Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Читинская государственная медицинская академия
Сборник типовых ситуационных задач
для подготовки к итоговой государственной аттетстации
ЧИТА
2013
УДК 618.9(07)
ББК
Сборник типовых ситуационных задач для подготовки к итоговой государственной аттестации /.Под общ. ред. Гаймоленко И.Н., Гаймоленко С.Г.
Составители (сотрудники кафедр пропедевтики детских болезней, педиатрии, детской хирургии, детских инфекций, туберкулеза, анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, внутренних болезней, акушерства и гинекологии педиатрического факультета, неврологии):
Анохова Л.И.
Байке Е.Е.
Батаева Е.П.
Белозерцева Е.П.
Белокриницкая Т.Е.
Вишнякова Е.М.
Вишнякова Т.М.
Власова А.В.
Гаймоленко И.Н.
Гаймоленко С.Г.
Долина А.Б.
Дручкова С.Л.
Игнатьева А.В.
Кушнаренко Н.Н.
Мазин А.С.
Мироманова Н.А.
Петрова С.Е.
Петрухина И.И.
Рогалева Т.Е.
Степанова Н.М.
Тарбаева Д.А.,
Тихоненко О.А.
Фролова Н.И.
Шаповалов К.Г.
ИИЦ ГБОУ ВПО ЧГМА, Чита. - с.
Сборник задач составлен в соответствии с учебной программой по специальности «Педиатрия» для студентов педиатрического факультета медицинской академии. Пособие разработано с целью совершенствования и развития логического клинического мышления у студентов старших курсов в соответствии с паспортом формирования профессиональных компетенций (в формате ФГОС 3 поколения).
В настоящем издании предложены методические основы, позволяющие принимать решения в клинической ситуации на примере задач. Сборник включает ситуационные задачи по всем разделам междисциплинарного экзамена, решение которых позволит подготовиться студентам к итоговой государственной аттестации и дальнейшей практической деятельности. Пособие предназначено для студентов педиатрического факультета.
Рецензенты:
Зав. кафедрой педиатрии ФПК ППС ГБОУ ВПО ЧГМА, доктор медицинских наук Щербак Владимир Александрович
Зав. кафедрой пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО ЧГМА, кандидат медицинских наук Панченко Александра Сергеевна
Главный врач ГУЗ «Городская детская клиническая поликлиника №3» , кандидат медицинских наук Мичудо Ольга Алексеевна
Содержание
Содержание 3
Предисловие 4
Введение 7
Педиатрия 8
Неонатология 10
Ранний возраст 18
Пульмонология 29
Кардиология 37
Гастроэнтерология 50
Нефрология 60
Эндокринология 74
Онкогематология 76
Поликлиническая педиатрия 86
Детские инфекции 95
Туберкулез 104
Хирургические болезни детского возраста с травматологией и ортопедией 116
Реанимация и интенсивная терапия 181
Акушерство и гинекология 186
Внутренние болезни 202
Неврология 222
Примеры решения задач 225
Рекомендуемая литература 253
Эталоны ответов 254
Список сокращений 262
Приложения 264
СТАНДАРТ ВЕДЕНИЯ КАРТЫ СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО 264
СТАНДАРТ ВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ АМБУЛАТОРНОГО БОЛЬНОГО, ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 272
Предисловие
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «8»Ноября 2010г., который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки по специальности 060103 Педиатрия, выпускники педиатрического факультета должны владеть общекультурными и профессиональными компетенциями.
Профессиональными компетенциями являются:
способность и готовность выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);
способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-18);
способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие состояния (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);
способность и готовность назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК-20);
способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке (ПК-21);
способность и готовность назначать и использовать основные принципы при организации лечебного питания у детей и подростков, страдающих различной патологией (ПК-22).
Формирование данных компетенций происходит в процессе обучения студентов на теоретических и клинических кафедрах во время практических занятий. Традиционным методом является работа у постели больного, курация пациентов и оформление карты стационарного больного. В условиях первичного звена студенты имеют возможность работы на приеме совместно с участковым врачом и активным посещением детей на дому с оформлением карты амбулаторного больного. Возможно использование различных инновационных технологий и методов активного обучения (ролевые игры, кейс-метод и т.д.). Хорошо зарекомендованным методом обучения и контроля знаний студентов является решение ситуационных задач.
В условиях, когда участие больного в проведении итогового контроля знаний и умений (государственная аттестация) студентов становится затруднительным или невозможным, особое значение приобретают клинические ситуационные задачи. Они представляются едва ли не основным способом проверки умения выпускника ориентироваться в клинических ситуациях. Собеседование по этим задачам является заключительным этапом государственной аттестации.
«Ситуационные задачи – задачи, позволяющие осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. При решении ситуационной задачи преподаватель и студент преследуют две разные цели: для учащегося – найти решение, соответствующее данной ситуации, для преподавателя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности» (Р.Г. Артамонов).
|