1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по плаванию охватывает комплекс параметров подготовки спортсменов на весь многолетний период обучения и тренировки - от начального обучения до совершенствования спортивного мастерства. Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства спортсменов, тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Дополнительная предпрофессиональная программа по плаванию разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным программам, также согласно Федерального стандарта многолетней подготовки по виду спорта плавание на основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Типовым положением о дополнительном образовании детей (Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012г. №504), нормативными документами Министерства образования РФ Нижегородской области и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (за № 329 от 04.12.2007г.), приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013г. №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам. Программа разработана на основе «Примерной программы многолетней подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.
Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в группах начальной подготовки (ГНП), тренировочных группах (ТГ) и группах совершенствования спортивного мастерства (СС).
Данная программа по плаванию реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст. 3 № 329-ФЗ, а также отражает особенности реализации образовательных программ в спорте:
- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.
Цель и задачи программы
Цель – многолетняя подготовка спортивных резервов для плавания, подготовка спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил.
Задачи:
Формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
Профессиональное самоопределение;
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков;
Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости.
Условия реализации программы
Программа занятий рассчитана на 10 лет комплексного обучения и воспитания детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет.
Срок реализации программы может сокращаться в зависимости от возраста поступления ребенка в учреждение и качества освоения программы (выполнение нормативов и требование ЕВСК).
В настоящей программе выделено 3 этапа многолетней подготовки:
этап начальной подготовки (НП). В ГНП зачисляются учащиеся успешно освоившие дополнительную общеразвивающую программу по плаванию, достигшие 7-летнего возраста, желающие заниматься по предпрофессиональный программе, не имеющие противопоказаний к занятиям и прошедшие просмотр и тестирование по виду спорта «Плавание». На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники видов плавания, выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап; просмотр и тестирование осуществляется по нормативам ОФП и СФП для зачисления в ГНП. Этап начальной подготовки является важным этапом отбора спортивно одаренных детей для их последующей многолетней подготовки в спортивной школе.
тренировочный этап. Тренировочные группы начальной специализации (1,2годы обучения) формируются из учащихся, не имеющих противопоказаний к занятиям по плаванию, успешно прошедшие аттестацию и имеющие 2 юношеский разряд. Тренировочные группы углубленной специализации (3,4,5года обучения) формируются из учащихся, не имеющих противопоказаний к занятиям по плаванию, успешно прошедшие аттестацию, имеющие положительную динамику итогов выступления на соревнованиях.
этап совершенствования спортивного мастерства. Группы формируются из учащихся, мотивированных на преодоление больших тренировочных нагрузок, успешно прошедших этап подготовки в тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Данные группы открываются по согласованию с учредителем. Продолжительность этапа до 3 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
Перевод учащихся на следующий год обучения, этап обучения производится при условии освоения образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации в форме соревнований, тестирования, сдачи контрольных нормативов.
Учащиеся не соответствующие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, выполнившие контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовки, программные требования следующего года обучения, этапа обучения, при наличии разрешения врача письменного заявления учащегося или родителей (законных представителей) могут переводиться раньше срока при составлении индивидуального плана подготовки, по программе ускоренного обучения и решения Педагогического совета Учреждения.
Основной формой тренировочного процесса являются групповые тренировочные и теоретические занятия, медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль, участие в соревнованиях, тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся. Расписание занятий учебных групп составляется и утверждается администрацией учреждения с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей.
В таблицах 1 – 12 отображены режимы и основные параметры тренировочных занятий на этапах многолетней подготовки.
Таблица 1
Режимы тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовкам
Наименование этапа
|
Год обучения
|
Минимальный возраст для зачисления
|
Миним.число учащихся в группе (при объединении)
|
Максим.число учащихся в группе (при объединении)
|
Макс-ное
количество учебных часов в неделю
|
Требования по физической, технической и спортивной подготовкам на конец спортивного года
|
Этап начальной подготовки
|
До 1 года
|
7
|
15
|
25
|
6
|
Выполнение контрольных нормативов
|
2-3юн.разряд на конец этапа
|
Св.2лет
|
8
|
15
|
23
|
8
|
1юнош.на конец этапа
|
Тренировочный этап
|
До
2-х лет
|
9
|
14
|
18
|
12
|
Уровень спортивных результатов, выполнение контрольно-переводных нормативов
|
1юнош-3взр
|
2-3взрослый
|
3год
|
-
|
12
|
14
|
16
|
2-3взрослый
|
4,5год
|
-
|
12
|
14
|
18
|
2взрослый
|
|
1взр-КМС на конец этапа
|
Этап совершенствования спортивного мастерства
|
До 1 года
|
12-13
|
6
|
10
|
24
|
Уровень спортивных результатов, выполнение контрольно-переводных нормативов
|
Св.2лет
|
14-15
|
5
|
7
|
28
|
Максимальный состав групп определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях. Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Обще годовой объем тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с тренировочных групп третьего года обучения, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах обще годового учебного плана, определенного данной учебной группе. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, вовремя тренировочных сборов учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана каждой группы был выполнен полностью.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план – это основной документ, в котором распределены по этапам и годам обучения средства многолетней подготовки юных пловцов. При составлении многолетнего учебного плана необходимо основываться на принципах планирования подготовки пловцов, специфических особенностях плавания, задачах этапов, необходимости достижения на каждом из них модельных значений тактико-технической и физической подготовленности. Типовой проект такого плана приведен в табл.3.
Таблица 2
Соотношение объемов тренировочного процесса по этапам многолетней подготовки по плаванию
Разделы подготовки
|
Этапы и годы спортивной подготовки
|
Этап начальной подготовки
|
Тренировочный этап (период базовой подготовки и спортивной специализации)
|
Этап совершенствования спортивного мастерства
|
До 1года
|
Свыше 2лет
|
До 2-х лет
|
3год
|
4,5год
|
До 1 года
|
Свыше 2лет
|
Максимальное количество учебных часов в неделю
|
6
|
8
|
12
|
16
|
18
|
24
|
28
|
Теория и методика физической культуры и спорта (%)
|
3,5
|
3
|
4
|
3
|
3
|
1,5
|
1
|
Общая физическая и специальная подготовка (%)
|
27
|
21,5
|
13
|
12
|
12
|
12
|
10
|
Избранный вид спорта (%)
|
45
|
49
|
55
|
60
|
60
|
65,5
|
68,5
|
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3
|
2,5
|
2
|
Приемные и контрольные нормативы, медицинское обследование (%)
|
5
|
6
|
8
|
6,5
|
6,5
|
5
|
5
|
Другие виды спорта и подвижные игры (%)
|
5
|
4,5
|
4
|
3
|
3
|
2
|
2
|
Тренировочные занятия в условиях оздоровительного лагеря или по индивидуальному плану на период летнего активного отдыха (%)
|
11,5
|
13
|
12
|
|
12,5
|
11,5
|
11,5
|
Таблица 3
Примерный учебный план распределения часов в многолетней подготовке пловцов на 52 недели
№ п/п
|
Виды подготовки
|
Этап начальной подготовки
|
Тренировочный этап
|
Этап совершенствования спортивного мастерства
|
До 1года
|
Св. 2лет
|
До 2х лет
|
3год
|
4,5год
|
До 1 года
|
Свыше 1 года
|
1
|
Теория и методика физической культуры и спорта
|
11
|
13
|
25
|
27
|
28
|
19
|
15
|
2
|
Общая и специальная физическая подготовка
|
84
|
90
|
81
|
100
|
112
|
150
|
145
|
2.1
|
Общая физическая подготовка
|
52
|
56
|
50
|
50
|
52
|
58
|
53
|
2.2
|
Специальная физическая подготовка
|
32
|
34
|
31
|
50
|
60
|
92
|
92
|
3
|
Избранный вид спорта
|
141
|
203
|
346
|
500
|
561
|
816
|
997
|
3.1
|
Техническая подготовка
|
85
|
125
|
220
|
280
|
343
|
465
|
530
|
3.2
|
Тактическая подготовка
|
46
|
67
|
113
|
200
|
198
|
320
|
436
|
3.3
|
Психологическая подготовка
|
10
|
11
|
13
|
20
|
20
|
31
|
31
|
4
|
Медицинское обследование
|
9
|
12
|
31
|
32
|
33
|
38
|
58
|
5
|
Соревнования, инструкторская и судейская практика
|
9
|
13
|
25
|
32
|
38
|
31
|
29
|
6
|
Система контроля и зачетные требования
|
6
|
12
|
19
|
20
|
28
|
25
|
15
|
7
|
Другие виды спорта и подвижные игры
|
16
|
19
|
25
|
25
|
28
|
25
|
29
|
Итого (46недель)
|
276
|
362
|
552
|
736
|
828
|
1104
|
1288
|
Тренировочные занятия в условиях оздоровительного лагеря или по индивидуальному плану на период летнего активного отдыха (6недель)
|
36
|
54
|
72
|
96
|
108
|
144
|
168
|
ВСЕГО (52недели)
|
312
|
416
|
624
|
832
|
936
|
1248
|
1456
|
|