Методические рекомендации по организации изучения программы


Скачать 2.3 Mb.
Название Методические рекомендации по организации изучения программы
страница 1/18
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия последипломного образования»


«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

Н.А.Болотов

«_23__»____января___________ 2015г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования взрослых

(для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики»
72 часа

Авторы-разработчики:

Ястребова Г.А., зав. кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО «ВГАПО», к.п.н., профессор;

Цветкова Г.В., к.п.н., доцент кафедры

воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО «ВГАПО»

Волгоград

2015 год
Обсуждена на заседании кафедры (воспитания и дополнительного образования) « _14__ » января 2015г., протокол № _1

Изменения внесены на основании заседания кафедры (педагогики, психологии и дополнительного образования ГАУ ДПО «ВГАПО») «12» сентября 2016 года Протокол № 1

Оглавление



УЧЕБНЫЙ ПЛАН 12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 13

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………..

Аннотация
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

Изменившиеся социальные условия, разрушение школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

  • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

  • инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

  • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

  • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

  • со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

  • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

  • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

  • гуманизации отношений и общения;

  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;

  • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

  • сотрудничества по созданию Образа Человека.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается как:

  • система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

  • особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

  • процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

  • научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка);

  • создание в регионе, в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей;

  • формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника;

  • вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

В предлагаемой программе родительского образования на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка

Период произошедших в обществе изменений в последние два десятилетия способствовал ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве ее социализирующего влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей. Понимание серьезности происходящих процессов побуждает властные структуры федерального, окружного и городского уровня осуществлять важные шаги по улучшению государственной семейной политики, укреплению социальной ценности семьи, родительства и детства. В частности, это государственные социальные программы по охране репродуктивного здоровья населения, защите детей России, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие закона «О материнском капитале» и др. Российская семья, оказавшись сегодня в эпицентре многих кризисных процессов общества, нуждается в особом внимании со стороны различных социальных институтов, призванных формировать новые, адекватные времени, подходы к интеграции с семьей в воспитании детей.

Исследования показывают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. Если ранее существовали общие ориентиры для воспитания детей, то теперь – другие родители, другие дети, другие взгляды на воспитание. Поворот образовательных учреждений к ребенку, переход к новому личностно–ориентированному типу образования невозможен без существенного повышения уровня педагогической культуры педагогов и родителей. Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем. Семейный консультант, андрагог — таково ролевое регламентирование лиц, работающих с родителями и обеспечивающих образование родителей. В России история образования родителей связана с деятельностью таких педагогов, ученых, выдающихся людей, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф.Одоевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, П.Ф Лесгафт, Л.Н. Толстой, В.П. Острогорский, Е.Н.Водовозова, Е.И. Тихеева. Из прошлого века гуманистическая традиция отношения к личности перешла в век нынешний. Слова А.С. Макаренко, обращенные к родителям, несмотря на их авторитарный тон, наполнены тревогой за будущее. Ответы на многие поставленные им вопросы не найдены и до сих пор. Уникален опыт работы «Школы для родителей» В.А. Сухомлинского.

В целом труды, посвященные образованию родителей, содержат следующие продуктивные идеи:

  • уважение к личности ребенка с самых первых дней его жизни, недопустимость несправедливого, унижающего достоинство детей отношения;

  • ведущая роль нравственного воспитания детей в семье с самых первых дней их жизни;

  • акцент на воспитании всесторонне развитой личности,«сына Отечества», умеющего трудиться и размышлять;

  • важность понимания и учета родителями индивидуальных особенностей и склонностей ребенка;

  • понимание родителями ответственности за воспитание ребенка перед другими людьми, связь семьи с обществом;

  • высокая роль слова, книги в развитии ребенка.

Тип семьи, уровень образования родителей, профессия, социальная общность к которой они принадлежат, книги, которые читают, телевизионные передачи, которые смотрят, — все это и многое другое определяет не только ценности, образ жизни и культурные ориентации взрослых, но и их родительский опыт.

Социально-педагогический анализ жизни современных детей позволяет выявить ряд характерных особенностей. Сегодня дети:

  • живут в экологически, психологически и социально небезопасной ситуации;

  • более раскованы, свободны, чем это было раньше, при дефиците воспитанности;

  • имеют более широкий кругозор, шире информированы о жизни, причем эта информированность имеет поверхностный характер;

  • раньше сталкиваются с проблемой денег, наркотиков, искушений, конкуренции, одиночества, будучи психологически незащищенными;

  • более прагматичны, чаще думают о выгоде, пользе «здесь и сейчас»;

  • их дружеские отношения чаще подвергаются испытаниям.

Каждый из названных факторов по-разному отражается на жизни ребенка. Большая свобода и раскованность при отсутствии стабильности и приводит, например, к выраженной психологической неуравновешенности детей, усилению немотивированной спонтанной агрессии, увеличению числа младших школьников, не умеющих сосредоточиться, быть внимательными.

Данная программа дополнительного образования родителей позволяет решать проблему образования родителей на новом уровне, используя комплексный подход нескольких специалистов. Основной целью обучения, согласно образовательной программе «Школа ответственного родительства», является повышение родительской компетентности и гармонизация детско-родительских отношений в условиях ОУ.

Задачи образовательной программы:

  • Актуализация потребности родителей в получении специальных знаний, умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений.

  • Мотивация родителей к взаимодействию со специалистами ОУ.

  • Информирование родителей о возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка.

  • Проведение мероприятий по формированию адекватной позиции отца и матери.

  • Проведение психологических тренингов с родителями по безусловному принятию ребенка.

Принципы организации учебного процесса:

  • деятельностный подход к организации учебного процесса;

  • индивидуализация учебного процесса;

  • технологичность процесса обучения;

  • тьюторское сопровождение слушателей.

Деятельностный подход к организации учебного процесса предусматривает следующую специфику учебного плана:

  • увеличение доли самостоятельной работы, совместной деятельности, семинарских и практических занятий в противовес лекционным формам обучения;

  • закрепление обязательности предъявления результата (продукта) практической деятельности как условие аттестации (сертификации) слушателя.

Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности выбора слушателями:

  • направления;

  • темы и формы предъявления курсовой работы.

Технологичность и элективность процесса обучения достигается благодаря модульной организации учебного плана (в каждой специализации выделяются 2 обязательных учебных модуля в общем объеме 48 часов, и одного учебного модуля по выбору, в объеме 24 часов); использованию в учебном процессе образовательных технологий («Образовательная картография», «Шаг назад из будущего», «Проектирование» и др.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по организации изучения самостоятельной...
Программа, методические указания по изучению курса и задания к курсовой и контрольным работам для студентов профиля Летная эксплуатация...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по организации изучения самостоятельной...
Программа, методические указания по изучению курса и задания к курсовой и контрольным работам для студентов специализации Организация...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Программа для изучения иностранных языков серии ByHeart: методические...
Собрание материалов по различным аспектам изучения английского языка: учебники по грамматике, тесты, упражнения, статьи, книги, компьютерные...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения...
Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «Педиатрия»
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по реализации программ изучения физики...
Методические рекомендации по реализации программ изучения физики на повышенном уровне:/ Автор сост. Т. Н. Захарченко. – Омск: боу...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по формированию содержания и организации
Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е. В. Дозморова,...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по формированию содержания и организации
Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е. В. Дозморова,...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Ноу впо «московская академия экономики и права» утверждаю директор...
Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения
Высылаю Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (г. Москва,...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по организации образовательного процесса...
...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по организации контроля за качеством выполнения...
Настоящие методические рекомендации не содержат положений обязательного характера
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации...
Методические рекомендации по практической оптимизации сети государственных (муниципальных) организаций, реализующих программы среднего...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon И ликвидации последствий стихийных бедствий
Го направляем "Методические рекомендации по организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации...
Методические рекомендации по организации изучения программы icon Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск