Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии


Скачать 487.74 Kb.
Название Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии
страница 1/5
Тип Методические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

логотип
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И

ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Иваново, 2014 год


ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
логотип
Рановская О.А., Фадеева И.Н., 3убарева С.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И

ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Иваново, 2014 год

Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической предназначены для студентов специальности «Фармация» (второе профессиональное образование)

Авторы: Рановская Ольга Анатольевна, преподаватель химических дисциплин первой квалификационной категории Ивановского фармацевтического колледжа, Фадеева Ирина Николаевна, преподаватель химических дисциплин первой квалификационной категории Ивановского фармацевтического колледжа, 3убарева Светлана Вениаминовна, преподаватель химических дисциплин высшей квалификационной категории Ивановского фармацевтического колледжа.

Рецензент: Фомина Надежда Александровна, кандидат химических наук,

доцент кафедры неорганической химии Ивановского государственного химико-технологического университета.

Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности Фармация, одобрены на заседании цикловых методических

комиссий общепрофессиональных, профессиональных дисциплин (протокол №15 от17.05.2014), рекомендованы для использования в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ




Введение

6



Инструкция по охране труда и технике безопасности студентов, работающих в химической лаборатории

8



Раздел 1. Практические работы по общей и неорганической химии



3.1.

Практическая работа. «Классификация неорганических соединений»

13

3.2.

Практическая работа. «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей»

15

3.3.

Практическая работа. «Свойства галогенов и их соединений»

18

3.4.

Практическая работа. «Свойства соединений серы»

19

3.5.

Практическая работа. «Свойства соединений элементов V группы главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

20

3.6.

Практическая работа. «Свойства соединений элементов IV группы главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

21

3.7.

Практическая работа. «Свойства соединений элементов III группы главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

22

3.8.

Практическая работа. «Свойства соединений элементов I - II группы главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

23

3.9.

Практическая работа. «Свойства соединений d-элементов I -II группы главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

25

3.10.

Практическая работа. «Свойства соединений хрома. Свойства соединений марганца»

27

3.11.

Практическая работа. «Свойства соединений железа»

28



Раздел 2. Практические работы по органической химии




4.1.

Практическая работа. «Углеводороды»

30

4.2.

Практическая работа. «Альдегиды. Кетоны»

33

4.3.

Практическая работа. «Спирты. Простые эфиры»

35

4.4.

Практическая работа. «Фенолы»

37

4.5.

Практическая работа. «Карбоновые кислоты»

39

4.6.

Практическая работа. «Амины»

42

4.7.

Практическая работа. «Оксикислоты»

45

4.8.

Практическая работа. «Фенолокислоты»

46

4.9.

Практическая работа. «Аминокислоты. Белки»

49

4.10.

Практическая работа. «Глициды»

50

4.11.

Практическая работа. «Гетероциклические соединения»

52



Список литературы

55


ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии предназначены для студентов специальности «Фармация» (второе профессиональное образование). Общая и неорганическая химия – большой и самостоятельный раздел химии, изучающая свойства химических элементов, а также свойства и превращения их соединений, за исключением соединений углерода, которые (кроме простейших) изучаются органической химией.

Общая и неорганическая химия является важной теоретической дисциплиной, имеющей большое значение при изучении органической, аналитической, фармацевтической химии и фармацевтической технологии.

Язык химии – формулы веществ и уравнения химических реакций. В формулах веществ закодирована информация о составе, структуре, реакционной способности и свойствах этих веществ. Из уравнения реакции можно получить информацию о химическом процессе и его параметрах. Научиться расшифровывать эту информацию – важная задача изучения неорганической химии.

Изучение неорганической химии имеет для фармацевтов большое значение, так как в Государственную фармакопею включен целый ряд лекарственных препаратов неорганической природы. Кроме того, некоторые неорганические вещества встречаются в фармацевтических препаратах в виде примесей.

Знания основных законов и положений неорганической химии необходимы для изучения специальных фармацевтических дисциплин: фармацевтической технологии лекарственных форм, контроля качества лекарственных средств. Характер и сила действия лекарственных средств зависят не только от их состава и строения, но и от физико-химических свойств их, что тоже является предметом изучения неорганической химии. Различия в этих свойствах в свою очередь позволяют разрабатывать соответствующие методы анализа, судить о подлинности, доброкачественности, совместимости неорганических веществ в рецептурных прописях, порядке хранения лекарственных препаратов.

Органическая химия – большой и самостоятельный раздел химии, предметом которого является химия соединений углерода; их строение, свойства, методы получения, возможности практического пользования. Органическая химия играет большую роль в жизни и практической деятельности человека. Знание органической химии является важной ступенью изучения контроля качества лекарственных средств. Так как все лекарственные препараты в основном состоят из органических веществ. Современная органическая химия играет важную роль в народном хозяйстве. В нашей стране развита химико-фармацевтическая промышленность, которая опирается на достижения химической науки, и в частности органической химии. Почти 95% лекарственных средств имеют органическую природу. Органические вещества широко используются для изготовления разнообразных лекарственных форм. Фармация активно использует вошедшие в практику органического анализа физико-химические методы, связанные с применением современной аппаратуры. Велико значение для фармации органического синтеза, являющегося фундаментом для создания эффективных лекарственных средств со специфическим фармакологическим действием.

В данных методических указаниях, студенту предлагается выполнить практические работы, изучающие свойства неорганических веществ и органических веществ и провести качественный анализ веществ, входящих в состав лекарственных препаратов. Каждое практическое занятие должно быть оформлено в дневнике практических занятий по предложенной схеме.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ РАБОТАЮЩИХ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
I. Общие требования безопасности

  1. Рационально строить свою работу.

  2. Все работы вести точно и аккуратно.

  3. Соблюдать все меры предосторожности при работе с ядовитыми, взрывоопасными и огнеопасными веществами.

  4. Не загромождать свое рабочее место ненужными предметами.

  5. Не поднимать и не переносить одному груз свыше 50 кг.

  6. При переносе баллонов пользоваться корзинами, при переливании жидкостей из баллонов – баллоноопрокидывателем.

  7. Следить за тем, чтобы полы помещения химической лаборатории всегда были чистыми и сухими. Немедленно убирать с пола осколки разбитой посуды, пролитые жидкости или жиры.

  8. Следить за правильным освещением своего рабочего места.

  9. Осторожно обращаться с легковоспламеняющими, горячими и взрывоопасными веществами. При случайных проливах огнеопасных жидкостей необходимо выключить нагревательные приборы, спиртовки, место пролива жидкости засыпать песком или собрать тряпкой, затем тряпки и песок удалить, а место, где была пролита жидкость, хорошо промыть водой.

  10. Нельзя хранить на рабочем месте, какие – либо вещества неизвестного происхождения.

  11. Нельзя хранить и применять пищу на рабочем месте.

  12. Нельзя хранить совместно легковоспламеняющиеся, огне- и взрывоопасные вещества с кислотами и щелочами.

II. Требования безопасности перед началом работы

  1. Предварительно подробно ознакомиться с проведением химического опыта и хорошо понять химизм процессов, которые предстоит изучить на практике.

  2. Тщательно проверить, имеется ли все необходимое для проведения данной работы.

  3. Внимательно прочитать в практикуме инструкцию к выполнению данной работы и продумать последовательность операций.

  4. Дежурные студенты принимают химическую лабораторию.

  5. В лаборатории можно находиться только в специальной одежде: белый халат и белая шапочка.



III. Требования безопасности во время работы

  1. При работе с реактивами необходимо: реактивы закрывать пробкой или крышками, если на склянке или банке нет этикетки, нельзя применять реактив.

  2. Нельзя выливать или засыпать реактив обратно в склянку, если его взято много.

  3. Применять реактивы следует в той концентрации и том количестве, которое указано в руководстве.

  4. Нельзя работать с грязной посудой,

  5. Нельзя пробовать вещества на вкус,

  6. Нюхать вещества, можно только направляя к себе движением руки струю газа или пара, держа отверстие сосуда с веществом на некотором расстоянии от лица,

  7. Сильно пахнущими и ядовитыми веществами следует работать в вытяжном шкафу,

  8. При растворении кислот наливают кислоту в воду, а не наоборот,

  9. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью,

  10. Не пользоваться с посудой из тонкого стекла при работе с ядовитыми, едкими и огнеопасными веществами,

  11. Нагревать жидкость в пробирке следует начинать с верхних слоев, постепенно переходя к нижним. Пробирку следует держать так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей,

  12. Нельзя путать пробирки, крышки от склянок с разными веществами - это грязнит реактивы,

  13. Зажигать спиртовку следует спичками, ни в коем случае зажигалками или другой горящей спиртовкой,

  14. Недопустимо смешивать окислители с органическими веществами.


IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать иодом и забинтовать.

2. При горячих (термических) ожогах на обожженное место наложить повязку из марли, смоченной концентрированным раствором перманганата калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если нет перманганата калия, рекомендуется присыпать обожженное место гидрокарбонатом натрия (питьевой содой) и приложить бинт, смоченной холодной водой.

3. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть пораженное место большим количеством воды, затем при ожоге кислотами обмыть 2-% раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта. При ожоге щелочами обмыть 1%- раствором уксусной кислоты или лимонной кислотой. После этого наложить повязку из бинта, смоченной спиртом. При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:

-при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды;

- при попадании щелочи – 1% раствором борной кислоты.

4. Если необходимо, то пострадавшего после оказания первой помощи немедленно доставить в медпункт колледже или в поликлинику.

Перед проведением очередного занятия в лаборатории преподаватель должен повторить указания о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при использовании в данных опытах тех или иных реактивов.
V. Требования безопасности по окончанию работы

  1. После окончания работы привести в порядок рабочее место, вымыть посуду, которая использовалась в химическом анализе, и сдать его лаборанту, дежурному или преподавателю.

  2. Нельзя выливать в раковину реактивы, вредные, пахучие вещества, для этого имеются специальные банки под сливы.

  3. Посуда должна быть чисто вымыта и ополоснута дистиллированной водой.


При выполнении опыта студент обязан:

- предварительно подробно ознакомиться с теоретическим материалом и хорошо понять химизм процессов, которые предстоит изучить на практике;

- внимательно прочитать в практикуме инструкцию к выполнению данного опыта и продумать последовательность операций;

- выполнить опыт, соблюдая все меры предосторожности, последовательность операций, количественные соотношения веществ и проводя нужные наблюдения;

- записать результаты опыта в дневник по схеме:



Название

№ опыта

Исходные

вещества

Уравнение реакции


Наблюдения

Вывод
















- после окончания работы привести в порядок рабочее место и сдать его лаборанту или преподавателю.

РАЗДЕЛ 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим и самостоятельным занятиям по оп. 06 Основы аналитической химии для студентов...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика организации»
Экономика организации [Текст]: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по специальностям...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания по дисциплине пд. 02 Химия для выполнения лабораторных...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим занятиям для студентов специальности 35. 02. 05 Агрономия по дисциплине...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Рабочая программа по химии (7 класс, 1 час в неделю)
...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям есть
Варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические рекомендации по подготовке к практическим и семинарским занятиям есть
Варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические рекомендации по подготовке к практическим и семинарским занятиям есть
Варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Тематическое планирование курса «Химия в литературе, литература в химии»
Основные нормативные свойства химического языкаСтановление и развитие языка химии, основные этапы развития химии
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Вопросы к экзамену по фармацевтической химии для студентов 4 курса специальности «Фармация»
Предмет и основное содержание фармацевтической химии. Объекты и области исследования фармацевтической химии
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания по практическим занятиям для студентов специальностей...
Методические указания разработаны в соответствии с программой предмета "Теория резания, тепловые процессы в технологических системах"...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon 27 мая 2011 года Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов...
Международному Году химии. На «День химии» в «Татнефть-Арену» организаторы – кгту пригласили руководство республики, руководителей...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания к практическим занятиям Ставрополь 2014
Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Иностранный язык (английский)
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической химии icon Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск