Приложение №4
к Образовательной программе
дошкольного отделения
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа»
«Токсовский центр образования»
Приказ №___от____________
Рабочая программа воспитания и обучения дошкольников
Физического развития в соответствии с ФГОС ДО
на 2015-2016 учебный год
инструктора по физической культуре
Составитель:
Инструктор по физической культуре
Ж.В. Павлова
Пункт
|
Содержание
|
Стр.
|
1.
|
Пояснительная записка
|
2
|
1.1
|
Общие положения
|
4
|
1.2
|
Цели и задачи деятельности по реализации Программы
|
4
|
1.3
|
Принципы и подходы к формированию программы
|
5
|
1.4
|
Общие приоритеты оздоровительной работы в МОУ «СОШ «ТЦО»
|
6
|
1,5
|
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
|
8
|
2.
|
Содержательный раздел
|
10
|
2.1
|
Содержание образовательной области «Физическое развитие»
|
10
|
2.2
|
Образовательные задачи по разделу «Физическое развитие»
|
12
|
2.3
|
Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре в ДОУ
|
28
|
3.
|
Организационный раздел
|
29
|
3.1
|
Формы работы по физическому воспитанию в режиме дня. Описание ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников
|
29
|
3.2
|
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»
|
38
|
4.
|
Содержание программы – Вариативная часть
|
48
|
4.1
|
Практический материал
|
49
|
4.2
|
Методическое обеспечение занятий по физической культуре
|
50
|
|
Литература
|
65
|
Пояснительная записка
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо.
Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям.
С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, которая является одной из главных составляющих дошкольного образования.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования различных форм и средств физического воспитания.
За основу рабочей программы взяты методические рекомендации Л.И. Пензулаевой «Физкультурные занятия в детском саду». Она не противоречит с задачами образовательной программы «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, в которой прописан раздел по физическому воспитанию детей и приобщения их к здоровому образу жизни.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Письмо Департамента Государственной политики в сфере общего образования министерства образования и науки РФ № 08-249 от 28.02.2014 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
-« Концепция содержания непрерывного образования(дошкольное и начальное звено)»Утверждена Федеральным координационным советом
по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
- Письмо министерства образования и науки РФ от 20.01.2014 №08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований , установленных ФГОС ДО»
- Письмо министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О требованиях к программе дополнительного образования детей»
Региональный уровень
Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года № 06-оз «Об образовании в Ленинградской области»(принят Законодательным собранием Ленинградской области 29 января 2014года);
Общие сведения о ДО
- Устав МОУ «СОШ «ТЦО» (новая редакция №8), утверждён приказом Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 13.12.2013 №365
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности №493-12 от 24.05.2012 Р0 № 013494
1.1 Общие положения.
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре проводятся 3 раза в неделю в каждой возрастной группе (2 занятия в зале, 1 на свежем воздухе), что помогает строить работу в определённой системе, даёт возможность соблюдать постепенное усложнение материала, устанавливать преемственность между занятиями и другими формами работы.
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье», занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Работа педагога по физической культуре проводится через все ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям каждого ребёнка, и основывается на ведущих принципах педагогики: гуманизации, индивидуализации, природосообразности, системности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности и др.
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации Программы
Цель данной программы предполагает создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно - гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы «Физического воспитания»
В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- связь физической культуры с жизнью;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.
При работе используются следующие методы и приемы обучения:
Наглядные:
- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);
- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям и поиск ответов;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
- слушание музыкальных произведений;
Практические:
- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- выполнение упражнений в игровой форме;
- выполнение упражнений в соревновательной форме;
- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.
1.4. Общие приоритеты оздоровительной работы в МОУ «СОШ «ТЦО»
1. Осмысление собственного здоровья
2. Развитие физического и психического состояния детей
3. Воспитание стремления к самосозиданию, «творению» собственной телесной организации (красота и здоровье тела и движений)
4. Овладение детьми доступными навыками самомассажа, дыхательной гимнастики
5. Развитие познавательного интереса к телу, его функциональным возможностям
6. Развитие эмоционального сопереживания
7. Превращение здорового образа жизни в норму.
8. Приобщение детей к занятиям по физической культуре.
Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.
1. Формирование основных движений
• ходьба, различные виды ходьбы
• бег, различные виды бега
• прыжки
• лазание, перелаз
• метание, ловля, броски
• равновесие, координация движений
2. Упражнения для разных групп мышц
• упражнения на создание и сохранение позы
• упражнения на развитие мелкой моторики
• упражнения на развитие мышц лица и мимики
3. Упражнения из различных видов спорта
• санки (катание на санках)
• лыжи (ходьба на лыжах)
• катание на велосипеде
• музыкально-ритмичные упражнения
4. Коррекционные упражнения
• дыхательные и звуковые
• упражнения для формирования и корректировки осанки
• упражнения для профилактики плоскостопия
• закаливание
1.5 Возрастные особенности детей дошкольного возраста
(от 3 до 8 лет)
В младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него.
В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.
Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется
детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.
Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и
ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знаниями ребенка о мире.
Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».
К пяти годам начинает формироваться произвольность — в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).
В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.
|