Авторы: Наталья Николаевна Еленская
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ДЮЦ УКМО
Лазаренко Наталья Викторовна
методист МОУ ДОД ДЮЦ УКМО
Лечебная роль антацидов
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………………..1
Методический материал ………………………………………………………………………………2
Практическая часть ……………………………………………………………………………………4
Выводы ………………………………………………………………………………………………….5
Перспективы работы……………………………………………………………………………………5
Список литературы …………………………………………………………………………………….5
Приложение ……………………………………………………………………………………………..5
Введение
Каждый педагог стремится к тому, чтобы его обучающиеся получили прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь химии с другими науками. Умение педагога вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения. Поэтому постоянно в своей работе применяю нетрадиционные занятия, которые вызывают интеллектуальный азарт: хочется решить, догадаться, сделать это раньше других. Данная методическая разработка разработана в форме устного журнала «Химический калейдоскоп» с элементами ролевой игры. Считаю, что используемая форма занятия:
развивает самостоятельность обучающихся и творческие способности,
активизирует познавательную деятельность,
формирует профессиональный интерес,
способствует закреплению и углублению знаний,
развивает логическое мышление,
учит использовать накопленные знания в жизни,
воспитывает у них стремление расширять кругозор и не останавливаться на достигнутом.
Цель: Выяснение физико-химической природы антацидов.
Задачи:
1. Учебная – познакомить с антацидами, их свойствами, действием на организм человека.
2. Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, формирование мировоззрения обучающихся, профориентация.
3. Развивающая – совершенствовать навыки по исследованию химических веществ, умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные
Методы и средства обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский
Технологии обучения: информационный, ИКТ, здоровье сберегающие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация, инструктивные карточки, коллекция лекарств, содержащих антациды, штативы с пробирками, раствор соляной кислоты (10%), желудочный сок, растворы индикаторов.
Формы контроля:
1. По способу организации:
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
2. По способу подачи информации
Устная
Письменная
Экспериментальная
Ход занятия:
Организационный. Формулирование темы занятий. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Оформление доски:
«Мы есть то, что мы едим» древняя восточная мудрость
«Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» Аристотель
«Цель химии состоит не в изготовлении золота, а в изготовлении лекарств» Т.Парацельс
Педагог: На слайде вы видите коллекцию лекарственных средств, содержащих оксиды, соли, основания. Прочитайте название лекарств, подумайте, определите тему нашего занятия. Запишите на листе, который находится на столе. На слайде №1: лекарства (гастал, ренне, гевискал, гастал, алмагель), природные лекарства (анис, тмин, корица, фенхель), продукты питания (молоко, какао), минеральные воды.
Примерные ответы: «Антациды», «Лекарства и антациды», «Болезни желудка и антациды», «Средства от кислотности». Из многих вариантов выбираем «Лечебная роль антацидов».
Слайд №2 Антациды – от греческого слова - anti – против, латинского слова - aciditas – кислота. Для изучения данной темы нам нужно составить план.
2. Планирование Обучающиеся составляют примерный план. Слайд №3
План:
1. Изучить историю применения лекарственных веществ.
2. Узнать при каких заболеваниях применяют антациды.
3. Выяснить есть ли в природе антациды.
4. Провести качественное определение антацидов
Педагог: Хорошо. Сегодня, при изучении лекарственных препаратов, проведем работу на основе составленного плана, а поможет нам в этом устный журнал «Химический калейдоскоп». Слайд №4
3. Формирование новых понятий и способов действий
Страница 1 «Желудок как химический реактор» Слайд №5
Физиолог: Когда человек ест, пища поступает в желудок и находится в нем довольно долго, подвергаясь механической отработки и химическому действию желудочного сока. Желудок человека может вместить до 2 кг пищевых веществ и воды. Внутренняя оболочка желудка усеяна железками, они вырабатывают набор химических веществ, при взаимодействии которых с пищевыми продуктами происходит первая (желудочная) стадия переваривания пищи.
Состав желудочного сока РН – 0,8 – 1,5
Органические вещества
|
Неорганическая вещества
|
Ферменты: пепсин, липаза (расщепляет белки), химозин. Муцин (защитная роль). Предохраняет от действия HCI.
|
Соляная кислота (0,2 – 0,5%), соли натрия, соли калия, соединения магния, кальция.
|
Свойства (свободной) соляной кислоты:
1. Создает оптимум для работы ферменты.
2. Оказывает бактерицидное действие.
3. Стимулирует моторную функцию желудка и кишечника.
Страница 2 «Академик И.П. Павлов» Слайд №6
Знаменитый русский академик Иван Петрович Павлов внес большой вклад в исследование функций органов пищеварения. Он разработал методы, с помощью которых удалось собрать чистые, не смешанные с пищей пищеварительные соки, установить их состав, количество, изучить регуляцию их выделения. За работы по физиологии пищеварения И.П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.
Видео-страница 3 «Проблема современного школьника»
Педагог: Проблема современного школьника - неправильное питание. Об этом следующая видео – страница. Видеосюжет
Педагог: Просмотрев видеосюжет, заполним карточки.
Страница 4 Таблица «Заболевания желудка» Слайд №7
Впишите в таблицу характеристики кислотности по типу «А» и «Б» по вариантам. 1 вариант – тип «А», 2 вариант – тип «Б».
Вариант 1 Тип «А» - с пониженной кислотностью желудочного сока
Характеристики:
Наследственная предрасположенность, реализовавшаяся из-за пристрастия к нездоровой пище, нарушениям режима питания, режима дня.
Врач назначит раствор соляной кислоты, противовоспалительные средства, курс кислой лечебной минеральной воды. Антибиотики не нужны!
Во время обострения гастрита любого типа еду идеально готовить на пару. Режим питания: понемногу, но часто – примерно 5-6 раз в день.
Вариант 2 Тип «В» - с повышенной кислотностью желудочного сока
Характеристики:
От боли: лёгкое поглаживание живота по часовой стрелке и сухое тепло шарф или горячая грелка в полотенце. Обязательно принимайте витаминно-минеральные комплексы 2 раза в год. Необходимо диета.
Микроорганизмы - хеликобактер пилори вызывают воспаление слизистой желудка и образование язв.
Антибиотиками, препараты, снижающие кислотность (антациды), щелочная лечебная минеральная вода.
Обучающиеся заполняют карточки. Делятся с информацией друг с другом.
Педагог: Заполнив карточки можно сделать вывод: Есть ли у вас гастрит, определит только врач, поставив окончательный диагноз на основе гастроскопии. Вам необходимо соблюдать диету, прием антацидов.
Страница 5 Историческая справка « Применения «соли Бурлиха» Слайд №8
Фармацевт: Впервые это соединение получил немецкий химик Валентин Розе в 1766г пропуская СО2 через водный раствор карбоната натрия.
Na2CО3 + CО2 + H2O = 2NaHCO3
В 1845г немецкий врач Бульрих применил (NaHCO3) пищевую соду для устранения изжоги. Дав больному раствор чайной ложки NaHCO3 в стакане воды. Пациенту помогло и Бурлих, ввел питьевую соду в список своих лекарств. Изжога – жжение в нижней части пищевода в результате чрезмерного выделения в желудке HCl.
После приема соды начинается реакция нейтрализации
Na2СО3 + HCl= NaCl + CО2 +Н2О
Первое время гидрокарбонат натрия называли «солью Бурлиха». В настоящее время сода редко применяется. На экране вы видите применение соды в народной медицине.
Страница 6 «Виды антацидных препаратов» Слайд №9
Фармацевт: Растворимые (всасывающиеся)- это препарат вступают в реакцию нейтрализации с НCI. Образуют при этом углекислый газ способствуют возникновению негативных побочных эффектов. К ним относятся препараты, способные проникать и растворяться в крови, с высокой скоростью воздействия. Лечебный эффект данных антацидов краткосрочен, при регулярном приеме не устраняет причину заболевания и может привести к появлению запоров, образованию кальциевых камней в почках, повышению давления и др. Слайд №10 Перечень всасывающих антацидов:
Гидрокарбонат натрия (пищевая сода);
Ренни (смесь карбоната кальция, карбоната магния);
Кальция карбонат;
Смесь «Бурже» (смесь гидрокарбоната, сульфата, фосфата натрия);
Жженая магнезия (оксид магния);
Карбонат магния;
Тамс (смесь карбоната кальция и карбоната магния).
Быстрое снижение кислотности после приема препаратов, но непродолжительный эффект. Образующийся углекислый газ вызывает вторичное повышение кислотности. Происходит феномен «рикошета», газ СО2 вызывает отрыжку и метеоризм.
Невсасывающиеся антациды практически не проникают в кровь и выводятся из организма естественным путем. Антациды этой группы содержат соединения алюминия и магния. При действии антацидов этой группы происходит реакция нейтрализации в полости желудка. Продолжительность их действия – 2,5-3 часа.
Слайд №11 К ним относятся:
Алюминиевые соли фосфорной кислоты (Фосфалюгель, Гастал)
Алюминиево-магниевые (Маалокс, Альмагель)
Алюминиево-магниевые с добавкой других компонентов (Альмагель-А, Альмагель-нео).
Наиболее эффективны и удобны в применении алюминиево-магниевые в виде суспензий, гелей.
Слайд №12 Пищевые антациды содержат белки, которые взаимодействуют с соляной кислотой.
К ним относятся:
Продукты питания (мясные, молочные)
Овощи (картофель, морковь)
Фрукты (груши, ананас, грейпфрут)
Лечебные травы (корица, цикорий, укроп, фенхель, анис, мята, зверобой)
Минеральные воды при повышенной кислотности (Есентуки 4, Есентуки-20, Нарзан-4)
Педагог: Из выступления фармацевтов, мы узнали, что повышенная кислотность желудка, как заболевание очень широко распространенно. Для лечения повышенной кислотности эффективны алюминиево-магниевые антациды: «Малоокс», «Альмагель», «Гастал». Слайд №13
4. Проверка домашнего задания
Вашим домашним заданием было изучить инструкции по медицинскому применению препаратов «Релцер», «Гевискон», «Ренни», «Алмагель», «Гастал», выписать и сопоставить пункты «Показание к применению» и «Противопоказание» (Приложение1)
5. Динамическая пауза Слайд №14
Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы.
Цель: Профилактика заболеваний желудка.
Ход: Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звуки (а), (и), (о), чередуйте звуки (о) и (и).
2. Звук (и) - активизируют работу мозга, нормализуют работу почек.
3. Звук (о) приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
4. Чередование звуков (о) и (и) массирует сердце.
6. Применение формирование умений и навыков. Выполнение практической работы.
Страница «Экспериментальная» Слайд №15
Лабораторная работа «Исследование антацидных свойств препаратов»
Педагог: Мы отдохнули и перелистываем следующую страницу «Экспериментальная». Ребята, теперь вы в роли химиков-аналитиков, и будете работать по инструктивным карточкам, соблюдая правила технику безопасности. Данную работу проводят химики-аналитики для выявления антацидных препаратов. Проводится по группам.
Цель: Изучить свойства различных видов антацидов, проверить их качество.
Ход: Учащиеся проверяют, в каких пробирках находятся антацидные препараты.
В пробирках представлены:
1. Гидрокарбонат натрия
2. Альмагель
3. Карбонат кальция
4. Ренни
5. Смекта
Пищевые антациды:
1. Мед
2. Молоко
В ходе эксперимента в пробирке к антацидам добавляется раствор желудочного сока. Для определения лекарств-антацидов. В ходе эксперимента:
1. Учащиеся определяют и указывают, в каких пробирках (под номером) находятся всасывающиеся антациды.
2. Определяют невсасывающиеся антациды.
3. В каких пробирках находятся адсорбент, неспособный понижать кислотность.
4. Делают вывод по проведенному исследованию.
Вывод: Антациды – вещества, которые понижают кислотность.
7. Домашняя работа Слайд №16
Педагог: Вашим домашним заданием будет решить задачи.
Задачи №1
Рассчитайте объем газообразного углекислого газа (при низком уровне), который может выделиться при реакции 5г гидрокарбоната натрия с соляной кислотой.
Ответ: V =1,33л
Задача №2
Действующим началом лекарства «Альмагель» служат оксиды и гидроксиды магния и алюминия. Напишите уравнения реакций, с помощью которых кислотность желудочного сока понижается.
Ответ: Учащиеся составляют уравнения.
Задание№3 (тест)
Указать антацидные средств:
а) магния окись
б) Альмагель
в) пепсин
г) натрия гидрокарбонат
д) алюминия гидроокись
8. Рефлексия. Подведение итогов занятия Слайд №17
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Ребята скажите, помог ли вам устный журнал «Химический калейдоскоп» понять данную тему.
Примерный ответ: Да.
Педагог: Давайте еще раз пролистаем журнал и ответим на вопросы. Какое лекарство вы возьмете с собой в поездку, если у вас гастрит с повышенной кислотностью?
Примерный ответ: Ренни или альмагель.
Педагог: Какой препарат применять лучше оксид магния или гидрокарбонат натрия?
Примерный ответ: Оксид магния, потому что он не вызывает выделения углекислого газа.
Педагог: Выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него «+».
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На занятии было над чем подумать.
На занятии я поработал(а) добросовестно.
Мне было интересно.
Педагог: Запомните! Стоит только переволноваться из-за контрольной или расстроиться из-за двойки в дневнике, как желудок переполняется соляной кислотой до такой степени, что даже во рту кисло становится! Улыбнись, не кисни! Антациды – нужные лекарства, но принимать их необходимо по назначению врача, соблюдая инструкцию по применению.
Пусть пища приносит здоровье! Используйте дары дикой сибирской тайги: одуванчик, подорожник, черемшу, медуницу, черемуху.
Большое спасибо всем за сотрудничество, закончить наше занятие я хотела бы словами мудрых людей:
«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек к питанию, чем от врачебного искусства и лекарств». Будьте здоровы!
Выводы
Данная работа позволит:
Повысить уровень общей культуры учащихся;
Лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Перспективы работы
Может быть использована при подготовке исследовательской работы, рефератов для участия в НПК.
Практическая направленность
Методическую разработку можно использовать в МОУ СОШ на уроках по химии, во внеурочной деятельности, для проведения предметной недели по химии.
Список литературы
1. Белых А.И. Литвинцев А.Н. Турмаев И.Ю. Иркутский области посвященный 80-летию образования Государственной санитарно-эпидемиологической службы Р.Ф: Тезисный доклад, - Иркутск.: 2002. – 66-69с.
2. Маркина И.В. Современный урок химии, - Ярославль.Академия развития, 2008-288с.
3. Полная энциклопедия «Юный школьник», - М.: ЭКСМО, 2009 -148с.
4. Шапошникова И.А. Металлы в живых организмах. Международный лабораторный практикум (химия, биология, экология, география), - М.: Бином, 2013-408с.
5. www.химик.ru
Приложение 1
Лабораторная работа «Исследование антацидных свойств препаратов»
|