Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО гуманитарно-эстетического цикла
Руководитель МО Гайдук Н.В.
Протокол № от «___»________2015 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ВКШ им. А.В.Суворова
В.В.Ищук
Приказ № от «___»__________2015 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
И.Н.Ищук
«___»___________2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
10 класс
Милюков А.Ф., преподаватель-организатор ОБЖ,
высшая квалификационная категория
Воронеж – 2015
1. Пояснительная записка.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова- М.: Просвещение , 2012. – 60.
Преподавание на старшей ступени ведётся в рамках оборонно-спортивного профиля, соответственно преподавание ОБЖ ведётся на профильном уровне.
Программа учитывает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года и разработана с учётом комплексного подхода к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса « Основы безопасности жизнедеятельности».
Под учебным модулем понимается конструктивно завершённая часть курса, включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса « Основы безопасности жизнедеятельности». Данный подход учитывался и при разработки представленной программы, которая включает три учебных модуля и 6 разделов.
Модуль1.Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму.
Модуль 2 Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Модуль 3.Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел 5. Основы обороны государства.
Раздел 6.Основы военной службы.( в том числе учебные сборы.)
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах:
продолжение освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанности граждан по защите государства
расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической экстремистской идеологии и практике;
распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании различных природных условиях;
применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
понимание основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
знание основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер и развитие у учащихся потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- о структуре Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации, их целях и задачах в обеспечении обороноспособности страны;
понимание роли дружбы и войскового товарищества, как основы боевой готовности частей и подразделений;
- овладение знаниями основ военной службы.
Подготовка учащихся 10 классов по основам военной службы предусматривает проведение ежегодных учебных сборов на базе военной части, в ходе которых происходит практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе.
Продолжительность учебных сборов – 5 дней ( 35 учебных часов).
Планирование и организация учебных сборов осуществляются в соответствии с положениями Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знании ям в области обороны (Инструкция утверждена Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/ 134 от 24 02.2010 года.
В качестве учебно-методического комплекса используются:
Cмирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для общербразоват. учреждений : базовый и профил. уровни/ А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение».-4 изд., перераб.- М.; Просвещение,2012.-315с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебником наCD-ROM ./ Под общей редакцией С.К. Шойгу.Издание второе .- М.:ФЦ ВНИИ ГОЧС.- 336с
В.Н. Латчук, Миронов, Т.А. Карташов. Стационарное наглядное пособие из 15 листах.
Изд. 4 «Экзамен» Москва 2005.
Курс рассчитан на 70 часов ( из них 35 часов учебные сборы). Оценка результатов обучения осуществляется путём индивидуального устного опроса, фронтального устного опроса, письменного контроля и тестового контроля.
2. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся 10 класса должны знать и понимать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения;
- основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года;
- организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
- основные принципы здорового образа жизни;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- основы обороны государства и военной службы;
- боевые традиции Вооружённых Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Должны уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решения и действовать , обеспечивая личную безопасность;
- грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов;
- ориентироваться на местности по карте и двигаться в указанную точку по азимуту;
- выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы ( строевые приёмы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова и т. д.).
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс
Тема раздела
|
№
урока
|
Тема урока
|
Планируемая дата проведения урока
|
Фактическая дата
|
Применение ИКТ
|
Модуль1.
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ 1.
Основы комплексной безопасности
|
1.
|
Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка автономному существованию в природной среде
|
|
|
http://speleolog.kiev.ua/books/military_topography/shell.php?page=02_php.htm
|
|
2.
|
Обеспечение личной безопасности на дорогах.
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
3.
|
ЧС природного характера и их возможные последствия. Рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
4.
|
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечении личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера
|
|
|
Тематический фильм МЧС РФ
|
|
5.
|
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Характер современных войн и вооружённых конфликтов
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
РАЗДЕЛ 2.
Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера.
|
6.
|
Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС.
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
7.
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, её структура и задачи.
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
РАЗДЕЛ 3.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
|
8.
|
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность
|
|
|
Мультимедийная презентация .
Тематический фильм МЧС РФ
|
|
9.
|
Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
10.
|
Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности»
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
11.
|
Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
12.
|
Значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения .
|
|
|
|
|
|
13.
|
Культура безопасности жизнедеятельности- условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
|
14.
|
Уголовная ответственность за участие в террористической и де
и экстремистской деятельности
|
|
|
Мультимидийная презентация
|
|
15.
|
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
Модуль 2.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ 4.
Основы здорового образа жизни
|
16.
|
Сохранение и укрепление здоровья- важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности
|
|
|
|
|
17.
|
Основные ифекционные болезни, их классификация и профилактика
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
18.
|
Здоровый образ жизни и его составляющие.Вредные привычки, их влияние на здоровье
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
Модуль 3.
Обеспечение военной безопасности государства
РАЗДЕЛ 5.
Основы обороны государства
|
19.
|
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
20.
|
Основные виды оружия и их поражающие факторы
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
21.
|
Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени.
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
22.
|
Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени
|
|
|
Тематический фильм МЧС РФ
|
|
23.
|
Средства индивидуальной защиты.
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
24.
|
История создания вооружённых сил Российской федерации
|
|
|
Тематический фильм МО РФ
|
|
25.
|
Состав Вооружённых Сил РФ. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
26.
|
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
27.
|
Военно-воздушные силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС
|
-
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
28.
|
Военно-морской флот, его состав и предназначение. Вооружение военная техника
ВМФ
|
|
|
Мультимидийная презентация
|
|
29.
|
Ракетные войска стратегического назначения РВСН, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
30.
|
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
31.
|
Войска воздушно космической обороны. Их состав и предназначение
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
32.
|
Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
33.
|
Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества
|
|
|
Мультимедийная
Презентация
|
|
34.
|
Дружба и войсковое товарищество-основа боевой готовности частей и подразделений
|
|
|
Мультимедийная презентация
|
|
35
|
Итоговое занятие
|
|
|
|
Итого часов
|
35
|
|
|
|
|
4 . Содержание программы учебного курса « Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе
Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
|