Скачать 0.88 Mb.
|
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. г.Соль-Илецк, 2013 Содержание: Введение 1.Программа дополнительного образования детей 1.1Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. 1.2Некоторые комментарии к программам дополнительного образования 1.3Требования к образовательным программам дополнительного образования детей 1.4Структура программы дополнительного образования детей 1.5Классификация дополнительных образовательных программ 1.6Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей 2.Организация учебных занятий 2.1 Расписание учебных занятий. 2.2 Методические рекомендации к учебному занятию 2.3 Примерная схема конспекта учебного занятия 2.4 Памятка педагогу дополнительного образования по ведению журнала учета работы в объединении. 2.5 Номенклатура дел педагога дополнительного образования 3. Анализ работы педагога дополнительного образования 3.1 Как написать анализ работы? Приложение№1Правилаорганизации специальных (школьных) перевозок учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Оренбургской области Приложение №2 Договор о совместной деятельности Приложение №3 Паспорт ДТО Приложение №4 Пакет документов Приложение №5 Расписание Приложение №6 Списки детей Приложение №7 Сведения о детском контингенте Приложение №8 Заявление (основное) Приложение №9 Заявление (пластиковая карта) Введение Сегодня дополнительное образование является неотъемлемой частью основного образования, которое выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ. Современный педагог должен быть
Первостепенной задачей педагога дополнительного образования является разработка образовательной программы. С этой целью и было создано это методическое пособие. Кроме того сюда вошли рекомендации по составлению расписания, организации учебного занятия, анализа работы, а также нормативно-правовое сопровождение педагога дополнительного образования. Раздел 1. Программа дополнительного образования детей. 1.1 Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ПИСЬМО от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе. Директор Департамента А.А.ЛЕВИТСКАЯ Приложение ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Нормативно-правовой аспект В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2). Содержание дополнительных образовательных программ Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона. Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной); - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении); быть направлено на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей 1. На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы. 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: - направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. 6. Список использованной литературы. 1.2. Некоторые комментарии к программам дополнительного образования. Актуальность и педагогическая целесообразность - это ответ на вопрос: «Почему нужно развивать именно этот вид деятельности и работать по этой программе в государственном образовательном учреждении?» Целесообразность: зачем обществу люди, овладевшие данным видом деятельности. Ценности, на утверждение которых направлена данная программа (что представляет ценность в жизни для педагога и в чем он хотел бы видеть воспитанников своими единомышленниками). Ведущие идеи - научные (по предмету занятий), общепедагогические, социальные. Отличие данной программы от уже существующих в этой области. При определении цели образовательной программы подчеркнуть направленность на создание условий для развития личности ребенка, творческого самоопределения, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения. Задачи лучше формулировать по трем разделам: •в обучении; •в воспитании; •в развитии. При формулировке необходимо учесть, что цель и задачи должны найти отражение в следующих разделах - учебно-тематическом плане и содержании курса - и, что их выполнение должно быть проверяемо - т.е. необходимо иметь методику диагностики данных умений, личностных свойств и др. Иначе говоря, цели должны быть конкретны, важны для жизни (реалистичны), достижимы (реализуемы), проверяемы. Характеристика детей, для которых предназначена программа: возраст при приеме, состояние здоровья, уровень подготовки, уровень развития способностей - общих и к данному виду деятельности, интересы, другие личностные особенности, если возможно - дифференцировать для мальчиков и девочек. Какие задачи развития (интеллекта, человека как личности и как субъекта деятельности) актуальны для данной категории детей. Организация комплектования учебных групп: собеседование, прослушивание, тестирование, выполнение упражнений, пробные занятия и др. - привести требования со ссылкой на источник, откуда они взяты, и охарактеризовать являются ли они возрастной нормой, требованиями при отборе в профессиональное учебное заведение и др. Срок реализации программы. Этапы, периоды. Режим учебных занятий. Указываются: все предметы по всем годам обучения, количество часов групповых занятий в неделю и в учебный день, формы дополнительных учебных занятий (мелкогрупповые занятия, индивидуальная работа с воспитанниками, сводные занятия, постановочная и репетиционная работа, практические выездные занятия, и т.п.) Целесообразней оформить в таблицу. Например:
• Предполагаемый результат. (по этапам и по программе в целом) - та цель, которую педагог ставит перед ребенком, т.е. "овладение определенным кругом умений и навыков - необходимых для данного вида деятельности и находящих применение во многих видах деятельности ", "выполнение задания определенного уровня сложности, разрядных норм" и другие формулировки, принятые в данном виде деятельности и однозначно понимаемые специалистами. Учебно-тематический план лучше всего отразить в виде таблицы:
Учебно-тематический план рассчитывается на 36 учебных недель, при этом 30 дней (4 недели) попадают на школьные каникулы - на это время планируем просветительскую и досуговую работу. Часы на этапный контроль, соревнования, выступления тоже закладываем в эту таблицу. В содержании дополнительной образовательной программы указываем следующее: Тема №___ Теоретические знания: (о сущности данного вида деятельности, об истории предметной области, о свойствах инструментов и материалов, о человеческом организме, о психике, о производственных и межличностных отношениях, о мире вообще). Умения и навыки: а) специальные; б) способствующие общему развитию. * практические - находящие применение во многих видах деятельности; *интеллектуальные - умения и навыки анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, концентрации и переключения внимания, запоминания и др.; * умения самоорганизации и управления своим поведением - ориентировки, планирования своей деятельности, соподчинения действий, варьирования действий, саморегуляции, самоконтроля, самооценки; *умения социального взаимодействия - установления взаимоотношений, координации действий с другими людьми, учета точки зрения другого человека и др.) Виды практической деятельности: а) аудиторные; б) внеаудиторные. Если используются упражнения - охарактеризовать их или дать ссылку на источник с указанием страницы и номера задания. То же относится к играм, конкурсам и т.д. Можно давать ссылку и на собственные разработки - приложение к программе, методический альбом и т.д. Среди видов практической деятельности необходимо выделить:
Необходимо указать инвариантную (общую для всех) и вариативную (различающуюся в зависимости от способностей, успехов детей и др.) части содержания. Это могут быть дополнительные темы, различные задания внутри одной темы, программы индивидуальной работы, варианты для групп воспитанников разной успешности или с разными интересами и т.д. Начиная со второго года обучения каждому профильному предмету это обязательно. Этапы педагогического контроля
Этапный контроль проводится 3-4 раза в каждом учебном году, должно быть видно, что освоенное и контролируемое содержание обучения усложняется в течение года и от года к году. Необходимо контролировать не только специальные знания, умения и навыки, но и те, что способствуют общему развитию. Совокупность контролируемых знаний, умений и навыков должна отражать цели и задачи программы. Формы подведения итогов должны соответствовать содержанию деятельности, целям и задачам программы, возрастным особенностям воспитанников и предусматривать возможность увидеть продвижение каждого. Контрольные нормативы. Используемые диагностические средства. Необходима ссылка на источник. Желательно, чтобы диагностировались не только достижения, но и характер затруднений, и уровень комфортности занятий для воспитанника. Можно проводить диагностику в форме творческого дела, но записывать его в какой-то один раздел - либо в этапы контроля, либо в просветительскую и досуговую работу. Система коррекционных мер по итогам контроля. Как догрузить опережающих основную группу, как помочь отставшим догнать, как переформировать группы в связи с выявившимися различиями интересов и т.д. - выход на вариативную часть программы. Методическое обеспечение программы а) организация: - особенности организации детского объединения (принципы деления на учебные группы и организация их работы, объединение разных учебных групп в общей деятельности, создание временных и постоянных творческих групп, определение особого места старшим воспитанникам и т.д.); - привлечение к работе родителей, бывших воспитанников - цели, формы участия; - сотрудничество, дружеские связи с коллективами данного профиля, другими детскими коллективами, творческими и общественными объединениями - цели, формы. б) методическое обеспечение: - особенности применяемой методики (по сравнению с другими сходными коллективами), в т.ч. авторские разработки, приемы, формы; - дальнейшее развитие методики (разработка новых разделов, тем, учебных материалов, обобщение опыта реализации программы, освоение методики работы других педагогов и др.). Из этого раздела должно быть, среди прочего, ясно, как сам воспитанник со своими родителями при возможной помощи педагога может строить индивидуальный образовательный маршрут в данном детском объединении (или за его пределами, если что-то не сложилось). Информационное обеспечение. Литература: -для учащихся -для педагога. Аудио- и видеоматериалы: Учебные материалы и средства обучения: Для всех материалов этого раздела указываются выходные данные (фамилия и инициалы автора, название, место, издательство, год издания, для периодических изданий - № выпуска) или данные об изготовителе. ПРИЛОЖЕНИЯ В приложения выносятся: - планы работы летом; - разработки отдельных тем, творческих дел; - положения о конкурсах, соревнованиях внутри коллектива; - контрольные нормативы (со ссылкой на источник); - диагностические методики (со ссылкой на источник); - бланки, образцы документации, принятой в коллективе ("карта успеха", "рейтинговый лист", "дневник спортсмена" и т.д.) |
Методическое пособие для педагогов дополнительного образования Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... |
||
Методическое пособие Министерство образования и науки республики... Методическое пособие предназначено для педагогов и методистов среднего и профессионального образования по диагностике психологического... |
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр... Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие). Составитель: Шилкова Г. Ю. – заместитель директора... |
||
Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе... Учебное пособие предназначено для интернов, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования. / Составители: доц.... |
Методическое пособие Настоящее методическое пособие предназначено... Методическое пособие предназначено для учащихся и педагогов общеобразовательных организаций, а также для студентов образовательных... |
||
Учебно-методическое пособие санкт-Петербург 2009г. Автор: Г. П. Подвигин... Учебно-методическое пособие предназначено для должностных лиц, специалистов го и рсчс организаций |
Методическое пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |
||
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено... Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений |
||
Методическое пособие по теме сестринский уход при ранах для слушателей циклов Государственное областное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования |
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 Автор: Черемисов... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки руководящего состава, специалистов гочс и пб, руководителей служб, аварийно-спасательных... |
||
Методичческое пособие по организации и проведению интеллектуальных... Методическое пособие предназначено для специалистов учреждений дополнительного образования и молодежной политики, которые занимаются... |
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов... Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности: Методическое... |
||
План работы подразделения пропаганды Госавтоинспекции с мбу до «дюц»... Инструкция для педагогов дополнительного образования по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
Учебно-методическое пособие для социальных педагогов Балашов Социально-педагогической деятельности в условиях работы летних оздоровительных досуговых групп |
Поиск |