Содержание.
Пояснительная записка.
Учебный план.
Методическая часть.
Система контроля и зачетные требования.
Перечень информационного обеспечения.
Пояснительная записка.
Общая характеристика.
Спорт в нашей стране - важный фактор воспитания. Он помогает наиболее полно проявить способности, рационально использовать и развить физические и нравственные возможности, воспитать и закалить волю.
Данная программа является методическим документом, отвечающим современным требованиям подготовки спортивного резерва ДЮСШ по лыжным гонкам. Настоящая программа вызвана необходимостью создания определённой методической основы для подготовки лыжников в Тетюшском районе.
Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специально физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовки в соответствии с возрастом обучающихся.
Данная образовательная программа предназначена для подготовки лыжников-гонщиков в группах спортивного совершенствования (ГСС и ГВСМ),. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по лыжным гонкам.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки лыжников, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении техническими приемами лыжных гонок, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный Закон от 04 декабря 2007г.№329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
3.Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (утв. приказом Минспорта РФ от 12 сентября 2013г.N 730);
4.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – СанПин 2.4.4.1251-03;
Цель данной программы - воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели в условиях современного общества.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
1.Содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;
2. Воспитание всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;
3.Воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;
4.Обучение технике и тактике лыжных гонок;
5.Развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.
Программа направлена на:
1.Обеспечение разносторонней подготовленности обучающихся, их физическое развитие и укрепление здоровья;
2.Повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;
3.Укрепление опорно-двигательного аппарата обучающихся;
4.Оптимальное выполнение контрольных и контрольно-переводных нормативов;
5.Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;
6. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
7.Решение задач формирования и сплочения коллектива обучающихся;
Структура программы содержит учебный материал по следующим разделам подготовки:
1. Теоретическая подготовка;
2. Общая физическая подготовка;
3. Специальная физическая подготовка;
4. Техническая подготовка;
5. Тактическая подготовка;
6. Контрольные и календарные соревнования;
7. Контрольные испытания;
8. Медицинское обследование.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса остается:
1.Создание условий для развития личности обучающихся;
2.укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля;
3.воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности обучающихся;
4.Формирование знаний, умений и навыков лыжных гонок;
5.Привитие любви к систематическим занятиям спортом;
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности обучающихся.
В программе представлены новые нормативы с учетом современных требований. Особенности организации занятий, а также наличие материально-технической базы, тренажеров и специальных устройств могут вносить коррективы в рекомендуемую программу.
1.2 Возрастные границы этапов подготовки
Этап спортивно-оздоровительный
|
Этап начальной подготовки
|
Этап учебно-тренировочный
|
Этап спортивного совершенствования
|
Весь период обучения
|
9-11 лет
|
11-17 лет
|
До 21 года
|
Учебный план.
На протяжении периода обучения в спортивной школе обучающихся проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность подготовки пловцов следующая:
1. Постепенный переход от обучения приемам гонок к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;
2. Планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;
3. Переход от подготовительных средств к наиболее специальным;
4. Увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
5. Постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
6. Повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки пловцов. Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году) .С увеличением общего годового объема часов увеличивается удельный вес (доля) нагрузок на технико-тактическую, специальную физическую подготовку. Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
В каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста обучающихся и их возможностей, требований подготовки в перспективе пловцов высокого класса для высших разрядов.
Формы и режим занятий.
Основные формы занятий, используемые в работе: теоретическая, учебная, учебно-тренировочная, модельная, соревнования.
Теоретическое занятие проводится в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, видео соревнований.
Учебное занятие предполагает усвоение обучающимися нового материала, который может быть связан с освоением различных элементов техники, разучиванием рациональных тактических схем, повышением эффективности контроля и управления двигательными действиями и т.п. Особенностями занятий этого типа являются относительно ограниченное количество умений, навыков или знаний;
Учебно-тренировочное занятие представляет собой промежуточный тип занятий между учебным и тренировочным. На этом занятии спортсмен совмещает освоение нового материала с его закреплением. Это занятие широко используется на втором этапе многолетней подготовки, в макроцикле - во второй половине первого и в начале второго этапа подготовительного периода.
Модельное занятие является важной формой интегральной подготовки спортсменов к основным соревнованиям. Программа такого занятия строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований и их регламентом. Модельное занятие проводится в период непосредственной подготовки спортсменов к соревнованиям.
В программу также включены такие формы работы, как:
1.Общешкольные спортивно-массовые мероприятия;
2. Внутришкольные соревнования;
3. Спортивные праздники;
5. Использование услуг игрового, гимнастического и тренажерного залов.
ГОДИЧНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п
|
Содержание
занятий
|
Этап начальной подготовки
|
Этап учебно-тренировочный
|
Этап спортивного совершенствования
|
|
Год обучения
|
|
1-ый
|
2-ой
|
1-ый
|
2-ой
|
3-ий
|
4-ый
|
5-ый
|
1-ый
|
2-3-ий
|
ГВСМ
|
I.
|
Теоретическая подготовка
|
17
|
18
|
20
|
23
|
23
|
25
|
30
|
32
|
26
|
22
|
П
|
Практическая
подготовка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Общая физичес-
кая подготовка
|
176
|
275
|
300
|
370
|
370
|
398
|
430
|
440
|
420
|
450
|
2
|
Специальная
Физическая
подготовка
|
60
|
97
|
150
|
156
|
156
|
196
|
309
|
532
|
727
|
903
|
3
|
Техническая
подготовка
|
45
|
59
|
98
|
110
|
110
|
120
|
150
|
119
|
130
|
130
|
4
|
Участие в
соревнованиях
|
10
|
15
|
26
|
30
|
30
|
36
|
60
|
67
|
80
|
85
|
Ш
|
Углубленное
медицинское
обследование
|
4
|
4
|
8
|
8
|
8
|
8
|
11
|
10
|
10
|
11
|
1V
|
Восстановительные
мероприятия
|
-
|
-
|
22
|
31
|
21
|
34
|
34
|
37
|
52
|
52
|
V.
|
Инструкторская практика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
15
|
16
|
11
|
11
|
11
|
Общее количество часов
|
312
|
468
|
624
|
728
|
832
|
936
|
1040
|
1248
|
1456
|
1664
|
|