Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14»)

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14»)


Скачать 280.29 Kb.
НазваниеКупцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14»)
страница1/4
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4


СЦЕНАРИЯ ТВОРЧЕСКОГО УРОКА
Авторы:

  • Купцова Анна Викторовна (МОУ «COШ № 14»);

  • Киселева Алла Викторовна (МОУ «COШ № 14»);

  • Солянина Лариса Михайловна (МОУ «Львовская СОШ № 4»).


Полное название образовательного учреждения:

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. о. Подольск;

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение Львовская

средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Подольск.

Среда, в которой выполнена разработка:

  • текстовый редактор WORD,

  • графического редактора PAINT,

  • редактор POWER POINT.



Предмет: химия.
Тема: «Силикатная промышленность».
Класс: 9 класс.
Полное название разработки: Сценарий урока по химии в 9 классе «Силикатная промышленность».
Область применения разработки:

  • проведение урока по теме «Силикатная промышленность» (универсальный, может быть использован независимо от программы, по которой ведется обучение);

  • пополнение открытого банка методических и дидактических авторских материалов.


Номинация конкурса: диалогические проблемные уроки.
Учебно-методическое обеспечение:

  • учебник О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»;

  • авторский дидактический материал — частично-поисковые (эвристические) задания (приведены в сценарии урока);


  • авторская разработка лабораторного опыта «Ознакомление с видами стекла» (описание приведено в сценарии урока);

  • авторская схема «Силикатная промышленность» (приложение 1);

  • авторские методические рекомендации по выполнению мини-проектов (приложение 2);

  • авторское медиаприложение к уроку (презентация разработана с учетом того, что допускается ее использование не более чем 15 минут в течение урока; она используется только на определенных этапах урока).


Время реализации занятия: 45 минут.
Цель урока: познакомить учащихся с силикатной промышленностью (сырьём, технологией производства, свойствами и применением выпускаемых материалов).

Задачи урока:

  • образовательные: дать понятие о силикатной промышленности, сырье, продуктах и технологии производства керамики, стекла и цемента, свойствах и применении этих материалов; проводить лабораторные опыты в соответствии с поставленной задачей, с соблюдением правил охраны труда;

  • развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию, умение работать с информацией, представленной в различных формах (схема, таблица, рисунок или фотография); умение вести диалог в группе; умение осуществлять рефлексию; творческие способности;

  • воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к стеклу, уважительное отношение к труду рабочих силикатной промышленности; формирование культуры общения и участия в соревнованиях.


Тип урока: комбинированный
Форма урока: проблемно-поисковый урок.
Оборудование:

  • коллекция «Продукция силикатной промышленности»;

  • образцы нерудных полезных ископаемых (кварцевый песок, гипс, полевой шпат, известняк, глина, каолинит, слюда, мел) (3 набора);

  • образцы различных видов стекла в конвертах (12 шт.: в каждом конверте карточка с фотографиями определенного вида стекла (приложение 3) и его образец);




  • дидактический раздаточный материал, содержащий задания, заключенные в сценарии урока в рамку (3 экз.), схему «Силикатная промышленность» (на каждого учащегося);

  • мультимедийный проектор;

  • экран.


План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Вхождение в урок


1 мин

2. Актуализация знаний


2 мин

3. Проблемное объяснение


5 мин

4. Первичное закрепление во внешней речи


24 мин

5. Самостоятельная работа с самопроверкой


5 мин

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение


4 мин

7. Подведение итогов урока (рефлексия)

3 мин

8. Домашнее задание 

1 мин



Ход урока
I. Вхождение в урок
Учащиеся занимают места за столами, заранее расставленными так, чтобы получились три команды.

Учитель приветствует учащихся.

Звучит аудиозапись: «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка — платформа «Силикатная»» (презентация, слайд 2; после просмотра слайда учитель выключает проектор).

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос: «Почему платформа называется «Силикатная»?» Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что после урока они смогут дать обоснованный ответ на этот вопрос.

II. Актуализация знаний
Учитель актуализирует знания учащихся о природных соединениях кремния, предлагая им выполнить задание.

Задание 1. Выберите из имеющихся на столах образцов полезных ископаемых (кварцевый песок, гипс, полевой шпат, известняк, глина, каолинит, слюда, мел) природные соединения кремния.

Учитель заслушивает ответы представителей команд, демонстрируя образцы полезных ископаемых, и подчеркивает, что учащиеся ещё вернутся к примерам этих соединений в ходе урока.

Учитель отмечает, какая команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за каждый правильно названный образец.
III. Проблемное объяснение
Учащиеся устно отгадывают загадки, которые зачитывает учитель.

Задание 2.

  1. В земле я родился, в огне закалился. (Керамический горшок)

  2. Холод терпит, а палку нет. (Стекло)

  3. Серая пыль в воду нырь, потом на мастерок и готов домок. (Цемент)

Учитель отмечает, какая команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за каждую правильно отгаданную загадку.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Что объединяет керамический горшок, стекло и цемент?» Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что эти изделия — продукты производств, относящихся к силикатной промышленности.

Учитель формулирует тему урока «Силикатная промышленность», её цель (презентация, слайд 3) и обращает внимание учащихся на стоящую на демонстрационном столе коллекцию «Продукция силикатной промышленности» (приложение 4), в которой изделия разделены на три группы: стекло, керамика, цемент. Результат беседы учитель фиксирует в виде схемы «Силикатная промышленность» (презентация, слайд 4).


Схема

Силикатная промышленность


Учащиеся конкретизируют цель урока, выполняя частично-поисковое (эвристическое) задание в команде.

Задание 3 (уровень 1). Разделите 12 карточек, содержащих информацию о производстве стекла, керамики и цемента (приложение 5), на четыре равные группы. Назовите каждую группу.

Если команды затрудняются в выполнении заданий, то учитель предлагает вариант инструкции к заданию, снижающий уровень его сложности.

Задание 3 (уровень 2). Разделите предложенные карточки на четыре равные группы по следующим признакам: 1) сырьё; 2) продукты производства; 3) технология производства; 4) свойства материалов.

Учитель обобщает ответы учащихся и формулирует задачи урока (презентация, слайд 5; используется триггер).

Учитель отмечает, какая команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за каждую правильно составленную группу.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что карточки, на которых находится информация, соответствующая производству керамики, имеют коричневый цвет, стекла — белый, цемента — серый.

IV. Первичное закрепление во внешней речи
Далее обсуждение каждой группы информации и выполнение заданий проводится вначале каждой командой, а затем фронтально, в форме диалога, в котором учащиеся аргументированно доказывают результаты выполнения заданий. Результаты фиксируются учащимися в схеме «Силикатная промышленность» (см. приложение 1).

1. Учащимся работают с группой карточек «Сырьё», выполняя частично-поисковое (эвристическое) задание.

Задание 4. Составьте пары из названий тех производств силикатной промышленности, которые сходны по одному из компонентов сырья, а одно название производства, в котором данный компонент не используется, исключите. Найдите три варианта выполнения задания. Ответ объясните.

Учитель обсуждает с учащимися результаты выполнения задания (презентация, слайд 6; используются триггеры), заслушивая представителей команды, которая быстрее его выполнила.

Учитель отмечает, чья команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за правильное составление каждой пары.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Как вы думаете, только ли указанное в карточках сырьё используется для каждого из производств?» Обобщая ответы учащихся, учитель сообщает дополнительную информацию (презентация, слайд 7; используются триггеры; после просмотра слайда проектор выключается).

  • При производстве керамики дополнительно используют молотый мел, доломит, угольный порошок, древесные опилки (снижают плотность и соответственно теплопроводности керамических изделий).

  • Сырьём для производства стекла также являются: доломит MgCO3 · CaCO3, магнезит MgCO3, поташ K2CO3, свинцовый глёт PbO, стеклянный бой и др.

  • Для производства цемента используются: доменный шлак, бокситы, колчеданные огарки, колошниковая пыль и др.

Учащиеся обсуждают обобщающий вопрос: «Чем сходно сырьё, используемое для каждого из рассматриваемых производств?» Учитель демонстрирует слайд 2 презентации.

2. Учащиеся работают с группой карточек «Технология производства», выполняя творческое задание.

Задание 5. Пантомимой покажите стадии технологии производства: стекла (1-я команда); керамики (2-я команда); цемента (3-я команда).

Команды оценивают пантомиму других команд (1-я команда оценивает 2-ю, 2-я команда – 3-ю, 3-я команда – 1-ю) по следующим критериям: 1) полное отражение всех стадий производства; 2) наглядное представление стадий пантомимой; 3) творческий подход к выполнению задания.

Учитель отмечает баллы, заработанные командами. Даётся по 1 баллу за каждый положительно оцененный критерий (максимально 3 балла).

3. Учащиеся работают с группой карточек «Основные продукты производства», выполняя частично-поисковый (эвристический) лабораторный опыт «Ознакомление с видами стекла».

Учитель проводит инструктаж по охране труда при работе со стеклом.


Задание 6. Вам выданы конверты (см. приложение 3) с образцами различных видов стекла. Определите, какой из видов стекла находится в конверте, используя фотографии, и названия видов стекла, имеющиеся на карточке «Основные продукты производства».

Учащиеся выполняют задание в командах, а затем представители командах рассказывают о применении различных видов стекла.

Учитель после рассказа учащихся о каждом из видов сообщает дополнительную информацию по каждому из видов стекла (приложение 6; презентация, слайды 8—12; используются триггеры; после просмотра слайда проектор выключается).

Учитель отмечает команды, которые дали правильные ответы. Даётся по 1 баллу за каждый правильно указанный вид стекла (максимально 4 балла).

Динамическая пауза. Учитель проводит с учащимися эмоциональную и физическую разминку. Игра «Кто внимательнее». Учитель называет число. В каждой команде должны встать столько учащихся, сколько, назвал учитель. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием. Игровая ситуация повторяется три раза.

  1. Учащиеся работают с группой карточек «Свойства материалов», выполняя частично-поисковое (эвристическое) задание.


Задание 7. Заполните пропуски так, чтобы получилась последовательность: материал  свойство  применение

1-я команда

а) ___________  __________________________  изготовление железобетона

б) керамика  не проводит электрический ток  ____________________

в) стекло  _________________________  изготовление лабораторной посуды

2-я команда

а) стекло  ___________________________________  изготовление линз

б) керамика  _____________________________  изготовление кирпича

в) _____________  __________________________  изготовление бетона

3-я команда

а) стекло  ___________________  изготовление изоляторов для линий электропередач

б) керамика  ____________________________  изготовление посуды

в) _____________  _______________________  изготовление шифера
Фронтально обсуждают правильные ответы. Даётся по 1 баллу за каждую правильно составленную последовательность.

Учитель акцентирует внимание учащихся на таком свойстве стекла, как хрупкость и предлагает учащимся выполнить частично-поисковое (эвристическое) задание.


Задание 81. Прочитайте текст и сформулируйте проблемы, о которых в нём говорится.

Разбитое кем-то стекло (окно в школе, пустая бутылка из-под напитков) – это впустую затраченные миллионы тонн добытого в карьерах песка и известняка, полученной на химических заводах соды, огромное количество напрасно сожжённого в стекольных печах топлива, даром израсходованной электроэнергии, пущенного на ветер драгоценного человеческого труда.

С экологической точки зрения стекло является наиболее трудно утилизируемым отходом. Оно не подвергается разрушениям под воздействием воды, атмосферы, солнечной радиации, мороза. Стекло не разрушается под воздействием подавляющего количества сильных и слабых органических, минеральных и биокислот, солей, а также грибков и бактерий. Поэтому если органические отходы полностью разлагаются уже через 13 года, полимерные материалы через 520 лет, о стекло, как и сталь, способно сохраняться без особых разрушений десятки и даже сотни лет.

Утилизация 1 миллиона бутылок позволяет сохранить 300 т кварцевого песка и 100 т соды. Использование каждых 100 кг стеклобоя при выплавке стекла экономит 126 кг первичного сырья. Экономии топлива и электроэнергии соответственно составляет 4,4 и 1,1%.

Уменьшение негативного воздействия отходов стеклобоя на окружающую среду может быть достигнуто внедрением системы сбора стеклоотходов: организация сдачи стеклобоя предприятиями, имеющими в производстве отходы стекла; сбор стеклобоя в специальные контейнеры, устанавливаемые в жилых кварталах; постоянная информация населения по радио и телевидению о значении раздельного сбора вторичного сырья в целях сохранения экологии; строительство или развитие склада-наполнителя стеклобоя и отгрузочного терминала для отправки сортированного стеклобоя на перерабатывающие предприятия.

Учитель подводит итог данного этапа урока, обращая внимание учащихся на заполненную ими схему «Силикатная промышленность».
  1   2   3   4

Похожие:

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconНаталья Николаевна Еленская педагог дополнительного образования моу...
Данная методическая разработка разработана в форме устного журнала «Химический калейдоскоп» с элементами ролевой игры. Считаю, что...

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconЭкологизация бизнеса: как стимулировать производителей казнина Ольга Викторовна
Казнина Ольга Викторовна — к э н., старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга мгимо мид РФ (г. Москва)

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconПояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой...
Амбарцумова Татьяна Александровна Педагоги дополнительного образования: Марцынюк Анна Викторовна

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») icon1. Общие сведения о моу центре
Анализ работы моу центра и приоритеты воспитания на предстоящий период

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconПоложение о районном смотре-конкурсе на лучшую подготовку образовательного...
В смотре-конкурсе принимают участие все муниципальные образовательные учреждения мо «Боханский район» (14 моу сош, 2 моу оош, 3 моу...

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconИсследовательская работа учащихся 3-их классов моу «Гимназия №1»
Булатова Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования моу дод «Центр детского творчества»

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») icon«Утверждаю» Директор моу «сош №72»
Моу «сош №72» по действиям в ситуациях, требующих повышенной бдительности, и при чрезвычайной обстановке

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconПроект создания единого информационного образовательного пространства...
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconМоу «Лицей №4 г. Дмитрова»
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 8-х классов моу лицей №4 г. Дмитрова

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconМетодические рекомендации по составлению комплекта документов Приказ...
Директор школы моу «сош п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconДоклад «итоги работы» 2007 год моу «сош №37»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №37» города Перми располагается в микрорайоне Гайва Орджоникидзевского района города Перми...

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconИнформация о медицинском кабинете в моу «сош с. Демьяс» на 2014-2015 учебный год
Наличие медицинской аптечки а моу «сош с. Демьяс» для оказания первой медицинской помощи (состав)

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconСмирнова Екатерина Викторовна, 3-б кл.,606860 г. Ветлуга Нижегородская...

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconПрограмма стажировки работников образовательных учреждений Забайкальского...
Цынгуева Д. Д., зам директора по нмр моу «асош №1», кандидат культурологии

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconПояснительная записка Данная программа по английскому языку разработана...
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в моу школы №56 г. Тольятти от...

Купцова Анна Викторовна (моу «coш №14»); Киселева Алла Викторовна (моу «coш №14») iconКлимакина Милена Викторовна
Междометия в сербском и английском языках: семантические и функциональные характеристики


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск