоголизация — общественная проблема
10. Курение — общественная проблема
11. Борьба за трезвость
12. В каком обществе хочу жить я?
13. Выход из провокационных ситуаций
14. Трезвые обычаи и трезвые праздники
Уроки предусматривают закрепляющие и упреждающие домашние задания (рассчитанные на то, чтобы заранее заинтересовать обучающихся следующим уроком и привлечь их к самостоятельному исследованию). Одновременно с первыми уроками цикла рекомендуется провести беседу с родителями.
Детство без алкоголя6
(Автор В.Ю. Климович)
Данная программа представляет собой цикл разработанных методических рекомендаций для проведения занятий в начальных классах средней общеобразовательной школы по проблеме первичной профилактики употребления спиртных напитков. Неотъемлемой частью программы является ее визуальный компонент (наглядное пособие).
Данное пособие имеет одно принципиальное отличие от похожих по содержанию разработок: оно построено с учетом максимального использования наглядных средств обучения. Их роль в процессе оптимизации школьного воспитательного процесса и повышении профилактического действия на занятиях по предупреждению злоупотребления детьми и подростками психоактивных веществ, наверное, трудно переоценить. Именно их использование способно придать любому профилактическому мероприятию и необходимую эмоциональность, и ненавязчивую информативность, и вариативность в выборе объектов демонстрации.
Так как целью данной работы является предоставление ведущему всего спектра возможных форм воздействия на учащихся, в методическую часть пособия включены:
подробные разработки занятий,
дана характеристика прилагаемых наглядных пособий для различных видов работы и пояснения к их использованию
приложения к каждому занятию.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Возраст учеников
Занятия начинать с 3-го класса, когда у учащихся заканчивается период адаптации к школе и они приобретают учебные навыки чтения, письма, пересказа в объеме, необходимом для проведения эффективных занятий.
Размер группы
Опыт работы показал, что наиболее оптимальным для проведения подобных занятий размером группы является не менее 8-9 и не более 15-16 человек. Проведение занятий с меньшей эффективностью возможно и в больших группах, однако в этом случае наличие двух (а если группа превышает 28-30 человек, - и трех) ведущих крайне желательно.
Количество занятий
Предлагаемое количество занятий – девять занятий (по 40-45 мин) - обусловлено тем фактом, что больше уроков по данной тематике способно сделать акцент на специфическом компоненте профилактической работы с младшими школьниками, тогда как в этом возрасте преимущество должно отдаваться неспецифическим формам работы.
Место проведения занятий
Весьма желательным вариантом проведения занятий является наличие специальной аудитории, пригодной для размещения участников по кругу и для проведения определенного количества подвижных игр-активаторов (для этих целей может подойти спортзал, актовый зал, столовая, при условии отсутствия посторонних в них на время проведения занятий, что позволяет сохранить работоспособность группы).
Чрезвычайно желательно, чтобы место проведения не менялось от занятия к занятию, что не только намного упрощает создание доверительной рабочей атмосферы, но и дает возможность сохранять на стенах аудитории используемый наглядный материал, который может пригодиться для следующей работы.
Материалы к занятию
В разработке каждого занятия приводится подробный перечень материалов, необходимых для его проведения.
Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании7
(Авторы: С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович)
Цели программы:
Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков.
Снижение вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.
Задачи:
Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:
умение безопасно и эффективно общаться,
умение понимать и выражать свои чувства,
умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.
Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:
уверенности в себе,
честности,
открытости,
чувства юмора
и навыков:
умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
умения принимать решения,
умения преодолевать кризисные ситуации.
-
Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах организации профилактической работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Возраст учеников.
Данный курс рассчитан на подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Однако верхняя возрастная граница может быть расширена в том случае, если ведущий курса уверен, что ему удастся заинтересовать аудиторию более старшего возраста.
Размер группы.
Размер группы обучения является чрезвычайно важным фактором. Опыт показывает, что эффективность профилактической работы в группах, в которых меньше 8-9 и больше 15-16 человек, существенно падает. Поэтому по возможности следует придерживаться указанных рамок. Проведение занятий с меньшей эффективностью возможно и в больших группах, однако в этом случае крайне желательно наличие двух (а если группа превышает 28-30 человек - и трех) ведущих.
Расписание и количество часов.
Еще одна заведомо трудновыполнимая рекомендация состоит в том, что под каждое занятие курса лучше выделять сдвоенный урок. Это связано с большим количеством дискуссий и игр по ходу занятий. Увеличение продолжительности занятия не вызовет нарушения гигиенических норм, поскольку в занятиях предусмотрены игры, способствующие уменьшению психологической нагрузки и снижению утомления. Если группа обучения небольшая (10-12 человек), то теоретически возможно проведение одного занятия за 45 мин (всего 19 занятий).
Разбивать занятия (чтобы проводить их в течение двух раздельных уроков) недопустимо Место проведения занятий.
Для проведения занятий обычный класс с установленными в ряды партами является не слишком пригодным. Он не позволяет размещаться по кругу, что весьма желательно. Кроме того, в курс введено некоторое количество подвижных игр, проведение которых в таком классе невозможно.
Наилучшим местом проведения занятий является специально выделенный класс или зал с наименьшим количеством мебели.
Программа выпущена в виде методического пособия, в которое включены:
Развернутые планы-конспекты занятий с методическими рекомендациями к их проведению.
Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей
Приложения:
«Общие сведения об антинаркотическом законодательстве»
Анкеты для выяснения отношения учеников к обсуждаемым вопросам.
30 цветных диапозитивов (слайдов).
Здоровье8
(Под редакцией В.В. Касаткина, Л.А. Щеплягиной)
Программа «Здоровье» ориентирована на обучающихся 1-11 классов. Она знакомит детей и подростков с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т. д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Цели программы:
Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого ее «обитателя».
Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Программа «Здоровье» начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание мер по охране и укреплению здоровья.
Программа реализуется всеми участниками образовательных отношений в урочное и внеурочное время.
Программа структурирована по модульному принципу. В основе данного принципа лежит системный подход, при котором изучаемая система рассматривается как состоящая из элементов - модулей с определенными связями между ними. При модульном подходе программу «Здоровье» предлагается изучать блоками по параллелям. На каждый модуль выделяется от 8 до 12 часов в параллели.
Модули программы «Здоровье»
|