Методические рекомендации Белгород, 2014


Скачать 1.28 Mb.
Название Методические рекомендации Белгород, 2014
страница 1/8
Тип Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Департамент образования Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Белгородский институт развития образования»
Организация профориентационной деятельности в профильных педагогических классах: из опыта работы Центра педагогической профилизации старшеклассников Яковлевского района Белгородской области

Методические рекомендации

Белгород, 2014

ББК 74.202

О-64





Организация профориентационной деятельности в профильных педагогических классах: из опыта работы Центра педагогической профилизации старшеклассников Яковлевского района Белгородской области: Методические рекомендации / Под ред. Золотаревой Т.А., Кононовой А.Н.; г. Белгород, 2014 г. – 126 с.








Методические рекомендации подготовлены на основе обобщения опыта работы Центра педагогической профилизации старшеклассников Яковлевского района Белгородской области, позволят педагогическим коллективам школ подобрать модель организации профильного обучения педагогической направленности для обучающихся старших классов.

Данные материалы адресованы педагогам и руководителям общеобразовательных организаций, содержат практические рекомендации по открытию и организации Центров педагогической профилизации старшеклассников.







 БелИРО, 2014




Введение

В условиях модернизации системы отечественного образования одной из важнейших задач образовательного учреждения является создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.

Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на сотрудничестве старшей ступени школы с образовательными организациями профессионального образования. Количество профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

Сегодня проблема ориентации молодежи на педагогические профессии не теряет своей актуальности, поскольку в современных условиях престиж профессии учителя следует возрождать. Главными показателями результативности довузовской подготовки будущего учителя являются: социальная мотивация, осознанный выбор обучающимися педагогической профессии и понимание ценностных смыслов педагогического труда. Но переход к рыночным отношениям, осуществляемый в нашей стране, внес кардинальные изменения в содержание и результативность довузовской подготовки будущего учителя.

Данное обстоятельство требует рассмотрения проблемы педагогического управления профессиональным самоопределением будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки.

Главной целью создания профильных педагогических классов является выявление обучающихся, обладающих склонностью к педагогической деятельности, формирование у них психолого-педагогической направленности, профессионального потенциала будущего учителя, повышение качества подготовки выпускников. Вместе с тем педагогические классы не могут ставить целью овладение выпускниками профессией учителя, но они должны дать качественное общее среднее образование и помочь каждому ученику определиться в выборе конкретного направления педагогического профиля в соответствии с его желаниями, склонностями.

На довузовском этапе педагогического образования целесообразно создание системы профессионально-педагогической ориентации. Он предполагает переход в режим активного развития и саморазвития старшеклассников, вооружения их разносторонней информацией о профессии учителя, ценностного представления о педагогической деятельности, коммуникативными умениями в общении с детьми, а также выработку позитивной мотивации выбора профессии учителя. Содержание педагогического ориентирования реализуется в различных формах обучения.

Например, наиболее перспективными являются педагогические классы, педагогические факультеты, подготовительные отделения, Школы будущего педагога, очно-заочные школы, летние лагеря и профильные классы.

Строительство новой профильной школы должно основываться на серьезных, в первую очередь, качественных изменениях, как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса, и в форсированной подготовке кадров. С этой целью на базе районного Центра педагогической профилизации, в МБОУ СОШ №2 г. Строителя Яковлевского района был активно ведется работа по обучению и воспитанию учащихся основам педагогической профессии.

Обучающиеся принимают участие в работе органов ученического самоуправления, посещают элективный курс «Введение в педагогику», являются постоянными участниками акции «День дублера». Обучающиеся, изъявившие желание и имеющие склонности к педагогическим специальностям закреплены как помощники классных руководителей начальных классов.

В школе систематически проводятся благотворительные акции: «Дети – детям» и «Научился сам – научи другого», «Безопасная дорога в школу», в ходе которых учащиеся сопровождают младших школьников через пешеходный переход, помогают в выполнении домашних заданий, организовывают внеклассные мероприятий и проводят «веселые переменки».

В процессе учебно-воспитательной работы старшеклассники развивают многие важные качества, такие, как работа в команде, сотрудничество, коммуникативные качества, старшеклассники учатся на практических знаниях основам детской психологии. Несмотря на тот факт, что не все учащиеся педагогического профиля получат профессиональное педагогическое образование, те основные постулаты и педагогический опыт, полученный в школе, поможет нашим ребятам в будущем, ведь наши выпускники станут родителями, и те знания, которые они получили за школьной партой, окажутся залогом успешного воспитания их собственных детей.

1. Деятельность Центра педагогической профилизации старшеклассников Яковлевского района Белгородской области: из опыта работы

В ноябре 2013 года на базе МБОУ «СОШ №2 г. Строитель Белгородской области» открыт Центр педагогической профилизации старшеклассников (далее Центр). Его открытию предшествовала работа, связанная с анализом кадрового потенциала отрасли «образование» Яковлевского района с целью выявления кадровых потребностей образовательных учреждений района, определение задач по созданию системы профилизации педагогических специальностей, разработаны и утверждены нормативные документы, регламентирующие деятельность Центра (распоряжение главы района о Центре, положение о Центре, издание приказов). Основной целью Центра является привлечение педагогического коллектива школы и учреждений профессионального образования, учащихся и их родителей, руководителей предприятий и организаций к активной работе по ориентации молодежи на изучение и получение педагогических специальностей, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда.

При определении педагогической направленности обучения основными условиями являются:

  • социальный запрос (учет потребностей обучающихся);

  • кадровые возможности Центра;

  • материально-техническая база Центра;

  • перспективы получения профессионального образования выпускниками;

  • наличие программы обучения, наличие УМК для учителя и ученика;

  • применение накопительной системы учета учебных и творческих достижений учащихся («портфолио ученика»).

Задачи Центра

  • Повышение престижа педагогических профессий;

  • установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий;

  • расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

  • обеспечение информированности участников образовательного процесса о состоянии современного рынка труда, возможностях трудоустройства;

  • внедрение системно-деятельностного подхода в общее образование;

  • создание условий для профессионального роста и реализации творческих способностей работников образования;

  • совершенствование системы управления качеством общего образования.

Направления и формы работы Центра

Работа Центра реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций).

2.1. Работа с учителями:

  • Методическое обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся педагогических навыков;

  • Эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов школы;

  • Проведение мастер-классов, семинаров-практикумов.

2.2. Работа с обучающимися:

  • Индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • Консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;

  • Посещение Дней открытых дверей в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • Тематические и комплексные экскурсии учащихся в образовательные учреждения;

  • Встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;

  • Встречи с выпускниками школы, получающих педагогическую профессию;

  • Творческие конкурсы обучающихся;

  • Организация волонтёрского движения;

  • Оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.

2.3. Работа с родителями:

  • Собрания по профессиональному самоопределению учащихся;

  • Вовлечение родителей, владеющих педагогическими профессиями, в профориентационную работу;

  • Проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Центра;

  • Информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • Пропаганда педагогических профессий среди родителей.


В рамках работы Центра разработан механизм взаимодействия управления образования, МБОУ «СОШ №2 г. Строитель», Яковлевского педагогического колледжа, НИУ БелГУ.

При этом инновационным направлением нашей деятельности стала организация дуального обучения при взаимодействии с Яковлевским педагогическим колледжем. Целью данного обучения и учебно-производственной практики, которую студенты педагогического колледжа ежегодно проходят на базе школы, является качественное освоение студентами программ среднего профессионального образования согласно федеральному государственному стандарту по специальности: «Педагогика дополнительного образования», приобретение ими практических навыков работы по данной специальности в колледже и в школе. Работа по данному направлению ведётся в тесном контакте с администрацией ЯПК. За студентами закреплены наставники из числа высококвалифицированных педагогов нашей школы.

С целью исследования, прогнозирования, раннего выявления и предотвращения типичных личностных и групповых психологических проблем в Центре осуществляется психолого – педагогическое сопровождение профильного обучения.

Обучающиеся активно принимают участие в работе органов ученического самоуправления, посещают элективный курс «Введение в педагогику», «Основы педагогики».

Рабочие программы, ориентированные на изучение педагогических профессий

н\п

Наименование программы


Класс

Учитель

1

Введение в педагогику


9

Яковлева Н.В.

2

Основы педагогики


10

Удалова Ю.И.

Обучающиеся 8-9 классов (8 человек) в рамках проведения акции «День дублера» провели классные часы для учащихся начальной школы. 2-в (27 чел.), 2 «А» кл. (27 чел) приняли участие в классном часе «День зимующих птиц», где вспомнили какие птицы зимуют на территории Белгородской области, чем они питаются и о необходимости кормить птиц зимой. Для учащихся 4 «А» (25 чел.), 5 «В» ( 25 чел) был проведен классный час «Лес – наше богатство». На этом классном часе говорили о правилах поведения в лесу и о необходимости беречь лес от пожара. В 3 «В» (25 чел.) и 3 «Г» (21 чел) был проведен классный час «Наша служба и опасна и трудна». На классном часе говорили о работе, которую выполняют полицейские, с какими опасностями они сталкиваются в своей работе и почему эта профессия так необходима в обществе.

В рамках проведения акции «Безопасная дорога в школу» были проведены мероприятия по правилам дорожного движения. Учащиеся отгадывали кроссворды, загадки, повторяли правила движения, выполняли игровые задания. По окончании акции каждый ученик получил светоотражающую повязку для обеспечения безопасности школьников. В акции приняли участие учащиеся 2 классов в количестве – 78 человек.

В декабре старшеклассники подготовили новогоднее представление для учащихся младших классов «Сказка «В поисках Деда Мороза». В представлении было задействовано 16 старшеклассников. Они провели также игровую программу, водили хороводы с детьми. На представлении побывали за 4 дня более 400 школьников.

23 января 2014г было проведено общешкольное родительское собрание для родителей учащихся 8-9 классов на котором они получили информацию о том, что в 2013 – 2014 уч. г. на базе нашей школы организуется работа Центра педагогической профилизации с целью повышения престижа педагогических профессий. Для учащихся 9 классов, проявивших склонность и интерес к педагогическим профессиям, организовано изучение элективного курса «Основы педагогики и психологии». Учащиеся знакомятся с основами педагогической профессии на занятиях, а затем во внеклассной деятельности пробуют применить полученные знания. Старшеклассники проводят с учащимися начальной школы внеклассные мероприятия, спортивные игры. Полученные знания будут полезны подросткам в их личной жизни, даже если выберут профессию не связанную с педагогикой.

25 февраля 2014г. В МБОУ «СОШ №2 г. Строитель» состоялась встреча со студентами и преподавателями НИУ БелГУ, которые рассказали о специальностях, которые могут получить студены университета, об условиях поступления и обучения. Пригласили учащихся школы на день открытых дверей, который состоится в марте 2014г.

В рамках проведения акции «Помоги малышу учиться» старшеклассники проводили спортивные и развивающие занятия с учащимися младших классов. Принимая участие в спортивных эстафетах и соревнованиях, помогли детям приобрести командный дух и уверенность в собственных силах. Для участия в школьном параде юнармейских отрядов члены военно-спортивного клуба «Тайфун» обучали школьников 5-8 классов основам строевой подготовки.

Летом была организована работа старшеклассников в качестве вожатых в оздоровительных и загородных лагерях района и профильная педагогическая смена на базе загородного лагеря «Березка»; разработан проект учебного плана с учётом выбора учащихся и их родителей (запроса); разработан механизм поощрения выпускников школ района, поступивших на педагогические специальности в НИУ БелГУ; разработан механизм включения старшеклассников района для обучения в педагогических классах в рамках сети. Предполагаются изменения в штатном расписании МБОУ «СОШ №2 г. Строитель», связанные с введением ставки тьютора, педагога-методиста. В новом учебном году открыты педагогические межклассные группы 9 и 10 классов.

18 апреля 2014 года был организован и проведен районный семинар «Использование ресурсов Центра педагогической профилизации как условие повышения престижа педагогической профессии».

Программа семинара

Время

Содержание

Место проведения

Ответственный

09.30-10.00

Встреча участников семинара. Организационная часть

Актовый зал

Лычева С.Г., зам. директора по НМР МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

10.00-10.10


Выступления


Тарасов Я.А., начальник управления образования Яковлевского района

10.10-10.20


Выступление


Золотарева Т.А., заместитель начальника управления образования Яковлевского района

10.20-10.30


Выступление


Шепелева Ж.Н., директор ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

10.30-

10.40

Презентация Центра педагогической профилизации

Кононова А.В., директор МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

Посещение занятий

10.30-10. 50

Фрагмент занятия элективного курса «Введение в педагогику»


Каб. № 201

Яковлева Н.В., учитель истории МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

10.50-11.10

Фрагмент занятия в «Школе будущего вожатого»


Каб. № 203

Федосеев В.Г., старший вожатый МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

11.10-11.30

Фрагмент занятия студентов преддипломной практики ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

Каб. № 204

Выдрина Е.А., руководитель практики ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

11.30-12.00

Обед

Столовая

Лычева С.Г., зам. директора по НМР МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

12.00-14.30

КВН «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет»


Актовый зал

Боярская С.А., зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

14.30-14.40

Музыкальное поздравление участников семинара


Боярская С.А., зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

15.00

Подведение итогов работы семинара







Результатом работы Центра педагогической профилизации является повышение мотивации молодежи на изучение и получение педагогических специальностей, приведение образовательных интересов школьников в соответствии с потребностями рынка труда, повышение престижа профессий педагога.

Распространение опыта работы по деятельности

Центра педагогической профилизации

н\п

Мероприятие

Уровень

ФИО, тема

1.

«Использование ресурсов Центра педагогической профилизации как условие повышения престижа педагогической профессии», 18 апреля 2014 года


Муниципальный

Кононова А.В., «Использование ресурсов Центра педагогической профилизации как условие повышения престижа педагогической профессии»

2

Семинар «Нормативно-методическое обеспечение
организации практики в детских пришкольных и летних загородных лагерях», 23.05.2014

Региональный

Лычева С.Г.,

Шахматенко Ж.Г.,

Попова Л.Д.,

Федосеев В.Г.,

3

Круглый стол

по теме:

«Содержательные аспекты организации

практики в детских пришкольных

летних лагерях.

Опыт, проблемы, пути решения», 27 июня 2014 г.


Региональный

Кононова А.В., Об итогах организации и проведения практики в детских пришкольных летних лагерях для обучающихся профильных педагогических классов, а также старшеклассников, мотивированных на педагогическую профессию.

Федосеев В.Г., старший вожатый МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»,

Педагогическая практика в школьном лагере как выполнение практической части программы «Школа будущего вожатого».

Шахматенко Ж.Г., начальник школьного лагеря МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

Педагогическая поддержка, методическое сопровождение помощников воспитателей на всех этапах практики.

Гузеева Татьяна, помощник воспитателя школьного лагеря,

Организация самостоятельной работы вожатого-практиканта по подготовке к работе в лагере.

4

Круглый стол

по теме:

«Содержательные аспекты организации

практики в

летним лагере «Березка».

Опыт, проблемы, пути решения», 4 августа 2014 г.


Региональный

Федосеев В.Г., старший вожатый МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»,

Педагогическая практика в школьном лагере как выполнение практической части программы «Школа будущего вожатого».

Есина В.М., воспитатель лагеря «Березка»

Мотивация старшеклассников к педагогической деятельности через педагогическую поддержку на всех этапах практики

Минакова Лия, помощник воспитателя,

Особенности работы в летнем лагере в качестве помощника воспитателя

По результатам деятельности Центра педагогической профилизации подготовлен к изданию сборник материалов «Из опыта организации работы Центра педагогической профилизации», включающий:

  • нормативное обеспечение организации Центра на базе МБОУ «СОШ №2 г. Строитель Белгородской области»;

  • диагностический инструментарий, позволяющий выявлять у учащихся способности к педагогической профессии;

  • рабочую программа элективного курса "Введение в педагогику" и разработки занятий;

  • материалы по организации педагогической практики старшеклассников в детских оздоровительных лагерях;

  • фотоотчет.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты...
Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам,...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации по формированию муниципального задания...
Зуева Г. Л., заведующая информационно-аналитическим отделом Белгородского государственного центра народного творчества
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета
Ухина Н. Г. Методические рекомендации по чтению на английском языке для студентов 2 курса факультета спорта и адаптивной физической...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon «03» июля 2014 года № з-26/4
...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации по формированию содержания и организации
Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е. В. Дозморова,...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации по формированию содержания и организации
Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е. В. Дозморова,...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации для органов местного самоуправления по...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления для организации...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации для выполнения контрольной работы Методические...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык», по направлению подготовки 40....
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические подходы к организации оценки процессов производства...
Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов хассп. Методические...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Российской федерации
Актуальные проблемы современной молодежи (социально-психологический аспект). /Материалы студенческой научно-практической конференции...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2014 году
Обеспечивая процесс организации оздоровления и отдыха детей в летний период 2014 года, необходимо руководствоваться следующими нормативными...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации для выполнения контрольных заданий по самостоятельной...
Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине огсэ 04. Английский язык для студентов-заочников, обучающихся...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации для выполнения контрольных заданий по самостоятельной...
Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине огсэ 04. Английский язык для студентов-заочников, обучающихся...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации для практических занятий разработаны на...
Архипова, Т. Д. Изучение геодезических приборов: методические рекомендации для практических занятий для студентов инженерных специальностей...
Методические рекомендации Белгород, 2014 icon Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальностям

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск