Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В


Скачать 137.84 Kb.
Название Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
Методические рекомендации

по проведению практических работ по химии

Новикова А. В.

Химия-это наука экспериментально-теоретическая. Любая химическая теория подкрепляется и проверяется экспериментом, химическим опытом. Результат эксперимента - это химический факт, поэтому опыты в химии необходимо правильно поставить. Для этого необходимо:

1. Знать, зачем нужен данный опыт, что хотят проверить или доказать с его помощью;

2. Владеть навыками практической работы: уметь пользоваться химической посудой и инструментами.

При этом каждый работающий должен строго соблюдать правила охраны труда.

Большинство опытов проводят в пробирках. В пробирке смешивают малые количества веществ: не более 2 мл.

Запрещается: встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем!

Пробирки можно нагревать в открытом пламени. При нагревании закрепляют пробирку в держателе или лапке штатива, чтобы держатель или зажим штатива находился около самого отверстия пробирки. Сначала прогревают всю пробирку, а затем ту ее часть, где находятся реактивы. При этом пробирка должна быть направлена отверстием в сторону от работающих вблизи и от самого экспериментатора.

Особенно внимательно проводите нагревание пробирки, когда конец газоотводной трубки опущен в жидкость. Если нагревание прекращается, газ охлаждается, то его объем уменьшается. Жидкость, в которую опущен конец газоотводной трубки, затягивается в пробирку, которая может лопнуть. Чтобы этого не произошло, необходимо вынуть конец газоотводной трубки из жидкости, а потом прекратить нагревание прибора.


Правила охраны труда при выполнении опытов




-Все опыты проводить только над лотком.

-Нельзя работать с грязной посудой.

-Нельзя пробовать вещества на вкус. Нюхать вещества можно, только направляя к себе движением руки струю газа или пара.

-Нельзя наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью или над сосудом, в котором смешивают жидкости.

-Переливать жидкости из сосуда с широким горлом в сосуд с узким горлом нужно через воронку.

-Нельзя наливать горячую жидкость в толстостенную стеклянную посуду, так как она может лопнуть.

-Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.

-Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения преподавателя.

-По окончании практических работ обучающиеся должны вымыть руки с мылом.

Порядок выполнения опытов



Перед началом работы следует:

1. Подробно ознакомиться сходом работы, хорошо понять химизм процессов.

2.Тщательно проверить, имеется ли все необходимое для проведения данной работы.

3. Прочитать инструкцию и продумать последовательность операций.

4. Выполнить опыт, соблюдая меры предосторожности, последовательность операций, количественные соотношения веществ и проводя нужные наблюдения.

5. В процессе проведения опыта и после его выполнения ответить на поставленные вопросы.

6. Записать протокол опыта в тетрадь для практических работ.

Протокол ведется кратко, в нем отмечают, как проводится опыт, наблюдения, уравнения реакций. Обязательно записывается вывод. Вывод можно дополнить теоретическими объяснениями.

Записывать протокол в тетрадь для практических работ лучше всего по следующей схеме:

Практическая работа №____Тема работы_________________________________




Что делал

Что наблюдал


Выводы и уравнения реакций












Критерии оценки экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

-работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

-эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-проявлены организационно – трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

-работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

-работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию преподавателя.

Отметка «2»:

-допущены две (или более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые обучающийся не может исправить по требованию преподавателя;

-работа не выполнена, у обучающегося отсутствуют экспериментальные умения

Практическая работа №1.

«Реакции ионного обмена. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей»
Цель работы: провести реакции ионного обмена, в результате которых выпадает осадок или выделяется газ, рассмотреть результаты гидролиза солей.

Реактивы и оборудование: растворы карбоната натрия, хлорида бария, хлорида меди (II), карбоната калия, соляной, серной кислот, гидроксида натрия, сульфата железа (II), сульфида калия, хлорида цинка, лакмус, пробирки.

Выполнение работы:
Опыт 1. Реакции ионного обмена

Проведите реакции ионного обмена между растворами веществ:

I вариант

1) карбоната натрия и соляной кислоты;

2) хлорида бария и сульфата натрия.

II вариант

1) хлорида меди (II) и гидроксида натрия;

2) карбоната калия и серной кислоты.

Составьте молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?
Опыт 2. Гидролиз солей

Испытайте растворы двух солей лакмусом. Объясните, почему лакмус изменяет цвет. Напишите уравнения гидролиза этих солей.

I вариант

  1. карбонат калия (K2CO3);

  2. сульфат железа (II) (FeSO4).

II вариант

1) сульфид калия (K2S);

2) хлорид цинка (ZnCl2).

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

- Какова реакция среды (рН) в каждом растворе?

- Что такое гидролиз солей?
Практическая работа №2

«Общие свойства металлов и их соединений».
Цели: изучить общие свойства металлов: горение, взаимодействие с растворами кислот и солей.

Оборудование и реактивы: медная проволока со спиралью на конце, гранулярный цинк, железный гвоздь, растворы: соляной кислоты, сульфата меди (II), пробирки, штатив, горелка, держатель, спички, карточки – инструкции.
Выполнение работы
Опыт 1

Сожгите медную проволоку со спиралью на конце в пламени горелки. Какие изменения наблюдаете? Составьте уравнение реакции с точки зрения окисления-восстановления:
Cu + O2

Опыт 2

В пробирку поместите гранулу цинка и прилейте несколько капель раствора соляной кислоты. Что происходит? Составьте уравнение реакции с точки зрения окисления-восстановления:
Zn + HCl →

Опыт 3

Опустите очищенный железный гвоздь в пробирку с раствором сульфата меди (II). Оставьте на несколько минут. Как изменился цвет гвоздя? О чем говорит появление красного налета? Составьте уравнение реакции с точки зрения окисления – восстановления:
Fe + CuSO4
Сделайте вывод: о рассмотренных свойствах металлов.
Практическая работа №3

«Получение аммиака и его свойства».
Цели: получить аммиак, изучить его физические и химические свойства.

Оборудование и реактивы: твердые гидроксид кальция и хлорид аммония, растворы соляной кислоты и фенолфталеина, вода, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, чашка Петри, стеклянная палочка, горелка, штатив, спички, карточки-инструкции.

Содержание работы
Опыт 1.

  1. В фарфоровой ступке перемешайте в равных количествах твердые гидроксид кальция и хлорид аммония, разотрите.

  2. Смесь насыпьте в сухую пробирку, закройте ее пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в лапке штатива.

  3. Газоотводную трубку переверните вверх и наденьте на нее сухую пробирку. Осторожно нагрейте смесь.

  4. Опустите стеклянную палочку в раствор соляной кислоты и поднесите к пробирке, в которую выделяется газ. Что наблюдаете?

Опыт 2.

  1. Пробирку с аммиаком (вверх дном) поставьте в чашку Петри с водой и оставьте на несколько минут. Что происходит? Почему?

  2. Переверните пробирку с раствором аммиака и добавьте каплю раствора фенолфталеина. Как изменил окраску фенолфталеин? О чем это говорит?

Составьте уравнения химических реакций:
а) Ca(OH)2 + NH4Cl →

б) NH3 + HCl →

в) NH3 + HOH →
Сделайте вывод: о физических и химических свойствах аммиака. Какая реакция среды в растворе аммиака?
Практическая работа №4

«Химические свойства спиртов, фенола,

альдегидов»
Цель работы: научиться с помощью качественных реакций определять одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды.

Реактивы и оборудование: растворы этилового спирта, глицерина, фенола, сульфата меди (II), щёлочи, хлорида железа (III), уксусного альдегида, медная проволока со спиралью на конце; пробирки, горелка, держатель, спички.

Выполнение работы:

Опыт 1.

В пробирках №1 и №2 находятся растворы этилового спирта и глицерина. Определите с помощью качественных реакций каждое вещество. Запишите наблюдения. Составьте уравнения химических реакций:

а) Cu + O2

б) C2H5OH + CuO →

в) CuSO4 + NaOH →

г) CH2—OH

|

CH—OH + Cu(OH)2

|

CH2—OH

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

-Что произошло с медной проволокой в спирте?

-Что произошло с осадком Cu(OH)2 при взаимодействии с глицерином?

-Для чего служат качественные реакции?

Опыт 2.

Проведите качественную реакцию на фенол с хлоридом железа (III) запишите наблюдения.

Внимание! Фенол очень ядовит. При попадании на кожу причиняет ожоги. Работайте очень аккуратно.

Составьте уравнение реакции:

C6H5OH + FeCl3

Сделайте вывод: о том, какое вещество является реактивом для определения фенола.

Опыт 3.

Проведите качественную реакцию на уксусный альдегид. Добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II) и несколько капель раствора гидроксида натрия. Сразу начинайте нагревать, следя за последовательными изменениями, происходящими в пробирке с осадком.

Составьте уравнения реакций:

t

CH3COH + Cu(OH)2

CuOH →

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

- Как последовательно изменяется окраска осадка?

- Какое вещество является реактивом для определения альдегида?
Практическая работа №5 по химии

«Распознавание пластмасс и волокон»

Цель работы: научиться определять пластмассы и волокна путём сжигания.

Реактивы и оборудование: образцы пластмасс: полиэтилен, полистирол, полихлорвинил, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные пластмассы; образцы волокон: хлопок, шерсть, натуральный шёлк вискозное волокно, ацетатное волокно, капрон, лавсан; горелка, держатель, спички, чашки с песком.

Выполнение работы:
Внимание! Вам предстоит сжигать вещества на открытом пламени. Сжигая вещества, закрепляйте их в держателе. Подставляйте под горящее вещество чашку с песком.

1. Сожгите последовательно образцы пластмасс и определите по характеру горения каждый образец (используя таблицу №1).

2. Сожгите последовательно образцы волокон и определите по характеру горения каждый образец (используя таблицу №2).

3. Результаты исследований занесите в таблицы "Определение пластмасс" и "Определение волокон."

Таблица №1. Определение пластмасс



Название пластмассы и формула структурного звена.

Физические свойства.

Отношение к нагреванию.

Характер горения.




Полиэтилен
—СН2—СН2

Жирный на ощупь. В виде плёнки, прозрачный, эластичный.

Размягчается, при этом легко меняет форму, вытягивается в нити.

Горит с запахом расплавленного парафина ярким пламенем. Продолжает гореть вне пламени.




Полихлорвинил
—СН2 -СНCl—

Эластичный, в толстых слоях жёсткий. Прозрачный или непрозрачный.

Размягчается и разлагается с выделением хлороводорода.

Горит коптящим пламенем. Вне пламени гаснет.




Полистирол
—СН2—СН2

|

C6H5

Хрупкий, неэластичный, бывает прозрачный.

Размягчается, легко вытягивается в нити.

Горит коптящим пламенем с запахом стирола. Вне пламени горит.




Полиметилметакрилат (оргстекло)

СН3

|

—СН2—С—

|

COOCH3

Прозрачный, твёрдый, неэластичный.

Размягчатся, но нити не вытягиваются.

Горит жёлтым с синей каймой пламенем, с потрескиванием.




Фенолформальдегидные пластмассы.

Непрозрачные, неэластичные, хрупкие.

Не размягчаются, разлагаются.

Загораются с неприятным запахом фенола при длительном пребывании в пламени.

Таблица №2. Определение волокон




Волокна

Характеристика горения и его результат



Хлопок


Горит быстро с запахом жжёной бумаги. После сгорания остаётся серый пепел.





Вискозное

Горит быстро с запахом жжёной бумаги. После сгорания остаётся серый пепел.





Шерсть,

натуральный шёлк

Горит с запахом палёного волоса. В конце образуется хрупкий чёрный шарик.





Ацетатное

Горит в пламени. Вне пламени гаснет. Спекается в тёмный нехрупкий шарик.





Капрон

При нагревании размягчается, плавится, образуя твёрдый нехрупкий блестящий шарик. Из расплава вытягиваются нити. В пламени горит с неприятным запахом.




Лавсан

Горит, образуя твёрдый блестящий шарик. При нагревании плавится. Из расплава можно вытянуть нити.


Похожие:

Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации по проведению и оформлению практических...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических...
Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»...
...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации для студентов по выполнению практических...
Методические рекомендации по мдк 04. 03 «Основы профессионального общения» созданы Вам в помощь для выполнения заданий при выполнении...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной...
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические указания по выполнению лабораторно-практических заданий...
Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические указания по выполнению практических работ пм. 03 Выполнение окрашивания волос
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по профессиональному модулю «ПМ. 03 Выполнение окрашивания волос», разработаны...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации по проведению лабораторных, практических...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города москвы «воробьевы горы»
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ для студентов 2-го курса
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных...
Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Практическая работа (1 ч) 8 класс
Предлагаю результат моей многолетней работы по подготовке и проведению практических работ в общеобразовательной школе на уроках химии...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Инструкция №8 по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии
К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране...
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические указания для студентов по выполнению
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ по химии
Методические рекомендации по проведению практических работ по химии Новикова А. В icon Методические рекомендации по выполнению практических работ для профессии...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся Шатровского филиала гбпоу «ктк» для профессии: 23. 01. 03 «Автомеханик» при...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск