Скачать 442.86 Kb.
|
МЧС РОССИИ Государственное учреждение Учебный центр Федеральной противопожарной службы по Ростовской области МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения занятий с учащимися образовательных учреждений по основам безопасной жизнедеятельности. г. Волгодонск – 2007. Составитель: старший преподаватель цикла специальных дисциплин ГУ УЦ ФПС по Ростовской области подполковник внутренней службы Путанашенко Г.А. Под руководством: Начальника ГУ УЦ ФПС по Ростовской области Полковника внутренней службы Левченко А.С. Рецензенты: Заместитель начальника ГУ УЦ ФПС по Ростовской области по учебной работе Майор внутренней службы Ерофеев А.Б. Начальник цикла специальных дисциплин ГУ УЦ ФПС по Ростовской области подполковник внутренней службы Никифоров О.А. Компьютерная верстка: старший преподаватель цикла специальных дисциплин ГУ УЦ ФПС по Ростовской области подполковник внутренней службы Путанашенко Г.А. преподаватель - методист цикла специальных дисциплин ГУ УЦ ФПС по Ростовской области старший лейтенант внутренней службы Устюгов С.Н. Методическое пособие одобрено на заседании педагогического совета ГУ УЦ ФПС по Ростовской области. Протокол №_____ от «____»______________2007 года. В данном методическом пособии представлен краткий и обобщенный материал по основам безопасной жизнедеятельности, необходимый учащимся для правильного их поведения в возникших чрезвычайных ситуациях как природного и техногенного, так и бытового характера. ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЖАРЫ И КАТАСТРОФЫ 1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Пожар и его возникновение. Пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение - это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Исходя из этого, для горения необходимо наличие: горючего вещества (кроме горючих веществ, применяемых в производственных процессах, и материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий); окислителя (кислород воздуха; химические соединения, содержащие кислород в составе молекул, - селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы, например, фтор, бром, хлор); источника зажигания (открытый огонь или искры). Следовательно, пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить хотя бы один из перечисленных компонентов. Основные поражающие факторы пожара. К основным поражающим факторам можно отнести непосредственное воздействие огня (горение), высокую температуру и теплоизлучение, газовую среду; задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения. Люди, находящиеся в зоне горения, больше всего страдают, как правило, от открытого огня и искр, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрация кислорода, падающих частей строительных конструкций, агрегатов и установок. Открытый огонь. Случаи непосредственного воздействия открытого огня на людей редки. Чаще всего поражение происходит от лучистых потоков, испускаемых пламенем. Температура среды. Наибольшую опасность для людей представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к ожогу верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, при температуре выше 100 °С человек теряет сознания и гибнет через несколько минут. Опасны также ожоги кожи. Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях, построенных с применением полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Наиболее опасен из них оксид углерода. Он в 200-300 раз быстрее, чем кислород, вступает в реакцию с гемоглобином крови, что приводит к кислородному голоданию. Человек становится равнодушным и безучастным к опасности, у него наблюдается оцепенение, головокружение, депрессия, нарушается координация движений. Финалом всего этого являются остановка дыхания и смерть. Потеря видимости вследствие задымления. Успех эвакуации людей при пожаре может быть обеспечен лишь при их беспрепятственном движении. Эвакуируемые обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатели выходов. При потере видимости движение людей становится хаотичным. В результате этого процесс эвакуации затрудняется, а затем может стать неуправляемым. Пониженная концентрация кислорода. В условиях пожара концентрация кислорода в воздухе уменьшается. Между тем понижение ее даже на 3 % вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация менее 14 %; при ней нарушаются мозговая деятельность и координация движений. |
Методическое пособие Настоящее методическое пособие предназначено... Методическое пособие предназначено для учащихся и педагогов общеобразовательных организаций, а также для студентов образовательных... |
Программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на... Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных... |
||
Программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на... Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных... |
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
||
Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено... Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений |
Учебно- методическое пособие для проведения занятий с работающим... Примерная программа обучения работающего населения Копейского городского округа в области безопасности жизнедеятельности |
||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум) Учебно-методическое пособие предназначено для проведения теоретических семинаров и практических занятий со студентами, обучающимися... |
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум) Учебно-методическое пособие предназначено для проведения теоретических семинаров и практических занятий со студентами, обучающимися... |
||
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями фгос спо,... Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования |
Методическое пособие по энергоэффективности для образовательных учреждений правила поведения Цели и задачи внедрения энергоэффективности и энергосбережения в образовательных учреждениях 7 |
||
Справка по итогам контроля работы гпд 3-в класса в гбоу сош №30. Цель проверки Гпд: методика проведения занятий в группе; используемые формы и методы работы с учащимися; внедрение в работу инновационных технологий;... |
Construction work ... |
||
Бабина Р. П. О чём говорит дорожный алфавит: Методическое пособие для учителя Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под ред. В. Н. Кирьянова- м.: Третий Рим, 2007 |
Учебно-методический центр по го и чс материал для проведения занятий... Предлагаемый материал рекомендуется в качестве пособия для проведения занятий по темам программы дополнительной подготовки учащихся... |
||
Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных... Приложение Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей |
Информация к проверке эффективности работы регионального центра по... Ние граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы ведется в процессе преподавания учебного... |
Поиск |