Скачать 0.57 Mb.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественного направления «Кудесница» объединения бисероплетения (адаптированная) Срок реализации 2 года Возраст детей 7-15 лет Составила: Амбарцумова Татьяна Александровна Педагоги дополнительного образования: Марцынюк Анна Викторовна, Ляпунова Елена Евгеньевна, первая квалификационная категория г. Ишим 2017 г. Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой дополнительной общеразвивающей программы художественного направления «Кудесница» являются:
Бисероплетение – это вид декоративно–прикладного искусства, известный с древнейших времен. Занимались им люди многих стран и различных сословий. Увлечение этим ремеслом в России в конце 18-20 в.в. было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта русского народа. Из бисера изготовляли изделия разного назначения: от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского двора. Этот красивый и прочный материал применялся при изготовлении кошельков, различных чехлов и футляров, обложек для книг, им оплетали шкатулки и вазы, вышивали иконы и картины. Широко применялся бисер и в украшении национальных костюмов многих народов России, изготовлении оберегов, талисманов и т.д. Часто использовался бисер для вязания крючком. Современное направление в работе с бисером – украшение одежды, изготовление аксессуаров, различных сувениров, декоративных панно и др. Предлагаемая образовательная программа составлена на основе личного опыта по работе с детьми младшего школьного возраста, которые с удовольствием занимаются данным видом творчества. Этому в немалой степени способствует то, что технологические операции бисероплетения просты и доступны детям данного возраста, они не требуют специальных дорогостоящих приспособлений для работы. Вместе с тем, бисероплетение как традиционный вид народного рукоделия приобщает детей к народному творчеству, воспитывает духовность подрастающего поколения. Кроме того, этот вид прикладного творчества помогают развитию мелкой моторики рук, что важно в освоении навыков письма младшими школьниками, а мелкие движения пальцами рук, как свидетельствуют медицинские исследования, способствуют развитию коры головного мозга и улучшению речи. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с использованием таких методов как самоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение. Предлагаемая программа может быть реализована как в рамках самостоятельного учебного курса, так и при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в школьном курсе «Технология». Отличительные особенности программы заключаются в том, что она может применяться для работы с глухими и слабослышащими детьми. Цель программы:
Задачи программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения (2 ступени). Возраст обучающихся: – 6-15 лет. В зависимости от условий организации учебного процесса, а также от желаний и возможностей обучающихся возможно прохождение программы на 3-х уровнях сложности: Режим занятий 1 ступени (6-8 лет): 1 занятие в неделю по 45 минут (начальный уровень сложности); 2 занятия в неделю по 45 минут (базовый уровень сложности); 2 занятия в неделю 2*45 минут + перемена (продвинутый уровень или группа совершенствования мастерства). Режим занятий 2 ступени (9-15 лет): 2 занятия в неделю по 45 минут (начальный уровень сложности); 2 занятия в неделю 2*45 минут + перемена (базовый уровень сложности); 2 занятия в неделю 3*45 минут + перемены (продвинутый уровень или группа совершенствования мастерства). Курс цикличен: по каждой ступени данной программы любой учащийся может заниматься на протяжении нескольких лет, так как материал курса включает в себя основополагающие темы, к которым можно возвращаться на последующих этапах учебного процесса, привлекая все более сложный и обширный материал, поэтому программа предусматривает внутригрупповую дифференциацию для организации обучения на разных уровнях. В разделе «Учебно-тематическое планирование» отдельно выделен краткосрочный ознакомительный модуль программы. Формы обучения: рассказ, беседа, практические занятия, самостоятельные работы, игры, выставки, экскурсии. Формы контроля: Вводный контроль: выяснение того, что знают и умеют дети (приложение 1). Текущий контроль: «Творческая книжка обучающегося», цветопись, анализ выполненного изделия. Тематический контроль: игры «Кто подарит этот букет?», «Крестики – нолики», «Вот такие наши руки!». Итоговый контроль: выставки, подготовка творческих проектов. Методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода к обучающимся Занятия по бисероплетению позволяют эффективно реализовать принцип индивидуального подхода, дифференцируя педагогические задачи и методы работы. Процесс изучения педагогом ученика начинается с первых занятий и продолжается на протяжении всего периода обучения в объединении. Диагностика стартовых возможностей каждого ребёнка проводится педагогом методом наблюдения в ходе выполнения детьми первых практических работ или в ходе беседы (приложение 1). Задатки учеников разные, поэтому в программе введены дифференцированные требования по 3-м уровням. Критерием для определения уровня является степень развитости творческих способностей (приложение 2):
Возраст детей в группах 1 ступени 6-7 лет (занятия возможно проводить в школах на базе групп продленного дня). Это подготовительный этап обучения, так как его технологические операции просты и доступны детям данного возраста. Возрастные особенности младших школьников существенно влияют на формы работы с ними, неустойчивое внимание требует периодической смены видов деятельности, причем ведущей деятельностью остается игровая, поэтому на занятиях желательно использовать стихи, загадки, отрывки из сказок и т.д., разыгрывать импровизированные сценки с участием только что изготовленных детьми поделок. У детей данного возраста развиты наглядно-образная память и мышление, которые опираются на наглядные свойства и качества конкретных предметов, поэтому по всем темам программы разработаны комплекты карточек-схем, образцы поделок. Работа по карточкам позволяет задать каждому ученику тот темп обучения, который обусловлен его индивидуальными особенностями: детям, быстро справившимся с работой, даются дополнительные, более сложные задания. При этом каждая выполненная поделка раскрашивается учеником в индивидуальной «Творческой книжке» (приложение 3), поделки, выполненные дополнительно, дорисовываются на последней странице. Контроль освоения программы группой обучающихся можно провести в игровой форме (приложение 4). Таким образом, в процессе обучения становится возможным условное разделение обучающихся на три группы:
По всем темам программы подобраны варианты заданий и образцы поделок разных уровней сложности (приложение 5), что даёт возможность дифференцирования заданий и позволяет задать каждому ученику тот темп обучения, который обусловлен его индивидуальными особенностями:
По итогам прохождения каждой ступени обучающимся выдаётся свидетельство с указанием уровня прохождения: Подмастерье - имеет должное представление о бисероплетении, способен самостоятельно делать примитивные, азовые изделия; Умелец - имеет твердые знания о бисероплетении, идеально исполняет азовые элементы мастерства, способен обучать других; Знаток - знания о бисероплетении выходят за рамки общеизвестных, из стандартных компонентов ремесла все выполняются им на хорошем уровне, появляется тяга к творчеству и вырисовывается авторский почерк. Специалист - освоение бисероплетения выходит за пределы принятых норм, авторский почерк полностью сформировался, уже не занимается изделиями обычного качества, интересуется лишь эксклюзивными моделями, ремесло постепенно переходит в творчество. Эксперт - такая степень мастерства предполагает не только знание всех законов и принципов ремесла, но открытие новых и расширение знаний в этой области. Мастер - высочайшие знания позволяют такому специалисту в рамках своего ремесла изготавливать совершенно уникальные вещи для очень узкого круга потребления, вещи, которые сразу идентифицируют изготовителя, ибо похожего почерка нет в рассматриваемой крупной локации. Очень важно, чтобы обучение было максимально приближено к запросам учащихся и их родителей. В этом случае обучение проходит на более высоком уровне, и у ребенка появляется наибольший интерес к предмету. Работая индивидуально с каждым учеником, наблюдая и учитывая его достижения и способности, можно помочь каждому достичь того уровня развития творческих способностей, который соответствует его интересам, желаниям и потребностям. Краткое содержание учебного курса. Обучающиеся 1 ступени изучают темы «Основные приемы плетения на проволоке» и «Комбинирование приемов плетения», выполняя несложные плоскостные поделки из коллекции «Полянка» (например, бабочка, стрекоза, ящерка, паучок и т.д.) и «Новый год» (елочка, Дед Мороз, Снегурочка). В ходе изучения темы «Объемные изделия на проволочной основе» учащиеся выполняют более сложные поделки, состоящие из нескольких отдельно изготовленных деталей, учатся придавать им форму. После этого изучается тема «Плетение на леске. Фенечки и колечки», в ходе которой учащиеся получают представления об особенностях изготовления простейших украшений из бисера. В заключение курса учащиеся выполняют коллективную работу – панно. Обучающиеся 2 ступени продолжают заниматься бисероплетением, изучая темы: «Цветоведение и композиция», «Техники плетения «соты», «полотно» и «мозаика», «Ткачество из бисера», «Объемные изделия на каркасе». В процессе обучения дети знакомятся с особенностями низания на леску и нить, учатся подбирать наиболее удачные сочетания бисера по цвету и виду. Характер обучения – от простого к сложному: девочки, научившись плести несложные цепочки, на основе их учатся создавать плоскостные украшения, комбинируя разные приемы плетения, а затем выполняют объемные сувениры на каркасе, осваивая приемы расширения и сужения полотна для придания изделию нужной формы. Поделки, изготовленные обучающимися в течение года, могут быть использованы в качестве сувениров (ожерелья, браслеты, броши и бутоньерки, пасхальные яйца), украшения интерьера (декоративные панно). Сочетание всех полученных в течение 1 и 2 ступени знаний и умений служит базой для выполнения обучающимися группы совершенствования мастерства более сложных и объемных работ. Учащиеся углубляют и расширяют свои знания при усвоении программного материала, выполняют сложные панно, комплекты украшений, а также предметы, имеющие непосредственное применение в быту. Имея уже опыт работы, учащиеся проявляют больше самостоятельности в выборе техники выполнения, цветового решения и отделки изделий, что способствует максимальному развитию воображения и художественного вкуса у детей. Ожидаемые результаты реализации программы: 1 ступень: Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны иметь обобщенное представление:
2 ступень: Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны иметь обобщенное представление:
Особенности реализации программы при работе с глухими и слабослышащими обучающимися В сложных социально-экономических условиях современного общества наибольшие трудности испытывают дети, имеющие нарушения в развитии. Поиск и разработка технологий организации их обучения, развития двигательной и эмоционально-волевой сферы являются сегодня актуальными. Дети с нарушением слуха в силу наличия основного дефекта и вторичного нарушения речи ограничены в обычных для слышащего ребёнка условиях и возможностях формирования трудовых умений и навыков. От того, насколько успешно глухой выработает в себе эти навыки, поймёт и закрепит начальные знания, обогатит свой словарный запас специальными терминами, в значительной мере зависит его адаптация во взрослом мире. Таким образом, всестороннее развитие не слышащего школьника предполагает в т.ч. и формирование у него трудовых умений и навыков. Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности не слышащего учащегося. Цель программы «Кудесница» при работе с глухими и слабослышащими обучающимися: способствовать предупреждению, уменьшению или устранению отклонения, вызванные речеслуховыми ограничениями в развитии, социальном поведении, и обеспечить личностное, социальное и культурное включение ребёнка в общество слышащих. Задачи программы:
На занятиях глухие дети овладевают умениями конструирования, моделирования, склеивания, организации деятельности и т. д., знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами, изготавливают практически значимые предметы и объекты, учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь, овладевают навыками планирования деятельности. Занятия создают политехническую базу для дальнейшего общего и трудового обучения глухих детей. Особое внимание уделяется ознакомлению глухих школьников с техникой безопасности и культурой труда. |
Пояснительная записка 1 Направленность дополнительной общеобразовательной... Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
Пояснительная записка. 3-9 ... |
||
Г. Шахты Ростовской области Программа внеурочной деятельности для... Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной... Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
||
Пояснительная записка (общая характеристика программы) Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стрелковой подготовки социально-педагогическая. Форма... |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Атлетизм» рассмотрена на заседании... |
||
Название программы Паспорт дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы мбоу сош №22 |
Календарно-тематическое планирование 10 7 Методическое обеспечение... |
||
Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной программе «Бионика» Нормативно-правовые документы и материалы по организации дополнительного образования детей, в соответствии с которыми составлена... |
Структура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели... «Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов |
||
Целевой раздел Методическое обеспечение реализации дополнительной общеразвивающей программы «Буковка за буковкой» |
Дополнительной общеразвивающей программы (допр) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города нефтеюганска |
||
Пояснительная записка Учебно-тематический план 1-го года обучения Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
Пояснительная записка программа «Развитие интеллекта младших школьников... В объединении «оригами» учащиеся знакомятся с основными понятиями и терминологией данного направления в искусстве, с историей его... |
||
Пояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы... Цели и задачи программы |
1. 1 Пояснительная записка Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации программы |
Поиск |