Обобщение опыта по теме


Скачать 0.64 Mb.
Название Обобщение опыта по теме
страница 1/5
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Климовская основная общеобразовательная школа

Торжокского района Тверской области

Обобщение опыта по теме
«Метод учебных проектов как средство обучения на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности»


учителя химии и биологии

высшей квалификационной категории

Морозовой Натальи Анатольевны

д. Климово, 2015 г.
Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям, то больше ничего и требовать нельзя Н.И.Пирогов
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников.

Метод проектов способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов.

Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта.

В основе метода - развитие познавательных интересов учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята оформляют в течение определённого времени.

Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Он может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.

Основой метода учебных проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; формулировать свое мнение в четкой форме, корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.

Учащимся сложно порой высказать, сформулировать свое собственное мнение в сжатой форме, поэтому использую ПОПС – формулу (см. приложение 1. «Памятка для учащихся»).

В школьном проекте роль учителя очень высока. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта.

В своей работе использую идеи таких известных в педагогике людей, как В.А. Сухомлинский: «Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения ответа на многочисленные вопросы, возникающие у него в процессе труда, общественной деятельности, духовной жизни…», Л.Н. Толстой: «Если ученик не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений», А.Н.Леонтьев: «Нужно учить так, чтобы знания обязательно были сознательными, но это значит, что они должны не просто наполнять собой сознание, а занимать в нем в надлежащий момент надлежащее место…».

Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Что развивает проектная деятельность учащихся:

  1. Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.

  2. Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

  3. Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.

  4. Развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях.

  5. Стимулирует высокую мотивацию деятельности ученика на протяжении всего времени реализации учебного проекта.

  6. Восполняет за счет высокой мотивации недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, играя роль компенсаторного фактора.

Структура содержательной части проекта

  • Название, авторство.

  • План.

  • Введение: указывается актуальность, цель исследования, проблема.

  • Основная часть:

- даётся обзор литературы; рассказывается, как представлена тема в научной литературе;

- обосновывается методика исследования;

- проводится анализ результатов исследования;

- делается описание и систематизирование материала;

- делаются обобщения.

  • Заключение:

- делаются выводы;

- прилагается список использованной литературы и других источников информации.

Формула проекта – это “пять П”:

ПроблемаПроектирование (планирование) – Поиск информацииПродуктПрезентация.

В своей работе использую проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, роле-игровые проекты (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные ( от недели до месяца), долгосрочные.

Типы проектов

Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата.

Например, при изучении темы «Состав крови» на уроке биологии в 8 классе в начале урока даю информацию: «С давних времен было замечено, что раненные во время морских сражений воины выздоравливают быстрее, чем воины, воевавшие на суше, и в рецептуру лечения ран ввели воду и соль. А в 1897 г. Р. Квинтон предложил использовать в качестве кровозамещающей жидкости морскую воду, обосновав это схожестью соотношений и количеств ионов натрия, кальция и калия в крови млекопитающих и морской воды.

Во времена второй мировой войны А. Бабкиным и В. Сосновским был предложен препарат морской воды для восполнения кровопотери раненых, который вошел в историю под названием раствора АМ-4 Бабского.

Кровь осуществляет гармонизацию жизнедеятельности всех органов и тканей, связывая организм в единое целое. Прародитель крови — мировой океан — по существу выполняет те же функции. Только организмом в этом случае является не один человек или животное, а вся наша планета Земля...» Учащиеся сами формулируют проблему: «Что общего между кровью и морской водой?»

Чтобы ответить на этот вопрос нужно проработать немало литературы, обратиться к Интернет – источникам. Продукт учащиеся представляют в виде таблицы 1.

Таблица 1 Сравнительная информация воды и крови

Вода – « живая кровь Земли»

Кровь – «плененное море»

71% поверхности Земли, 95% - это вода морей и океанов

Основной компонент жидкой части крови – плазмы – вода – 90-92% - основной растворитель, в котором происходят все многообразные химические превращения в организме

Содержание кальция и натрия одинаково

Солевой состав постоянен




Потеря половины крови смертельна для человека, смертельна также и потеря 20-30 % воды, содержащейся в тканях человека

Все это говорит об огромной роли, которую играют эти две незаменимые жидкости в жизни нашей Земли и всех существ, населяющих ее.


Вода, совершая свои круговороты в природе, переносит огромное количество химических веществ, участвует в их обмене.

Основная функция крови транспортно-распределительная: обеспечение всех органов и тканей питательными веществами и газами, а также удалении конечных продуктов обмена.

Воды океанов и морей никогда не остаются в покое. Разнообразные природные процессы (ветры, землетрясения, приливы и отливы) вызывают движения океанических вод.

Кровь также находится в постоянном движении

Обладая огромной массой воды и большой теплоемкостью, мировой океан аккумулирует солнечное тепло и благодаря беспрерывному движению вод прогревает на своем пути воздух и воду, формирует, смягчает и выравнивает климат.


Участвует в теплообмене: перераспределении тепла между разными органами и поддержании постоянной температуры в организме в целом.

Мировой океан обладает огромной самоочищающей способностью, благодаря постоянному движению и деятельности различных организмов, например организмов - биофильтраторов

Очень важна защитная функция крови. Она предохраняет организм от вмешательства бактерий и вирусов, отслеживает и инактивирует собственные, вышедшие из под контроля клетки, нейтрализует токсины. Именно кровь передает сигналы бедствия другим органам, побуждая их включаться в общие спасательные работы, когда чужеродное вмешательство достигает критического уровня.

Мировой океан связывает всю нашу планету Земля в единое целое

Кровь осуществляет гармонизацию жизнедеятельности всех органов и тканей, связывая организм в единое целое.

Океан и кровь. Они питают, защищают, очищают, согревают планету и организм, материки и органы, миллиарды живых существ и миллиарды клеток. И жизнь всех этих существ и клеток в рамках планеты и организма невозможна без воды и крови.


Океан и кровь. Они питают, защищают, очищают, согревают планету и организм, материки и органы, миллиарды живых существ и миллиарды клеток. И жизнь всех этих существ и клеток в рамках планеты и организма невозможна без воды и крови.

При изучении темы «Природные сообщества» биология 6 класс учащиеся выполняют групповые проектные задания. Задания первой группы «Рассмотрите репродукции некоторых картин Ф.А. Васильева («Болото в лесу. Осень», «Болото в лесу. Туман», «Сосновая роща у болота», «Вечер над болотом»), А.И.Куинджи («Лесное болото»), Е.Е.Волкова («Болото осенью»). Постарайтесь сформулировать, что, по-вашему, такое болото. Выразите собственное отношение к болоту. Далее см. приложение 2.

Творческие (продуктивные) проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет; выставка; книга; журнал; альманах; компьютерная презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию;

видеофильм; газета; плакат; рисунок и т.д.) (приложение 3).

При выполнении такого проекта участники заранее оговаривают результат и форму его представления.

Практико-ориентированные (роле – игровые проекты) – направляют действия учащихся на решение реальных проблем, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результат таких проектов намечается в начале их выполнения, доминирующим видом деятельности является роле-игровая.

Предлагаю роле – игровой проект «Экология и фитодизайн», который проводила в 6 классе при изучении темы «Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» (приложение 4).

В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса. Для меня как учителя метод проектов – это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания. Проектная деятельность учащихся позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические технологии, такие как исследовательские, дебаты, критическое мышление. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий: вызов – реализация - рефлексия. Без осуществления этих стадий успешная проектная и исследовательская деятельность невозможны.

Проектные задания урока биологии в 7 классе по технологии развития критического мышления на тему: «Общая характеристика прокариот». На этом уроке учащиеся, разделенные на три группы: «теоретиков», «практиков», «экологов», выполняют проектные задания (приложение 5).

Урок биологии в 8 классе «Состав крови» по технологии развития критического мышления. Учащиеся ставят перед собой цель: «Изучить строение клеток крови под микроскопом и выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению газовой функции» (приложение 6).

Начиная с 5 класса, с курса природоведения, включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам «Природные зоны Земли», «Планеты Солнечной системы», создавали плакаты в защиту планеты Земля (приложение 3).

Информационные проекты использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, старшие школьники активно используют Интернет, социологические опросы. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, в старшем звене ребята могут создать и компьютерную презентацию своих работ. Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются жизнью растений и животных, т.е. в курсе ботаники и зоологии. Всем ученикам даю возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, рисунка о здоровом образе жизни (приложение 3). Таким образом, они готовят продуктивные проекты.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Обобщение опыта по теме icon Б. С. Жихаревич, зам директора мцсэи «Леонтьевский центр» Обобщение...
Обобщение и классификация опыта реализации проектов международных финансовых организаций в регионах Российской Федерации
Обобщение опыта по теме icon Изучение и обобщение опыта разрешения споров представителей частного...
Изучение и обобщение опыта разрешения споров представителей частного сектора и контрольно-проверяющих органов (на примере государственной...
Обобщение опыта по теме icon «Проблемное обучение на уроках истории и обществознания с использованием икт»
Обобщение педагогического опыта работы учителя истории и обществознания Володина Андрея Юрьевича
Обобщение опыта по теме icon Годовой план воспитательно образовательной работы муниципального...
Изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы педагогов доу, повышение деловой квалификации педагогов
Обобщение опыта по теме icon Методические рекомендации по выполнению задания: Проанализируйте...
Фрагмент методических рекомендаций по выполнению учебных заданий самостоятельной работы студентов (обобщение опыта)
Обобщение опыта по теме icon Урок по теме: «Безопасный автомобиль. Safety in the car»
Цель урока: формирование у учащихся активного лексического запаса, закрепление и обобщение знаний студентов, развитие коммуникативной...
Обобщение опыта по теме icon Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...
Обобщение опыта по теме icon Урока: Обобщение и систематизация знаний и умений при
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений при выполнении действий с натуральными числами, умение применять полученные...
Обобщение опыта по теме icon Обобщение судебной практики по гражданским делам по спорам о восстановлении...
Обобщение проведено в соответствии с планом аналитической работы Кольского районного суда Мурманской области на 2009 года
Обобщение опыта по теме icon Опыта
Автор опыта: Чупрова Екатерина Алексеевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»
Обобщение опыта по теме icon Опыта
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования
Обобщение опыта по теме icon Тема опыта
Автор опыта: Кравцова Наталья Викторовна, учитель-логопед мкскоу скош №30 (VIII) г. Белгорода
Обобщение опыта по теме icon Тема опыта
Автор опыта: Сидорова Наталья Николаевна, преподаватель гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»
Обобщение опыта по теме icon Тема опыта
Автор опыта: Скрипченко Татьяна Анатольевна, преподаватель английского языка огапоу «Белгородский правоохранительный колледж»
Обобщение опыта по теме icon Опыта
Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»
Обобщение опыта по теме icon Тема опыта
Автор опыта: Сахарова Галина Афанасьевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка детский сад №7 «Аннушка»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск