Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа разработана для обучения младших школьников коми языку как государственному в образовательных учреждениях начального общего образования на основе стандартов начального образования второго поколения с учетом планируемых результатов по программе 2007 года, авторы Е.Н.Вязова, А.В.Сизова (издательство ООО «Анбур»). Она обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Коми язык» изучается со 2 по 4 класс. Курс обучения составляет 204 часа (34 недели в год).
РУП адресована общеобразовательным учреждениям, в которых обучение коми языку начинается со второго класса, поэтому разделы программ 1-2 классов объединены. Обучение ведётся по учебникам 1 и 2 класса. При этом на изучение предмета в соответствие с базовым образовательным планом отводится 2 часа в неделю.
Изучение коми языка осуществляется по учебникам:
2 класс (1 полугодие) – Вязова Е.Н., Сизова А.В. «Войт» 1 класс.-Сыктывкар:Анбур, 2009
( 2 полугодие) - Вязова Е.Н., Сизова А.В. «Коми язык»2 класс.-Сыктывкар:Анбур, 2010
3 класс - Вязова Е.Н., Сизова А.В. «Коми язык»3 класс.-Сыктывкар:Анбур, 2011.
4 класс - Вязова Е.Н., Сизова А.В. «Коми язык»3 класс.-Сыктывкар:Анбур, 2012
Цели обучения.
В процессе изучения коми языка реализуются следующие цели:
формирование умений общаться на коми языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения школьника; мотивации к дальнейшему овладению коми языком;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на коми языке;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений.
Исходя из сформулированных целей, определяются следующие задачи:
создать благоприятный психологический климат для преодоления речевого барьера и использовать коми язык как средство общения;
развивать личностные качества школьника, его воображение, внимание, память в ходе усвоения нового материала, в процессе его участия в играх, ситуативных диалогах;
сформировать навыки общения, которые помогут младшему школьнику добиться взаимопонимания с людьми, говорящими (или пишущими) на коми языке;
расширить лингвистический кругозор; направить на освоение элементарных лингвистических представлений, которые доступны для младших школьников и необходимы для овладения устной и письменной речи на элементарном уровне;
развивать познавательные способности, развивать умения работы с различными компонентами УМК ( учебником и т.д.); умения работы в группе;
развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, инсценировок на коми языке;
развивать уважительное отношение к коми культуре;
приобщить младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на коми языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для бытового, семейного, учебного общения.
2 класс
Основная цель обучения коми языку во 2-м классе заключается в развитии способности учащихся к межкультурному общению. Достичь эту цель можно, только решив следующие задачи:
сформировать у школьников положительное отношение к выполняемой деятельности и интерес к коми языку и культуре;
сформировать способности понимать и порождать коми высказывания в соответствии с конкретной ситуации общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;
осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями коми языка;
воспитать такие качества личности, как терпимость и уважение друг к другу, ответственность и умение взаимодействовать для решения общей задачи;
развивать у учащихся психические функции (память, внимание, воображение), познавательные способности и эмоциональную сферу.
3 класс
Основную цель обучения коми языку в 3-м классе составляет дальнейшее развитие способности детей к общению на коми языке. Реализация этой цели предполагает формирование у учащихся следующих коммуникативных умений:
понимать (на слух и при чтении) и порождать коми высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;
осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями коми языка;
пользоваться рациональными приемами овладения языком.
Приоритетными воспитательно-развивающими и образовательными целями являются:
формирование у детей положительного отношения и интереса к коми языку, культуре народа;
развитие у учащихся интеллектуальных, познавательных способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения;
расширение общеобразовательного кругозора детей.
У школьников формируются навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативных задач в устной речи, чтении и письме.
4 класс
К основным целям изучения коми языка в 4 классе относятся следующие:
формирование элементарных умений общаться на коми языке: коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
знакомство с миром детских песен, стихотворений и сказок, художественной литературы,
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению коми языком;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на коми языке.
Общая характеристика предмета.
Коми язык наряду с русским языком и литературным чтением входит в предметную область «филология».
Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению коми языком и определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ.
Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Коми язык как школьный предмет дает для этого богатейшие возможности, которые не всегда используются в полном объеме.
Роль коми языка как учебного предмета возрастает в связи с введением ФГОС-2, «где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования». Переход от знаниевой парадигмы к образовательной делает огромный образовательный потенциал предмета «коми язык» востребованным. «Коми язык» уникален по своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России.
Коми язык является важнейшим средством воспитательного воздействия на личность. Будучи частью, инструментом культуры, коми язык формирует личность человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т.п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
Коми язык открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень гуманитарного образования ученика, способствует будущему вхождению в мировое сообщество благодаря воспитанию уважения к иным культурам. Знакомство с культурой народа изучаемого языка способствует более глубокому осознанию своей родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. Знание коми языка и культуры устраняет барьеры недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру, создавать положительный образ своей республики.
Школьники овладевают рациональными приемами изучения коми языка и универсальными учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде и т.д.
Обучение межкультурному общению способствует:
формированию активной жизненной позиции учащихся. На уроках коми языка они получают возможность обсуждать актуальные проблемы и события, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, учиться выражать свое отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение. Все это облегчает их дальнейшую социализацию;
развитию коммуникативной культуры. Школьники учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся быть вежливыми, доброжелательными речевыми партнерами;
общему речевому развитию учащихся. Они учатся более осознанно и внимательно относиться к выбору способов и средств для выражения своих мыслей, совершенствуют умение планировать свое речевое поведение, ставить и решать коммуникативные задачи, развивать способность адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения;
воспитанию внимательного отношения к тексту, формируя сознательное чтение – качество, присущее каждому культурному человеку;
расширению филологического кругозора через осознание особенностей своего мышления. На основе сопоставления коми языка с родным происходит уяснение того, что существуют разные способы выражения и оформления мыслей.
Изучение коми языка вносит заметный вклад в культуру умственного труда. «Коми язык» как учебный предмет готовит учеников к успешной социализации после окончания образовательного учреждения, учит успешно выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе.
Учебно-тематическое планирование
№
|
Раздел программы
|
Тематика уроков
|
Содержание
|
Грамматика
(языковой и речевой материал)
|
Словарь
|
2 КЛАСС
|
1 ч.
18 ч.
1.
|
Знакомство.
(6 часов)
|
1) Знакомство с предметом – коми язык.
2-3) Вежливые слова.
4-6) Давайте познакомимся.
|
Звуки: ö, дз, сь, ть.
Имя сущ. творит. падежа с суф. -öн.
Вопросительное местоимение кодi?
|
Аттьö, видза олан, видза оланныд, аддзысьлытöдз
менö шуöны, кыдзи шуöны, войт, нывка, зонка, тайö, кодi, ме
|
2.
|
Семья и я.
(6 часов)
|
1) Знакомство с лексикой.
2-3) Расскажу о себе.
4) Наша семья.
5-6) Расскажу о семье
по фотографии.
|
Притяжательное местоимение менам;
Имя сущ. винит. падежа с суф. -öс.
Счёт от 1 до 10.
Звук дж
|
Бать, мам, ыджыд мам, ыджыд бать, пöч, пöль, чой, вок, менам, лыдпасъяс 1-10, ыджыд, ичöт.
Морт, ки, кок, ныр. син, вом, чужöм. юр, юрси.
|
3.
|
Игры.
Игрушки.
(6 часов)
|
1) Названия игрушек.
2) Давайте поиграем.
Игра «Пышкай»
3-4) Названия цветов.
5-6) Моя любимая игрушка.
|
Вопрос. местоимения: мый, кутшöм
Имя сущ. мн.ч. с суффиксом -яс.
|
Чача, акань, мач, рöм, гöрд, лöз, еджыд, сьöд, турунвиж, кольквиж, мый, ворсны
|
II
Ч.
14 ч
|
Времена года. Осень.
(4 часа)
|
1-2) Знакомство с лексикой.
3-4) Погода.
|
Имена существит. и прилагательные.
|
Ар, зэр, зэрö,
Кöдзыд, кымöр,енэж, шондi.
|
.
|
Мой дом, моя комната.
(6 часов)
|
1) Знакомство с лексикой.
2-3) Мой дом.
4-6) Расскажу о своём доме.
|
Звуки: дз, ö, н, нь.
Послелоги: вылын, улын.
Глагол 1 л., ед.ч., наст.времени (-а).
|
Керка, улöс, пызан, öшинь, öдзöс, сулавны, пукавны, вылын, улын
|
|
Праздники.
(4 часа)
|
1-2) Новый год.
3) Около ёлки.
4) Поздравление с Новым годом.
|
Имя сущ. творит. падежа с суф. -öн.
Послелог: дорын
Глагол 1л., ед.ч., наст.вр.
|
Выль, во, коз, дорын, козин, Кöдзыд Пöль, чолöмавны, сьывны, йöктыны, Выль во, мича.
|
III ч. 20 ч
|
Времена года.Зима. Зимние забавы. (4 часа)
|
1) Знакомство с лексикой.
2) Погода.
3-4) Зимние игры.
|
Глаголы 1 л.
Прилагательные кач.
|
Тöв, лым, лымъялö, усьö лым, дадь, лызь, лым морт.
|
|
Мир вокруг меня.
(6 часов)
|
1-2) Домашние животные.
3-4) Домашние животные
в коми сказках.
5-6) Любимое животное
|
Суффикс мн.ч. им.сущ. -пи.
Имя сущ. местного падежа с суф. -ын
|
Мöс, вöв, пон, кань, сёйны, котравны, эм, абу
|
7.
|
Еда. Посуда.
(5 часа)
|
1-2. За столом.
3. На кухне.
4-5. В магазине.
|
Послелоги: вылын, сайын.
Глаголы 1 л., ед.ч., наст. Вр.
|
Рок, шыд, нянь, кампет, ва, чай (тшай), пань, тасьтi, стöкан, пурт, сёйны, юны.
|
8.
|
Одежда. Обувь.
(5 часа)
|
1) Наша одежда.
2) Обувь.
3-5) Моя одежда и обувь.
|
Мягкий звук сь,
Глаголы 1 л., ед. ч., наст. Вр.
|
Паськöм, пась, дöрöм, гач, сарапан, кепысь, кöм, пасьтасьны, кöмасьны.
|
IV ч.
16 ч.
|
Времена года. Весна.
4 ч.
|
1-2) Времена года.
3 -4) Погода.
|
Безличные глаголы.
|
Тулыс, поводя, гажа, шоныд, кор, шор. Шоныд.
|
|
Мой день.
Я в школе.
4 ч.
|
1) знакомство с лексикой.
2) дни недели
3-4) режим дня.
|
Глаголы 1 л., нас. вр.
|
Чечча, сёя, муна, мысся, велöдча, гижа, лыддьыся.
Вежон лунъяс.
|
|
Малая родина.
4 ч.
|
1) Знакомство с лексикой.
2) Где я живу.
3-4) Моя малая родина.
|
Глаголы 1 л.
Суффикс им.сущ. –ын.
|
Чужан му, ола, сикт, кар. Улича.
|
9.
|
Времена года. Лето.
(4 часа)
|
1-2) Времена года.
3) Погода.
4) Любимое время года.
|
Безличные глаголы.
|
Гожöм, ар, тöв, тулыс, поводдя, зэр, зэрö, лым, лымъялö, шондi, гажа, шоныд, кöдзыд.
|
|