Скачать 0.63 Mb.
|
Сборник ситуационных задач по химии Методические рекомендации по применению ситуационных задач на уроках химии. На современном этапе развития общества изменились требования к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован выпускника, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уметь применять полученные знания на практике. Применительно к учебному предмету «химия», выпускник должен уметь анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с веществами, иметь навыками безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни, уметь анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды. В настоящее время выпускник общеобразовательной школы, имеющий в аттестате 4 или 5 по химии, сталкиваясь с химическими веществами в повседневной жизни, испытывает затруднения. А порой, не может даже грамотно прочитать этикетку на каком-либо изделии или флаконе со средством бытовой химии. Научить учеников обращению с химическими веществами, которые встретятся ему в быту, в повседневной жизни – задача школьного учителя химии. Для достижения результата в данном направлении важно включать в процесс обучения ситуационные задачи - это задания, включающие в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблемной. Они могут быть расчетными или качественными. Рассмотрим, как ситуационные задачи можно использовать при построении современного урока химии. Во-первых – создание проблемной ситуации. Современный урок начинается с мотивационной или содержательной актуализации знаний учащихся. Задача данного этапа - пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Например, в начале урока, посвященного изучению жесткости воды и способов ее устранения можно предложить учащимся такую задачу: «Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?» Во-вторых – связь изучаемого материала с жизнью. На современном уроке важно показать учащимся, каким образом полученные ими знания использовать в повседневной жизни. По результатам исследований PISA в 2009 Российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Подобные результаты для российских учащихся были получены и в другом международном исследовании (TIMSS). Оценка уровня естественнонаучной грамотности выпускников средней школы России, т.е. их умений применять полученные знания в контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень значительно ниже средних международных результатов. Результаты исследования также подтвердили, что российские учащиеся имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках. В связи с этим на уроках можно использовать ситуационные задачи и ставить перед учащимися проблемы, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни. Так, при изучении темы «Галогены» можно предложить старшеклассникам такую задачу: «Вы выбираете зубную пасту. На упаковке пасты №1 указано, что в ней содержится 0, 454% фторида олова (II), а зубная паста №2 содержит 0,8% монофторфосфата натрия Na2PO3F. Какая из этих паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса?» В-третьих, использовать ситуационные задачи можно и на этапе осмысления нового материала в процессе работы над ним. В этом случае целесообразно применять групповые формы работы. При коллективном обсуждении выводов, к которым пришли учащиеся можно проводить спор-диалог, перекрестную дискуссию, дебаты. Очень действенным на данном этапе является метод углов, когда учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе. Таким образом, старшеклассники учатся сопоставлять различные точки зрения на поставленную в задаче проблему, аргументировано доказывать свою позицию, уважать мнение других. Такой подход можно использовать при решении, например, такой задачи: «В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет запах хлора. Вы решили обработать им белье без нагревания. Какую посуду вы выберете, если у вас есть: новое ведро из оцинкованной жести, эмалированный таз с поврежденной эмалью и пластмассовый таз?». В-четвертых, использовать ситуационные задачи можно и на этапе рефлексии. Этот этап урока необходим, чтобы помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении. В-пятых, поставленная в ситуационной задаче проблема может лечь в основу исследовательского проекта, который учащиеся смогут представить на различных ученических научно-практических конференциях. Это способствует развитию навыков проектно-исследовательской деятельности, помогает развитию познавательной активности учащихся, их самореализации, накоплению ими собственного опыта. Не стоит запрещать учащимся пользоваться различными источниками информации, включая интернет-ресурс в процессе работы над поставленной в задаче проблемой. Ведь при этом они учатся работать с информацией. Таким образом, ситуационные задачи можно эффективно использовать на любом этапе современного урока. При решении таких задач ведущая роль принадлежит учащимся, учитель лишь направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Нет образца решения таких задач, каждая задача уникальна. Однако, стоит рекомендовать учащимся следующий порядок действий в работе над задачей:
В настоящее время в образовании происходит переход от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной». На первый план выходит овладение универсальными учебными действиями. Их можно сгруппировать в четыре основных блoка: 1) личнoстные; 2) регулятивные, включая самoрегуляцию; 3) пoзнавательные, включая лoгические, познавательные и знаково-символические; 4) кoммуникативные действия. Личнoстные действия позвoляют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимoсть решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личнoстные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сoриентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в oтношении мира, окружающих людей самoго себя и своего будущего. Регулятивные действия oбеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством пoстановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Пoследовательный переход к самоуправлению и самoрегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего прoфессионального oбразования и самосовершенствования. Пoзнавательные действия включают действия исследoвания, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемoго содержания, лoгические действия и операции, спосoбы решения задач. Кoммуникативные действия – обеспечивают вoзможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь дoговариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сoтрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалoг, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают вoзможность самoстоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта вoзможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обoбщенные действия, порождающие ширoкую ориентацию учащихся в различных предметных oбластях познания и мотивацию к oбучению. Таким образoм, применение ситуациoнных задач в образовательном процессе обладает большим дидактическим потенциалом. Металлы
|
Уроке химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию... В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач используется определенный... |
Сборник задач составлен в соответствии с учебной программой по специальности «Педиатрия» Сборник типовых ситуационных задач для подготовки к итоговой государственной аттестации /. Под общ ред. Гаймоленко И. Н., Гаймоленко... |
||
Методические рекомендации по применению современных педикулицидных... Методические рекомендации по применению современных педикулицидных средств утв. Департаментом госсанэпиднадзора минздрава РФ 18.... |
Решение ситуационных задач ао «ростовтрансавто» Всем структурным подразделениям и сотрудникам ао с 15. 09. 2014 г руководствоваться правилами работы с документами, закрепленными... |
||
Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... |
Методические рекомендации по расчету вознаграждения (ставок роялти)... Настоящие методические рекомендации (далее — «Рекомендации») разработаны коллективом авторов, имеющих теоретические знания и практический... |
||
Методические рекомендации по применению аппаратной терапевтической... ... |
Республики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное... Номинация «Учебно-методические разработки (практикум, методические указания по проведению лабораторных работ, методические рекомендации... |
||
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В Химия-это наука экспериментально-теоретическая. Любая химическая теория подкрепляется и проверяется экспериментом, химическим опытом.... |
Методические рекомендации по срочному захоронению трупов в военное... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи территориальным органам мчс россии по субъектам РФ региона при осуществлении... |
||
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической... Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической предназначены для студентов специальности... |
Обобщение опыта по теме «Метод учебных проектов как средство обучения на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности» |
||
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение расчетных задач по химии» (11 класс) Химия. М.: Просвещение, 2008. 56с.), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования... |
Методические рекомендации по применению классификации операций Методические рекомендации предназначены для использования при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов... |
||
Практическая работа (1 ч) 8 класс Предлагаю результат моей многолетней работы по подготовке и проведению практических работ в общеобразовательной школе на уроках химии... |
Лекарственных препаратов и средств бытовой химии Заметим, что важно придавать им прикладную направленность, тем самым создавать условия для выработки у учащихся умений применять... |
Поиск |