Скачать 2.3 Mb.
|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования» «УТВЕРЖДАЮ» Ректор Н.А.Болотов «_23__»____января___________ 2015г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики» 72 часа Авторы-разработчики: Ястребова Г.А., зав. кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО «ВГАПО», к.п.н., профессор; Цветкова Г.В., к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО «ВГАПО» Волгоград 2015 год Обсуждена на заседании кафедры (воспитания и дополнительного образования) « _14__ » января 2015г., протокол № _1 Изменения внесены на основании заседания кафедры (педагогики, психологии и дополнительного образования ГАУ ДПО «ВГАПО») «12» сентября 2016 года Протокол № 1 Оглавление УЧЕБНЫЙ ПЛАН 12 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 13 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….. Аннотация Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения. В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе. Изменившиеся социальные условия, разрушение школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ). Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом. Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский. Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками: 1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности. 2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи. Принципы:
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается как:
Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:
В предлагаемой программе родительского образования на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение. Пояснительная записка Период произошедших в обществе изменений в последние два десятилетия способствовал ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве ее социализирующего влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей. Понимание серьезности происходящих процессов побуждает властные структуры федерального, окружного и городского уровня осуществлять важные шаги по улучшению государственной семейной политики, укреплению социальной ценности семьи, родительства и детства. В частности, это государственные социальные программы по охране репродуктивного здоровья населения, защите детей России, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие закона «О материнском капитале» и др. Российская семья, оказавшись сегодня в эпицентре многих кризисных процессов общества, нуждается в особом внимании со стороны различных социальных институтов, призванных формировать новые, адекватные времени, подходы к интеграции с семьей в воспитании детей. Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. Если ранее существовали общие ориентиры для воспитания детей, то теперь – другие родители, другие дети, другие взгляды на воспитание. Поворот образовательных учреждений к ребенку, переход к новому личностно–ориентированному типу образования невозможен без существенного повышения уровня педагогической культуры педагогов и родителей. Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем. Семейный консультант, андрагог — таково ролевое регламентирование лиц, работающих с родителями и обеспечивающих образование родителей. В России история образования родителей связана с деятельностью таких педагогов, ученых, выдающихся людей, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф.Одоевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, П.Ф Лесгафт, Л.Н. Толстой, В.П. Острогорский, Е.Н.Водовозова, Е.И. Тихеева. Из прошлого века гуманистическая традиция отношения к личности перешла в век нынешний. Слова А.С. Макаренко, обращенные к родителям, несмотря на их авторитарный тон, наполнены тревогой за будущее. Ответы на многие поставленные им вопросы не найдены и до сих пор. Уникален опыт работы «Школы для родителей» В.А. Сухомлинского. В целом труды, посвященные образованию родителей, содержат следующие продуктивные идеи:
Тип семьи, уровень образования родителей, профессия, социальная общность к которой они принадлежат, книги, которые читают, телевизионные передачи, которые смотрят, — все это и многое другое определяет не только ценности, образ жизни и культурные ориентации взрослых, но и их родительский опыт. Социально-педагогический анализ жизни современных детей позволяет выявить ряд характерных особенностей. Сегодня дети:
Каждый из названных факторов по-разному отражается на жизни ребенка. Большая свобода и раскованность при отсутствии стабильности и приводит, например, к выраженной психологической неуравновешенности детей, усилению немотивированной спонтанной агрессии, увеличению числа младших школьников, не умеющих сосредоточиться, быть внимательными. Данная программа дополнительного образования родителей позволяет решать проблему образования родителей на новом уровне, используя комплексный подход нескольких специалистов. Основной целью обучения, согласно образовательной программе «Школа ответственного родительства», является повышение родительской компетентности и гармонизация детско-родительских отношений в условиях ОУ. Задачи образовательной программы:
Принципы организации учебного процесса:
Деятельностный подход к организации учебного процесса предусматривает следующую специфику учебного плана:
Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности выбора слушателями:
Технологичность и элективность процесса обучения достигается благодаря модульной организации учебного плана (в каждой специализации выделяются 2 обязательных учебных модуля в общем объеме 48 часов, и одного учебного модуля по выбору, в объеме 24 часов); использованию в учебном процессе образовательных технологий («Образовательная картография», «Шаг назад из будущего», «Проектирование» и др.). |
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов |
Методические рекомендации по организации изучения самостоятельной... Программа, методические указания по изучению курса и задания к курсовой и контрольным работам для студентов профиля Летная эксплуатация... |
||
Методические рекомендации по организации изучения самостоятельной... Программа, методические указания по изучению курса и задания к курсовой и контрольным работам для студентов специализации Организация... |
Программа для изучения иностранных языков серии ByHeart: методические... Собрание материалов по различным аспектам изучения английского языка: учебники по грамматике, тесты, упражнения, статьи, книги, компьютерные... |
||
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения... Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «Педиатрия» |
Методические рекомендации по реализации программ изучения физики... Методические рекомендации по реализации программ изучения физики на повышенном уровне:/ Автор сост. Т. Н. Захарченко. – Омск: боу... |
||
Методические рекомендации по формированию содержания и организации Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е. В. Дозморова,... |
Методические рекомендации по формированию содержания и организации Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е. В. Дозморова,... |
||
Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор... Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины |
Методические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»... Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... |
||
Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения Высылаю Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (г. Москва,... |
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... ... |
||
Методические рекомендации по организации контроля за качеством выполнения... Настоящие методические рекомендации не содержат положений обязательного характера |
Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации... Методические рекомендации по практической оптимизации сети государственных (муниципальных) организаций, реализующих программы среднего... |
||
И ликвидации последствий стихийных бедствий Го направляем "Методические рекомендации по организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации... |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации... |
Поиск |