Скачать 0.64 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Климовская основная общеобразовательная школа Торжокского района Тверской области Обобщение опыта по теме «Метод учебных проектов как средство обучения на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности» учителя химии и биологии высшей квалификационной категории Морозовой Натальи Анатольевны д. Климово, 2015 г. Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям, то больше ничего и требовать нельзя Н.И.Пирогов В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников. Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов. Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта. В основе метода - развитие познавательных интересов учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята оформляют в течение определённого времени. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Он может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков. Основой метода учебных проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; формулировать свое мнение в четкой форме, корректировать план своих действий в зависимости от ситуации. Учащимся сложно порой высказать, сформулировать свое собственное мнение в сжатой форме, поэтому использую ПОПС – формулу (см. приложение 1. «Памятка для учащихся»). В школьном проекте роль учителя очень высока. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. В своей работе использую идеи таких известных в педагогике людей, как В.А. Сухомлинский: «Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения ответа на многочисленные вопросы, возникающие у него в процессе труда, общественной деятельности, духовной жизни…», Л.Н. Толстой: «Если ученик не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений», А.Н.Леонтьев: «Нужно учить так, чтобы знания обязательно были сознательными, но это значит, что они должны не просто наполнять собой сознание, а занимать в нем в надлежащий момент надлежащее место…». Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Что развивает проектная деятельность учащихся:
Структура содержательной части проекта
- даётся обзор литературы; рассказывается, как представлена тема в научной литературе; - обосновывается методика исследования; - проводится анализ результатов исследования; - делается описание и систематизирование материала; - делаются обобщения.
- делаются выводы; - прилагается список использованной литературы и других источников информации. Формула проекта – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. В своей работе использую проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, роле-игровые проекты (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные ( от недели до месяца), долгосрочные. Типы проектов Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата. Например, при изучении темы «Состав крови» на уроке биологии в 8 классе в начале урока даю информацию: «С давних времен было замечено, что раненные во время морских сражений воины выздоравливают быстрее, чем воины, воевавшие на суше, и в рецептуру лечения ран ввели воду и соль. А в 1897 г. Р. Квинтон предложил использовать в качестве кровозамещающей жидкости морскую воду, обосновав это схожестью соотношений и количеств ионов натрия, кальция и калия в крови млекопитающих и морской воды. Во времена второй мировой войны А. Бабкиным и В. Сосновским был предложен препарат морской воды для восполнения кровопотери раненых, который вошел в историю под названием раствора АМ-4 Бабского. Кровь осуществляет гармонизацию жизнедеятельности всех органов и тканей, связывая организм в единое целое. Прародитель крови — мировой океан — по существу выполняет те же функции. Только организмом в этом случае является не один человек или животное, а вся наша планета Земля...» Учащиеся сами формулируют проблему: «Что общего между кровью и морской водой?» Чтобы ответить на этот вопрос нужно проработать немало литературы, обратиться к Интернет – источникам. Продукт учащиеся представляют в виде таблицы 1. Таблица 1 Сравнительная информация воды и крови
Океан и кровь. Они питают, защищают, очищают, согревают планету и организм, материки и органы, миллиарды живых существ и миллиарды клеток. И жизнь всех этих существ и клеток в рамках планеты и организма невозможна без воды и крови. При изучении темы «Природные сообщества» биология 6 класс учащиеся выполняют групповые проектные задания. Задания первой группы «Рассмотрите репродукции некоторых картин Ф.А. Васильева («Болото в лесу. Осень», «Болото в лесу. Туман», «Сосновая роща у болота», «Вечер над болотом»), А.И.Куинджи («Лесное болото»), Е.Е.Волкова («Болото осенью»). Постарайтесь сформулировать, что, по-вашему, такое болото. Выразите собственное отношение к болоту. Далее см. приложение 2. Творческие (продуктивные) проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет; выставка; книга; журнал; альманах; компьютерная презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию; видеофильм; газета; плакат; рисунок и т.д.) (приложение 3). При выполнении такого проекта участники заранее оговаривают результат и форму его представления. Практико-ориентированные (роле – игровые проекты) – направляют действия учащихся на решение реальных проблем, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результат таких проектов намечается в начале их выполнения, доминирующим видом деятельности является роле-игровая. Предлагаю роле – игровой проект «Экология и фитодизайн», который проводила в 6 классе при изучении темы «Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» (приложение 4). В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса. Для меня как учителя метод проектов – это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания. Проектная деятельность учащихся позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические технологии, такие как исследовательские, дебаты, критическое мышление. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий: вызов – реализация - рефлексия. Без осуществления этих стадий успешная проектная и исследовательская деятельность невозможны. Проектные задания урока биологии в 7 классе по технологии развития критического мышления на тему: «Общая характеристика прокариот». На этом уроке учащиеся, разделенные на три группы: «теоретиков», «практиков», «экологов», выполняют проектные задания (приложение 5). Урок биологии в 8 классе «Состав крови» по технологии развития критического мышления. Учащиеся ставят перед собой цель: «Изучить строение клеток крови под микроскопом и выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению газовой функции» (приложение 6). Начиная с 5 класса, с курса природоведения, включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам «Природные зоны Земли», «Планеты Солнечной системы», создавали плакаты в защиту планеты Земля (приложение 3). Информационные проекты использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, старшие школьники активно используют Интернет, социологические опросы. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, в старшем звене ребята могут создать и компьютерную презентацию своих работ. Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются жизнью растений и животных, т.е. в курсе ботаники и зоологии. Всем ученикам даю возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, рисунка о здоровом образе жизни (приложение 3). Таким образом, они готовят продуктивные проекты. |
Б. С. Жихаревич, зам директора мцсэи «Леонтьевский центр» Обобщение... Обобщение и классификация опыта реализации проектов международных финансовых организаций в регионах Российской Федерации |
Изучение и обобщение опыта разрешения споров представителей частного... Изучение и обобщение опыта разрешения споров представителей частного сектора и контрольно-проверяющих органов (на примере государственной... |
||
«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания с использованием икт» Обобщение педагогического опыта работы учителя истории и обществознания Володина Андрея Юрьевича |
Годовой план воспитательно образовательной работы муниципального... Изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы педагогов доу, повышение деловой квалификации педагогов |
||
Методические рекомендации по выполнению задания: Проанализируйте... Фрагмент методических рекомендаций по выполнению учебных заданий самостоятельной работы студентов (обобщение опыта) |
Урок по теме: «Безопасный автомобиль. Safety in the car» Цель урока: формирование у учащихся активного лексического запаса, закрепление и обобщение знаний студентов, развитие коммуникативной... |
||
Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения» Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования... |
Урока: Обобщение и систематизация знаний и умений при Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений при выполнении действий с натуральными числами, умение применять полученные... |
||
Обобщение судебной практики по гражданским делам по спорам о восстановлении... Обобщение проведено в соответствии с планом аналитической работы Кольского районного суда Мурманской области на 2009 года |
Опыта Автор опыта: Чупрова Екатерина Алексеевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62» |
||
Опыта Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования |
Тема опыта Автор опыта: Кравцова Наталья Викторовна, учитель-логопед мкскоу скош №30 (VIII) г. Белгорода |
||
Тема опыта Автор опыта: Сидорова Наталья Николаевна, преподаватель гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум» |
Тема опыта Автор опыта: Скрипченко Татьяна Анатольевна, преподаватель английского языка огапоу «Белгородский правоохранительный колледж» |
||
Опыта Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара» |
Тема опыта Автор опыта: Сахарова Галина Афанасьевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка детский сад №7 «Аннушка» |
Поиск |