Скачать 1.73 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное агентство по сельскому хозяйству Российской Федерации Российская академия сельскохозяйственных наук Российский союз производителей свинины Ведомственная целевая Программа« Развитие свиноводства в Российской Федерациина период 2006 – 2010 г.г. и до 2015 года»Москва 2005 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е Пояснительная записка 4
мными методами 16 3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы 26 4. Программные мероприятия 29 4.1. Структурная перестройка свиноводства, модели развития отрасли 29 4.2. Реконструкция свиноводческих комплексов, ферм и ЛПХ 31 4.3. Строительство свиноферм нового типа 35 4.4. Развитие селекционно-племенной базы свиноводства 35 4.5. Модернизация технологий свиноводства 37 4.6. Система модернизации кормовой базы свиноводства 37 4.7. Развитие технической и энергетической базы свиноводства 40 4.8. Система подготовки и переподготовки кадров 43 4.9. Научно-техническое обеспечение программы развития 45 4.10.Комплекс мер по выполнению Программы 46 5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы 48 6. Механизм реализации Программы 49 7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы 50 Приложения Основные исполнители. Программа развития свиноводства в Российской Федерации на период 2006 – 2010 гг.и до 2015 г. подготовлена группой специалистов по заданию заместителяМинистра сельского хозяйства Российской Федерации С.Г. Митина.Руководитель рабочей группы - академик РАСХН Черноиванов В.И. Президент Союза производителей свинины – Дёмин Н.Я.
2. ГНУ ГОСНИТИ (Черноиванов В.И., Ильин И.В., Пузанков А.Г., Степанов А.Г., Григорьев А.А.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Состояние мясного животноводства в России Мясное животноводство является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса России и, в то же самое время, одной из наиболее проблемных. На протяжении практически 15 лет, начиная с 1992 года, показатели поголовья сельскохозяйственных животных и производства мяса в России, за минимальными исключениями, неуклонно снижались. Если в 1992 году в стране было произведено 8.26 млн. тонн мяса всех видов, то в минувшем 2004 году этот показатель составил лишь 5,0 млн. тонн. Таблица А1. Производство различных видов мяса в России в 1992-2004 г.г., тонн
За прошедшее десятилетие резко сократилось поголовье сельскохозяйственных животных. С 1991 по 2004 г.г. численность КРС снизилась с 54.7 до 26.5 млн. голов, поголовье свиней - с 35.4 млн. до 17 млн. голов, овец с 52.1 до 13.7 млн. голов, коз с 3.1 до 2.3 млн. голов, поголовье птицы сократилось с 650.2 млн. голов до 340.5 млн. голов. Так, если в 1992 году Российская Федерация еще занимала IV место в мире по абсолютным объемам производства мяса, уступая лишь Китаю, США и Бразилии (несколькими годами раньше СССР в данном сравнении уверенно занимал III место), то к 2003-2004 году по абсолютным объемам мясного производства наша страна снизилась до VIII места, оказавшись в ряду с такими малонаселенными странами, как Канада или Италия. Аналогичным образом, если в 1992 году Россия по показателю производства мяса на душу населения, составлявшим 55.6 кг в год, находилась в группе стран с самодостаточным (не-экспортным) животноводством, опережая, например, Великобританию, то в настоящее время, производя лишь 34.3 кг мяса на душу населения в год, страна находится на уровне таких слаборазвитых стран, как Перу, Таиланд, Вьетнам. Несмотря на по-прежнему значительные объемы импорта мяса, в России вновь начал снижаться уровень среднедушевого потребления этого продукта. Если в начале 90-х годов потребление всех видов мяса составляло 75 кг на человека1, то в 2001 году этот показатель снизился до 44 кг. В 2002 году среднедушевое потребление мяса начало увеличиваться и составило около 50 кг, а в 2003 году оно вновь сократилось на 2 кг. Таким образом, мясное животноводство России переживает глубокий кризис. Исключительная длительность кризисного состояния отрасли на фоне отсутствия системных изменений к лучшему позволяет, в лучшем случае, говорить об относительной стабилизации показателей мясного животноводства в районе нижней границы падения. Небольшие улучшения, наблюдавшиеся по производству ряда видов мясного сырья, носят, в основном, временный и конъюнктурный характер и не могут служить основой для возрождения и уверенного прогресса мясной отрасли. 2. Возможные последствия кризиса отечественного мясного животноводства По прогнозу Центра экономической конъюнктуры (ЦЭК) при Правительстве РФ, общая численность КРС в 2005 году уменьшится на 870 тыс. голов или на 4%. Также ожидается дальнейшее сокращение поголовья свиней - на 320 тыс. голов или на 3%. Исходя из ожидаемой численности скота и показателей продуктивности, прогнозируется, что темпы роста производство мяса в 2005 году упадут до 2% по сравнению с имевшим место 5%-м ростом в 2003 году. Депрессивное состояние животноводческого сектора России, в отличие от оказавшихся в аналогичном положении многих других отраслей народного хозяйства, связано не с сокращением платежеспособного спроса со стороны населения (этот спрос существует и в достаточной мере удовлетворяется через импорт мяса и мясопродуктов), а с исключительно высокой степенью физического и морального износа основных производственных фондов, отсутствия современных ресурсосберегающих технологий, организационной неразвитостью большей части существующих товаропроизводителей. Значимой причиной, наряду с другими определяющей процессы сокращения поголовья животных и производство мяса, является сокращение численности сельского населения, прежде всего его трудоспособной части. Таблица А2. Сравнительные данные по наличию и использованию земельных и материально-технических ресурсов, применяемых при производстве животноводческой продукции.
Таблица А3. Изменение численности сельского населения в России в 1992-2003 г.г.
Сокращение машинно-технологического парка животноводства, ухудшение финансового состояния значительной части сельскохозяйственных предприятий, неразвитость рыночной инфраструктуры являются основными факторами, способствующими сокращению производства продукции мясного животноводства в общественном секторе. В секторе личных подсобных хозяйств, на долю которого приходится производство 57% мяса скота и птицы2, основным фактором снижения производства выступает сокращение численности сельского населения, прежде всего трудоспособного контингента (до 60-65 лет). Даже если производство мяса в сельскохозяйственных предприятиях в ближайшие 10 лет сохраниться на текущем уровне, то только за счет неизбежного по демографическим причинам уменьшения контингента товарных подсобных хозяйств сельского населения общее производство мяса может сократиться практически еще наполовину, до 2.0-2.5 млн. тонн, или 14-16 кг в расчете на душу населения. В этом случае, уже до 70-80% объективно существующей потребности в мясе и мясопродуктах Россия будет вынуждена удовлетворять за счет импорта. Существующий в настоящее время в России уровень потребления мяса и мясопродуктов, составляющий 51 кг в год на душу населения, по сути ставит страну в ряд слаборазвитых стран с высоким белковым дефицитом для большинства групп населения. Дефицит полноценных белков в питании населения большинства регионов России составляет от 12 до 15 кг в пересчете на чистый белок. Достаточно сказать, что
К сожалению, при сохранении в отечественном животноводстве существующего положения дел, реализация задачи увеличения потребления полноценных белков и повышения нутрилогической ценности рациона сможет быть решена исключительно через рост импорта мяса. В противном случае ожидаются крайне неблагоприятные изменения в уровне здоровья населения большинства регионов России, снижение качества жизни. Выходом из сложившегося положения может и должно стать создание современных высокотехнологичных животноводческих производств, на основе применения инновационных ресурсосберегающих технологий обеспечивающих высокорентабельное и конкурентоспособное производство и переработку мясного сырья. 3. Стратегическая важность развития животноводческих мощностей в Российской Федерации Сохраняющийся в стране дефицит животноводческой продукции на фоне структурного несовершенства отрасли и угрожающих демографических изменений в сельской местности объективно выводит соответствующий круг вопросов на уровень национальной безопасности. Сохранение производства мясной продукции на нынешнем низком уровне, не говоря уж о реальной угрозе его дальнейшего сокращения, радикально подрывает продовольственную безопасность страны. Как видно из приводимой ниже таблицы, нынешний уровень производства мяса в расчете на душу населения ставит Россию в ряд со слаборазвитыми странами, не располагающими достаточным уровнем национальной продовольственной безопасности. Таблица А4. Распределение стран мира по объемам производства мяса на душу населения3
|
Программа развития муниципального образовательного учреждения «лицей»... Настоящая программа определяет стратегию развития лицея и основные направления деятельности по ее реализации. Основные цели и задачи... |
Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 №761н в составе раздела «Квалификационные... |
||
6. Взаимоотношения. Связи по должности Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих приказ Министерства здравоохранения и социального... |
Программа развития фгаоу во «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее кфу) Приволжский) федеральный университет (далее – кфу) на 2010–2019 годы была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации... |
||
Программа развития фгаоу во «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее кфу) Приволжский) федеральный университет (далее – кфу) на 2010–2019 годы была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации... |
Программа развития тенниса в Российской Федерации на 2013-2020 годы Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-фз от 04.... |
||
Отчет о выполнении в 2010 году Программы развития Юридического института... ... |
Развития российской федерации Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,... |
||
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.... Кадровое обеспечение: учебно-методическая работа, повышение квалификации педагогических работников |
Об организации рассмотрения обращений граждан в фонде Фз "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, n 19, ст.... |
||
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства... |
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства... |
||
Программа контроля Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с пунктом 682 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской... |
Инструкция о порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате... Фз «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №19, ст.... |
||
Программа на 2013 2015 годы Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в части электроснабжения г. Всеволожска, п. Токсово, п. Рахья... |
Концепция развития воспитательной работы в мгри-рггру и реализации... Программой развития мгри-рггру до 2020 года, Концепцией и программой развития воспитательной работы на 2010-1014 годы (утверждены... |
Поиск |